43. Fакультет поэзии Роман Единственная

       Новелла 43. Fакультет поэзии или поэтический вечер
                с Омаром Хайямом и  еще другими поэтами

              Много лет размышлял я над жизнью земной.
              Непонятного нет для меня под луной.
              Мне известно, что мне ничего не известно, –
              Вот последняя правда, открытая мной 
                Омар Хайям

     Я и мой сотрапезник Вещий Олег уже порядочно долго сидели в ресторации «РаRадайZ und Prеисподня», во время застолья обсудив и решив практически все мировые проблемы. Пора было закругляться и,  выпив «посошок» на дорожку, идти домой.
     Но Вещего Олега опять понесло порассуждать на общие темы. Теперь он оседлал уже другого конька – «под седлом» у него оказался поэтический Пегас с Парнаса. Этого, по определению моего друга дяди Жоры: – сивого мерина, который одновременно шелестит своими белыми крыльями лебедя и цокает и грохочет черными копытами биндюги – ломовой лошади с одесского привоза. Высоко держа рюмку в руке Олега начало «тошнить» стихами. Он начал свой очередной «спич-монолог» с рубайи Омара Хайяма:

               О если б каждый день иметь краюху хлеба,
               Над головою кров и скромный угол, где бы
               Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть -
               Тогда благословить за счастье можно небо!

