Дед Тишок
Для города-Героя Керчи праздник Победы всегда был связан с приездом ветеранов, всеобщим выходом горожан на гору Митридат, да и просто на улицы города. Главными действующими лицами были дети и ветераны войны. С каждым праздником все больше на улицах детей и все меньше ветеранов. Эта грустная тенденция заставила меня вспомнить одну давнюю историю, случившуюся в далеком рабочем поселке, Краснодарского края.
Этот рабочий поселок с красивым названием «Лучезарный» располагается на красивом берегу своенравной горной речки Лабы, притока Кубани, на опушке пойменного лиственного леса. Лес тянется то по одному, то по другому берегу и сбегает вслед за речкой с лесных отрогов седых гор Кавказа. Поселок – одно из отделений совхоза Южный - состоял из нескольких кривых улочек. С одной стороны лес и речка, с другой стороны красивейший совхозный сад. При поселке находился маленький пенькозаводик, в самом поселке имелся магазин, детский садик, начальная школа, клуб . В общем полный набор всех необходимых социальных благ сельского рабочего поселка. Война прокатилась по этой земле и оставила в поселке довольно пестрое население, но прошло пять, потом десять , пятнадцать лет мирной жизни, люди привыкли к новой жизни, обустроились, притерлись. Быт вошел в свое русло, старые сельские традиции уживались с новыми . На этом фоне мы и росли, учились и мечтали о нашей взрослой , будущей жизни, вместе со всей нашей страной.
В старенькой заброшенной хатенке на самом берегу старицы, рядом с лесной опушкой жил дед Тишок. Был он невысок ростом, зимой и летом в старенькой заячьей шапке и стеганой фуфайке в резиновых сапогах, дополняла портрет маленькая седая бороденка. Возраста он был неопределенного и почему его звали дедом тоже толком никто не знал. Откуда и как он попал в наш поселок неизвестно. Сам он никому и ничего о себе не рассказывал. Жил бобылем, хозяйства не держал, ставил силки, охотился, ловил рыбу, изготавливал самые красивые и разнообразные по форме и размерам плетеные корзины, вещь очень необходимая в сельском быту, а в летнее время с ранней весны до поздней осени он подряжался пасти общественное стадо, может быть поэтому и дед Тишок. Был он человек мастеровой, понемножку слесарил, мог отремонтировать и примус и керогаз, и «ходики»посмотреть, но лучше всего он ремонтировал охотничьи ружья, со всего района охотники к нему приходили со своими бедами. Его приглашали слесарем пойти на завд да он все разными причинами отговаривался. Как то так уж случилось , что никто не воспринимал всерьез деда Тишка, даже никто уже и не помнил, как на самом деле его звали, все звали его одинаково – Тишок. Все что делал Тишок, все казалось, что это он не всерьез, а так баловство одно, да и дохода ему как, то не приносило. Спиртного дед Тишок не пил ну не то чтобы совсем, а в общем неохотно, что окончательно закрепило за ним положение чудака. В каждой сельской общине находится такой чудак, который не имеет своего хозяйства, живет неприкаянно и не принимается всерьез сельской общиной. Однако Тишка, вроде бы как и побаивались немножко, не зря ведь он уже несколько лет подряд справлялся с самым известным по округе, своим крутым нравом, бугаем Буяном. За Буяном уже немало числилось «подвигов», совсем хотели свести на бойню, да Тишок не дал сумел укротить и увести в стадо разбушевавшегося бугая. Бабы шептались по углам: « Тишок не иначе «слово» знает».
Когда не было других занятий , Тишок выходил на берег Лабы и слушал ее вечный разговор. О чем ему рассказывала река , о чем жаловалась и ворчала в своем стремительном беге по округлым отполированным камням, которые сама и ворочала и катила по своему дну, когда в горах проливался летний ливень или начинался весенний паводок, этого так никто и не узнал. Тишок слушал тишину… .
