Расы и споры

Одним из первых описал человеческие расы великий систематизатор Карл Линней. Он считал, что у каждой расы особый психологический тип: европейцы — сангвиники, азиаты — меланхолики, американские индейцы — холерики, а африканцы — флегматики.
Но что же это за штука такая - раса, антропологи выясняют уже двести лет.
Еще в 1839 г. общество этнологии, основанное в Париже, выступило с заявлением, что его  цель - «установить, что же представляют собой на деле различные человеческие расы». Но спустя 40 лет Франц Боас, основоположник антропологии и президент Нью-йоркской академии наук, публикует статью, где констатирует: «Мы постоянно твердим о расах, но никто до сих пор не дал ясного ответа, чем они определяются». Боас Ф. История и наука в антропологии (1887 г.) - В кн. Антология исследований культуры в 3 т., т.1. Интерпретации культуры. СПб, 1997, с.532.
Среди отраслей социологии называют и социологию расы.
Но составители словаря издательства Penguin Books пишут, что «с самого начала задачей этой отрасли социологии было обоснование невозможности научного применения термина "раса" как такового». Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. - Казань, 1997, с.312. Они напоминают, что многие социологи предпочитают использовать для описания своей области исследований понятие «расовые» или «этнические отношения»: «расовое» и «этническое» для них синонимы.
«То, что называется расой, - писал французский историк и литературовед И. Тэн, - есть врожденные и унаследованные свойства, которые человек приносит с собой в мир». Тэн И. История английской литературы (Histoire de la htterature anglaise, 8 ed., Introduct., p. XXIII).
Словом, все свойства каждого человека - и интеллектуальные, и духовные, и физические - полностью определяются его принадлежностью к конкретной расе.
В современном энциклопедическом словаре дано такое определение: «Расы (ед. ч. фр. race) - подразделения вида человек разумный (homo sapiens), представленного современным человечеством. Расы человека характеризуются общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью распространения».
Принадлежность к той или иной расе определяется по ярко выраженным внешним признакам: цвет кожи, строение волос, тип черепа, анатомия носа и губ, верхнего глазного века.
Возникшие в ходе приспособления человека к природным условиям, эти признаки очевидны, и хотя на развитие представителей расы не влияют, но реальны, поэтому существование рас не оспаривается. Но о самом понятии расы ученые никак не договорятся, по-разному комбинируя набор отличающих видовых признаков.
Как отмечал Н.В. Устрялов, «до сего времени не установлено бесспорной научной основы классификации рас: классифицируют по цвету кожи, по форме черепа, по свойствам волос, есть попытки классифицировать по составу крови. Можно с достоверностью утверждать, что «чистых рас» уже не найти в природе: в пределах доступного нам познания существуют лишь смешанные расы. Некоторые географы видят в них «географические вариации человеческого рода». Некоторые антропологи называют их «гримом единого человечества». Устрялов Н.В. Элементы государства. Население. - Нью-Йорк, 1940, с.31.
У французского философа А. Фуллье есть суждение о «расе в историческом смысле, образуемой индивидами различных рас, соединенных в течение веков в одно государство, подчиненных одним и тем же учреждениям, руководимые однообразными верованиями... Лапуж предполагает назвать такого рода группы «etnes» или «etnies». «Исторические расы чаще всего находятся в антагонизме с зоологической расой». Фуллье де Альфред. Психология французского народа. - М., Изд. Павленкова, 1899, с.49. Он подчеркивал: «Человеческие расы ни в чем не походят на зоологические, ни даже на расы домашних животных, как их понимают и создают по своему желанию зоотехники... Так называемые национальные расы являются перед наблюдателем в такой же степени спутанными и в том же неустойчивом виде, как это наблюдается у голубей или собак, предоставленных свободному скрещиванию. Нельзя говорить о расах в применении к этим животным; это лишь более или менее неопределенные типы». Фуллье А. Цит. соч., с.65.
Сколько на земле рас и каких - тоже предмет бурных дискуссий.
Четко выделяют три группы рас - негроидная, европеоидная и монголоидная (черная, белая и желтая), их принято называть большими расами. Как известно,
Библия выводит их происхождение от трех сыновей праотца человечества Ноя:  Хама, Сима и Иафета.
Иногда говорят о четвертой - коричневой, австралоидной. Кроме того, есть протораса - бушменская на Юге Африки. Некоторые считают особой расой американских индейцев.
В XIX веке слово «раса» часто используют в значении «нация». Так Лебон пишет о французской расе. Лебон Г. Психология толп. - В кн. Психология толп. (Библиотека социальной психологии). М., 1999, с.46.
О германской и турецкой расах упоминает    Маркс, Боборыкин - о саксонской расе. Боборыкин П.Д. Столицы мира. - М., 1912, с.20.
По одной из концепций, расы - большие группы родственных народов: «славянская раса», «тюркская раса», «арабская раса», «северная (нордическая) раса». Есть и теория, по которой на Земле насчитывают более 30 мелких рас, не говоря уж о таких известных, как кельтская, кавказская, романская, семитическая, арийская и туранская расы.
В 18-20 веках предлагались многочисленные классификации рас, главным образом основанные на внешних морфологических особенностях.
Одну из самых удачных попыток сделал французский антрополог И.Е. Деникер. Он создал классификацию человеческих рас (1900), в которой впервые последовательно был проведён принцип выделения антропологических типов исключительно по физическим признакам; серьёзный ее недостаток - отсутствие исторического подхода, что не даёт возможности проследить процесс возникновения рас.
Сегодня общепризнанной является популяционно-генетическая классификация рас ЮНЕСКО, созданная на основе антропологических данных и включающая, помимо трех главных рас, еще около 15 рас переходного типа.
Эта классификация была поддержана 22 ведущими биологами мира, которые в 1965 г. в Москве по поручению ЮНЕСКО обсуждали «расовую проблему». По данной классификации, расы определяются как человеческие популяции, различия которых проявляются «во внешнем виде их представителей... и в большинстве случаев... связаны с различной частотой появления комбинаций одних и тех же наследственных признаков». Различные по частоте комбинации одних и тех же генетических компонентов приводят к таким физическим различиям, как «преобладающая группа крови, форма головы или пигментация кожи». Биологические аспекты расы. - Курьер Юнеско, 1965, №4, с.6-9.
В определении классификации ЮНЕСКО нет даже упоминания о наличии каких-либо характерных психических отличий у представителей разных рас. Видовое единство человечества неопровержимо. Но у нее много оппонентов, критикующих ее авторов с расистских позиций. Так, Г. Курт, например, объявляет расовую классификацию ЮНЕСКО не научной, а «политической, поскольку она не признает наряду с физическими и генетически закрепленные умственные различия между расами». Kurth G. Rassenbegriff. - Anthropologie. Das Fischerlexikon, Bd. 15, S. 165.
Не менее жаркими были дебаты о происхождении рас: возникло ли сразу несколько рас в разных точках планеты или человечество распространялось из одного центра. Полицентристов - тех, кто был убежден, что расы произошли от разных биологических предков и потому отличаются друг от друга, - обычно уличали в расизме...