     И затем продолжил - «Жизнь дается человеку один раз и только для того, чтобы он смог до конца осмыслить и понять смысл жизни – для чего жизнь дается человеку. Для чего Господь вложил в его тело бессмертную душу?   Прогресс изменяет окружающий материальный мир, но не душу человека. У каждого человека своя духовная миссия на Земле и своя Звезда, которая ведет его по жизни. Правильно говориться: – «Пришел на этот свет – живи и радуйся!» Или, как говорят в народе: - «Вино налито – его надо выпить до дна!» У человека одна единственная жизнь и он с самого рождения мечтает, ищет и выбирает: - свой единственный правильный путь в жизни, единственных и верных друзей, общение с которыми доставляет ему радость и наслаждение, свою Единственную Любовь. Мужчина ищет свою Единственную Женщину, женщина – своего Единственного Мужчину, соединившись, вместе они ищут достойной и счастливой жизни для себя и своих детей. И так в поисках счастья и любви протекает жизнь человека. Поиск ведется методом проб и ошибок – поэтому на земле много несчастливых браков и много разводов. Интересно заметить, что все хорошие слова: – весна, любовь, радость, семья – женского рода. И все плохие слова – брак, скандал, развод – мужского рода.
     Поиск счастья длиться всю жизнь – до самого конца. Иногда он приятен, иногда не очень. Дай Бог удачи всем мужчинам и всем женщинам найти свой единственный путь в жизни, свою единственную половину и обрести радость и счастье в жизни. У поэта Гете есть слова: – «Каждый человек – это целый мир, который вместе с ним рождается и вместе с ним умирает!» И еще Омар Хайям сказал: -
                Благородство и подлость, отвага и страх –
                Все с рожденья заложено в наших сердцах.
                Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже –
                Мы такие, какими нас создал Аллах!
     Добродетель не от Богов – она собственность человека. Она врожденна нам, как задаток, который нуждается в развитии и усовершенствовании с помощью разума. Человеческая природа отнюдь не испорчена, а состоит в разумном и бескорыстном развертывании природных влечений. Но люди в основном поступают так, как сказал Бертольд Брехт в своей грустно-веселой комедии «Добрый человек из Сезуана»: - 
          Шагают бараны в ряд.
          Бьют в барабаны.
          Кожу для них  дают
          Сами бараны.
     Кажется, Пророки говорили: - «Люди принимают религию не как законы человеческого поведения, а как обычное человеческое заблуждение, принимают без ревностной веры. Люди ненавидят обличающих и гнушаются тех, кто говорит правду. Неразумные они дети, нет в них смысла, они умны на зло, но добра делать не умеют. Что за польза в тщетных законах, если нет добрых нравов». Но именно разумные – Божеские законы учат делать добро и создают добрые нравы и хорошего гражданина.
     Самая большая глупость, придуманная Человечеством – это война! Первородный грех лежит на Человеке. Грех появился вместе с появлением первого человека на земле – первым преступил закон Адам – несмотря на категоричный запрет Бога, украл и съел яблоко с дерева познания. А дети Адама и Евы не успели войти в лета, как Каин убил своего брата Авеля. И с тех пор над Человеком висит Каинова печать – убивать себе подобного, собственного брата. Человек берет камень или палку и бьет по голове другого человека только для того, чтобы отобрать у него кусок хлеба, или одежду. Или «выбить у него мозги» за то, что тот думает не так, как он - у него другие мысли, вера, идеи. Или просто не нравиться цвет его кожи или глаз, линии носа и губ или форма головы.
     И самая гениальная мудрость, придуманная Человечеством – это Вино! Когда за общим столом выпивается пущенная по кругу чаша мира, то ни у кого не возникает желания поднимать руку друг на друга - все становятся друзьями и братьями и только благословляют друг друга. Вино сопутствует человеку с самого появления человека на Земле. Вспомните Библию: – что сделал пророк Ной первым делом, когда «причалил» свой ковчег на горе Арарат и обрел «твердь земную» под ногами? Первым делом он выжал растущий на библейской горе, тут же - «под рукой», виноград и хорошенько выпил крепкого вина, да так, что не смог стоять на ногах и упал там, где стоял. Короче говоря «приник к благословенной истине» из «первоисточника». Как сказал великий Омар Хайям: -
                Нищий мнит себя шахом, напившись вина,
                Львом лисица становится, если пьяна,
                Захмелевшая старость беспечна, как юность,
                Опьяневшая юность, как старость, умна.         
     Мать-Природа – великий гончар – лепит из мягкой, податливой глины кувшины – человеческие тела. Господь Бог – великий винодел – при рождении человека, вливает в его тело Божественную Душу, как виночерпий в пустой кувшин – вино. Ведь душа новорожденного человека, как вино - этот молодой, свежеотжатый благородный сок виноградных гроздьев, плодов благословенной виноградной лозы. Молодое вино поначалу кипит, бурлит, бродит и стремиться разорвать и вырваться из тесных мехов. Затем, с течением времени, вино успокаивается и спокойно созревает, становится спокойнее, мудрее, и с каждым годом становится все крепче и приятнее на вкус. Молчаливо покоясь в бутылке, вино, как волшебный джин, ожидает, когда его откроют и выпустят из бутылки, чтобы выполнить желания человека – как веселые и приятные, так и глупые и безумные. Пить божественное вино жизни надо умеренно, осторожно и благоразумно – иначе оно, как страсти человеческие - мудрость и безумие, может, как развеселить, так и погубить человека. Ибо сказал ОмарХайям: -   
                Запрет вина – закон, считающийся с тем,
                Кем пьется, и когда, и много ли, и с кем.
                Когда соблюдены все эти оговорки,
                Пить признак мудрости, а не порок совсем.
     Человек по капле выпивает свою жизнь, как вино и когда допита последняя капля из кувшина – человек уходит к своим предкам. Когда вино выпито до дна, душа покидает тело, кувшин трескается и перестает «звенеть», и тогда прилетают ангелы и относят старый кувшин на свалку. И снова гончар-природа сделает новые кувшины из новой глины, а винодел Господь наполнит его молодым вином и весь процесс начнется сначала! Как сказал Омар Хайям: -
