Древнее государство Чавин - окончание

"Huaca is always up to date",
Тютютчев.

Древнее государство Перу формационного периода,
часть II.
+
VV,I,IIII_Чавин де Уантар.
Чавин де Уантар расположен в северо-центральной части Перу, на 3,150 метрах высоты над уровнем океана, в верхнем течении реки Монза Monsa, между горными грядами Кордильера Бланка и Восточными Кордильерами, простираясь на все три из имеющихся в Центральных Андах климатических диапазонов.
Чавин, кроме прочего, расположен на стратегически важном пути перехода в Кальехон-де-Уайлас Huaylas, высокогорную долину между Кордильера Бланка и Кордильера-Негра (Джейкобс, 2000).
Уаскаран - двугорбая вершина, могучие пики которой круглый год занесены снегом, возвышается над живописной рекой Санта, и живет своей собственной жизнью, принимая непосредственное участие в геологических процессах. В этом расположении нередки разрушительные по своей силе землятресения, последнее из которых произошло в прошлом веке. Сегодня, эти территории
обладают статусом Национального парка Перу.
Одним из главных архитектурных памятников Чавин-культуры, обнаруженным к настоящему моменту времени, является храмовый комплекс Чавин де Уантар (Альва). Без преувеличения можно утверждать, что де Уантар возглавляет внушительный список самых значительных археологических памятников всего Андского региона (Тельо).
Как и многие другие подобные публичные сооружения, рассматриваемый комплекс, за время своей долгой истории несколько раз перестраиваемый и достраиваемый, послужил нескольким культурным традициям. Уака всегда соответствует потребностям текущего времени.
Чавин де Уантар современности известен своими храмами - "Старым" и пристроеным к нему позже "Новым", более вместительным. Сохранившиеся остатки строений позволили археологам датировать появление первого из них периодом около -900-850 гг до нэ. Радиоуглеродные измерения показывают, что тогда началось сооружение
насыпи П-образной платформы, известной теперь как "Старый" храм (Джейкобс, 2001).
.
IIII,I_Центральный двор "Старого" храма.
Археологом Джулио Тельо Tello при раскопках на сайте в Уантар были обнаружены каменный Обелиск, названый потом Тельо в честь нашедшего его вновь, и другой важный мегалитический монумент, названый ЛанзОн, украшенные рельефами с изображениями ягуаров, кайманов, соколов и различных человекоподобных фигур (Альва, 2008).
На резьбе по поверхности Ланзона изображен кошачий большой рот с углами и большими клыками ягуара и волосы из змей. Описание подробного изучения большим числом экспертов этих широко известных артефактов заслуживает отдельной главы и будет приведено далее по тексту.
Сохранившаяся часть монолита Ланзон была обнаружена уложенной на бок, запрятанная в своём временном хранилище под конструктивом сооружения. Представляет собой скульптуру высотой 5,530 мм. выполненную из цельного столба белого гранита. Обладая треугольной в плане формой, имеет вид значительно переразмереного ножа или
бивня моржа. Ранее был установлен вертикально в цилиндрической подземной камере, на пересечении с галереей лабиринта, проходящего под центральной частью "Старого" храма (Тельо).
Обелиск Тельо представляет собой образец более поздней стадии иконографии Чавин (Roe, 2007). Скульптура, изготовленная из светлого (белого) гранита, а ближайший источник гранита находится в восемнадцати 18 километрах от руин Чавин де Уантар, ранее была установлена в самом центре внутреннего двора "Старого" храма, в середине круглого "бассейна".
Ось, проходящая через монолит, совпадала с вертикальной осью симметрии всего монументального сооружения. Привязка Обелиска Тельо к "Старому" храму не вызывает сомнений и подтверждается стилистической похожестью его с ЛанзОном. Ланзон и Обелиск явились уникальными исключениями из всех трех остальных скульптурных групп "Старого" храма в Чавин (Лумбрерас):
1. плоского рельефа вырезаного на тесаном камне;
2. трех3-мерных скульптур типа "голова", выступающих из экстерьерных камней, установленных в кладке наружных стен платформенного возвышения;
3. цилиндрических углублений.
