Журналистика - 2002
/В этом (2002) году мне захотелось оставить миру мой «свадебный» опыт. Написав главы «Вступление» и «Загсы», я предложил своей однокурснице, главному редактору воронежской ежемесячной газеты «Красотка» свою задумку. Она согласилась. Но главу «Загсы» пришлось переписать под формат газетной страницы.
Сейчас не помню уже в точности, как там было. Вроде как первые две главы и были опубликованы. А дальше почему-то газета перестала публиковать меня. Написав ещё «Место проведения свадьбы», «Выбор ансамбля» и «Выбор тамады…», я тоже охладел к этой теме.
Сохранилась запись, где я планировал, какие главы будут присутствовать в будущей «повести» о том, что же такое свадьба на самом деле. – В.Б., 16.12.13, 0:26./
СТОЛОВЫЕ, КАФЕ, РЕСТОРАНЫ
ВЫБОР АНСАМБЛЯ И ТАМАДЫ
ВЫБОР ВИДЕООПЕРАТОРА
В Ы К У П
ОТ ЗАГСА ДО СТОЛОВОЙ
В СТОЛОВОЙ
В И Д Е О О П Е Р А Т О Р
А Н С А М Б Л Ь (Т А М А Д А)
СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ
*
В С Т У П Л Е Н И Е
Читаю в аннотации к фильму примерно следующее: «Невеста опаздывает в ЗАГС, а тамада, в это время, собравшимся там приглашённым, среди которых и сам жених, рассказывает всевозможные байки на свадебную тему». Наверное, только у тех, кто уже отпраздновал золотую свадьбу и кроме как на своей свадьбе больше нигде не гулял, не возникнет по прочтению подобного никаких эмоций. Но, может быть, это не наш фильм? И у них там, на Западе, такое приемлемо?
Хорошо. Возьмём другой пример. Уже наш, вполне современный фильм: «Свадьба». Для тех, кто его не смотрел, скажу, что там жених, отработав на предприятии дневную смену, быстренько моется, переодевается, покупает цветы и бежит к невесте. Регистрировались они в тот день или нет, я не помню. Такую мелочь напрочь забил тот факт, как пиршество в районном Доме культуры (вроде бы) на всю ночь (то, что первая брачная ночь у молодых была раньше, и так всем понятно). Кстати, в этом фильме уже жених, конкретно так, опаздывает к праздничному столу (ну какая же свадьба без опозданий?), а тамада старается развлекать гостей.
Пусть будет так. Кто его знает, возможно, так и проходят свадьбы где-нибудь за Уралом, в Сибири. Или на Крайнем Севере. Но я точно знаю, что как минимум 99% свадеб в нашем Черноземье так не проходят.
В своей жизни мне пришлось присутствовать более чем на полутораста свадьбах. /Последнюю я снимал в 2009 году и за 12 лет «мои свадьбы» достигли, пожалуй, числа «500» – В.Б., 16.12.13, 0:41./ А если брать во внимание все свадьбы, к которым я был причастен, то их число перевалит за двести. И только на одной из этих свадеб я находился в качестве жениха, и ещё на одной – в качестве гостя. На всех остальных – я зарабатывал деньги. Сначала в качестве фотографа. Потом – видеооператора. На нескольких свадьбах работу оператора приходилось совмещать с ведением. Четыре раза довелось быть чисто тамадой. Пробовал я себя и в роли конферансье, вёл дискотеки, стучал на ударнике и даже пел. Брачные обряды, на которых я присутствовал, проходили не только в Воронеже и области. Судьба заносила меня и на Липецкую и Белгородскую земли.
Надеюсь, что мой рассказ о том, как проходят свадьбы в нашем городе и по области, взгляд на свадьбу через объектив видеокамеры, советы готовящимся вступить в брак и многое-многое другое, взятое из моего опыта, будут и полезны, и занимательны читателям /«Красотки»/.
Итак, поехали.
*
З А Г С Ы
Своё повествование я решил начать с загсов Воронежа, так как в большинстве случаев именно в них будущие супруги идут в первую очередь – подавать заявление.
В самом Воронеже регистрации проходят по пятницам и субботам. Чаще всего, если свадьба проходит в пятницу, снимать приходится или в Советском, или в Коминтерновском, или же в Железнодорожном ЗАГСах.
Последний располагается между двумя мини-рынками: действующим продуктовым и заброшенным вещевым, на пересечении Ленинского проспекта и Остужева. Этот ЗАГС, в отличии от других, в дни, когда брачующихся пар предостаточно (обычно на апрельскую Красную горку), может предоставить два зала для бракосочетаний, и тогда молодые пары идут в два параллельных потока.
Подъезд для машин там не очень удобный: на узкой дорожке нередко случаются пробки, когда одни машины отъезжают от места регистрации, а другие в это время туда спешат.