Превосходство одной расы над другими на биологических основаниях пытались доказать многие.
Так, французский граф Жозеф де Гобино, выдвинув в середине XIX в., после революций в Центральной Европе, первую расистскую доктрину, в многотомном сочинении «Неравенство человеческих рас» (1853-1855) вывел историю человечества из борьбы между высшими и низшими расами. Черную расу он назвал неспособной к восприятию цивилизации, расу желтую поставил чуть выше, высшей признал белую, а внутри нее выделил арийцев - совершенную, «элитную расу». Арийское происхождение автором с голубой кровью приписывалось, разумеется, дворянству.
Что касалось угнетенного, эксплуатируемого народа, то его предков следовало искать, по утверждению де Гобино, среди представителей других рас. «История показывает нам, что всякая цивилизация рождается от белой расы, что цивилизация не может существовать без помощи этой расы, что общества растут и процветают в зависимости от сохранения той истинно благородной ячейки, которая их создала, и ячейка эта сама принадлежит к наилучшему отпрыску рода», - писал граф. Гобино Ж. Опыт о неравенстве человеческих рас, т.1, с.354.
Тогда же рождаются теории о войне рас, о господствующих и рабских расах, мифы о существовании расовой угрозы для белой расы.
Так, один из первых германских расистов-теоретиков Отто Аммон утверждал, что в Европе «раса круглоголовых с психологией рабов почти вытеснила европейскую кровь». Ammon О. Die Gesellschaftsordnung und ihre naturwissenschaftlichen Grundlagen. Jena, 1925, s.164.
Те или иные расы ставятся в низшее положение по самым разным мотивам: этическим, культурным, по степени развития экономики или государственности.
Автор Декларации независимости  США и президент страны Томас Джефферсон в 1781 году писал: «Ни один негр никогда не поймет ни геометрию Евклида, ни какого-либо из его современных толкователей». 
Дж. Леббок пишет: «В самом деле, видимо, о низших человеческих расах можно сказать, что они лишены идеи справедливости... мысль, что могут существовать человеческие расы, совершенно лишенные нравственного чувства, была совершенно противоположна тем предвзятым идеям, с которыми я приступил к изучению жизни дикарей, и я пришел к этому убеждению лишь мало-помалу и даже с неохотою». Леббок Дж. Начала цивилизации. Пер. под ред. Корончевского. - СПб, 1876, с.295.
П.Я. Чаадаев возражал: «Делить народы на расы привилегированные или расы отверженные бессмысленно». Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М., 1989, с.189.
Ведь расовый подход есть отрицание принципа равных прав и личной свободы. Если уже рождение определяет принадлежность человека к расе, его судьба не зависит от личных качеств. Белому суждено быть господином. Представителю низшей расы никогда не овладеть искусством торговли или управления. Родился рабом, - остаешься им на всю жизнь.
Кстати, одной из разновидностей расизма является космополитизм, что показал в книге “Европа и человечество” (1920) Николай Трубецкой (1890-1938). Он доказал, что “европейски образованным” людям “шовинизм и космополитизм представляются... противоположностями, принципиально, в корне отличными точками зрения”.
Трубецкой писал: “Стоит пристальнее всмотреться в шовинизм и в космополитизм, чтобы заметить, что принципиального различия между ними нет, что это... два различных аспекта одного и того же явления. Шовинист исходит из того априорного положения, что лучшим народом в мире является именно его народ. Культура, созданная его народом, лучше, совершеннее всех остальных культур... Космополит отрицает различия между национальностями. Если такие различия есть, они должны быть уничтожены. Цивилизованное человечество должно быть едино и иметь единую культуру... Однако посмотрим, какое содержание вкладывают космополиты в термины “цивилизация” и “цивилизованное человечество”? Под “цивилизацией” они разумеют ту культуру, которую в совместной работе выработали романские и германские народы Европы... Таким образом, мы видим, что та культура, которая, по мнению космополитов, должна господствовать в мире, есть культура такой же определенной этнографически-антропологической единицы, как и та единица, о господстве которой мечтает шовинист... Разница лишь в том, что шовинист берет более тесную этническую группу, чем космополит... разница только в степени, а не в принципе... теоретические основания так называемого... “космополитизма”... правильнее было бы назвать откровенно общероманогерманским шовинизмом”.
Возражая расистским взглядам, еще за 30 лет до гражданской войны Севера и Юга, в 1829 году аболиционист Уильям Гаррисон (1805-1879) писал, что если убийство угнетателей-англичан было оправданным деянием во время американской революции, то почему бы не счесть справедливым делом и восстание негров против белых угнетателей. «Предположим, что завтра мы получим известие о том, что рабы Юга восстали поголовно и сеют разрушение и смерть среди белого населения. Станем ли мы прославлять их деяния в наших песнях и оправдывать их ужасные злодейства? А почему бы и нет, раз мы считаем наш символ веры истинным? Ведь их обиды столь невыразимо тяжки, а свобода - право, приобретенное каждым человеком при рождении».
Действительно, через 2 года грянуло одно из самых кровопролитных восстаний рабов американского Юга под руководством Ната Тернера. А в 1865-1865 годах Север одержал победу над Югом в войне, в ходе которой президент США А.Линкольн 1 января 1863 г. провозгласил освобождение негров в Южных штатах.
Тем не менее, в 1864 г. президент Лондонского антропологического общества Дж. Хант в программной речи «Место негра в природе» выступил с новой попыткой научно обосновать «теорию» неравенства рас.
Историк права сэр Генри С. Мэн полагал, что «многие, вероятно даже большинство различий в характере народов, составляющих подразделения арийской расы, в действительности являются только различиями в степени их развития». Несмотря на это, «надо надеяться, - писал он, - что в недалеком будущем мысль современников сделает усилие, чтобы освободиться от вошедшей в привычку склонности принимать расовые теории. Многие из этих теорий имеют очень небольшую ценность вследствие легкости, с которой строят на основании их выводы, чудовищно не пропорциональные умственному труду, затрачиваемому их творцами». Мэн Г.С. Лекции по истории первобытных учреждений. - СПб, 1876, с.96-97.
Убежденным противником расовой идеологии был Герберт Спенсер. Оспаривая доводы расистов, он писал: «Но обратимся к фактам, на которых основывается это убеждение, - к фактам, которые мы почерпнем из отчетов путешественников и миссионеров. Восхваляя своего умершего сына, Tui Thakau, предводитель племени Фиджи, заговорил в заключение об его отважности и необыкновенной жестокости, ибо он был в состоянии убить свою собственную жену, если она его оскорбила, и тут же съесть ее. (Western Pacific. J.E. Erskine, p.248.). «Пролитие крови для него не преступление, а доблесть; быть признанным убийцей составляет для фиджийцев предмет ненасытного их честолюбия» (Fiji and the Fijians Rev. T. Williems, I, p.112). «Печальный факт представляет то, что когда они (зулусские мальчики) достигнут известного, очень раннего, возраста, они получают право, в случае если мать захочет их наказать, тут же убить ее» (Travels and Adventures in Southern Africa, g. Thompson, II, p.418.). «Убийство, прелюбодеяние, воровство и т. п. преступления не считаются здесь (Золотой Берег) грехом» (Description of the Coast of Guinioa. W. Bosman, p.130). «Укоры совести ему незнакомы (Вост. Африка). Единственное, что его пугает после совершения какого-либо предательского убийства, - это посещение гневной тени убитого» (Lake Regions of Central Africa. RF.Burton, II, p.336). «Я никак не мог объяснить им (обитателям Вост. Африки) существование доброго начала» (The Albert N'ianzat. J. Baker, I, p.241). «Члены племени дамара убивают бесполезных и бессильных людей; даже сыновья удушают своих отцов, когда те заболевают» (Narrative of an Explurer in Tropical South Africa F. Gallon, p.112). «Племя дамара, по-видимому, не имеет ясных понятий о добре и зле» (Ibid, p.72).