Обелиск Тельо, памятное "Каноэ Каймана" из Уантара, аверс и реверс которого представляют собой изображения "Мужского" и "Женского" дракона (Рои, 2007), затем был перевезён в Лиму, где он в настоящее время размещён в Национальном музее антропологии, археологии и истории Перу.
.
IIII,V_Действительно древний храм.
Сейчас известно, что возникновению и процветанию Чавинской культуры в Раннем горизонте предшествовал долгий период культурного развития, своими корнями восходящий к докерамическому периоду. Начальный этап строительства в комплексе Уантар пришелся на времена позднего периода монументальной архитектуры, что отчасти
подтверждается присутствием в конструкциях на сайте второй и третьей скульптурных групп.
Культурный период поздней Куписнике, оставивший археологам следы, позволяющие отнести храм именно к нему, к занимает период продолжительностью почти 900 лет в Чавин де Уантар.
Монолиты являются самыми лучшими и наиболее сохраняющимися свидетелями, характеризирующими тот или иной культурный период. Как и на ряде других расположений, возможно допустить наличие в Уантар более древних конструкций, при постройке которых использовались блоки большего размера. Это сооружение, вероятно, возвышение с плоской
площадкой,  было разрушено, перестроено, как часть обновлённого комплекса и не сохранилось. Материалы, оставшиеся после его разрушения, были использованы для создания более поздних построек комплекса.
.
IIII,II_"Старый" храм.
Древний храм, когда-то возведенный чавинцами, сохранился не очень хорошо. В результате работ Тельо и других исследователей было найдено возвышение П-образной платформы, в которой была обустроена квадратная площадь со стороной сорок 40 метров, и притопленная ниже нулевого уровня строений цилиндрическая конструкция ("бассейн") диаметром двадцать один 21 метр, выложенный блоками тесаного камня с нанесенным на их поверхность изображениями, выполненными в технике "низкий рельеф".
Парадная лестница, ведущая во внутренний двор, имеет 25 ступеней. При раскопках во дворе этого храма археологами было найдено значительное количество скульптур и артефактов.
Конструкция храма сохранилась не полностью, поскольку во время дождевых сезонов неоднократно затапливалась. Несмотря на это, раскопки свидетельствуют, что внутри строения был сооружён целый лабиринт из коридоров и комнат. Скрытые от посторонних глаз переходы и выходы позволяли жрецам появляться "из ниоткуда".
.
IIII,IV_"Новый храм" Чавин де Уантар.
Строительство так называемого "Нового" храма в Чавин де Уантар, по расчетам экспертов, более крупного в геометрических размерах, было начато в период около -500 гг. до нэ. Занимая собой значительную площадь и представляя свойственный платформам перепад высот, содержит ряд лестниц. Достроеный таким образом, чтобы включить в
себя П-образную структуру старого храма, демонстрирует тренд, вызваный укрупнением общества и увеличением численности обитателей.
Часть стен храма выстроена из больших блоков белого гранита и чёрного известняка, причём обе данных породы в окрестностях Чавина не встречаются — по-видимому, их пришлось доставлять издалека. Под ним, существовала разветвленная система водопроводных приспособлений, в частности, дренажных каналов. Чавин-люди, скорее всего,
имели развитые представления об акустике. В дождевой сезон вода отводилась по каналам, выполнявшим свои прямые функции, но за счет продуманнного профилирования сечений, течение вызывало внутри храма звук, подобный рёву ягуара.
Многие эксперты не сомневаются, что позднейшие Паракас в регионе Ика (-700-200 гг. до нэ.) и культура Пукара в Альтиплано подверглись непосредственному влиянию Чавина.
.
источник - сайт андина.ком.пе,
редакция - Вольный, 2012.
.
IIII,VV_Иконография Чавин де Уантар.
,0/0_Двойственность триединства.
Земное, водное и воздушное - вот триединство, чётко отраженное в концептуальном решении пантеона божеств "Старого" храма.
