ИВЛ 63 принципы древнейшей литературы
Основанием внезапной гениальности античных авторов может служить только развитая литература древнего мира. Но, если честно, у античных авторов написано интересней. Хочется читать их, а относительно Древних ограничиться только лишь логическим пониманием.
Древний мир - это открытие технологии "сельское хозяйство". Труд рабов стал рентабельным, возникло рабство, государство (аристократы и чиновники), итд. В том числе и литература (человек свободен для творчества - цени свободу, автор!).
Но природа еще сильнее человека, первые цари больше, чем военными успехами и строительством храмов гордятся успехами в создании системы орошения полей. Фараоны, не занимающиеся подобной работой, с должностей безжалостно изгонялись.
Отсюда - необходимость жесткой централизованой иерархии управления и сильные волевые личности, под себя все подгребающие, в этот момент с историей совпадают.
Появляются империи, очень напоминающие СССР.
Закон изобретается не ради блага и сохранения народа, а для ограничения богатства храмов и аристократов. Цари понимают, что богатые соратники становятся независимыми.
Возникает идеология нормы. Исполняй норму - и никакой личной инициативы, никакой отсебятины. Наверху лучше тебя знают, что делать.
Соответственно, практически вся светская литература построена как критика ненормального поведения. "Женщина, посоветуемся спокойно!".
О народе не писали, поэтому сюжеты - из жизни богатых. Жесткость технологии оставляет одну возможность обогащения: распределение произведеного продукта. Ахиллес, кстати, тоже из за добычи обиделся.
Короче говоря, практически во всей древней литературе один художественный сюжет: второй человек, который завидует первому, бунтует. Иначе говоря, "бунт заместителей".
Сюжет часто показан глазами маленького человека. Жена изменяет мужу с рабом, раб боится мужа, жена шантажирует. Муж узнал, обиделся... Раб сбегает и ищет бога, не виноват, мол, заставляют оба! Аналогично, если случается конфликт богов, страдают простые люди, получающие сверху противоречивые указания.
Конфликт в семье царя или фараона - это вообще типично. Наследники всегда нетерпеливы.
Если персонаж активен, то не ради себя! Это важно: эгоизм, личная выгода положительных героев литературой не признается. Противоречие социальных групп - вот основание второго типичного сюжета. Моисей против фараона; Моисей прав, но и фараона понять можно, зная поведение некоторых представителей хитрой нации. Фараон боялся за Египед.
Начавшись, бунт никогда не побеждает. Литература следит, чтобы и мысли о возможности победы бунта не было. Норма, и только норма (см Конфуция!) - вот что считается прекрасным.
В итоге имеем принципиальную неизменность бмографии персонажа. Отсутствие движения и развития в целом, а также отсутствие у героя душевных переживаний, ибо герои в принципе однозначны. Отдельные гениальные вещи лишь подчеркивают общую неповоротливость общей идейности.
Писать такое скучно: некуда двигать персонажа.
Надо бы переходить к античности. С эллинами интересней.
Свидетельство о публикации №213121600435