В ЗАГСе есть помещение с зеркалами для того, чтобы молодые могли привести себя в надлежащий вид перед торжественной церемонией. Достопримечательность главного зала: раковины в виде ступенек, по которым стекает вода. Сам зал просторный, светлый, стильный.
Во всех ЗАГСах города регистрации выглядят примерно одинаково: вступительные слова, вопросы к молодым о готовности сделать ответственный шаг, приглашение расписаться на специальных бланках, обмен кольцами, объявление мужем и женой, троекратный поцелуй, вручение свидетельства о браке, поздравления от родственников и друзей (последовательность в разных загсах может не совпадать).
В Железнодорожном районе жених и невеста входят в зал бракосочетания под марш Мендельсона (как, впрочем, и во всех других заведениях Воронежской области подобного рода), выдаваемый синтезатором, а когда молодые, отделившись от своих свидетелей, подходят к столу и ставят по четыре подписи каждый, начинает играть лёгкая торжественная музыка, которая звучит практически до конца, меняясь, затихая, иногда прерываясь на короткие промежутки времени. Звучат торжественные слова ведущей (она обращается не только к молодым – до их росписей, но и к их родителям – после вручения свидетельства о браке, перед поздравлением молодых гостями), случается и в поэтической форме.
Отличительная черта Железнодорожного ЗАГСа – своеобразная традиция: зажигание молодыми свечи. В это время музыкант за синтезатором поёт. Поёт он, скажем честно, так себе; был я свидетелем и явной фальши с его стороны.
Доводилось мне даже накладывать музыку на видеозапись из этого ЗАГСа, когда ведущая вступила с кем-то в перебранку во время церемонии. Да и клиенты раз жаловались, что им пришлось в этом ЗАГСе крупно поругаться с тамошним персоналом во время подачи заявления и даже хлопнуть дверью. Но потом они всё-таки, через какое-то время, вернулись туда вновь.
В ЗАГСе есть свой видеооператор.
Железнодорожный ЗАГС некоторое время оставался единственным в городе, где после регистрации молодым и их гостям отводилось место для распития шампанского, но сейчас и этот ритуал уже в прошлом. В Воронеже теперь шампанское пьют только после выхода из ЗАГСа, на улице.
Вся вышеизложенная церемония в Железнодорожном районе занимает 8-9 минут.
На Левом берегу есть ещё один ЗАГС: самый молодой и тоже стильный и светлый. Он располагается также по Ленинскому проспекту между остановками «ул.П.Осипенко» и «Гипрокаучук».
Комната для приведения в порядок. Есть и видеооператор, но он предлагает свои услуги только тем, у кого видеокамера отсутствует. Музыкальное сопровождение: синтезатор, только без живого голоса. Непрерывающаяся мелодия начинается после надевания колец, причём варианты часто разные (может прозвучать колокольный звон).
В отличие от Железнодорожного ЗАГСа в Левобережном, после того как молодые оставят по четыре подписи, они не возвращаются в зал, а надевают кольца и получают свидетельство на возвышении, рядом с ведущей. Красивые слова и стихи (здесь тоже говорят не одно и то же, видно, в зависимости от того, кто ведущая и чем она хочет молодых поздравить) в этом ЗАГСе, опять-таки сравнивая с предыдущим, говорят больше после вручения свидетельства, обращаясь с тёплым словом и к родителям новобрачных.
Левобережный ЗАГС тоже имеет добрую традицию, которая перешла в новое здание из Дворца им.С.М.Кирова: первый танец молодых. Правда, когда лимит времени поджимает, эта процедура пропускается.
Церемония в Левобережном ЗАГСе занимает около 10 минут. Пожалуй, единственные жалобы от клиентов этого учреждения сводятся к отсутствию, практически, парковки для автомобилей. Веренице свадебных эскортов приходится растягиваться по проезжей части.
И всё же этот ЗАГС мне нравится больше, чем другие ЗАГСы Воронежа: мне импонируют те, кто там работает, потому что они знают своё дело.
ЗАГС Центрального района (не путать с Дворцом Бракосочетания, который уже более двух лет не работает) находится на ул. Кольцовской, почти напротив Ликёро-водочного завода.
Всё те же проблемы с парковкой машин. Благо ЗАГС этот пропускает через себя не так уж и много свадебных пар. Популярностью, скажем так, он пользуется у горожан не особо. Мне выпадает снимать там только 2-3% свадеб.
Зал бракосочетаний небольшой, стены обиты чем-то вроде красно-коричневого дерматина с орнаментом. Под магнитофонную музыку молодые проходят сразу на крохотное возвышение за столиком, потому что в самом зале для них места просто не остаётся: там располагаются гости, оператор (если он есть), фотограф и ведущая.
