Джон Брайн. Противостояние духа и плоти в верующих

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПЛОТИ И ДУХА В ВЕРУЮЩИХ
Джон Брайн (1761)

Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы
Гал.5.17

В этом контексте апостол предупреждает святых, которым он пишет, против тех зол, которых они должны избегать, и призывает их практиковать те обязанности, которые возлагаются на них. В стихе, предшествующем этим словам, он говорит: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, то есть если вы действуете под руководством и влиянием Святого Духа, вы не будете удовлетворять желания плоти.
Здесь должны быть рассмотрены следующие вещи,
I. Плоть и дух.
II. Плоть вожделеет на дух, и дух борется против плоти.
III. Одно противится другому.
IV. Вывод, вытекающий отсюда: верующие не могут делать то, чего они хотят.

I. Плоть и дух.
1.  Те, кто утверждают взгляд, чуждый пониманию в Писании порочности природы, подтверждение которому верующие находят в своем опыте, обычно считают, что плоть - это наша низшая, чувственная часть, в отличие от нашей превосходной интеллектуальной части. Они думают, что апостол имел в виду наши чувственные вожделения, а не нашу разумную часть. Но это толкование неверно, потому что вся наша природа является предметом развращенности и моральной нечистоты. Испорчены не только низшие, но и высшие способности человека. Наш разум развращен так же, как искажены наши чувства. Поэтому апостол относит к делам плоти и такие вещи, которые, очевидно, относятся к нашей высшей и разумной части, а именно: идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, ереси, зависть. И поэтому плоть означает моральное зло, которое обнаруживает себя в действиях нашей интеллектуальной, а также нашей чувственной части. Наш разум, то есть наша разумная Природа, как плотская, суть вражда против Бога, и закону Его не покоряется, да и не может. Плоть есть растленный принцип и источник, который заложен во всех наших действиях. В этом смысле следует понимать слова Господа нашего: "Рожденное от плоти есть плоть; рожденное от Духа есть дух" (Иоан. 3.6.). И в силу этого апостол говорит в отношении себя: "Во мне, то есть в плоти моей, не живет доброе... Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха" (Рим.7.18-25). Из этого нечистого источника происходят все наши греховные действия, и в высшей, и в низшей своей части. И наша разумная, и наша чувственная часть является предметом их.
2. Мы должны рассмотреть теперь, что подразумевается под Духом, Который пребывает в святых и противится их плоти. Если Ему приписывается то, что Он противится плоти, должно быть понято в том же смысле, что Он делает в верующих: "Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим.8.27). Он ходатайствует за святых по воле Бога, но это не закон для Духа; это закон святых под Его влиянием, ибо Он Дух благодати и умиления, помогающий в их немощи в молитве к Богу. И таким же образом то, что противится плоти, не есть закон для Духа,  ибо это правильный закон святых, под Его милостивым и действенным влиянием. Как Личность Духа не молится в верующих, но они сами могут молиться под Его руководством и управлением, так Личность Духа не воюет против плоти в них, но они сами воюют против нее под Его мощным влиянием. Закон здесь должен быть правильно понят не иначе, как влияющая или действующая причина. Я скорее думаю, что Дух создает святой принцип действия в святых, который является собственно тем, что противится плоти в них. Как плоть, несомненно, означает нечистый источник, из которого истекают злые поступки, так лучше понять сопротивление ей Духа в святых как то, что Он является чистым Источником благого закона и действия. Это плоды Святого Духа.  Рожденное от Духа есть дух. Дух дышит, где хочет, услышишь голос Его, а не знаешь, откуда он приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа. Но во всех Его действиях в душе Его природа остается духовной, чистой и святой, и таковы все дела, что исходят от Него.  Плоть в верующих, является источником злых действий, и Дух в них, является источником действий хороших.
II. Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти; они противятся друг другу.
1. Плоть желает противного духу в воле, действиях и чувствах.
(1). Плоть противится Духу в мыслях. Дух всегда создает в уме верующих духовные мысли и подвигает их к ним; благодаря Ему их желания, "слова из уст их и помышление сердца их" могут быть "приемлемыми в очах Господа, их Силы и Избавителя" (Пс.19.14 KJV). И тогда их размышления о Боге сладким, и их мысли о Нем драгоценны для них; они думают о Его любящей доброте с радостью и восторгом, созерцают Его природу со святым восхищением, взирают с удивлением и изумлением на славные замыслы, которые были от вечности в Божественном разуме, и они, творения столь недостойные, знают о себе, что к ним приложен и в них закреплен этот бесконечно мудрый замысел.