                Когда вырвут без жалости жизни побег,
                Когда тело во прах превратится навек –
                Пусть из этого праха кувшин изготовят
                И наполнят вином: - оживет человек!      
     И так длится, и будет продолжаться до скончания веков! И это прекрасно! Аминь! Человек есть Божественный сосуд, и чтобы наполнить его жизнью имеется единственный ключ – «штопор пытливости». Он дает возможность откупорить священную бутылку знаний и приникнуть к пьянящему Божественному напитку сладкого забвения, что есть сама жизнь. И когда сосуд наполняется доверху, этот же ключ открывает дверь в Вечность. На самом пике высшего пилотажа судьбы, человек срывается в штопор, из которого нет выхода. Хотя для некоторых «особей» человеческого рода главное в кувшине – увидеть его дно. И Божественный напиток не наполняет их мудростью, а просто кружит голову «до потери пульса». Но сказано в Екклесиасте: - «…И это все суета. Потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и, увы! мудрый умирает наравне с глупым.  …Но преимущество мудрости пред глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою».
     От гончара и винодела зависит, будет ли вино добрым, терпким и приятным! Или наоборот, если гончар недобросовестно слепит кувшин, а винодел вольет недобросовестно приготовленное вино в грязный, не хорошо помытый сосуд, то такое вино быстро скиснет, превратившись в уксус, который невозможно пить. Но и уксус годен на «что-то», а именно только на то, чтобы им, несколькими каплями, приправить безвкусное блюдо. Так часто бывает в жизни - у некоторых людей вино души не созрев, скисает и человек распространяет вокруг себя запах кислого уксуса, вместо благословенного винного духа от хорошего, крепкого и доброго вина.
     От достойных, честных, вооруженных знаниями мастеров - гончаров и виноделов, живущих праведной и достойной подражания жизнью, этих учителей жизни, столпов общества, зависит, будет ли молодое, только вступающее в жизнь поколение людей и, соответственно, все общество  людей прекрасно и сильно телом и духом. Будет ли оно гармонично развиваться и украшать собой эту прекрасную Планету Земля! Ибо сказал Хайям: -
               Прекрасно воду провести к полям!
               Прекрасно солнце кинуть в душу к нам!
               И подчинить добру людей свободных,
               Прекрасно, как свободу дать рабам!
     Или Человечество, как чудовищный, безумный монстр, уничтожит все и вся вокруг себя и само сгорит в адском пламени пожара, зажженного своими же собственными руками. И это будет конец Человечества и Планеты Земля!
     Человек приходит в этот Мир на краткий миг, как гость за пиршественный стол, и Человечество выработало определенные нормы и правила поведения за этим столом – этикет. Основные положения этикета – не нарушать десять заповедей. Хотя во все времена человеку человеку трудно победить в себе зверя: - «Око за око» - звучит громче, чем - «Подставь другую щеку». И это тоже правильно, если человек защищает от врагов свою жену, детей, близких, Родину. В мирное же время главная норма - гуманизм – любовь и уважение к себе и себе подобным. И абсолютно неважно какую веру исповедует человек! Любая вера прекрасна, если она спасает душу человека от греха. Соблюдение этикета за общим пиршественным столом создает гармонию и стабильность в обществе. Нарушение этикета ведет к отлучению от стола и к изоляции преступника от общества.
     За пиршественным столом сидят сильные и здоровые телом и духом люди. Они вкушают телесную пищу – все эти великолепные плоды Земли, заботливо предоставленные им Матерью-Природой и любовно приготовленные искусными кулинарами. Сотрапезники проводят время в духовном общении - беседах, обмениваясь между собой знаниями, которые они приобрели своим жизненным опытом и которыми они хотят щедро поделиться с окружающими. С огромной любовью и почтением они принимают за столом новоприбывших, помогают им телесно и духовно стать на ноги и быть достойными сотрапезниками за этим праздником жизни. И от самого человека зависит, каким он станет в жизни - добрым гражданином, любимым согражданами или будет отвергнут обществом и людьми за свою глупость и неразумность.
     За общим столом во время пиршества есть все, как наслаждения – любовь, друзья, музыка, танцы и прочие радости бытия, так и боль утрат – смерть родных, близких, друзей, войны и раздоры. Это цена за долгую жизнь. Часто от трудностей жизни человеческие души черствеют. Затронуть загрубевшие души людей – очень трудная задача. И тут помогает Великое Искусство – будь то живопись, музыка или литература – оно делает человека соучастником и сопереживателем того события, которое отображает и показывает только Великий Художник – Природа, а не посредственный ремесленник, делающий плохие копии с великих произведений. Великое Искусство приводит душу человека в такое состояние, когда он начинает осмысливать то, что увидел и пережил в своей предыдущей жизни и понимает, что он является частицей Матери-Природы и Великого Братства Людей. Тогда в человеке начинают звучать самые сокровенные струны души, и человек становится чище, лучше, благороднее. Заставить гармонично звучать «эоловы струны души» могут только Великие Художники – Творцы Прекрасного. И все это дается человеку для познания и самопознания, и он должен пройти этот путь доблестно и счастливо, чтобы насытится сладостью жизни и уходя от пиршественного стола ни о чем не жалеть и оставить людям после себя добрую память и пример для подражания. И когда душа и тело человека насытятся пиршеством, человек спокойно и достойно отойдет к своим предкам, чтобы освободить место для вновь приходящих за пиршественный стол - своим детям. И это и есть коловращение жизни! И поэтому - Жизнь Прекрасна! Омар Хайям сказал: -
                Мы источник веселья – и скорби рудник.
                Мы вместилище скверны – и чистый родник.
                Человек, словно в зеркале мир – многолик.