В этом зале по две подписи оставляют новобрачные и по две их свидетели. Вся процедура вместе с поздравлениями от пришедших, вручением цветов и поцелуев длится, пожалуй, не больше семи минут. Но и за это время, случалось, в зале успевает наступить анархия, и молодых даже некому порой торжественно выпроводить на улицу.
Не многим отличается от Центрального на сегодняшний день и Ленинский ЗАГС. Вряд ли к нему можно подъехать более чем на трёх-четырёх машинах. Но здесь «виноват», скорее, не сам ЗАГС, а какая-то строительная организация, огородившая весь фасад здания мощным бетонным забором с паутиной арматур и металлической сетки. Лежащие неподалёку от выхода такие же бетонные блоки и вообще усугубляют картинку торжественности.
Сие можно лицезреть на пересечении улиц Платонова и Орджоникидзе.
Внутри там намного привлекательней: в главном зале светлые тона и дневной свет с улицы. Помещение хоть и выглядит попросторнее Центрального, но всё равно маловато. Синтезатор, если он, конечно, до сих пор там есть. Этот ЗАГС попадается мне также только в двух-трёх случаях из ста.
Молодые расписываются по четыре раза, а свидетели – по два.
Далее ЗАГС Советский. Расположен недалеко от троллейбусной конечной остановки «ул.Комарова». Площади для размещения авто предостаточно.
Молодые проходят в помещение и встают перед белыми дверями, ждут, когда же заиграет заветный марш. В торжественный зал заходят под фортепиано и две-три скрипки. Зал неплох собой.
Процедура росписей такая же, как и в предыдущем. Отличительной чертой этого ЗАГСа является то, что после вручения свидетельства к молодым выходит женщина, одетая в, надо полагать, национальный костюм, читает торжественные стихи и угощает молодых минеральной водой. На всё – 8-9 минут.
Во всех ЗАГСах, кроме Левобережного и Советского, молодожёны выходят через ту же дверь в которую входили.
Пожалуй, самым неприятным для меня является Коминтерновский ЗАГС. И это несмотря на то, что сам процесс регистрации там один из самых коротких по сравнению с другими районными отделениями. Хотя вместе с фотографированием, которое происходит в самом помещении ЗАГСа, время на процедуру удлиняется до 10-11 минут.
Располагается ЗАГС на пересечении ул.Карпинского и пер.Политехнического. Подъезд есть. Внутри прилично. Есть даже банкетный зал, где, в общем-то, наверное, можно выпить шампанского после регистрации, но он при мне никогда не работал. Молодые приглашаются на бракосочетание по громкой связи (больше такого в Воронеже нигде нет). Ступеньки перед входом в торжественный зал. Фортепиано и виолончель (и скрипка). Стулья для родителей молодых. По две подписи от молодых и по одной – от свидетелей.
Не люблю же я этот ЗАГС потому, что там прямо-таки силой навязывают своего видеооператора. Мне уже более двух лет удаётся снимать там самому: вытаскивать из камеры кассету, а после регистрации вновь вставлять её, совмещать конец чужой съёмки с началом своей – занятие безрадостное. К тому же там вполне могут срезать окончание моей съёмки, или даже сделать пропуск на кассете, при этом не отрегулировав белый баланс (баланс цвета).
Так что хорошо, когда их оператор отдыхает, но когда в небольшом помещении снимают два видеооператора и фотограф, и коллега может запросто закрыть своей спиной мой объектив, а ведущая и вовсе станет размахивать руками и будет стараться меня отпихнуть, страсти накаляются. Правда, на качестве видеозаписи с моей стороны это не влияет, и местный оператор в любом случае снимет хуже.
Все городские ЗАГСы я перечислил. Но в последние два года всё чаще и чаще даёт о себе знать усадьба поэта Веневитинова, расположенная в селе Ново-Животинном Рамонского района.
Ехать туда – не ближний свет. Но там красиво: картины, скульптуры, камин и рояль (они бездействуют). Играет синтезатор. Ведущих, как правило, две. В торжественный зал молодожёны поднимаются по лестнице на второй этаж. Здесь есть всё то, чего нет в городе: это и первый танец, и распитие шампанского, и сверх всякой меры здесь перешагивают через ленточки, кусают каравай, слушают Указ Гименея, и многое другое. За отдельную, наверное, плату могут устроить молодым, их родителям и гостям экскурсию по залам дома-музея.
Обычно от захода жениха и невесты в двери усадьбы и до выхода из неё уже мужем и женой проходит час. Поэтому жениться там – испытание нелёгкое. В дни особенного ажиотажа молодые пьют шампанское и получают поздравления уже в другом зале (комнате) на первом этаже. Таким образом молодой ЗАГС увеличивает человеко-поток вдвое. Летом здесь можно расписаться не только в пятницу и субботу, но даже и в воскресенье. Неподалёку от Ново-Животинного есть и мост, по которому новоиспечённый муж может пронести свою любимую, и лес, где можно отдохнуть всей честной компанией.
