Олигарх по имени Ходор

      Знаменитая в определенных кругах Маша Гессен в апреле 2012 года поведала миру свою версию истории борьбы двух «титанов» в обстановке приближающихся выборов президента России и выплеска в связи с этим демонстраций на улицы.

      Несколько слов о Маше. Гессен М.А.(р.1967), — российская и американская журналистка, директор русской службы «Радио Свобода», родилась в еврейской семье в Москве. В 1981 году эмигрировала с родителями в США, там училась на архитектора, в 1991 году вернулась в Москву. В 2011 году сообщалось, что Гессен написала книгу на английском языке под названием «Человек без лица: невероятное восхождение Владимира Путина». В ней она описывает, как Путин, малозначимый поначалу выходец из КГБ, сумевший вернуться в комитет и даже его возглавить, был выбран Борисом Ельциным в качестве своего преемника и потом быстро уничтожил практически все зачатки демократии в России. В 90-е годы была одной из ведущих ЛГБТ-активисток России.

       Вот как выглядит история олигарха Ходора в интерпретации лесбиянки Гессен: «Михаил Ходорковский был одним из самых богатых людей в России, когда осмелился противопоставить себя президенту Владимиру Путину, критикуя коррупцию в стране на встрече с Путиным в феврале 2003 года. Его арестовали уже осенью того же года, осудили после двух «кафкианских» процессов. С тех пор некогда могущественный олигарх, а ныне «невидимый» герой растущих оппозиционных по отношению к Путинской тирании сил, пребывает в заключении…
…Это история о злобе, жестокости и мести, но больше всего это история о недостатке воображения. Почти десять лет назад Михаил Ходорковский, тогда владелец компании ЮКОС и самый богатый человек России, совершенно неверно оценил последствия противостояния Владимиру Путину, бывшему тогда президентом России. Путин Ходорковского арестовал, совершенно неверно оценив последствия этой посадки в тюрьму.

        За восемь лет в заключении Ходорковский стал фигурой, наделенной наибольшим доверием общественности в России и самым большим политическим долгом Путина. До тех пор, пока у власти в России Путин, а Ходорковский продолжает вести себя, как Ходорковский, Ходорковский останется в тюрьме, а Путин будет продолжать боятся его…

      Команда лучших российских адвокатов в Москве, Лондоне, Страсбурге и Нью-Йорке восемь лет борются с непреодолимыми препятствиями ради своего подопечного Ходорковского. По их словам, законы принимаются порой специально для того, чтобы стало возможным его уголовное преследование, а также корректируются задним числом для того, чтобы преследование продолжалось.
В мае 2011 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес решение по первой из десятков жалоб Ходорковского; решение было по большей части благоприятным для Ходорковского и может даже рассматриваться как требующее его освобождения (однако, вопреки утверждениям Маши,  этот суд отказался признавать само дело политически мотивированным).

       Но адвокаты убеждены, что Россия будет просто подстраивать свои законы так, как это будет необходимо для того, чтобы они никак не соответствовали духу решения ЕСПЧ.

      Совершенно ясно, почему Ходорковский продолжает оставаться за решеткой. Возможно, оказавшись на свободе, он сплотит вокруг себя массы людей. Его семья и друзья обещают уговорить его покинуть страну, как только он освободится, так как опасаются за его жизнь. Однако маловероятно, что они преуспеют в этом сейчас, раз им не удалось этого перед арестом...»

      Маша Гессен, мягко говоря, напускает туман во вполне ясное дело.
19 декабря 2013 года В.В.Путин объявил, что получил заявление Ходорковского о помиловании и принял по нему положительное решение. Маша опять неверно оценила ситуацию. У Президента России нет оснований опасаться этой "фигуры, наделенной наибольшим доверием общественности". Ходорковский как явление, ярко проявился на определенном этапе первоначального накопления капитала в России - те, кто получил в ходе приватизации безумные деньги, уже в конце 90-х годов решили пойти дальше: чтобы обезопасить свои неправедно нажитые капиталы, некоторые из них попытались захватить в России и саму государственную власть. Именно в этом плане, прежде всего, и примечательна история одного из наиболее могущественных российских олигархов Михаила Борисовича Ходорковского (МБХ, как его уважительно называли в определенных кругах, или еще интимнее - Ходор), рассказанная осенью 2005 года газетой “Совершенно секретно”.

