Осторожно Мышеловка!

Агата Кристи «Мышеловка»
Новый Художественный театр (г.Челябинск)
Режиссёр Римма Щукина

Итак, «Мышеловка» Агаты Кристи на сцене Нового Художественного театра. За выбором этой пьесы театром можно увидеть своеобразный и остроумный ответ засилью детективщины на ТВ, причём в лёгкой, изящной манере классического детектива. Уже видеопроекция: «Новый Художественный театр представляет…», иронично пародирующая, столь знакомую ТВ-заставку любителям телевизионного сериала об Эркюле Пуаро с Дэвидом Суше в главной роли, не оставляет зрителю никаких шансов. Мы втягиваемся в происходящее на сцене ещё до того, как там что-то начнёт происходить! Более того, режиссёр умело подогревает ожидание неспешным, но в тоже время полным загадок, началом спектакля. Вот Молли, осторожно прячет какой-то свёрток, а по радио сообщается об убийстве и даже называются приметы преступника. И муж Молли, Рэлстон ведёт себя как-то странно… И мирные разговоры супругов у камина… Но мы-то знаем, что каждый из них что-то скрывает. Мы ждём, нам объявили, что явится, он, тот самый, знаменитый персонаж Агаты Кристи, от которого не скроется никакая тайна.
 
Мы ждём детектива, и когда, наконец, последним из гостей, появляется мистер Паравичини, отпадают последние сомнения: сейчас начнётся!.. От этого персонажа постоянно чего-то ждёшь, Артур Каримов виртуозно и с огромным обаянием ведёт роль таинственного мистера Паравичини, грациозно и изящно пленяя зал. И даже когда всё-таки выясняется, что это персонаж совсем из другой пьесы, мы ни сколько не разочаровываемся, так уже настолько захвачены происходящим, что легко прощаем иронию создателей спектакля. В мышеловке оказывается зритель, и это зрителю нравится.

Но ирония, игра со зрителем, игра в жанр, - вещь не простая и даже коварная. Как-то не сразу понимаешь некое глубокое противоречие между заявленным жанром спектакля (ироничный детектив) и взятый им в объектив материал. Тексты Агаты Кристи деловито суховаты, герои её несколько схематичны, палитра писательницы довольно однообразна. Но вместе с тем, это всегда интересная интрига, за которой часто скрывается давняя драма. Тайны и ложь прошлого, продолжающие калечить души героев А.Кристи в настоящем. Такова и «Мышеловка».

Старый, добротный дом, надёжно защищающий героев от непогоды и, даже, жизненных невзгод. Убийство, случившееся сегодня, воспринимается как нечто нереальное и легко смешивается со сообщениями о погоде и другими новостями. Художники спектакля Елена Гаева и Наталья Болотских (костюмы) создают правдоподобную и уютную атмосферу английского особняка середины 20-го века. Но этот же дом оказывается и ловушкой, где герои пьесы вынуждены будут открыть свои тайны. И тайн оказывается много. И дело не только в том, что среди обитателей пансиона скрывается убийца, высматривающий двух своих жертв, а в том, что каждый из персонажей «Мышеловки» оказывается не тем, или не совсем тем, за кого себя выдаёт. И за каждой такой тайной стоит драма, глубокая, личная.

Выстраивая мышеловку для зрительского внимания, театр рискует оказаться в мышеловке сам, балансируя на грани лёгкой, ироничной игры в жанр и открывающимися внутренними драмами героев пьесы. Допуская крен в ту, или иную сторону легко можно погрешить либо против законов жанра, либо против правды жизни. Но театр в целом уверенно справляется с этой нелёгкой задачей лёгкого жанра и, в первую очередь, благодаря ярким и точным актёрским работам.