Не нравится мне в этом ЗАГСе то, что он несколько темноват: мне приходится отодвигать там шторы, чтобы за счёт дневного света увеличить освещение в зале, за что на меня нередко «наезжают» местные работники. Молодые, после окончания бракосочетания спускаются по лестнице, идут по аллее, всё время останавливаемые фотографом для очередного снимка. Из-за этого, на мой взгляд, теряется торжественность данного момента.
Материал готовился мной по памяти на воспоминаниях прошлого года, поэтому если кто-то захочет поправить меня, дополнить, я буду рад вашим письмам, присланным в редакцию с пометкой «Свадебная карусель».
А в следующем номере поговорим о выборе места проведения свадьбы: столовые, рестораны, кафе.
*
З А Г С Ы
Своё повествование я решил начать с загсов, так как в большинстве случаев именно в них будущие супруги идут в первую очередь – подавать заявление.
В самом Воронеже регистрации проходят по пятницам и субботам. Было время, когда регистрировали и в среду, но те дни, скорее всего, навечно канули в Лету. Но в некоторых районных загсах зарегистрировать могут и в воскресенье.
Во всех ЗАГСах регистрации выглядят примерно одинаково: вступительные слова, вопросы к молодым о готовности сделать ответственный шаг, приглашение расписаться на специальных бланках, обмен кольцами, объявление мужем и женой, троекратный поцелуй, вручение свидетельства о браке, поздравления от родственников и друзей (последовательность в разных загсах может не совпадать).
И так как заявления такого рода принимаются обычно по месту прописки одного из будущих супругов, то выбор порой у молодых невелик. И всё-таки, на что нужно обратить внимание, подавая заявление в ЗАГС.
Подъезд к зданию загса должен быть удобным, просторным, чтобы можно было не только свободно проехать к загсу, но и нормально отъехать от него после регистрации.
Если вас снимает видеооператор, то, наверное, немаловажными являются внешний вид, внутренний интерьер, освещение и размеры зала торжеств. Не слишком красиво, когда молодые после регистрации пьют шампанское на фоне металлических сеток, бетонных плит и блоков. Для видеокамеры хорошо, когда стены и потолки помещения имеют светлые тона, а залу доступен дневной свет. Прямое попадание в зал солнечных лучей нежелательно. Красные и коричневые тона зала – это тоже минус для помещения, в котором ведётся видеосъёмка.
Обратите внимание на то, как с вами будут обращаться работники загса во время приёма заявления. Если вам будут грубить, то возможно, что какие-то неудобства по вопросам вежливости и радушия встанут у вас и в день вашей свадьбы.
Обычно каждый загс имеет какую-то свою, пусть небольшую, отличительную особенность. (Смотрите таблицу внизу.) Но подробно об этом вы можете спросить у того, видеооператора, которого решите пригласить на съёмку. У настоящего профессионала должны быть видеозаписи всех загсов вашего города. А если у него таких записей нет вообще, то лучше от услуг такого «съёмщика» отказаться. Также у оператора можно узнать какие примерно слова будет говорить вам ведущая: где-то всё очень коротко и сжато, а где-то красиво и торжественно.
В большинстве загсов есть свои видеооператоры, но как правило снимают они посредственно, как впрочем, и почти все операторы-свадебники. Настоящих профессионалов, талантливых и имеющих свой неповторимый стиль, даже на миллионный город, насчитать можно на пальцах одной руки.
Практически во всех городских загсах в штате есть свой фотограф.
Было время, когда после регистрации молодым и их гостям отводилось место для распития шампанского, но сейчас этот ритуал, к примеру в Воронеже, уже в прошлом. Здесь теперь шампанское пьют только после выхода из ЗАГСа, на улице. Но зато по области в районных загсах и сельских Советах шампанское пьют в помещении. Да там и процесс регистрации идёт значительно дольше, бывает приглашаются лица из администрации района (совета), местные поэты и прочие «знаменитости». Там и перешагивают через ленточки, и кусают каравай, и слушают Указ Гименея (или что-то в этом роде), и многое другое. Поэтому случается, что церемония бракосочетания в области растягивается чуть ли не на час.
В городе же это занимает примерно десять плюс-минус две минуты.
А если кто-то захочет поправить меня, дополнить, поспорить со мной, я буду рад вашим письмам, присланным в редакцию с пометкой «Свадебная карусель».
И в следующем номере поговорим о выборе места проведения свадьбы: столовые, рестораны, кафе.