Подобная комбинация в иконографии Чавина хорошо отражает также и широкие с географической точки зрения территориальные владения,
простиравшиеся от океанского побережья до склонов Восточных Кордильер и
некоторой части амазонских джунглей по другую сторону гор.
.
,I_Ягуар.
Ягуар неизменно присутствует на характерном для Чавин-эпохи тотеме. Старейшая часть храма Чавин де Уантар была украшена изображением человеческой фигуры с клыками хищной кошки и змеями вместо волос.
.
,V_Сан-Педро кактус.
Принимая во внимание в качестве конкретного примера рисунки на Обелиске "Каноэ Каймана", можно выделить знаки, которые представляют собой графическое изображение 20-ти угольника тонкого среза кактуса Сан-Педро. Кактус этот и поныне может использоваться при занятиях шаманизмом или шарлатанством.
Его значение будет присутствовать в иконографии культуры Чавин, с самого начала и потом, поэтому кактус Трихоцериус пачанои Trichocereus pachanoi рассматривается некоторыми исследователями в качестве основного галлюциногена, распространенного в том географическом расположении в прошлом (Mulvany, 1984).
.
источник - сайт shangria.cl, Alvarez, 2012,
перевод и редакция - Вольный.
.
,II_Раковины-бусы.
Впервые наличие останков раковин Спондилус на археосайтах в регионе Средних Анд отмечается в период -2,500 гг. до нэ., что примерно на 700 лет позже, чем в культуре Вальдивия, процветавшей на территории современного Эквадора (Альва).
В формативном периоде, начавшемся с -1,800 гг до нэ. и в культуре Куписнике (-1,300-600 гг. до нэ.) раковины присутствуют в качестве бусин нашейных украшений, найденых в ряде захоронений, в том числе, в захоронении Сьерра-Бланко в регионе Кахамарка, причем качество обработки их значительно выше, а одна была декорирована изображением лица, относящегося к Чавин-культуре  (Terada and Onuki, 1988).
.
,IV_Раковины-трубы.
Сравнительно недавняя находка двадцати 20 образцов раковин моллюска Лобатус в галерее "Караколас" Caracolas, в "Старом" храме комплекса Чавин де Уантар в 2001 году, сделанная американским  археологом Джоном Риком, последовала за предшествующим открытием Лумбрерасом нескольких штук раковин семейства Стромбус при проведении предыдущих раскопок 1989 года.
Спондилус раковины, также, представлены в изображениях на кости и в литических скульптурах каменных голов (названных "tupus"), кроме того, бусами в "Галерее Предложений" (Лумбрерас, 1993).
Обработаные в форму бусинок ракушки обнаружены археологами при раскопках в жилых районах, расаполагающихся за пределами территории храмов (Burger, 1998).
Рик, своей находкой самой большой во всей археологии Древнего Перу группы раковин Strombus galeatus подтвердил, что обработаные раковины моллюска находили широкое применение в Чавин.
Все эти Стромбус использовались для изготовления "huayllaquepas", духовых труб "pututos" и были тесно связаны с религиозными обрядами культуры Чавин (Burger, 1992).
При учёте и других останков раковин, количество образцов достигло бы цифры внушительной цифры в 29 штук (Рик, 2002).
Кроме того, скульптура, которая украшает дворик "Нового" храма, называющаяся "Верховным (Превосходящим) божеством", зажимает в своей правой руке раковину моллюска Стромбус и в левой руке Спондилус (Burger, 1992).
Небольшая площадка в этом же секторе показывает камень с резным изображением фигуры антропоморфной обезьяны, держащей в руке раковину Стромбус. Также, два символа нанесенные на камне, которые украшают притопленый круговой бассейн, показывают фигуры войнов, трубящих в Путутос, или Стромбус (Burger, 1992; Lumbreras, 1989).
.
источник - сайт manandmollusc.net, Manchego M.G., 2002,
перевод и редакция - Вольный, 2013.
.
,VV_Общность и независимость.