 Молли Ксении Бойко простодушна, добра и таинственна. В её игре сочетаются сила характера и открытая, почти детская, ранимость. С каким упорством героиня К.Бойко сначала пытается спасти тонущий корабль под названием семейный бизнес, потом, почти распад семьи, и вместе с тем, успевая позволить себе увлечься необыкновенно интересным гостем Кристофером Реном и выстоять под напором обвинений полицейского Троттера! Ксения Бойко с большой любовью, сочувствием и добродушным юмором относится к своей героине, постоянно подбадривая её: «Ничего, Молли, пробьёмся! Вперёд, Молли, только вперёд!»

А муж Молли, Рэлстон, в исполнении Дмитрия Николенко, человек серьёзный, любящий, чтобы всё было так, как надо. Как важно, с трубкой восседает он у камина! Ни дать, ни взять, английский лорд в миниатюре. И всё же ни для кого не секрет, что это только маска, а на самом деле это мирный обыватель ни в чём не умеющий перечить своей милой жене. Дмитрий Николенко словно улыбается своему персонажу, наивному, доброму и в чём-то даже беспомощному.

Под стать хозяевам особняка и их гости. Обаятельный и в чём-то даже поверхностный Кристофер Рен. Константин Талан играет человека с глубокой внутренней занозой, сбившегося с верного пути, но неистощимого оптимиста, умеющего верить и ищущего. Мисс Кэйсуэлл, Яны Алымовой, современная, свободная женщина, покорительница мужских сердец. Её героиня умеет произвести сильное впечатление на Рэлстона и он начинает простодушно ухаживать за ней. Но за маской роковой красавицы прячутся одиночество и жалость. Удивительно комичный, и вместе с тем традегийный, персонаж миссис Бойл создаёт Евгения Зензина. Застывшая, навек уснувшая человеческая душа. Актриса находит точные краски для своей героини, упрятавшей свою живую душу в футляр мёртвых правил, умея и пожалеть свою героиню, и потешаясь над ней.

Пожалуй, только майор Меткаф (Алексей Пименов) появляется в пространстве спектакля без видимых душевных драм и кривизн. Словно некое воплощение целостного взгляда на жизнь, спокойного и уверенного. Высокий градус интенсивной внутренней жизни этого персонажа мало ощущается по ходу развития действия. Возможно, поэтому признание майора в финале выглядит неким «божком из машины».  Это тем более жаль, что персонаж А.Пименова есть некий смысловой противовес таинственному мистеру Паравичини, столь блистательно и убедительно поданным Артуром Каримовым.
 
Гостям и хозяевам дома противостоит полицейский Троттер (Пётр Оликер). Он чужак в этом доме. Правда, он пришёл с определённой миссией: найти убийцу и спасти предполагаемых жертв. Но жертвы не спешат спасаться, а преступник признаваться, тем более, что преступление приоткрывает завесу другой, далёкой трагедии, с которой таинственными узами связаны обитатели особняка и их гости. И полицейскому Троттеру приходится несладко! П.Оликер создаёт образ человека обречённого биться о стену непонимания, но упорно движущегося к своей цели. Троттеру обязательно нужно быть уверенным и сильным, хотя за мундиром полицейского скрываются и порой проглядывают, и слабость, и робость. Актёру хорошо удаётся передать обречённость и надломленность своего героя, выбравшего ношу не по силам.

  Спектакль закончился. Злодей угодил в мышеловку. Счастливые влюблённые вновь объединяются. Сбившиеся с пути, обретают его. Или обретают уверенность, что обретут такой путь. Но история об испорченном празднике первой годовщины свадьбы, омрачённой трупом на кухне, не заканчивается. Ведь не могут закончиться человечность и юмор, столь присущие спектаклю по пьесе Агаты Кристи, вместе с поклоном артистов в финале спектакля. У каждого из нас свои тайны и ложь, но только самоирония и умение улыбнуться над собственными проблемами смогут уберечь нас от мышеловки собственных страстей. А вот сумеем ли усвоить урок, столь легко и ненавязчиво преподанный актёрами Нового Художественного театра, кто знает…               
 


Рецензии