*
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СВАДЬБЫ
Свадьба – дело хлопотное. Но подготовка к ней – намного хлопотнее. Сколько всего нужно сделать: подать заявление, найти столовую, купить кольца, костюм и платье, договориться с водителями, ансамблем, тамадой, видеооператором, купить продукты и приготовить их, пригласить гостей, наконец, и многое-многое другое.
Но если в покупке одежды из меня советчик практически никакой (главное, чтобы костюмчик сидел, а платье было в пору и не уродовало бы вас); что есть и что пить на свадьбе – это вы и сами сможете разобраться (здесь всё упирается в ваши вкусы и ваши финансовые возможности), а вот по поводу места проведения свадьбы позволю себе немного высказаться.
Бракосочетание, конечно, можно отпраздновать в семейном кругу у себя дома с близкими родственниками, можно сходить с супругой (ом) в ресторан и посидеть там тет-а-тет, но если вы решили пригласить гостей, и ваша квартира не сможет их всех вместить, а ваш частный дом с выходом в просторный сад, где можно поставить столы и потанцевать, вас чем-то не устраивает, то кое-что довести до вашего сведения мне по силам.
Зал столовой (ресторана, кафе) должен быть вместительным для того количества народа, который вы приглашаете на гуляние, чтобы гости могли свободно там передвигаться, не толкаясь меж собой, не натыкаясь на столы и аппаратуру музыкантов (если таковые будут иметься). От музыкальной аппаратуры до столов должно быть хотя бы 5-6 метров. Иначе людям трудно будет танцевать, а тамаде практически сложно будет проводить какие-либо конкурсы и игры.
Но и слишком огромный зал при небольшом количестве приглашённых смотрится неуютно: гости в нём как бы теряются. Не слишком, на мой взгляд, подходит для свадеб и вариант со стеклянным кафе. Старайтесь не брать для проведения свадьбы узкие и одновременно длинные залы, а ещё столовые, где кухня ничем не отгорожена от зала.
Важный вопрос – расположение столовой. Хорошо, когда гостям легко до неё добраться, а молодым рукой подать до дома. Тогда и гости не станут торопиться уйти со свадьбы рано, и свадьба не опустеет раньше времени. Правда, довольно часто загулявших гостей со свадеб развозят на автобусах.
Интерьер столовой должен быть на уровне. Обшарпанные стены, потолки с подтёками, выбитые стекла лишнего веселья и приподнятого настроения свадьбе не придадут. Внешний вид тоже имеет значение, но это уже мелочи.
Зимой помещение, в котором играется свадьба, должно быть хорошо отапливаемым. Если будет холодно: молодые могут заболеть, гости будут больше пить (нужны вам пьяные на свадьбе?), а музыканты будут хуже петь, потому что в холоде очень легко сорвать голос.
Летом наоборот, помещение должно быть прохладным, хорошо проветриваемым (сквозняк тоже минус, а вот вентиляторы и кондиционеры – это плюс), иначе гости большую часть вашей свадьбы проведут на улице в щадящей тени.
Если у вас будут присутствовать музыканты, желательно, чтобы зал располагал хорошей акустикой. Но определить качество акустики может только специалист, а это редкость. И хорошие музыканты (редкость) отстроят свою аппаратуру в любом помещении, а плохие – не смогут этого правильно сделать даже в самых благоприятных условиях.
Теперь, поскольку я видеооператор, коснусь видеосъёмки в столовой.
Столовая должна быть хорошо освещена, особенно в зимнее время, когда световой день короток. За хорошее освещение можно принять или большое количество в зале обыкновенных лампочек, или же наличие ламп дневного освещения; чем больше в зале последних, тем качество съёмки должно быть выше (сама видеокамера скажет вам спасибо). Лучше, если осветительные приборы находятся на потолке, чем на стенах.
И ещё немаловажное значение имеет цветовой фон столовой (ресторана, кафе). Красные, оранжевые, жёлтые стены, шторы, плафоны осветительных приборов (да если ещё при слабом освещении) не лучшим образом влияют на качество съемки: красный или жёлтый цвет в таких случаях может преобладать и на видеоплёнке, накладываясь и на другие цвета.
И в завершение приведу такой пример.
В одной столовой были массивные кресла с чугунными ножками и бетонный пол. Малейшее движение гостя, сидящего за столом, и раздавался противный скрежет. А гостей там было порядка восьмидесяти человек. Так что действуйте по обстоятельствам. Будьте бдительны и не поддавайтесь на провокацию! (Шутка.)
«Свадебная карусель» не прощается с вами, пишите, звоните по телефону редакции.
И в следующем месяце мы поговорим с вами о выборе ансамбля и тамады.
Св. ГЕНЕРАЛОВ.