      Когда в 1996 году фирму “ЮКОС” приобрел не работавший ранее в нефтяном бизнесе М.Б.Ходорковский, это была зауряднейшая фирмочка, которая, тем не менее, всего через пять лет стала называть себя “лидером отрасли”.

      Понятно, что за пять лет добиться существенных результатов в производственной деятельности невозможно, да и тягаться в разведке или бурении с такими матерыми нефтяниками, как Алекперов из “Лукойла” или Богданов из “Сургутнефтегаза” Ходорковский, не имевший ни специального образования, ни опыта работы, не мог. Не мог он, только что прикупив “ЮКОС”, тягаться, скажем, с финансистами “Сибнефти” или “ТНК”, которые работали по реализации нефти и нефтепродуктов существенно эффективнее “ЮКОСа”.

Михаил Ходорковский первым из российских олигархов оценил преимущества постиндустриального общества. Он первым понял, что громадные деньги “ЮКОС” может зарабатывать не на продаже нефти, а на искусственном росте котировок своих акций, продавая по сути не нефтепродукты, а мыльные пузыри.

       Поскольку в России на тот момент никто не обладал знаниями, как раскрутить капитализацию компании, были приглашены западные консультанты.

Иностранцы объяснили Ходорковскому основное правило информационного общества: не важно, что ты есть на самом деле, главное - как ты себя преподносишь. И работа закипела. На империю МБХ стали работать сразу несколько ведущих американских пиар-агентств. На оплату услуг консультантов тратились не просто большие, а очень большие деньги. Результаты не заставили себя ждать.

Стоимость акций “ЮКОСа”, бывшего до начала этой кампании как бы изгоем российской фондовой биржи, начала расти как на дрожжах и вскоре превысила котировки “Лукойла” - крупнейшей по добыче нефти нефтяной компании страны. При этом в самой компании особых перемен не происходило - эффект достигался работой с инвесторами и общественностью.

        Публикации финансовых результатов по “международным стандартам” и встречи с американскими журналистами приносили больше прибыли, чем разведочное бурение. Был и еще один, пока еще побочный, результат этой кампании - в международном масштабе и в глазах либерального сообщества России создавался имидж Ходорковского как прогрессивного и очень успешного бизнесмена, открыто ведущего дела, много жертвующего на развитие социальной сферы России.

Через некоторое время примеру “ЮКОСа” последовали и другие компании, но за пионером корпоративного пиара было уже не угнаться. На определенном этапе стоимость “ЮКОСа” превысила цену “Газпрома”, реальная  выручка которого от производственной деятельности была гораздо больше юкосовской.

В 2003 году владельцы “ЮКОСа” почти договорились о приобретении другого нефтяного гиганта - “Сибнефти”.

      Совокупная добыча и запасы объединенного монстра приблизились бы к половине общероссийских, отчего цена их акций на мировом рынке значительно возрастала. Кроме того, по появившимся в прессе сведениям, планировалась продажа объединенного “ЮКОСа-Сибнефти” одной из крупнейших мировых нефтяных компаний.

      Этот шаг принес бы владельцам “ЮКОСа”, и Ходорковскому в первую очередь, баснословные барыши, а России он грозил потерей суверенитета, так как огромная часть поступлений в бюджет, стратегические запасы нефти и нефтедобывающая инфраструктура могли оказаться в руках иностранцев.

К этому времени М.Б.Ходорковский создал политическую организацию “Открытая Россия”, в центре деятельности которой был он сам лично, а уже в апреле 2003 года “Фонду развития предпринимательства” за 300 тысяч долларов заказывается проект захвата власти в России.

Ходорковский приступает к строительству сетевой партии на основе создания “Школы публичной политики” с отделениями в 50 регионах страны.
Выстроена стратегия перехода к новой политической системе - парламентско-президентской, с перевесом властных полномочий в сторону правительства, которое избирается Думой. В основе новой системы - коррупция и личная власть. Был разработан четкий алгоритм передачи власти правительству парламентского большинства, подчиняющегося Ходорковскому.