Это духовное мышление совершенно особым образом касается Иисуса Христа, ибо устроение Его Личности как Бога и Человека является невыразимо единым, и потому Он подходит, чтобы  действовать в качестве Посредника между Богом Отцом и Церковью. Святые всегда размышляют о Его любви в самой высокой удовлетворенности ее свободой и величием, и радость и восторг переполняют их умы от Того, что Он сделал и как Он пострадал, чтобы спасти их; и величие и разнообразие  преимуществ, которые они получают от Него, являются предметом их самых сладких размышлений, ибо это прощение, мир, принятие Богом, свобода доступа к Нему и дары благодати, поддерживающие и развивающие то доброе дело, что началось в них. Те вещи, которые являются постоянным предметом внимания святых ангелов и в которые они искренне желают проникнуть, святым знакомы много больше, а именно: Благодать Божия, страдания Христа, и слава, которая следует за ней. И они считают размышление об этом лучшим из того, что они когда-либо могут иметь, в то время как они находятся в этом мире, и они делают обязанностью своих душ постоянное и серьезное размышление об этих вещах. Но увы, их размышления такого рода далеко не приятны плоти в них, и она беспокойна, когда их ум занят этими святыми размышлениями. Как Дух в верующих не одобряет тщетных и нечестивых мыслей, так плоти их не нравятся святые и духовные мысли, и она стремится изгнать их из души; слишком часто следствием этого является то, что она представляет тщетному воображению пустые предметы, которые за неимением сосредоточенности ума отвлекают их от постоянного внимания к тем славным вещам, которые они видят в перспективе. Таким образом, в верующем происходят прискорбные изменения; его духовное размышление испорчено, причем, к его удивлению, прежде, чем он сам поймет это, и его святые и духовные мысли сменяются плотскими и суетными. Таким образом, плоть преобладает против духа, и  небесная радость, которой душа наполнилась во время, уделенное святому размышлению, уходит и сходит на нет; дивный взор Христа, Возлюбленного души, отворачивается от нее, и тьма охватывает ум,   в результате чего он либо порицает себя за свою глупость, поскольку он поддался побуждениям плоти, или же он погружается в безразличие через распространение растления, становится и в значительной мере бесчувственным и не воспринимающим, что он потерял через грех; тщетные мысли находят толпой и завладевают душой, и отвращают разум от того, чтобы он учитывал должным образом, как чувственность действует на него и обладает им среди его невыразимой беспомощности, и так душа впадает в летаргию и становится тупой. Именно так происходит, если мы действуем в соответствии с требованиями плоти и не внимаем тому, что Дух делает против нее, не слышим этого и не участвуем в Его великой победе над плотью.
(2) Плоть желает противного Духу и выступает против Него в волении. Воля верующего как освященная привычно склоняется к святости; его разум осознает, что это является главным и самым подходящим для него, и его воля обладает той проницательностью, которая являет себя в реальном выборе святости. Но этот выбор делает не вся воля, потому что она не полностью освящена, но лишь часть ее, и поэтому воля верующего ни в какое время и ни в коем случае не может быть вовлечена в желание святости и стремление к ней. Ибо в воле есть неизменное сопротивление тому, что хорошо; в ней присутствует плоть, а также действие Духа, и в силу этого Дух не имеет и не может иметь полного руководства душой, и она отчасти находится под руководством одного, а отчасти другого. Плоть не любит святости и враждует с ней, и она стремится подавить и изгнать святые желания, которые возникают от Духа. Это не только всегда присутствует, и поэтому может сразу проявить себя в оппозиции к этим святым желаниям, которые поднимаются в воле, когда она действует под руководством Духа, но это присутствует в качестве закона, ибо верующий находит закон, что, когда он хотел бы сделать добро, зло присутствует с ним. Это принуждающая и повелевающая сила, которая слишком часто преобладает против Духа;. следовательно, святые, духовные желания верующего ограничиваются ею, а иногда, увы, почти угасают в его душе. Когда его воля, таким образом, пленена плотью, его желания уже совершенно иной природы от тех, которые появлялись в нем раньше; они возникают в нем, и он выбирает то, что напрасно и глупо, даже до удовлетворения плоти, которая достигает своих целей, что было бы нелегко и почти никогда не удавалось бы ей,   в то время как душа действует на святой и духовной основе. Действие растления в святых таково, что ему удается отклонить их волю от выбора делать то, что согласно с действием Духа, и она приобретает злосчастное отвращение к доброму. Это не только правда, что плоть не совпадает с Духом в тех святых дыханиях и желаниях, которые возникают из Него в душе но он постоянно выступает против них, а иногда, с большим усилием, не перестает, пока не добьется их изгнания. И бесчисленны ее стремления, которыми она стремится перенаправить ум и отвлечь его внимание от небесных предметов, с которыми мы знакомы. И если плоть преобладает над умом, его бдительность к ее нападениям уходит, и они воспринимаются уже как приманка для предлагаемых преимуществ.  