/Закончено 21.02./
*
ВЫБОР АНСАМБЛЯ
Если вы хотите, чтобы на вашей свадьбе пели Пугачёва с Киркоровым, многочисленный коллектив цыган или же ансамбль песни и пляски, то вы можете смело переходить к другой странице. Для остальных, собирающихся в будущем сочетаться законным браком, очередная глава нашей свадебной рубрики возможно придётся в самую пору.
Свадьбу можно провести и без ансамбля (так уж на свадьбах принято называть музыкальный коллектив из одного, двух, трёх и более человек), и без тамады. Но такие свадьбы лично мной, если приходится на них присутствовать, воспринимаются или как пьянка, или как посиделки (вечеринка). Когда же тамада всё-таки присутствует, то такая свадьба может пройти вполне прилично, если заведующий «дискотекой» (аудиокассетами, пластинками, патефоном) будет оперативно «крутить свою шарманку», ставить ту музыку, которая устроит подавляющее большинство гуляющих, и не станет доверять своё дело посторонним лицам пьяной национальности. А то случаются такие свадьбы, где на протяжении нескольких часов звучит одна и та же кассета нестареющего «Лесоповала», или же то и дело одну песенку, так и не дошедшую до второго куплета, сменяет другая, уже заранее обрекая себя на участь предшественницы.
Музыку себе на свадьбу заказывают по-всякому. Кто-то присутствует на чьей-нибудь свадьбе и потом берёт телефон музыкантов, кто-то смотрит свадебную видеокассету у своих знакомых (эти два варианта, на мой взгляд, наиболее приемлемы в выборе ансамбля), кто-то пользуется советом знакомых, кто-то пользуется услугами ЗАГСа, где зачастую можно получить заветные телефончики и т.д. Но если эти варианты по каким-то причинам отпадают, остаётся только купить газету с объявлениями (запомните, обычно в той газете, где предложений очень много, т.е. подача объявления стоит недорого, цены дешевле, и наоборот) и начать звонить.
Звонить в таких случаях, если вы решили пожениться не в какой-нибудь церковный пост и не в мае (когда спрос на ансамбли невелик), нужно начинать за полтора, а то и за два месяца до вашей регистрации, иначе всё самое лучшее (а заодно и дешёвое) будет занято.
Также не всегда цена ансамбля соответствует его качеству. Поэтому обязательно нужно встречаться с теми, кого вы хотите пригласить, и ознакомиться с репертуаром (хорошо, если они дадут вам распечатку песен, которые они исполняют), послушать их в живую, а лучше посмотреть видеокассету с их участием. Ни в коем случае не доверяйте аудиокассете; я лично знаю типов, которые, к примеру, магомаевых и глызиных выдают за собственное. (И вообще, «развод» клиентов со стороны лабухов, да и «киношников» тоже, является делом довольно распространённым.)
Вопросы, которые можно задать музыкантам, перед тем, как приглашать их на свою свадьбу:
1) синтезатор: PSR-540, -630, -740, -550, другими словами «Yamaha», вполне подойдёт; варианты с двухсотыми и трёхсотыми клавишами слабоваты (мне приходилось видеть на свадьбах и PSS – маленькие и тоненькие клавиши для игры дома); «Roland» и «KORG» хоть и намного дороже, но ближе к студии звукозаписи, чем к свадьбе;
2) микрофоны: «ATTR», «Shure», желательно радиомикрофон;
3) колонки: не менее, чем две по 250 ватт, тогда и усилитель должен быть приличный (пульт, в принципе, без разницы, но желательно импортный);
4) если есть вокальный процессор ZOOM, ALESIS (NANOVERB) – это хорошо;
5) большое значение надо обратить на коммутацию (шнуры с разъёмами и их соединение: если это – «сопли», то и музыканты такие же), так как это играет немаловажную роль в качестве звука; могу порекомендовать «PROEL»;
6) отношение к спиртному: спросите, а напившись, не начнут ли они петь слишком фальшиво, а в конце концов не учинят ли драку с гостями, или же музыкантов к окончанию свадьбы придётся выносить, сложив их тела на их же аппаратуру.
А если серьёзно, то нормальные музыканты не пьют шампанское, а предпочитают хорошую водку, на худой конец цивильное вино. Но пить они должны так, чтобы по ним не было видно, что они выпили. Если же видно, что музыкант или тамада выпившие – это, скажем так, плоховато.
Ансамбль лучше брать такой, где есть тамада, а не нанимать музыкантов, и тамаду отдельно: всё-таки слаженный коллектив – это уже что-то. А нередко случается, что у незнакомых музыкантов и тамады появляются разногласия, а это не совсем благосклонно отражается на атмосфере столь выдающегося праздника, каким является свадьба.