Приведенным тут фактам мы могли бы противопоставить факты обратного характера. Как противоположную крайность мы приведем несколько восточных племен - язычников, как их называют, обнаруживающих добродетели, которые западные нации, называющиеся христианскими, только проповедуют. В то время как европейцы жаждут кровной мести почти так же, как самые первобытные из дикарей, существует несколько скромных племен, живущих в горах Индостана, которые, как, например, депчасы, «удивительно легко прощают обиды» (Campbell, Journal of the Ethnological Society, July, vol. I, 1869, p.150). Кэмпбелл приводит «примеры сильно развитого чувства долга у этих дикарей» (Ibid, p. 154). Те черты, которые мы считаем присущими христианскому учению, проявляются в высшей степени в племени арафуров (папуасы), которые «живут в полном мире и братской любви между собой» (Д-р Кольф - Kolff Voyages of the Dutch brig «Dourga»), так что власть у них существует только номинально. Что касается различных индийских горных племен, как, например, санталы, соурасы, мариасы, лепчасы, бодосы и дималы, то различные наблюдатели многократно свидетельствуют о них, что «это самый честный народ, какой я только встречал (W.W. Hunter, Annals of Rural Bengal, p. 248), «преступления и уголовные кары им совершенно незнакомы» (Ibid, p. 217), «симпатичной чертой их характера является их полнейшая добросовестность» (Dr. I. Shortt, Hill Ranges of Southern India, pt III. p. 38), “они отличаются необыкновенною добросовестностью и честностью» (Glasfind, Selections from the Records of Government of India, For departm, XXXIX, p. 41), “они удивительно честны” (Campbell, Journal of the Ethnological Society, N. S. Vol. I, 1869, p. 150), «честны и верны на деле и на словах» (В.H. Hodgson, Journal of the Asiatic Society of Bengal, XVIII, p. 745).
Независимо от расы мы встречаем эти черты вообще в людях, которые продолжительное время пользовались миром (однородный антецедент), будь то якуны полуострова Малакка, которые никогда еще, насколько известно, ничего не украли, даже самого ничтожного пустяка (достоп. Фавр, Journal of the Indian Archipelago, II, p. 266) или госы (в Гималаях), среди которых достаточно сомнения в чьей-нибудь честности или правдивости, чтобы приговорить человека к самоуничтожению (полковник Дальтон, Descriptive Ethnology of Bengal, p. 206). Так что в отношении совести эти некультурные народы настолько же превосходят среднего европейца, насколько культурные европейцы превосходят грубых варваров, описанных нами выше». Спенсер Г. Опыты, т.3. Пер. с англ. под ред. Я.А. Рубакина. - В кн. Спенсер Герберт. Опыты научные, политические и философские, Минск, 1999, 1408 с. 
Однако именно Г. Спенсер, опередив Дарвина, труд которого вышел только в 1859 г., выступил пророком новой идеологии, позже получившей имя «социал-дарвинизм». Еще в 1852 г. он выдвинул формулу «survival of the fittest» (выживание наиболее приспособленных) как принцип общественного развития. В более поздних изданиях своей работы Дарвин, очевидно, заимствовал этот термин у Спенсера как синоним понятия «struggle for life» (борьба за существование).
Спенсер в социологических трудах широко использовал термины Дарвина, которые, как он полагал, увязывались с его взглядами на общество. Известно, что он, вслед за О. Контом, рассматривал общество, как биологический организм или сверхорганизм, а социальную революцию - как продолжение биологической эволюции. Им же была выдвинута идея о стихийности и автоматизме общественного развития, которое Спенсер сравнивал с «индивидуальным развитием организма». Он отрицал необходимость социального обеспечения «неприспособленных» и «бесполезных» (так называл бедных и больных). Спенсер предвещал автоматическое наступление общественного прогресса в том случае, если, как он считал, никто не будет чинить препятствий «естественному отбору».
К социал-дарвинистам примкнули, прежде всего, социологи, знакомые с дарвинизмом по работам Спенсера, искажающим содержание учения Дарвина. Вслед за Спенсером все процессы в обществе они представляли как действие законов природы, то есть как естественные явления. Национальные варианты социал-дарвинизма вскоре появились почти во всех капиталистических странах.
Их усиленно распространяли социологи, промышленники, экономисты, биологи (в Англии после Спенсера - У. Беджхот, Б. Кидд, А. Маршалл и Б. Хайкрофт; в Америке - А. В. Смолл, У.Г. Самнер, Дж. Фиске и Дж. Рокфеллер).
Еще в 1904-м году ученый Дэвид Старр Джордан, являвшийся президентом Стэнфордского университета, в работе «Кровь нации» заявил, что положение человека, его качества и таланты передаются по крови.
В начале двадцатого века в 27 штатах Америки евгеника была национальной политикой. Центром движения стала Калифорния. Планы найти умственно-неполноценных и остановить их размножение поддержали Американская медицинская ассоциация, Национальная академия наук, Национальный научно-исследовательский совет. Подобные взгляды нашли широкую поддержку общественности.
Писатели Джордж Шоу и Герберт Уэллс заявляли, что евгеника спасёт мир, селекционер и садовод Лютер Бербанк призывал «запретить слабовольным и уголовникам иметь детей», даже Рузвельт как-то проговорился, что «общество не может позволить дегенератам воспроизводить себе подобных».
Даже Верховный суд США поддерживал подобные взгляды.
В 1927-м году судья Оливер Уэнделл Холмс писал: «Для всего мира будет лучше, если мы не станем ждать, пока дегенераты утопят нас в преступности. Мы не позволим им упиваться своим слабоумием, общество может остановить размножение тех, кто не пригоден для этого».
Спустя много лет во время Нюрнбергского процесса слова Холмса цитировали нацисты в попытках оправдаться. Философия отбора людей соответствующих заданному типу подкреплялась в Америке законами о принудительной стерилизации и сегрегации людей, насильственном выселении в «колонии», ограничениях для въезжающих в страну, а также запретах на смешанные браки между представителями различных рас и национальностей.
Тысячи неполноценных людей подверглись преследованиям способами, которые выясняются до сих пор. Самой суровой политической акцией данного течения стало официальное разрешение на принудительную стерилизацию, куда в основном отправляли умственно отсталых и заключенных.
Ученые-евгеники из таких оплотов науки, как Принстон, Гарвард и Йель, не продвинулись бы дальше разговоров, если не имели мощной финансовой поддержки со стороны различных организации филантропов, в частности, фонда Рокфеллера, института Карнеги и компании железнодорожного магната Гарримана. Институт Карнеги построил лабораторию в Колд-Спринг-Харбор, в которой была создана подробная картотека, содержащая информацию по каждому американцу.