Больше всего Тишка любила местная ребятня, ведь никто не мог лучше Тишка вырезать из простого прутика свисток или дудочку, показать гнездо перепелки или жаворонка, наловить пескарей и приготовить их на костре, набрать самых вкусных ягод , кисличек или лесных груш. Лес он знал как свои пять пальцев. Коров пас по лесным галявинам, да по опушкам так, что самые привередливые хозяйки всегда были довольны, а среди ребятни большой удачей было попасть к Тишку в подпаски. Ни на одном уроке биологии столько не узнать сколько мог показать дед Тишок на одной лесной полянке.
Лето всегда самое жаркое и трудное время на селе поэтому кино в клубе крутили только по воскресеньям, а тут вдруг привезли среди недели. Но этот фильм того стоил. Фильм был о войне, назывался «Тишина», а песня какая душевная-«Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят…» . Воспоминания о войне еще свежи, на фильм пришли всем поселком. Надо признать что фронтовики фильм приняли. Все дружно смотрели за событиями на экране, переживали вместе с героями, но вот фильм кончился и все вышли на улицу, мужики задымили сигаретами и самокрутками, а всех удивил дед Тишок. Со слезами подступил к мужикам: - вот это про меня фильм снят, я и есть один из этих троих, что остались живыми. Ну посмеялись мужики, похлопали снисходительно деда по плечу : «Ну , Тишок ты и загнул. Хорошее видать кино, задело за живое». Все знали, конечно, что Тишок воевал и пенсию получал как инвалид. Ну а кто тут не воевал и инвалидов больше половины, а на девятое мая как наденут награды, так в глазах рябит, такие иконостасы орденов и медалей. Орлы одним словом, а тут Тишок , смех да и только.
А Тишок очень обиделся что ему не поверили, прослезился даже. На другой день не вышел пасти стадо, поехал в район, в райвоенкомат. Военком послушал, пообещал разобраться, запрос послал куда надо, ну на этом все так пока и закончилось.
Жизнь продолжалась все таким же стремительным темпом, люди ездили в поездах и летали в космос, строили плотины и заводы, новые города и поселки и мы, вчерашние огольцы, закончили школу и разлетелись по всей, тогда необъятной стране. Но стали замечать люди с тех пор что стал дед Тишок прихварывать, и лето не в радость и зиму кое-как пережил, а ближе к маю умер. В селе человека не оставят на произвол, собрали соседи кто что мог, обрядили для похорон, а тут в контору звонят из военкомата, просят подождать, пока военком с командой доберутся. Приехал военком со взводом курсантов, с карабинами на ремне, привез звезду героя. На похоронах Тишка военком громко прочитал речь и односельчане наконец то узнали имя героя, который долгое время жил рядом с ними. Взвод курсантов отсалютовал выстрелами из своих карабинов. Похоронили героя. Помянули. Военком держал речь о том, что награда нашла своего героя. Родственников у героя в нашем поселке не оказалось, поэтому звезду героя военком увез с собой.
Надо отметить , что на этом наша история не закончилась. Нашлись родственники героя на его родине, туда и уехала звезда героя. Позднее, когда на родине героя стали устанавливать его бронзовый бюст, к нам в поселок приехали неугомонные искатели и забрали останки героя для перезахоронения их на родине. Но и это еще не все. Очередной весной взбунтовалась непокорная речка Лаба и смыла больше половины кладбища нашего поселка, аккурат там где был похоронен Тишок . Заодно и полтора десятка домов , стоявших по над Лабенком( малым рукавом Лабы) затопило, а тот домик, где жил Тишок, так вообще тем паводком смыло. Такое наводнение, одним словом, что пришлось российскому президенту прилетать на Кубань и в наш поселок в том числе и отселять пострадавших стариков подальше от воды. Отселили, это точно, да только не прошло и пяти лет, как большинство отселенных снова оказались в своих подмоченных хатах, но это уже совсем другая история.
В этой истории можно увидеть много разных аспектов, мне увиделся один, пока живы герои улыбнитесь им, скажите им спасибо сейчас. ПОТОМ БУДЕТ ПОЗДНО.
Керчь. 2012г.
Свидетельство о публикации №213121601707
Фёдоров -Северянин 21.12.2013 17:49 Заявить о нарушении