Равинес и Исбелл (1975) отмечают некоторую стилистическую схожесть иконографии между фресками в Гарагай и Чавин де Уантар,
но предполагают, что обнаруженные отличия - и в архитектуре, и в искусстве настенной росписи -являются достаточно существенными,
чтобы отобразить независимую религиозную традицию, представленную в Гарагай.
Церемониальные центры П-образной структуры на центральном побережье отражают общую традицию церемониальных строений Раннего формационного периода - одновременных во времени, но различных между собой, и отличных от архитектуры других ранних публичных сооружений (Мур, 1996),
обнаруженных в последнее время дальше на север побережья, на таких сайтах, как Салинас де Чао (Salinas de Chao).
.
источник - сайт википедия.ру.орг и другие, 2012,
перевод и редакция - Вольный.
+
VV,I,V,I_Салинас де Чао.
Архео-комплекс Салинас де Чао располагается в одной из самых небольших по площади и наиболее засушливых (Useda, 1988) прибрежных долин на северном побережье Перу. Чао-долина в настоящее время характеризуется ограниченным количеством (менее 2000Га) годной для возделывания земли и ненадежными водными источниками, малопригодными для ирригации орошения.
Скудная в составе и количественном отношении растительность Чао-долины (Alva, 1986), тем не менее, не помешала значительной культурной деятельности древних жителей в этом регионе. Долина известна тем, что на её территории уже раскопано более 190 археологических сайтов, и двадцать один из них - это сайты докерамического периода (Олсон, 2011).
Большое количество доисторических археосайтов в долине контрастирует с современной слабозаселенностью - низкой плотностью и лишь небольшой популяцией, проживающей в этих местах (Альва и Альва 1986, Уайпа Манко 1977).
Салинас де Чао комплекс расположен в восьми 8 километрах от береговой линиии Тихого океана, и в 6,5 километрах южнее того места, где сегодня заканчивается область культивируемых земляных угодий.
В прошлом, к северу и западу от сайта располагался хорошо выделенный (ископаемый) залив, ориентируясь на предложенном в работе 1986 году (Альва и Альва) инфо о расположении археосайтов вдоль старой береговой линии Тихого океана,  Салинас де Чао был затоплен при радикальном расширении залива, из-за значительного повышения уровня мирового океана.
В то время, как основным источником белковой пищи для популяции являлся океан, наличие обнаруженных тыкв, кабачков, патиссонов и других культур семейства тыквенных, перца чили, хлопка, авокадо и других, позволило предположить, что сайт Салинас де Чао был связан с аграрным обществом в долине.
Монументальная архитектура в Салинас де Чао представлена комплексом сооружений, включающим в себя возвышенные платформы, открытые площадки, углубленные круглые площади "бассейны", возделываемые террасы, и зоны, где жили резиденты.
Со временем сайт расширялся в размерах, достраивался, становился сложнее - выделяются две 2 фазы, не очень четко датированные абсолютными методами (Альва Вальтер, 1986). Первая фаза, Начальный период:
; -1,650 гг. до нэ. для верхних конструкций;
; -1,350 гг. до нэ. и самых верхних строений.
Вторая фаза может быть выделена приблизительно начиная со Среднего докерамического периода -3,600 гг. до нэ. для нижних конструкций.
.
источник - Джейкобс, Монумантальная архитектура побережья Перу, 2000,
перевод и редакция - Вольный.
+
Впрочем, на этом месте автор вынужден прервать своё повествование о Чавинской стране - последней наследнице сознания, мироощущения, форм и технологий, зародившихся еще задолго до наступления человеческого неолита. Не хватит памяти всех серверов, чтобы разместить подробное описание всех значимых событий, происходивших в
этом регионе во времена Раннего горизонта керамического периода -900-0+200 гг. до нэ.(по Роуи-Ланнингу), периода очередного расцвета всей Андской цивилизации, такой обособленной и полной загадок.


.
иллюстрация - "Обелиск де Уантар", 12-2013, редакция Фсогов, 297х 210, карандаш, бумага.


Рецензии