В немецкоязычных странах континентальной Европы распространение социал-дарвинизма связано в первую очередь с именем Ф.А. Ланге, отождествлявшего его с мальтузианством, А.Э. Шеффле, Л. Гумпловича и Г. Ратценхофера.

В 70-80-х годах XIX века социал-дарвинизм приобрел все более жесткий и агрессивный характер. С невиданной настойчивостью и прямолинейностью утверждалась борьба за существование, выдававшаяся за противоборство «надындивидуальных таксономических единиц», т.е. трактуемых с биологических позиций классов, рас и народов. Социал-дарвинисты уже пропагандировали программы искусственного отбора как единственного эффективного средства, позволяющего компенсировать недостатки надломленного механизма социального отбора.
На рубеже XIX и XX вв., т.е. несколько позднее, чем во многих других западноевропейских странах, и в Германии эта разновидность социал-дарвинизма приобрела самую агрессивную форму и переросла в идеологию фашизма. Это было следствием ожесточенной борьбы германского империализма с немецким рабочим движением (партия немецкого пролетариата тогда стала сильнейшим политическим союзом и в 90-х годах XIX в. получила 20% всех голосов избирателей). Именно в те годы возникли социал-дарвинистские сочинения немецких зоологов Ф.В. Шальмайера и Г.Э. Циглера, которые свои концепции строили, исходя не из учения Дарвина, а из социологических теорий Спенсера, Кидда, Шеффле и, прежде всего, Гальтона и де Гобино, медика А. Плотца, социолога О. Аммона, экономиста А. Тилле и, наконец, используя так называемый справочник по расизму X.С. Чемберлена.
Френсис Гальтон (1822-1911), двоюродный брат Чарльза Дарвина, был разносторонним и талантливым ученым. Он открыл и объяснил антициклоны; анализируя факторы наследственности, пришёл к выводу о необходимости создания евгеники и заложил основы дактилоскопии и дифференциальной психологии.
Именно он разработал приёмы диагностики способностей, положившие начало испытаниям с помощью системы тестов. В социологии им созданы методы массового анкетирования и статистической обработки итогов исследований (в частности, метод исчисления корреляций между переменными). Проведённое им изучение особенностей психического склада большой группы английских учёных впервые сделало объектом опытного анализа личность учёного.
Но в книге «Hereditary Genius» (1869) он переносил методы и данные биологической науки на познание общества и активно содействовал развитию «теоретических» основ социал-дарвинизма. Гальтон не скрывал, какие цели преследуют его исследования по генетике человека. Вопрос, который надо решить, писал он, касается «генетической непрерывности различных классов». Galton F. Genie und Vererbung. Leipzig, 1910, S. VIII, XXII.
Идею об абсолютной генетической обусловленности духовных способностей, свойств характера и социальной позиции человека он доказывал тем, что среди родственников «выдающихся личностей» процент «выдающихся» был, согласно его подсчетам, значительно выше среднего.
Игнорируя различия в условиях жизни, образования, Гальтон утверждал, что человек обретает все свои качества и социальное положение исключительно благодаря генетической основе.
Поддерживал Гальтон и идеологию расизма. Различия в доле «выдающихся личностей» среди европейцев и «цветных» он использовал для построения так называемой шкалы «среднего интеллектуального потенциала», на разных ступенях которой оказывались европейцы, негры и австралийские аборигены. Там же, с.362.
Он даже выдвинул практическое предложение - осуществлять отбор и «специально разводить» особые колониальные народы (там же, с. XXV), а для европейского общества, вслед за Платоном, рекомендовал «выведение» элиты. «Если, таким образом, путем тщательной селекции можно довольно легко вывести устойчивую породу собак или лошадей... - говорил он, - то, по-видимому, возможно также путем тщательно скоординированных браков... добиться появления расы высокоодаренных людей, которая в интеллектуальном и моральном отношениях настолько же превосходила бы современных европейцев, насколько современные европейцы превосходят низшие негритянские расы». Там же, с.1, XII.
Для таких программ в 1883 г. Гальтон ввел понятие «евгеника», под которой он понимал «учение о хорошем воспроизведении». Там же, с. VI.
Он в рамках своей «евгеники» объединил биологические понятия наследственности и отбора, механически перенеся их на общественное развитие, и предложил для решения социальных проблем генетические меры, что, по сути, соответствует социал-дарвинизму, и в корне отличается от «евгеники», используемой в современной медицинской генетической профилактике.
Основные тезисы социал-дарвинизма сводятся к следующим.
Во-первых, социал-дарвинисты исходят из естественного неравенства людей, которое они выводят из принадлежности людей к различным расам и т.д., и сводят его к различиям генетически обусловленных задатков, конституции, интеллекта и характера людей. По сути, социал-дарвинизм подставляет на место объективных законов общественного развития понятия биологической науки, содержание которых отнюдь не адекватно содержанию общественных процессов.
Во-вторых, они считают, что принципы «естественного отбора» и «борьбы за существование», сформулированные Дарвином применительно к живой природе, действуют в качестве универсальных законов, в том числе и в обществе, и определяют развитие всех сторон социальной жизни, включая политические, нравственные и правовые нормы и институты.
Для сторонника социал-дарвинизма абсолютной истиной служит положение, будто естественный отбор является условием любого прогресса.
Завоевания чужих территорий, геноцид и эксплуатацию целых классов и слоев, рас и народов они оправдывали, выдавая их за осуществление «права сильной расы уничтожать слабые», поскольку, утверждал Тилле, «человек принадлежит природе, как любое растение или животное, а природа не знает сострадания». В капиталистической конкуренции они видели механизм отбора, а процесс концентрации капитала и образования монополий рассматривали как итог действия этого механизма.
«Рост большого бизнеса - это просто выживание самого приспособленного... Это не плохая тенденция в бизнесе, а просто проявление закона природы и закона бога», - писал Рокфеллер.
В-третьих, социальное неравенство людей объяснялось тем, что «любая общественная организация и упорядоченность» созданы механизмом отбора на основе «естественного неравенства физических и психических свойств» людей. «Низшее сословие... образует лишь исходное сырье, из которого возгоняются ценные составляющие».
Аммон расценивал классовое деление общества как величайшее благо для человечества и уверял, что образование сословий продолжает дело «естественного отбора» среди людей и подкрепляет их «естественное разделение».
В-четвертых, социал-дарвинисты разрабатывали программы, целью которых было введение в обществе «строгого отбора» (например, отмена социального обеспечения по болезни и т.д.) и его усовершенствование путем «сознательного отбора».
Этим в основном занимались деятели таких течений, как расовая антропология и расовая гигиена (евгеника). Представители первого из этих направлений социал-дарвинизма - расовой антропологии (де Лапуж, X.С. Чемберлен, Л. Вольтман) - видели смысл истории народов в проявлениях их расовых особенностей, в борьбе между «высшей» и «низшей» расами, наконец, в смешении рас.
«Биологическая история человеческих рас является подлинной... историей государств», - писал Вольтман. Классовые антагонизмы и классовую борьбу он сводил к «латентным расовым антагонизмам» и объявлял конкуренцию между человеческими расами двигателем развития.
Представители расовой антропологии видят причины надвигающегося «вырождения» народов развитых стран, «ухудшения расы», в «смешении рас».
Сторонники теорий «гигиены наследственности», «расовой гигиены» (евгеника), основываясь на успехах биологических исследований, считали главные положения расовой антропологии относительно смысла человеческой истории неверными, но при этом не порывали с расизмом. Они опирались на идеи Гальтона и стремились использовать для обоснования социал-дарвинизма учение о наследственности, в частности, основанные на биологическом материале теорию мутаций де Фриза, идеи А. Вейсмана, и, наконец, генетику Г. Менделя.
Ф.В. Шальмайер и Г.Э. Циглер объявили, не утруждаясь в доказательствах, итоги биологических исследований научными предпосылками социал-дарвинистских концепций. Сторонников расовой гигиены не устраивают достижения современной медицины, которые, по их мнению, препятствуют «выдающейся селекционной деятельности» голода, туберкулеза, эпидемий тифа и холеры, детской смертности, всегда «элиминировавших» «болезненные» и «подверженные заболеванию» экземпляры. Шальмайер рекомендовал государству «облегчить воспроизводство наиболее способным в этом отношении индивидам, дифференцированно затрудняя его остальным». Основным требованием «этики развития» было подчинение морали и права требованиям селекции.
Сам Дарвин, как и его видный последователь Т. Г. Гексли, выступал против переноса биологических понятий на познание общества и подвергался резким нападкам со стороны Шальмайера. Иначе говоря, социал-дарвинизм как социологическое учение возник независимо от теории Дарвина, притянутой к социал-дарвинизму позже.