                Он ничтожен – и он же безмерно велик!
     В жизни у всех людей бывают разные характеры: - мрачные, женственные, упорные, зверские, ребяческие, скотские, вялые, фальшивые, нелепые, вероломные, тиранические и т.д. – всех и не перечесть. Но все происходящее в мире и в душе, не должно мешать человеку, быть справедливым, великодушным, благоразумным, рассудительным, осторожным в суждениях, правдивым, скромным, откровенным и обладать всеми другими свойствами, в наличии которых особенность человеческой природы. Мудрейший Омар Хайям сказал: -
                Будь вольнодумцем! Помни наш зарок:
                Святоша узок, лицемер жесток.
                Звучит упрямо проповедь Хайяма:
                Кем хочешь стань, но сердцем будь широк!
     Никогда нельзя забывать, что при всяком событии, подвергающем человека в печаль, необходимо опираться на основную мысль: – «Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем!» Не надо отдаваться всецело полету своего воображения, но надо, по мере возможности, помогать другим насколько они того заслуживают. Счастлив тот мудрец, кто уготовил себе благую участь – а именно – благие склонности души, благие стремления, благие дела.
     Пока жив и здоров человек он все на свете может преодолеть и поправить казалось самую непоправимую ситуацию в жизни. Может потерять все имущество и снова нажить добро. Может быть непонятым и отвергнутым людьми и снова достичь высокого общественного положения. Может даже потерять Любовь и снова ее найти. Главное не отчаиваться. Непоправима только смерть человека – это уже, к сожалению, навечно и ничего изменить уже нельзя. Но и смерть бывает разной. Бывает смерть обыкновенная – умер человек! Что поделаешь – Господь с ним! Никто не может вспомнить его ни хорошим, ни даже плохим словом. Поэтому уже древние изрекли великую мудрость – «О мертвых – или хорошо, или ничего!» Бывает смерть благородная. Это когда человек жил достойно – не подличал, не жадничал, щедро помогал друзьям и близким, любил жену, детей, Родину и эту прекрасную планету – Земля! Такого человека долго будут вспоминать добрым словом и друзья и недруги, и частица его доброты будет согревать сердца людей. И это тепло души праведника будет передаваться из поколения в поколение. Значит, добрый человек прожил свою жизнь не напрасно. Ибо сказал древний философ – «Человек мерило всего!» Но не добавил, так как это само собой подразумевается, что только добродетельной жизнью хорошего человека измеряются поступки и дела всех людей. 
     Когда в мир приходит честный и добрый человек он сеет вокруг себя доброе и разумное и мир вокруг становится светлее и чище. Общаясь с праведником, души людей становятся богаче и благороднее. И когда такого человека призывает к себе Господь, мир становится беднее. И люди чувствуют и понимают это. Хотя люди и сами часто по неразумению распинают такого человека, а потом жалеют и канонизируют его – причисляют к лику Святых - но только после его смерти. И чем больше добрых душой людей будет сидеть за пиршественным столом, тем чище и прекраснее будет этот мир. Когда Мудрые люди садятся за общий стол и сдвигают полные вина бокалы – раздается чистый хрустальный звон! И когда они осушают их вместе – все становятся друзьями и братьями и никто не помышляет о войне и убийствах! Зачем чего-либо опасаться и делать резкие движения – ведь за столом сидят друзья и единомышленники, есть что выпить и закусить и можно говорить друг другу приятные слова. Как сказал древнегреческий поэт: - «Когда бы все друг другу помогали мы, в удаче людям и нужды бы не было!» Желаю всем – «Пусть всегда враги будут далеко, а друзья рядом!»  Омар Хайям сказал: -
                Светила ночи в высях сферических основ
                Своим движеньем с толку сбивают мудрецов.
                Держись за нить рассудка: он там нас проведет,
                Где головы кружатся других проводников.
     У человечества должна быть Вера. Мы должны верить. Если не верить в кого-то или что-то, что может уничтожить болезни, страдания, голод, войну и прочие напасти, то во что тогда можно верить вообще. Мир держится на вере. Любой вере – в Бога, в самих себя, в человеческую порядочность, в дружбу между людьми.  Счастье всего Человечества – найти ту единственную идею и путь, который объединит всех людей и приведет к гармонии, миру и процветанию на Земле. Человечество долго и мучительно - через войны и конфликты, взаимное непонимание и раздоры идет к осознанию того, что единственная общечеловеческая идея способная спасти Планету – это Мир и гармония между всеми живущими на Земле. Человек должен создать на Земле это самое - «PаRадайZ und PRеисподню!» Иначе человек может сам оказаться губительным, смертельным вирусом для всей Планеты и тогда – гибель всего и вся! Омар Хайям сказал: -
                Если все государства, вблизи и вдали,
                Покоренные, будут валяться в пыли –
                Ты не станешь, Великий владыка, бессмертным.
                Твой удел не велик: три аршина земли.
    Поэтому - живи и радуйся жизни Человек! В полное свое удовольствие и на радость друзьям и близким. Радуйся каждому новому дню. Каждому восходу Солнца! А там... А там – будь что будет! .. Потому что то, что ты прожил – у тебя уже не отнять. Никому! .. И чтобы уходя от пиршественного стола жизни ты - Человек, мог честно и достойно ответить на два главных вопроса, ради чего люди приходят на этот свет: - «Ты получил радость от жизни? Своей жизнью ты доставил радость ближним?» Омар Хайям сказал:
                От стрел, что мечет смерть, нам не найти щита:
                И с нищим и с царем она равно крута.
                Чтоб с наслажденьем жить, живи для наслажденья,
                Все прочее – поверь! – одна лишь суета.
     На Земле всем хватит места и благ, если мирно растить  детей, хлеб и виноград, любить и уважать друг друга и эту Прекрасную Голубую Планету под названием Земля, летящую в беспредельном Мировом океане полном Чудес!
Люди – желаю Вам как можно больше весенних мгновений Счастья и Любви!
Пью за Ваше здоровье!»

                Конец


Рецензии