Наша рубрика ждёт ваших писем с пометкой «Свадебная карусель»: расскажите об интересных случаях на вашей свадьбе, при подготовке к свадьбе, расскажите о каком-либо музыкальном коллективе, ведущем, видеооператоре и т.д. При публикации присланных материалов мы обязательно сошлёмся на их автора.
А в следующем номере я продолжу рассказ о тамаде и, на примере одного из музыкальных коллективов, о составлении договора между исполнителем и заказчиком.
Стас ЮСТАСКИН. /В Воронеже был видеооператор Стас, и его жена снимала тоже, её звали Юля. Они придумали фирму (она и по сей день существует) – ЮСТАС. – В.Б., 16.12.13, 1:51./
*
ВЫБОР ТАМАДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА С АНСАМБЛЕМ (ВИДЕООПЕРАТОРОМ)
Теперь конкретно о тамаде.
Конечно, хорошо бы посмотреть видеозапись работы тамады, но если таковой нет, можно договориться о посещении свадьбы, на которой вы сможете увидеть ведущую (ведущего) в работе (кстати, и у большинства ансамблей тоже нет собственного видеоклипа, а ведь сделать его не так уж и трудно, стоит только договориться об этом с видеооператором).
И всё-таки, спросите тамаду, в каком виде её тосты (а то иногда приходится слышать: «Выпьем за молодых! Горько!» или «Выпьем за родителей! Честь им и слава! Ура!!!» – вот и всё, на что способен «руководитель» застолья), что она (он) читает, если гости предпочтут подольше посидеть за столом.
Нормальный ведущий обязательно тоже задаст вам вопросы: сколько человек на свадьбе, имена молодых, имена и отчества их родителей, стоит ли проводить то или иное мероприятие (потому что обстановка на свадьбе, например, между сторонами жениха и невесты, может быть разной); подскажет, что нужно приобрести из призов и реквизитов, поможет составить свадебные настенные плакаты.
Опасайтесь ведущих, которые слишком много говорят (упиваются своей значимостью и величием: как правило, это высокооплачиваемые ведущие), они утомят своим галдением и занудством всю свадьбу, не дадут людям ни нормально поесть, ни нормально потанцевать. И знайте, что хороший (ая) тамада может вытянуть даже самую «мёртвую» свадьбу и сделать её удобоваримой.
А теперь о залоге.
Обязательно, договариваясь с музыкантами, видеооператором, оставляйте залог. Если речь о залоге не идёт, то это может означать только то, что: или перед вами начинающие, или же перед вами те, кто может запросто вас «кинуть», найдя для себя заказ подороже. Причём сделают они это и предупредят вас за день-два до вашей свадьбы, когда и всё лучшее, и всё недорогое будет разобрано, и вам придётся приглашать (или же совсем отказаться от затеи с ансамблем или видеооператором) очень дорогой, но не самый лучший вариант. И не исключено, что те, к кому вы обратитесь за день-два до свадьбы, тоже кого-то «кинут». Увы, рвачей среди нашего брата тоже хватает.
Сумма залога должна быть 20-25% от всей стоимости заказа. Не связывайтесь с теми, кто просит в предоплату половину суммы. Они просят так много потому, что не уверены в себе и своих возможностях и оттого боятся, что вы от них откажетесь, найдя более лучший вариант.
Бывают случаи, когда заказчики, отдавшие залог, находят другой вариант и приходят залог забирать, требуют его, угрожая судом. Бывает, и даже намного чаще, когда исполнители, находя заказ повыгодней, подменяют себя кем-нибудь другим, как правило, хуже.
Как избежать этого? Сейчас я приведу вам «Условия заказа» музыкального коллектива «Время любви», где, на мой взгляд, отражены интересы как исполнителей, так и заказчика, даже в больше мере. (Такие вещи почти не практикуются в «свадебной среде», но ведь надо же когда-нибудь начинать.) У них были случаи, когда заказчики даже не забирали свой залог, но и не предупреждали о своём решении отменить свадьбу, а музыканты отдали бы его, если были бы предупреждены заранее, так как очень многим клиентам за тот период было отказано. В результате «страдали» обе стороны. И ещё надобность такого Договора возникла потому, что коллектив «Время любви» осознал свою незаменимость: можно провести свадьбу почти на том же уровне, на каком её проводят они, но те, кто это способны сделать, просят за свою работу в 1,5-2 раза дороже. (Почему так – это я объясню в одном из следующих выпусков «СК».)
Итак, читайте.
«Обязательства по залогу:
а) Залог, если Заказчик отказывается от услуг, возвращается полностью в течение первых суток после его взноса.
б) Залог возвращается за вычетом 20% от его суммы, если Исполнитель, после отказа от его услуг заказчиком, возьмёт вместо аннулированного заказа другой заказ на это же число.
в) В противном случае залог не возвращается.
г) Исполнитель имеет право заменить музыканта (в случае его болезни, командировки и т.д.) на другого.
д) В случае болезни певицы и ведущей (или отсутствия всех музыкантов коллектива «Время любви»), Исполнитель обязан найти ей (им) замену и вернуть залог заказчику (вычесть залог из общей стоимости заказа).
е) В случае полного отказа со стороны Исполнителя, он обязан вернуть залог заказчику в двукратном размере».
Дальше в «Условиях...» идут форсмажорные обстоятельства и случаи из практики, но рассказать о них мне уже не позволяют рамки страницы этой рубрики.
А в следующем месяце мы поговорим о том, какими бывают на свадьбах музыкальные коллективы. До скорой встречи.
Алексей БУТЯЩЕВ.
/Закончено 4.04, дополнено и сдано в редакцию 5.04, переделано и дополнено 8.04.2002 – глава 3 и 4./
*
*
СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ И САМИЗДАТ,
ИЛИ НИКОЛАЙ ЖУЙКОВ КАК СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Предвижу, что многие читатели улыбнутся, прочитав такой заголовок. Но право, я написал его без всякой иронии (ну, разве что, только чуточку) или издевки.
В своем письме от 23 октября прошлого года Николай Фёдорович жалуется, что «...мои стихи и рассказы нигде не печатают, даже в нашей районной газете. Неужели они так плохи, что их нигде нельзя публиковать? Даже в самиздат я не могу пробиться».
И действительно, просматривая многочисленные самиздатовские журналы и газеты, я сам поражаюсь тому поэтическому уровню, который предлагают практически все издания, публикующие на своих страницах стихотворные опусы. Есть правда «изды», по прочтении которых видно, что там, во всяком случае, пытаются отобрать лучшее. Но таких очень и очень мало в российском самиздате.
«...уже давным-давно вся мировая культура начинается и заканчивается Дж.Толкиеном...» – высказывает свою мысль о литературной тусовке Самиздата Олег Гальченко в заключительной главе биографической повести о Г.Гейне. И с ним трудно не согласиться. Сюсюканье-мусюканье, эльфовские сопли-страдания, мечтания о сказочных принцах и прочая, отдалённая от реальной жизни, ахинея нахрапом прут со страниц различных мелких изданий. Если бы только это.
Прочитывая целые подборки, я не нахожу порой ни одного стихотворения, написанного бы профессионально, с соблюдением стихотворного размера. И авторы тех «шедевров», получается, главной своей задачей ставят только лишь зарифмовывание своих «гениальных» мыслей, а то, в каком виде дойдут их «воззвания к народу» до самого народа, они не задумываются. Потому что то место, которое должно думать, у них напрочь отсутствует.
И вот поэтому я буду раз за разом, при малейшей возможности, приводить в пример Николая Жуйкова, со стихами которого у меня не возникает никаких проблем. Я могу взять любое его произведение и, не раздумывая, публиковать в «Литературном Вестнике». А уж читатели сами будут судить, нравится ли им форма и содержание мыслей этого автора. Но в одном можно быть уверенным на сто процентов: это стихи профессионала с большой буквы.
Но тогда откуда такой парадокс: почему самиздат в большинстве своем отдаёт предпочтение стихам слабым?
На этот вопрос у меня есть несколько ответов:
1) редакторы изданий сами стихов не пишут и мало что в них понимают;
2) редакторы изданий пишут плохие стихи и мало что в них понимают, публикуя других авторов «под свою гребёнку»;
3) редакторы не читали никого, кроме Дж.Толкиена, а потому... (далее смотрите пункт 2);
4) редакторы понимают, что стихи Н.Жуйкова намного выше их собственных и не публикуют эти стихи по собственным соображениям.
Поэтому и нет смысла обижаться Николаю Фёдоровичу на редакторскую братию. Что с них взять, убогих?
Я же, хоть и нелегко зачастую приходится в общении с Н.Жуйковым, как человеком, очень ценю его как поэта. Меня восхищают его работоспособность, талант, разнообразие тем, над которыми он работает, а главное, его неутомимая вера в Поэзию.
Повторюсь, это один из крупнейших современных поэтов. И мне хочется, чтобы этот материал пролился бы живительной влагой на высохшую и потрескавшуюся от непонимания и непризнания душу Поэта.
Вы не одиноки, Николай Фёдорович, с Вами я и «Литературный Вестник».
28.05, 23:58.
*
В 2002 году у меня вышло 10 номеров «Вестника Самиздата» и 4 номера заменившего его «Вестника МАРЛ», по номеру газет «Верба» и «Стол», 2 номера журнала «Литературный Вестник» и статистическая брошюра «IX МЛК МАРЛ» – В.Б., 16.12.13, 2:32.
_
Воронеж.
Свидетельство о публикации №213121601791