Теория эволюции видов не может рассматриваться как причина его возникновения, хотя некоторые дарвинисты тоже не избежали искушения переносить биологические представления на общество.
Дарвинизм не имеет ничего общего с социал-дарвинизмом, ибо раскрывает суть эволюции живой природы. Роль социал-дарвинизма сводится к утверждению вечности, незыблемости капиталистического строя. В то время как теория Дарвина, созданная в результате скрупулезного изучения реальных фактов, отражает объективные законы живой природы, теории социал-дарвинистов являются идеологическими учениями, обосновывающими господствующее положение одних и подчиненное - других расовых, национальных, социальных слоев.
Слово «расизм» - производное от существительного «раса», которое уже давно перестало обозначать в языке понятие «род» или «семья».
В XVI веке принято было ссылаться на принадлежность к «доброй расе», объявлять себя человеком хорошей «породы», «дворянином». Подчеркивание происхождения было способом выделиться, показать свою значительность, что было и своеобразной формой социальной дискриминации. Простолюдин, мечтавший о «благородной крови», старался не упоминать имя своих предков.
Постепенно «заслуга происхождения» меняет содержание, и в конце XVII века слово «раса» употребляется уже для разделения человечества на несколько крупных родов. Новая трактовка географии представила Землю не только разделенной на страны и регионы, но и населенной «четырьмя или пятью родами или расами, различие между которыми настолько велико, что может служить основанием для нового разделения Земли».
В XVIII веке, наряду с другими значениями термина, при которых он может иногда означать (например, у аббата Сиейеса) социальный класс, Бюффон в своей «Естественной истории» проводит идею, что расы - это разновидности человеческого рода, в принципе единого. Эти разновидности «являются результатом мутаций, своеобразных искажений, которые передаются от поколения к поколению». Не являются ли, таким образом, лопари «выродившейся из человеческого рода расой»?
С тех пор это слово стало ловушкой для многих поколений исследователей. Не жалея сил, одни старались найти наследственные черты, разделяющие человечество на однородные группы, другие настаивали, что понятие «раса» всегда было и остается беспочвенной гипотезой.
Так, математик-философ А.О. Курно, участвовавший в исследовании расовой проблемы, в 1861 г. заявил, что «множество трудов, предпринятых в течение века, не завершились даже определением расы». Он добавил, что не имеется «точной характеристики понятия расы, которое служило бы подлинной меркой для натуралиста».
То, что биолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Франсуа Жакоб ощутил век спустя, в 1979 году, потребность уточнить данные биологии по этому вопросу, объясняется гибельными последствиями расизма, проявившимися в новейшей истории. В конечном счете, пишет он, «биология может утверждать, что понятие расы потеряло всякую практическую ценность и способно лишь на то, чтобы фиксировать наше видение все время меняющейся действительности: механизм передачи жизни таков, что каждый индивидуум неповторим, что людей нельзя иерархизировать, что единственное наше богатство коллективно, и состоит оно в разнообразии. Все остальное от идеологии».
Несмотря на обилие психофизиологических гипотез о неравноценности рас, многократные исследования доказали: идет речь об интеллекте, чувствах, состязании в ловкости или силе, ни одна из рас и наций не обладает теми качествами, которые ставили бы ее выше других.
Условия жизни и воспитание оказываются более значимыми для развития личности, чем расовая принадлежность. Во время 1-й и 2-й мировых войн Министерство обороны США специально провело тестирование миллионов белых и черных новобранцев, дабы доказать превосходство белых. Сравнение результатов тестов у белых и черных, живщих на одной территории, вроде бы подтверждало нужные выводы.
Но негры из северных штатов по всем тестовым показателям превосходили белых из некоторых южных штатов. Итоги проведения в США одних и тех же тестов среди детей негритянского происхождения свидетельствуют, что средние показатели коэффициента интеллектуальности в сельских районах штата Теннесси равны 58, а среди негритянских детей Лос-Анджелеса - 105. Вернеке А. Биологизм и идеологическая борьба, с.100-101.
Оказывается, уровень талантов почти одинаков во всех расовых и этнических группах. Все отличия - итог воспитания. Сильнейшие программисты - индусы, китайцы, русские. Японцы - конструкторы автомобилей, видеомагнитофонов. Лучшие шахматисты - грузины, индусы. Среди евреев много талантливых музыкантов, врачей, писателей, художников. Сильнейшие боксеры и лучшие бегуны - негры. Самые крутые торговцы - финикийцы, англичане, китайцы и армяне. Создатели величайших империй - Македонский, Ксеркс, Чингисхан и Сталин.
Сейчас Европа и США уступают Азии в ключевых направлениях цивилизационной гонки. Достаточно сравнить успехи студентов из Азии и с Запада — средний результат лидеров-тайваньцев в полтора раза выше показателей австрийцев или англичан. В 2004 году Китай превзошел Великобританию по количеству патентов на изобретения, в 2005-м — Россию, в 2007-м — Германию. Средний кореец работает на 4 часа в неделю больше американца и на 8 — больше француза.
Все расистские мифы - какими бы научными выкладками они не сопровождались, в основе своей имеют две гипотезы: мальтузианскую - о будущем перенаселении земли, и другую - об опасности существованию белой расы, исходящей от какой-то другой - черной или желтой. Что касается гипотезы о возможном перенаселении земли, давно уже доказано, что эта опасность человечеству если угрожает, то в достаточно отдаленном будущем.
Говоря о другом основании расизма, то есть так называемом неодарвинизме, то демографический взрыв, происходящий в ХХ веке в Азии, Африке и Южной Америке, резко изменил процентное и экономическое соотношение силы рас. Многие страны на этих континентах, освободившись от колониального гнета, обрели независимость, хотя еще находятся под диктатом экономически развитых государств.
Но японское «экономическое чудо», арабский подъем, основанный на нефтяном изобилии, быстрое развитие Южной Кореи и «южноазиатских тигров», показывают, что когда-то белому господству придет конец.
Но означает ли это, что в будущем возможен лишь один вариант решения межрасовых проблем, грозящий гибелью целой группы народов? Ведь существует и путь равноправного партнерства между ветвями человечества.
Идея борьбы всех против всех ведет к последствиям, о которых четко в свое время заявил русский ученый А. Богданов.
«Гибель племен и народностей, хотя бы и весьма отсталых, суживает базис дальнейшего развития человечества в его целом. Она означает уничтожение тех своеобразных элементов и условий развития, которые возникают из смешения и из общения различных народностей. Насколько бы ни была культура европейских купцов и солдат абсолютно выше культуры каких-нибудь австралийских аборигенов, первые не могут качественно заменить вторых в тех оригинальных чертах физиологической организации, технических методов, способов мышления, которые сложились на почве иной природы и иной истории. Сумма организационных форм, в самом широком смысле этого слова, из какой исходит прогресс человечества, уменьшается необходимо и бесповоротно при истреблении отсталых племен». Богданов А. Тектология, ч. 2, с.54.
Одним из борцов с мифом о «желтой угрозе» был Н. Чернышевский.
Ныне, писал он, «из вопросов о расе наиболее важны относящиеся к желтой расе. Она гораздо многочисленнее черной и никто не сомневается в способности желтых людей иметь большие государства с многочисленным хорошо дисциплинированным войском. Часто звучат рассуждения о том, не грозит ли европейским государствам опасность от Китая, население которого так велико. Китай может сформировать 15-20 миллионов войска и... может послать на Европу 7 или даже 10 миллионов воинов... есть в Европе много людей, предполагающих вероятность подавления Европы китайцами. Эти страхи фантастичны: когда китайцы усвоят европейские искусства настолько, чтобы войска их стали не то, чтоб очень хороши, а хотя бы не хуже нынешних турецких, Китай уже не будет единым государством. Теперь разные племена китайского народа соединены в одно государство только потому, что еще не умеют защитить самостоятельность от иноземного ига... До недавнего времени у европейских ученых владычествовали о желтой расе понятия презрительные. Негры были не люди, а животные; о расе, имевшей великих мыслителей, сделавшей великие технические открытия, нельзя было говорить таким тоном, как о неграх; китайцев нельзя было не признавать людьми. Но они были люди низшей породы. Но теперь - увы! - нам, белым, никак нельзя оставаться при мысли, что белая и желтая расы - две группы существ разного происхождения. Китайцы произошли от тех же самых предков, что и мы». Чернышевский Н. Очерк научных понятий. - В кн. Н. Чернышевский. Избранные философские сочинения, с.225.