Совершенно разные объекты, которые она представляет в уме, за счет нашей небрежности к нашим обязанностям разрастаются, и нами овладевает множество тщетных и вредных мыслей. Таким образом, мы становимся плотскими в своих помыслах, и за этим следуют плотские движения воли. Тщеславие ума, если дать ему развиваться, непременно вводит похоти в волю. Духовные мысли стимулируют духовные желания, а плотские мысли, если сразу же не изгонять их из ума, угашают небесные желания и способствуют дальнейшему возникновению в воле желаний, согласных с плотью, ибо действия разума будут согласны с его природой и таковы же, как она; если разум действует духовно в своих помышлениях,  воля действует духовно в своих желаниях, но если, напротив, разум действует тщетно, то тщетна и воля, ибо разумно сделать вывод, что деяния нашей воли следуют за актами разума.
(3).  Плоть желает противного духу по отношению к чувствам и привязанностям, направленным на святые вещи. Если разум различает превосходство и славу небесного, а воля делает выбор его, то это совершается по духу. Для этого требуется, чтобы не только разум был просвещен, а воля освящена, но также чтобы были одухотворены привязанности, в силу чего они поднимаются над тленными и увядающими вещами мира сего, туда, где Христос воссел одесную Бога. Его незримая слава, когда она видима очами веры, мощно привлекает наши привязанности и производит более высокое удовлетворение и радость, чем мы можем познать в любом другом опыте. Это радость сама по себе славная и неизреченная. Ничто иное не может дать такой сладкой и восхитительной радости святым, когда они взирают на небесное и невидимое. Благодать меняет их привязанности    и дает им вкус к много более благородным и более чистым радостям, чем те, что могут возникнуть от самых восхитительных вещей этого мира, которые теряют свой вкус рядом с духовным вкусом святых; только духовные вещи подходят к их духовной природе.  Но плоть в верующих настолько далека от этого удовольствия в них, что она полностью отторгает его, и ее целью является оттянуть привязанности от нее, ибо она отвергает все небесные радости, которые являются результатом общения с Богом и созерцания Его славы в Лике Христа, и она стремится лишить душу всего духовного удовольствия, которое она испытывает от познания Божественных вещей, и слишком часто она до сих пор преобладает, не только угашая духовную радость, но и побуждая страсти прилепляться  к плотским вещам и в конце концов получать то, чего она хочет и что ценит. Таким образом плоть желает противного, или выступает против Духа в мысли, воле и чувствах, и отклоняет наши привязанности от всего святого.
2. Дух желает противного плоти в воле, действиях и чувствах.
(1). Дух противится плоти в мыслях. Плотская часть верующего  является постоянным источником тщетных мыслей, ибо "помышления сердец человеческих зло во всякое время". Плоть никогда не сидит тихо, но всегда облекает себя в тщетные мысли, и потому множество напрасных и греховных помыслов толпятся в нашем уме. Это вопиющая глупость для нас - лукавить в этом деле пред Богом, Который взыскует наши сердца, прекрасно знает все плотские помыслы, которые возникают в наших грешных умах, и если мы бодрствуем и способны размышлять над нашими внутренними состояниями, мы должны уразуметь, какая это ложь и какого она исполнена тщеславия и греховности. Дух не одобряет и ненавидит во святых все мысли, которые угождают их плоти; Он считает эти мысли преступными и относится к ним как к таковым, ибо Он против того, чтобы оказывать им даже малейшее попустительство; Он желает их изгнания и стремится убрать этих незваных и неприятных гостей, которых нелегко терпеть. Но пусть они будут изгнаны из души,  они вернутся, потому что плоть стоит за ними, и если она может быть принуждена силой отступить в течение короткого времени, она восстанавливает силы и помышления нападают на душу снова. Святые ненавидят тщетные мысли, но они не могут избавиться от них.
