Анастасии Цветаевой

Три месяца – и семьдесят страниц*.
Здесь десять лет еще меня не будет.
Благая удаленность от столиц,
нить времени, переплетенье судеб…

Ей «мнилась морем» гладь Копы моей,
а наши сопки высились «холмами».
Таруса, Коктебель – тень прошлых дней,
пейзажи детства – в Кокчетавской раме.

И в каждой строчке повести – любовь,
которой старость с молодостью – вровень.
Избушки жалкой краткосрочен кров,
язык письма – несуетен, бескровен.

Готовит внучку в наш пединститут,
прикрывшись этикеткой «обыватель»,
из бытовых освободившись пут,
она лишь по ночам – бытописатель.

А день заполнен мелочью проблем:
вода, дрова, уборка, постирушка –
земной юдоли неотвязный плен,
где каждый – узник, всяк – судьбы игрушка.

Без логики был вышит гобелен
на первый взгляд. А может, всё логично?
Она без фальши восхищалась тем,
что мне иль параллельно, иль привычно.

«Чапаева» сегодня – «Канай би»,
и всё кругом в асфальте и бетоне.
Жива Копа – предмет её любви,
холмы – на месте, ветер так же стонет.

Увижу в совпаденье высший знак:
сестра Марины – Ася – в Кокчетаве….
И пусть Букпа – отнюдь не Кара-Даг, –
всё расцветёт в цветаевской оправе.

Три месяца – и повесть на века.
Здесь десять лет еще меня не будет.
Свивает чья-то мудрая рука
связующую нить сплетенья судеб…


------------------------------------------
 * В 1966 году в течение нескольких месяцев лета и осени в моем городе жила Анастасия Ивановна Цветаева. Ее внучка Рита, дочь Андрея Цветаева-Трухачева, поступала в это время в Кокчетавский педагогический институт. Анастасия Цветаева описала кокчетавский эпизод своей долгой и многотрудной жизни в автобиографической повести «Старость и молодость» (первоначальное название – «Кокчетав»). Повесть опубликована как третья часть книги «Моя Сибирь», вышедшей в издательстве «Советский писатель» в 1988 году. В повести просто и трогательно рассказывается о Кокшетау полувековой давности глазами А.И. Цветаевой. Произведение насыщено параллелями, краткими экскурсами в общее с Мариной прошлое, и при внешней неяркости сюжета покоряет правдивостью и теплотой повествования.


Рецензии