На вопросы историков пытается отвечать генетика. С большой долей гипотетичности, конечно, но все же пытается.
Новый свет на происхождение человечества пролило открытие денисовской культуры новосибирскими археологами под руководством академика Анатолия Деревянко.

Денисовский человек — вид вымерших людей, впервые обнаруженный учеными М. Шуньковым и А. Деревянко в Денисовой пещере на Алтае в середине первого десятилетия 21 века.
Ещё 40 тысяч лет назад денисовцы населяли ареал, пересекающийся по времени и месту с территориями Азии, где жили неандертальцы и современные люди.
Команда учёных из лейпцигского Института эволюционной антропологии общества Макса Планка под руководством шведского биолога Сванте Паабо секвенировала ДНК денисовского человека, извлечённую из фрагмента кости фаланги детского пальца, найденного в 2008 году археологами в Денисовой пещере на Алтае. Выяснилось, что митохондриальная ДНК этого образца отличается от мтДНК современного человека по 385 нуклеотидам, в то время как митохондриальная ДНК неандертальцев отличается от ДНК Homo sapiens на 202 нуклеотида.

Денисовские люди стали вторым после неандертальцев видом вымерших гоминид, для которого стал известен полный митохондриальный и почти полный ядерный геномы.
Его открытие позволило утверждать, что у древнего человечества имелось, как минимум, два центра происхождения.  Неандертальское «наследство» наиболее выражено в генах жителей Европы и Пакистана, денисовское — у обитателей южно-тихоокеанского региона, что косвенно указывает на территориальное распределение (ареал) этих видов. Нельзя исключать, что уникальные языки папуасов Новой Гвинеи также связаны с наследством денисовцев.
Уже установлено, что ДНК денисовского человека частично присутствует в организме меланезийцев (около 5 процентов общих генов) и других народов островов Юго-Восточной Азии.

Впервые новый вид приматов был выделен на базе генетического анализа.  Статья, посвящённая этому открытию, опубликована в журнале «Nature» 24 марта 2010 г. 

Вероятно, в Азии денисовцы появились путем миграции из Африки, причем это  произошло раньше, чем перемещение Homo erectus, неандертальцев и современного человека. «Денисовцы выселились из Африки раньше человека, от Индонезии дошли до Янцзы и возможно поднялись по течению вверх», — уверен академик В.В. Иванов.