(2). Дух желает противного плоти в волениях. Воля по плоти склонна ко злу и отвергает доброе, и если она не действует под Его руководством, он отказывается последнего, и выбирает первое. Выбор, который делает плоть, согласен с ее природой, ибо она греховна, и таков же ее выбор; нечестивые желания постоянно возникают в воле, даже самой освященной, ибо наш разум является плотским и растленным в своих принципах, которые всегда располагают его к тщеславию и глупости, ибо плоть всегда занята на службе закону греха. Но Дух не одобряет в святых этот злой выбор, который плотская воля всегда стремится сделать, и побуждает их отказаться от него, и творит в них выбор совершенно противоположный. Как плоть никогда не соглашается с Духом, но выступает против Него и против выбора святости, так Дух никогда не соглашается с плотью в выборе греха, но выступает против нее в этом выборе. Таким образом, желания верующего ни в какое время не есть целиком зло, хотя они и не совершенно хороши, потому что воля в них действует частично под руководством плоти, и частично под руководством Духа, оба принципа активны в ней и каждый имеет на нее влияние; плоть побуждает его ко злу, и Дух побуждает его к святости. Таким образом, Дух в верующих, желает противного, или выступает против плоти, против этих злых желаний, которые она вызывает и которые возникают в их воле. Иногда Его противостояние плоти является очень сильным и мощным, а иногда Он даже преобладает над ней. Если Его противостояние слабо, то плоть сохраняет свои позиции, укрепляет их, преобладает против Духа и упорствует в этом грешном выборе, который действует в воле и производит печальные плоды в душе.
(3) Дух желает противного, или выступает против плоти в ее привязанностях к тщетным и греховным предметам. Плотские страсти ни в малейшей степени не склонны к небесному, и они не радуют святых; святые мысли и духовные желания настолько далеки от того, чтобы содействовать нашим страстям, что те часто бурно стремятся подавить такие мысли и желания в наших душах; плоть не делает ничего зря, невыгодного и пагубного ей, но объемлет и удерживает наше развращение, а не то, что является святым, ибо все ее радости и восторги в тщеславии и глупости, и наши поражения оказывают сильное и мощное влияние на наше видение и нашу волю, и преобладают так значительно, чтобы изгонять множество святых мыслей и небесных желаний, даже до удовлетворения плоти. Дух в верующих не благоволит к тому, что согласно с плотью, Ему не нравятся эти плотские радости, которые мы преследуем, и потому для нас бывает нелегко достичь их, хотя, когда мы терпим поражение и нас заманивают тщетные надежды плоти, это подходит к нашей плотской природе; но Дух не находит удовлетворения и радости, пока их получает плоть, завлекаемая своими стремлениями. Духовные вещи настолько легки для святых, насколько одухотворены их привязанности, и потому Дух противится плоти и выступает против нее в мыслях, воле и привязанностях к тщетным и незаконным предметам; и я уверен, что все верующие найдут истину в этом опыте, хотя бы некоторые из них были более наблюдательны, чем другие.   
Я должен сделать здесь два замечания, прежде чем пойти дальше.
Наблюдение 1. У верующих есть две пружины действий в них, одна злая, а другая благая. Плоть есть зло, в ней нет ничего доброго, и ничто хорошее не может вытекать из нее, ни святые мысли, ни небесные желания, ни духовные движения и тенденции; Дух же благ, и это есть Источник всех святых мыслей, чистых желаний и духовных движений и тенденций.
Наблюдение 2. Плоть остается той же после возрождения, как она была раньше, никаких изменений к лучшему в ее природе не происходит. Грех, который обитает в святых, не менее мерзок и греховен, чем он был до сих пор; ветхий человек не вносит ничего в создание нового. Я надеюсь, что никто не поймет меня неправильно на эту тему: я не говорю, что сердце не делается лучше через внедрение в него святого принципа, но я говорю, что плоть, или пребывающий грех, не делается лучше, его природа остается прежней, хотя он и лишен своего господства в душе, и потому действует в ней так же несмотря на присутствие благодати; следовательно, те же греховные мысли, нечестивые желания, и злые тенденции могут исходить и слишком часто исходят от него, как было и до возрождения, и это причиняет большие муки и уныние многим святым и смиренным людям, которые по их обращении ожидают, что все будет иначе, и следовательно, остаются весьма разочарованными.