       Во время выборов в 2003 году в Думу шли не просто политические партии. “Мешки с деньгами” “ЮКОС” раскладывал по всем без исключения политическим корзинам, и в избирательных списках всех политических партий были непосредственные ставленники “ЮКОСа”, с которыми, как выяснилось из документов “Открытой России”, предлагалось заключать персональные контракты - чтобы знали, кому подчиняться, и голосовали, как скажут.

      По одномандатным округам “ЮКОС” двигал 58 собственных кандидатов. Народных избранников, недостающих для квалифицированного большинства, можно было докупить и после выборов.

Однако этим планам М.Б.Ходорковского было не суждено сбыться: за мошеннические сделки, неуплату налогов в суперкрупных размерах, другие уголовные преступления МБХ был арестован и отдан под суд.

Как и всякий крупный бизнесмен, Ходорковский, попав в новую ситуацию, не стал отказываться от схемы, уже доказавшей свою эффективность. Ввязавшись кроме прямого мошенничества еще и в конфликт с Кремлем, олигарх снова сделал ставку на западных консультантов и пиарщиков. Только теперь предстояло раскручивать не капитализацию нефтяной компании, а создавать Ходорковскому имидж политического заключенного.

Генподряд на эту работу получила одна из крупнейших американских пиар-компаний. Пиарщики подключили к делу западных адвокатов и задействовали свой лоббистский потенциал. Как из рога изобилия посыпались заявления адвокатов, гневные отповеди Госдепа США, резолюции ПАСЕ, обличения европарламентариев.

      Не забыли и про сам процесс - практически на каждом судебном заседании присутствовала большая группа западных консультантов и адвокатов. Меня просто поразило, когда я узнал, что на одном из судебных заседаний в зал пустили 50 человек и более 30 из них составляли наемные адвокаты Ходорковского. А ведь всем было понятно, что суть дела Ходорковского в том, что он занимался самым банальным мошенничеством, что и было доказано материалами следствия и в суде. Но на то и “демократическое общество”, чтобы за деньги можно было иметь возможность решить в свою пользу любой вопрос, даже в суде, и, ни мало не смущаясь, с пеной у рта уверять мир, что черное - это вовсе не черное, а наоборот - очень даже белое.

Оказавшись в 2003 году в следственном изоляторе, М.Б.Ходорковский уже не мог повлиять ни на будущее своей нефтяной империи, осколки которой распродавались за долги перед российским бюджетом, ни на исход выборов в Думу. Все, что было в его силах, - попытаться прыгнуть в уходящий поезд и заполучить вместо сотен думских мест хотя бы одно:  на  довыборах депутата по 201 Университетскому округу Москвы.

       Но и этот план Ходорковского провалился. Ему все-таки придется минимум восемь лет провести на нарах в колонии общего режима. Но поразительно еще и то, что вместе с Ходорковским по 201 избирательному округу решили баллотироваться в депутаты Госдумы еще три заключенных следственного изолятора - один мошенник и два педофила. А что? По российским законам имеют право!

       Таковы истории трех крупнейших российских олигархов 90-х годов прошлого века. Остальные посланный им месседж поняли и в российскую политику (по крайней мере так откровенно, как раньше) больше не лезут.

       Интересно, что в самом начале президентства Путина журнал «Коммерсант-Власть» опубликовал мнения некоторых наиболее популярных и авторитетных в те годы экспертов о судьбе российских олигархов («Коммерсантъ Власть», №11 (362), 21.03.2000).

       Президент фонда «Индем» Г.Сатаров заявил, что, по его мнению, в отношениях с олигархами Путин будет проводить стратегию ограничения влияния. Вряд ли они легко с этим согласятся, не исключен вариант, при котором олигархи смогут объединится против него. Но олигархи будут существовать всегда — без среднего и крупного бизнеса уже невозможно представить наше государство.

        Сотрудник Московского «Карнеги-центра» политолог Лилия Шевцова,  предположила, что Путин назначит новых олигархов и в отношениях с ними будет играть важную роль логика созданного Ельциным режима. Созданная "семейными" олигархами команда все еще господствует в Кремле, и пройдет немало времени, пока путинские назначенцы научатся ориентироваться во властных закоулках. Пока он только смог заставить олигархов быть более осторожными и лояльными.
После выборов Путин начнет выдавливать из околовластного круга самых одиозных из прежних фаворитов. Но вряд ли он повторит ошибку Ельцина и допустит политических тяжеловесов из среды олигархов (к примеру, Чубайса) в правительство.

        Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, наоборот, считает, что в ближайшие пятьдесят лет новых олигархов не появится. Да нет у нас олигархов! Наши олигархи - это просто бизнесмены, имеющие политическое влияние за счет доступа "к уху". При Ельцине роль Березовского, Абрамовича и Мамута была достаточно велика, они входили в "семью" и фактически управляли страной. При Путине все уже изменилось. И не случайно все, называющие себя олигархами, так стремились засвидетельствовать свою лояльность даже еще и.о.президента. Путин сразу отличался от Ельцина тем, что старался опираться на формальные институты власти. Он действительно пытался равноудалить всех олигархов от власти или хотя бы лишить монопольного доступа к ней. Правда, считал Никонов, у нас такое еще никому не удавалось.

        А вот мнение Михаила  Делягина – тогдашней восходящей звезды экономической аналитики. Олигархи потеряют власть. В большинстве своем олигархи уже оттеснены от власти, за исключением Березовского и Чубайса. До недавнего времени с ними был Гусинский, но теперь он из-за НТВ отодвинут навсегда. В будущем такая же судьба ожидает и остальных. И сделать это не так трудно. Что касается Чубайса, то он станет крайним при любых сбоях в  РАО ЕЭС. С Березовским борьба предстоит потяжелее. Все мировое сообщество, МВФ, президент Клинтон давно призывают Россию бороться с коррупцией, ставя это условием предоставления кредитов. А на Западе считают, что вся наша коррупция — это Березовский, и Запад будет подталкивать Путина к борьбе с ним. Понимая это, Борис Абрамович выстраивает сложную линию защиты. Если Путин сможет ее сломать, то будут деньги и будет поддержка внутри страны. Что касается новых олигархов, то без желания Путина новые не появятся.

       Юрий Скуратов, генеральный прокурор России, уволенный от исполнения своих обязанностей по весьма скандальным обстоятельствам, в то, что олигархи будут отстранены от власти, не верил. Путин в значительной степени зависит от олигархической системы правления, утвердившиеся в ельцинский период. Потому Березовский, Абрамович и Швидлер с ведома Путина наращивают свое влияние в экспортных отраслях. И дальше подход и. о. к олигархам будет выборочным. Естественно, он не будет конфликтовать с теми, кто безоговорочно его поддерживает. Березовский делает все, чтобы свою медиа-империю подчинить интересам протаскивания Путина в президенты. Так же ведут себя Потанин, Смоленский и другие. Иначе Путин будет относится к Гусинскому, который сохраняет самостоятельность в освещении и положения дел в стране, и предвыборной кампании.

        Интересно и мнение Бориса Макаренко из «Центра политических технологий»: пока в более выгодном положении находится группа Абрамовича. В нее входят Березовский, вся "Альфа-групп" — Фридман, Кукес, Авен и в какой-то степени Аксененко. Империя Потанина важна для страны, это производственный сектор, защищающий национальные интересы, что позволит ему сохранить звание олигарха. Но при условии, что его конфликт с "Альфой" не зайдет слишком далеко. Это тот случай, когда бизнес олигарха настолько социально значим, что уничтожить его государству накладнее, чем оставить в покое. То же самое и с Гусинским. "Медиа-мост" нужен России как символ свободы СМИ. Поэтому Путин постарается выстроить с Гусинским бесконфликтные отношения.

         Сегодня известно, каковы судьбы Березовского, Гусинского и многих других, носящих в конце 90-х высокое звание олигархов. Хочу обратить внимание на то, что ни один из цитируемых мною экспертов-аналитиков ни звуком не упоминает олигарха Ходорковского, который буквально через пару лет попытался в наглую стать вершителем судеб России. Кстати, этот факт позволяет судить о квалификации экспертного сообщества России тех лет.


Рецензии
Очень и очень правильно сказано за что сидит Ходорковский. Именно за мошеннические сделки и неуплату налогов. Когда на Западе наконец вникли в суть дела , многие, очень многие перестали "хлопотать" за него. Крику в мировой прессе поубавилось. А сейчас и забыли многие о таком человеке.

Вячеслав Семёнов   17.12.2013 05:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Вячеслав!

Борис Сидоров   17.12.2013 11:45   Заявить о нарушении