В 2013 году антропологи Алан Купер и Крис Стрингер предложили объяснение того, откуда гены денисовца появились в Азии. Ученые считают, что денисовские люди смогли самостоятельно пересечь линию Уоллеса (проходит между островами Бали, Ломбос, Борнео и Сулавеси и является водоразделом между азиатской и австралийской фауной). К такому выводу они пришли, проанализировав данные по наличию в геноме населения юго-восточной Азии следов генома денисовского человека.

В июле 2014 года в журнале Nature опубликованы итоги исследования генетического материала у ряда популяций современного человека на предмет особой вариации белка EPAS1 (кодирующего транскрипционный фактор, участвующий в кислородозависимой регуляции некоторых генов), которая присуща денисовскому человеку. 

Вот ее сокращенный перевод.

«Поскреби тибетца — найдешь денисовца. Впервые установлена прямая генетическая связь между денисовским человеком и жителем Тибета»;.
Ученые выяснили, что тибетцы смогли приспособиться к жизни на большой высоте благодаря генам, доставшимся им от денисовского человека. Более того, генетически жители Тибета гораздо ближе именно к денисовцам, чем к другим современным людям.

В процессе миграции из Африки на человека современного типа постоянно влияли меняющиеся условия среды обитания. Перепады температур, разная влажность воздуха и высота над уровнем моря — все это привело к тому, что в организме людей выработались специальные генетические механизмы, помогающие им выжить в конкретной среде обитания.

Коренные жители высокогорья (непальские шерпы, тибетцы, балти) смогли выработать механизм, позволяющий им жить на большой высоте над уровнем моря и не страдать при этом от высотной гипоксии (горной болезни). Это состояние возникает на высоте от двух тысяч метров над уровнем моря вследствие пониженного парциального давления кислорода в воздухе. Предельно возможная высота, на которой может находиться равнинный житель без специального оборудования, равна примерно 8 тысячам метрам, однако длительное пребывание на ней приведет к смерти.

Для высотной болезни характерны нарушения дыхания и пищеварения, сужение периферического поля и затуманенность зрения, снижение болевой чувствительности вплоть до ее потери, обезвоживание организма, отек легких и головного мозга, разнообразные психические расстройства.
Некоторые альпинисты рассказывают о зрительных и слуховых галлюцинациях: они часами общались с несуществующими спутниками, делились с ними пищей. Из-за развившихся психических расстройств альпинисты отказывались спускаться, решив остаться в горах навсегда.

В процессе акклиматизации организма «равнинного» жителя к большой высоте происходит повышение уровня гемоглобина в крови, отчего она становится более густой. Это может привести к образованию тромбов и закупорке сосудов.

Ученые исследуют вопрос адаптации жителей высокогорий к специфическим условиями их среды обитания уже в течение долгого времени. В 2010 году они установили, что за приспособление человека к нехватке кислорода отвечает ген EPAS1.
Именно благодаря этому гену концентрация гемоглобина в организме «горцев» гораздо ниже, чем у попавших туда жителей равнин, а это значит, что кровь коренных жителей не сгущается даже на большой высоте. Пониженный уровень снабжения крови кислородом при этом компенсируется более интенсивным кровотоком, который стимулируется оксидом азота.

Группа ученых под руководством Эмилии Хуэрты-Санчес (Университет Беркли, Калифорния) и Синь Цзиня (Южно-Китайский технологический университет) провела масштабные исследования гена EPAS1. Они сравнивали ДНК жителей Тибета с ДНК представителей народа хань (наиболее многочисленная народность Китая) и других 26 популяций, а также с генетическим материалом древних людей.

Тибетское плато расположено на высоте более 4000 метров над уровнем моря, парциальное давление кислорода в воздухе там на 40 процентов ниже нормы. Несмотря на такие экстремальные условия, тибетцы сумели прекрасно к ним приспособиться.
Тибетские женщины обладают более высокой способностью к деторождению, чем жительницы равнин, они не страдают от преэклампсии (отеков и повышенного артериального давления во время беременности), дети рождаются с нормальным весом. Уровень гемоглобина в крови тибетцев понижен, что уменьшает риск развития болезней сердечно-сосудистой системы.

Особенностью генетического кода жителей Тибета является наличие специфической вариации гена EPAS1. Именно это и стало объектом изучения Эмилии Хуэрты-Санчес и Синь Цзиня. Ученые сравнили ДНК 40 тибетцев, проживающих в деревнях Дингри (4300 метров над уровнем моря) и Наку (4600 метров над уровнем моря) с ДНК 40 представителей народа хань. Исследованию подверглись 477 однонуклеотидных полиморфизмов (отличия в последовательности фрагментов ДНК размером в один нуклеотид) и 32,7 тысячи спаренных оснований (пара оснований нуклеотидов на цепочках нуклеиновых кислот).

Ученые высчитали индекс фиксации гена EPAS1 для тибетцев и ханьцев. Индекс фиксации — это общепринятый метод определения генетического расстояния между разными видами живых организмов. Минимальное значение — 0 (означает, что организмы идентичны), максимальное — 1 (организмы принадлежат к разным видам). Работа показала, что этот показатель для гена EPAS1 тибетцев и ханьцев гораздо выше, чем должен быть у двух генетически близких народов.

Перед учеными встал вопрос, является ли такое расхождение мутацией de novo (то есть следствием ошибки при копировании генов) или же возникло из-за разных условий жизни. Группа Эмилии Хуэрты-Санчес и Синь Цзиня построила модель генетического развития двух народов и установила: ни один из предложенных вариантов не объясняет существующее положение. Это означает, что особая вариация гена EPAS1 досталась тибетцам извне.

Тогда исследователи сравнили генетический материал тибетцев и представителей 26 других популяций, а также денисовского человека. Результаты оказались неожиданными. Вариация гена EPAS1, характерная для тибетцев, была обнаружена лишь у двух ханьцев. Она не встречается ни у одного современного народа. Тем не менее, этот специфичный ген был найден у денисовского человека.

Дальнейшая работа по сравнению ДНК тибетцев и денисовцев подтвердила: генетически жители Тибета гораздо ближе к денисовцам, чем другие современные люди. Так, индекс фиксации 20 однонуклеотидных полиморфизмов для тибетцев и представителей современных популяций равен 0,65, что является довольно значительным показателем. При этом 5 из этих 20 полиморфизмов присущи только тибетцам и денисовцам.

Работа по изучению тибетского гена EPAS1 доказывает: механизм адаптации тибетцев к условиям высокогорья был запущен именно благодаря вмешательству генов денисовского человека, которое произошло раньше, чем генетическое разделение тибетцев и ханьцев, а также лишний раз подтверждает, насколько большую роль для нас играет передача генов от древних людей к современным. С полным отчетом о работе ученых можно ознакомиться в журнале Nature.

А миграции из Азии в течение многих тысячелетий постоянно оканчивались в Европе.
Недавно опубликованы итоги еще одного исследования, тоже осуществленного международной научной группой. 
Оказывается, генетический анализ позволяет сделать предположение, что предки большинства (почти 75%) населения Центральной Европы жили в степях России.
Такая гипотеза выдвинута на основе анализа геномов 94 людей, примерно 3-8 тысяч лет назад живших на территории Европы.
Древние люди культуры шнуровой керамики, думают ученые, были прародителями людей другой культуры - ямной, живших на землях между Днепром и Волгой примерно 4,5 тысячелетия назад.

Сегодня считается, что самые первые люди попали в Европу из Африки около 45 тысяч лет назад. Правда, кто точно был их прародителем - сказать трудно.

Недавно, как сообщает Nature, в Африке найдены останки неизвестного вида протолюдей, живших тогда же и в том же месте, что и афарский австралопитек «Люси». Международная группа исследователей во главе с доктором Йоханнесом Хайле-Селассие (Yohannes Haile-Selassie) из Кливлендского музея естествознания нашли ископаемые останки верхних и нижних челюстей протолюдей, живших 3,3-3,5 миллиона лет тому назад в области Ворсано-Милль в регионе Афар (Эфиопия).
Новый вид получил название Australopithecus deyiremeda. Видовое название deyiremeda означает "близкий родственник" на языке того региона, где были обнаружены останки.

Сегодня древнейшим прямым предком современных людей считается человек умелый.
В свою очередь его предками, возможно, были прямоходящие афарские австралопитеки, а шимпанзеподобный ардипитек — вероятный «прадед» австралопитеков.

Зубы и челюсти древнего австралопитека ученые обнаружили в 35 километрах от места захоронения «Люси», а ранее были раскопаны окаменелые останки ступни этого проточеловека. По анатомии он похож на «Люси» и других австралопитеков, которые, предположительно, жили в Африке 3-4 миллиона лет назад, однако отличается от вида Люси формой и размером толстых, покрытых эмалью зубов и надёжной архитектурой нижней челюсти.
Передние зубы, правда, относительно невелики, что указывает на различия в питании. Небольшие зубы часто связаны с активным потреблением мяса. К тому же жевательные мышцы нового вида выдвинуты вперёд (по сравнению с австралопитеком афарским).
В те времена, считают исследователи, на территории Восточной Африки существовало минимум три вида гоминид и, возможно, пять подвидов древних протолюдей.
Вот, наверно, кто-то из них и был предком африканских Адама и Евы.

Вероятно, 15-10 тысяч лет назад, хлынула вторая волна миграции, и Европу заселили земледельцы с Ближнего Востока, некогда прибывшие туда с Индокитая. Немецкие ученые смогли восстановить десятки фрагментов ДНК древних кроманьонцев, которые рассказали им о том, что в конце ледникового периода почти все население Европы вымерло. Об этом пишет «Свопи».
По словам антропологов, вымерших европейцев заменили «мигранты» из Африки и Ближнего Востока. И доказательством этому служат останки первобытных людей, найденные на территории нынешнего Евросоюза. Анализ ДНК костей показал, что отнюдь не все из них принадлежали коренным жителям материка. А расположение останков говорило о том, что многие из обнаруженных древних европейцев и выходцев из других континентов погибли в борьбе друг с другом.
По оценкам ученых, эта кровопролитная борьба происходила примерно 14,5 тысяч лет назад. Именно тогда и имела место одна из крупнейших миграций населения из экваториальных широт на северо-запад Европы, как наиболее пригодной для жизни территории.

А третий этап миграции массовой миграции с земли России и Украины состоялся 5-6 тысяч лет назад.  В то же время  возник  ряд  индоевропейских языков современной Европы.
Международная группа археологов и генетиков установила, сообщает The Daily Mail, что пять тысяч лет назад Европу начали заселять пришедшие с территории современной России племена. Издание ссылается на доклад, опубликованный в научном журнале Nature.
Скорее всего, говорят ученые,  балто-славянские, германские и романские языки появились именно в процессе миграции носителей протоязыка из России.
Они исследовали ДНК людей бронзового века, изучив в лаборатории найденные по всей Европе скелеты той эпохи, и пришли к выводу, что около 5 тысяч лет назад началась массовая миграция населения. Представители ямной культуры постепенно заселили Европу. Эта культура занимала пространство от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе и от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере.
Доказательства обнаружены во многих странах, в частности, во Франции, Германии и Нидерландах. По мнению ученых, "мигранты" пришли в Европу с территории, которую сейчас занимают южные регионы России.
"Проведенная работа является первым реальным крупномасштабным генетическим исследованием древних людей, - рассказал один из участников проекта Эске Виллерслев. - Мы проанализировали 101 геном. Это вдвое больше, чем было исследовано ранее за все годы".
По его словам, анализ данных проведен в Музее естественной истории в Копенгагене. Он дал удивительные результаты.
Ученые считают, что представители ямной культуры принесли в Европу свои языки, легшие в основу большинства существующих европейских языков, ритуалы и даже новые формы семьи. С их появлением начали строиться города.
Люди ямной культуры, очевидно, принесли в Европу и новые технологии, - например, колесо, приручение скота, умение выплавлять бронзу и обрабатывать медь. Первые колесные транспортные средства и одомашненные лошади на территории Европы появились как раз около 5-6 тысяч лет назад.  Кроме того, считают ученые, гены переселенцев дали европейцам высокий рост, карий цвет глаз и белую кожу.  Постепенно они заменили племена охотников, населявших Европу. 
 
Так что ошибся Николай Чернышевский.
Рецепт коктейля - все смешать и перемешать до получения однородной массы.

Но какая нация входит в состав какой-то расы - новый повод для споров.
Как отнести к одной расе рыжеволосых голубоглазых белокожих немцев и черноволосых смуглых темноглазых испанцев? Китайцы и бедуины, зулусы и готтентоты так отличаются, что включить их в одну расу невозможно.
Зато в состав некоторых наций входят большие группы людей с расовыми отличиями. Так, русских, китайцев, евреев или французов можно разделить на группы, входящие в разные расы.
Кроме того, в мире идет активный процесс перемешивания рас.
Видно, по этому поводу Бернард Шоу съязвил: «Раса - это множество людей, объединенных общим заблуждением относительно собственного происхождения».
Впрочем, о перспективах всеобщего смешения рас пишут давно. Например, мексиканский философ Хосе Васконселос (1882-1959) в книге "Космическая раса", еще в 1925 г. выдвинул гипотезу о будущем возникновении из смешения современных земных рас единой новой "космической расы"…


Рецензии
Оказывается, уровень талантов почти одинаков во всех расовых и этнических группах. Все отличия - итог воспитания.( ) Сильнейшие боксеры и лучшие бегуны - негры.
---
Не пойму почему вы постеснялись написать - вклад в мировую культуру
негров и белых совершенно одинаков.
С уважением,

Геннадий Иваныч   30.12.2019 16:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.