III. Теперь рассмотрим противоположность одного другому.
1. Они противоречат друг другу по своей природе. Плоть противоречит духу, и это следствие нашего отступничества от Бога, и так как она есть плод греха, он должен быть абсолютно злым в своей природе, в нем не может быть ничего хорошего4 плоть не только грешна, но чрезвычайно греховно, и, следовательно, должно сделать вывод, что это прямая противоположность духа, потому что дух исходит от Духа Божия, Который является действенной причиной его, он рожден от Него, рожденное от Духа есть дух, и в своем роде это "благой и прекрасный дар, который сходит свыше", и он во всем противоположен плоти. Разница между плотью и Духом не в том, что от плоти меньше пользы или меньше зла, но плоть есть целиком зло, а Дух целиком добро, и потому, как утверждает апостол, они противятся друг другу, и не могут иначе, ни полностью, ни частично, так как нет добра во плоти и нет зла в Духе; плоть полностью зла, Дух же полностью добр.
2.   Плоть и дух противоречат друг другу в своих действиях. Каждое действует согласно собственной природе; плоть полностью зла по своей природе, и все ее действия злы; они не частично плохи и частично хороши, но они целиком злы и грешны; и если Дух по природе добр и свят, то все действия, исходящие от Него, духовны и святы.  Не то чтобы души верующих, в любое время, или в любом случае, являются полностью плохими или хорошими в своих действиях, ибо они отчасти действуют и так и так, но причина этого такова, что они действуют частично под руководством плоти, и частично под руководством Духа, во всем, что они делают. Это не следует понимать, что действия, которые существенно злы, имеют некую степень добра,  или, что действия, которые существенно хороши, имеют в себе некую степень зла;  но это должно быть понято таким образом, что умы верующих не вполне хороши в святых действиях, по причине противостояния плоти в них, и они не вполне злы в греховных действиях по причине противостояния Духа в них; если плоть и дух прямо противоречат друг другу по своей природе, то, конечно же, и в действиях, ибо плоть не соглашается с Духом в своих делах, также и Дух с ней, и так верующий "умом служит закону Божию, плотью же закону греха".
IV. Заключение или вывод: верующие не могут делать то, чего они хотят. 
1. В отношении добра. Целью и желанием святого по духу должно быть полное соответствие святому закону Божию, но постоянное присутствие плоти делает это невозможным, даже тогда, когда Дух действует наиболее активно в нем, ибо плоть не покоряется и продолжает противиться. Иногда верующий слабеет и пытается через серьезное размышление и молитву насладиться восхитительным общением с Богом и дорогим Искупителем. Но увы, плоть в нем не дремлет, и поднимается с новой силой против Духа и Его святых замыслов, которые Он вложил в ум, после чего наступает печаль и разочарование, в мыслях царят путаница и хаос, духовные желания и рвение к ним стихают, любовь охладевает и душа верующего готова принять любую тщету, которую ей предоставляет плотское воображение;  при этом он не может действовать святым и духовным образом, то есть так, как намеревался и желал, но плоть преобладает в нем над Духом, и он перестает быть склонным к тем святым упражнениям, которыми он с радостью намеревался заняться; и таким образом можно быть уверенным, что он служит закону греха, который находится в его членах и воюет на закон ума, и  в некоторых случаях есть основания думать, что преимущество духовной части временно утрачивается во всех святых.
2. Верующие не могут делать то, что они хотят, в отношении зла. Плоть в них, будучи полностью греховна по своей природе, творит все свои замыслы и ухищрения так, что всегда стремится к максимальному удовлетворению своих порочных желаний и подчинению себе всей души, разума, воли и привязанностей; она стремится обладать разумом через тщетные мысли, она привлекает волю к тому, что бесполезно и опасно, и она трудится, чтобы опутать чувства и привязанности и зафиксировать их на плотских вещах, и много раз она добивается своего силой или хитростью и заходит очень далеко; но если Дух тревожит верующих и вновь поднимается, чтобы противостоять преобладанию плоти, то она не сможет делать что хочет. Дух порицает разум за его невнимание к замыслам плоти, из-за которого тщетные мысли получили его во владение, за волю к похоти, посредством чего злые желания появились в нем, и страсти смогли действовать по наущению плоти; и таким образом, пока в нас действует вся наша худшая часть, Дух противится ей, контролирует ее и в значительной мере препятствует ей дальше развиваться в душе.  И, следовательно, как верующие не могут делать то, что они хотят по духу, по причине противостояния плоти, так они не могут делать то, что они хотят по плоти, из-за противостояния духа, и, таким образом, Он будет с ними, пока они остаются в этом несовершенном состоянии.
Я закрою это рассуждение следующими наблюдениями.
Наблюдение 1. Зло охватывает наш разум в целом; вся наша интеллектуальная природа полна тьмы греха. Ни одна наша способность не свободна от этой моральной заразы, затемняющей наше понимание и делающей его неспособным сформировать истинное суждение о духовных вещах; наша воля испытывает нежелание того, что свято, и склонность к тому, что напрасно и греховна, и в привязанностях эта неприязнь к духовному и удовольствие от плотского присутствует во всех, даже в возрожденных людях. Действие возрождения не изменяет к лучшему природу плоти, в ней остается то, что было, хотя она и теряет свое господство над действиями души, ибо появляется противостояние ей; но несмотря на это, плоть продолжает действовать в качестве активного начала во всех силах разума, и они находятся под ее влиянием.
Наблюдение 2. Только добро в сердце восстанавливает нас лично. Каждая наша способность является предметом благодати: она просвещает понимание, которое обретает  способность различать духовные вещи в их превосходстве и славе; святость появляется в воле, которую она располагает избегать зла и склоняет к выбору добра; она одухотворяет привязанности, в результате чего грех становится предметом отвращения, а святость - удовольствия и наслаждения. Таким образом, добро пронизывает всю душу возрожденного человека.
Наблюдение 3. Сердце верующего не полностью злое и не совершенно доброе, оно отчасти имеет оба качества, поэтому оно отличается от ангелов, от духов праведников, достигших совершенства, от бесов и от невозрожденных людей. Ангелы полны чистоты и совершенства, абсолютно свободны от зла и непорочны в своих актах послушания Божественной воле. В духах праведников больше нет дурных примесей и растленных привычек, которые терзали их в земном состоянии, они  полностью уничтожены, и они сделаны совершенно подобными Иисусу Христу и святы, как если бы были без греха.  Бесы вполне грешны, ибо в них нет ни малейшей степени святости, и невозрожденные люди есть только плоть, в них нет ничего духовного, их сердца полностью плотские и греховные. Верующие имеют в себе плоть и дух, грех и святость и, следовательно, их сердца не являются ни полностью злыми, ни совершенно добрыми, но отчасти в них действует и то и другое, и противоречие сотрясает их души, ибо в них имеют место противоположные влияния на разум, волю и привязанности, , так что они действительно не могут действовать под руководством одной  плоти или духа, которые находятся в них, но отчасти под руководством одного, отчасти другого;   следовательно они не являются ни полностью злыми, ни совершенно добрыми, но в них происходит внутренняя война между плотью и духом, как ни в ком более.
Я хочу сказать таким образом, что добродетель, сила и принцип духовной жизни и благодати, если они созданы в нас и влиты в наши души, проникают во все их способности, и постоянно и неизменно пребывают в нас, и потому являются причиной всех вытекающих из них дел святости. Описанное нами противоречие существует потому, что в нас есть жизненно важный и духовный принцип, заложенный возрождением. До этого нет никакого противоречия, есть идеальное согласие. Один автор отмечает, что слово или Евангелие действенно порождает и производит в нас жизненный и духовный принцип, который есть не то же самое, что слово*. Он не такой недотепа, чтобы представить себе, что слово само по себе влияет на людей, но он хорошо знает, что та дивная действенность, которую он ему усваивает, не есть действие агента, но инструмент, используемый Богом для возрождения и освящения Своих людей через живой духовный принцип, который оно питает и взращивает. Подтверждая, что слово есть инструмент, используемый для создания этого духовного принципа, мы исходим из допущения, что этот принцип отличается от него, ибо инструмент и работник явно не одно и то же. Наш доктор, следовательно, не должен был опускаться до нейтральности в этом вопросе, считая, что он не имеет большого значения. Это все равно что считать, что любой из нас должен ставить под сомнение важную истину, что существует принцип святости в верующих, и что мы причастны ему. Пусть же Господь по Своей бесконечной милости дает нам удовлетворяющие доказательства, что мы причастны этому благословенному принципу, и Духом Своим и благодатью возрастит его в наших душах!

* Pike S. The Rational Religion. L.,1750

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии