Беларусь...

Когда отец брал меня с собой на Минщину,то первое,что меня,городскую девчонку поражало,что эта маленькая,с покосившимися деревянными,черными от сажи,времени и ветхости избами,с некрашеными ставнями,плетеными калитками,соломенными крышами и со одной извилистой улицей,утопающей в зелени фруктовых деревьев и кустарников, деревенька была насквозь пронизана умиротворением,что рассказы о войне,фашистах,расстрелах,казались мне нереальными и далекими.Но от этой реальности отделяло всего пару десятков лет.Отец в войну был ребенком,а дед партизанил.Мои братья часто в лесу находили немецкие котелки,ложку с ручкой в виде орла я держала в руках,каски.Были случаи подрыва детей на минах и родители нас ругали,чтоб не лазили,где попало в лесу.Но нас туда тянуло,как магнитом.
Еще мне ужасно нравилась белорусская речь.Вначале я слушала ее, как музыку,где-то акцент напоминал польский,где-украинский,только на украинском много звучит через "о",а в белорусском чаще произносят "а".
Как-то бабушка хлопотала у печи и вытаскивая ухватом раскаленный чугунок, мне быстро-быстро на белорусском что-то сказала,но я не поняла и продолжала сидеть ничего не предпринимая,тогда она рассердилась и в сердцах произнесла следующее,что я запомнила на всю жизнь:"Ты шо? Це дурны, чи шо?"-на что, я сразу же отреагировала:"Неее".Бабушка засмеялась и обратилась к отцу-"О, бачишь.Разумэе!"Постепенно я так втягивалась и еще долго болтала по-белорусски даже по приезду домой.Двоюродный брат учил читать.
Летом днем никто не прохлаждался в деревне.Без дела не болталась даже мылышня.Деревенские дети работящие.Они приучены помогать родителям.Кто в поле с утра,кто на ферме,кто в колхозном саду.Я с младшим братом часто ходила в лес,в котором были самые настоящие волки и лоси.Меня все ими пугали.И действительно были случаи,когда волки нападали на телят-стригунков или задирали дворовых собак.И я ужасно боялась.Однажды,я так хорошо запомнила мы с отцом шли от бабушкиного дома к тетиному вверх по деревни.Вечереет поздно,но резко,как бы свет выключается.Кругом заросли.И отец в сторону отошел и его уже не видать.Мне было лет 5-6,до школы еще.Смотрю глаза в кустах зеленые светятся,ну я бежать,а отец за мной.Ты что сума сошла,а это его часы,стрелки в них с фосфором светились.Ну у страха глаза велики.
Ну не смотря ни на какой страх в лес ходить было одно удовольствие.Ягоды налопаешься прямо с куста-черники,парэчки (красная смородина),грибов наберешь полные корзины.И вообще никогда не чувствовала себя чужой.Когда приезжала сюда,то сразу же избавлялась от городской одежды:водолазки,брючный костюм малиновый с жилеткой из вельвета все это я прятала по-дальше и вместе со всем этим и все свои городские привычки.Одевала платья по-длинньше,с рукавами и начинала усиленно опустошать бабушкин маленький чемоданчик под ее кроватью,в котором она хранила свои накрахмаленные белоснежные ситцевые платочки с ручными кружевами.Я не вязала себе конский хвост,а плела две косы и повязывала голову аккуратно платочком и так мне это нравилось,что у бабушки не оставалось ни одного платка.Вообще внутреннее убранство хат было очень скромным,но очень чистеньким.И везде чувствовалась женская рука.Кругом то самотканые половички,дорожки,лоскутные шитые одеяла,вышитые рушники,просто вышивки под фото,простыни с плетеными кружевами,пахнущие мылом,занавесочки на окнах.Все было пронизано теплотой чьих-то заботливых рук.Пахло деревянным полом,травами и грибами,которые сушились на печке.Готовили очень просто,салатов не признавали.Белорусская бульба(картошка)-это нечто!Тетя как-то вышла на огород и очень быстро вернулась.Смотрю:несет несколько поленцев на руках.Я думаю,откуда это она дрова тащит.А поближе она подошла,а у не всего 5-6 картошин,но каких.Рассыпчатая,желтая с тминчиком в печи томленая...Консервы,только свои.В погребе у бабули чего только не было.Колбасы сама она делала,сало розовое с мясным хвостиком,который я всегда отдирала-обьеденье,соленья в бочках,моченые яблоки,сушеные сухофрукты,сыр,сметана в крынках,масло.Хлеб бабушка пекла сама,пироги,блины желтые желтые и толстые.Магазин в деревне был только один,запах деревенского магазина особенный и запоминающийся, и ходили туда только за солью,сахаром,спичками и керосином и по-праздникам за карамельками.Керосин заправляли в керосиновые лампы,когда еще не было электричества,но уже потом появилось радио,телевизор.Бабушка не любила смотреть фильмы про войну,плакала,да и некогда ей было телевизор смотреть,она постоянно,что то делала.Однажды в угле сада сидела,какую то водичку переливала,ну я попросила попить.Она дала,я и хлебанула горилочки!!!Белорусская горилка особая.Чистая,как слеза.Так бабуля говорила.Ее давали перед едой даже детям,для аппетита.Конечно потом эта горилка много душ згубила....Отец жаловал,не скрою,но выпивал для сугрева,как он говорил маме:"Брызни мне пять капель"- и никогда нигде не валялся и если выпивал,то становился очень добрым, ласковым и сразу ложился спать.Когда ему горилочки родственники в стаканчик маленький наливали, он сверху рукой не накрывал,что мол хватит,а пальцем по нему до верха вел( хвать! хвать! хвать!) пока полный не нальют-"Вот теперь добре"- шутил он так.Но пьяных я с детства не боялась,думала,что все пьяные люди всегда должны быть добрыми,особенно с детьми.Лет в 13-14 с девчатами попила я компотика,вишневую наливку.Я не знала что это на самом деле,голова ясная,а ноги,как веревочки.Вот отец мне всыпал...Вообще отец у меня был строгий,справедливый,без дела не цеплялся,но и пошутить,разыграть любил.Никто не пользовался в деревне ключами.Колышком препирались двери от ветра,да от кур шастующих под ногами,калитка- петлей из веревочки.Жили все,как одна большая семья.Да однофамильцев было по десятку и больше и все в каком-то колене друг другу родственники.Однажды,я была маленькая, мы приехали поздно,родственники не знали,от станции через поле шли пешком.Он запустил меня в дом впереди себя и сказал:" Скажи- такие-то здесь живут?"- ну я так и сделала.Столько переполоху было- родственников полно, чья дочка потерялась,чье дите-не поймут-всех перебрали,а я молчу-чья,пока папа не вошел.
Отец для меня был все.Его глаза, если осуждающе смотрели,то пробирало до пяток,так было совестно.И для меня мерилом стало,как человек смотрит в глаза,как будто изнутри человека видишь.
Так часто меня отец выручал из неловких ситуаций и никогда не бранился,не обзывался,но ниже пояса приложиться мог...
В деревне воду таскали из колодцев.Рядом через огородик у бабули тоже был.Все местные пользовались коромыслами и мне это уж так больно нравилось.Вот однажды бабуля папу попросила сходить за водой,но отец был занят.Ну я ведра в охапку,коромысло и бегом.Подлетаю,ведро в колодец,доставать,оно полное тяжелое и сорвалось,да и на дно ушло.Я второе,результат тот же.Я в рев.Вся деревня наверное слышала.Отец летит,что случилось,аж побледнел.Увидел ведра,рассмеялся.Достал.Но на колодец не пускали,а по-старше была,попробовала все-таки притащить.Как же меня болтало из стороны в сторону.Эта не так уж и просто,как кажется-целая наука,воду не расплескать,спину держать...
Еще учудила однажды,у несушки стащила яйца,как она меня клевала.Сложила в саду под грушей,дедулиным тюфяком накутала и на солнышко спрятала от всех и каждый день туда бегаю,когда же там цыплята вылупятся.Бабуля наступила и не поймет,кому понадобилось столько яиц прятать.Ну в общем,узнали,потом, в следующий мой приезд,для меня бабуля вывела мне цыпляток.
А еще были свиньи во дворе и один поросенок в заборе застрял и визжал ужас,ну я бросилась его спасать и перелезла внутрь.А как свинья то на меня бежала я не видела.Так отец меня еле успел выдернуть.Потом мне рассказали ,что вот так свинья съела в соседней деревне маленького ребенка.До сих пор не знаю правда это было или для устрашения мне рассказали взрослые, чтоб не лазила куда ни попадя.
А еще каждое утро и вечер всю улицу в деревне заполняли коровы.Вначале их надо было выгнать на выпас,ну а потом загнать домой.Ну,я как всегда,надо помочь.Гоню наших коров,в хвост смотрю-нормально,а потом взяла да и обернулась.А там рожищи!!!Глаза красные и их тьма,а хлопцы убачили дило такое и давай под меня их еще шибче гнать,ржут вслед:так я со своими коровами вперед всех на поле прискакала...
Потом взмолилась,чтоб больше мне таких поручений не давали...
На лошадь как-то двоюродный братик подсадил,да без седла..Я в платье,скользко,кричу -Но,но.Ну она и понесла,я опять ей- "Но!!!"- она еще шибче.Брат орет:" Тррр скажи!!!- ну я как заору, она ,как вкопанная встала, кульбит получился отменный-прямо через ее голову да ей под копыта, но она переступила мирно. Ох, я братика и напугала, а земля в Белоруссии когда сухая, как пыль и как пух- я даже и не почувствовала. Мне так хорошо-адреналин наверное,но я этого же не знала....
Но когда идут дожди земля не отпускает,у меня так однажды сапоги в ней резиновые увязли, выдернуть не смогла-глина засосала...Здесь прошло босоногое детство отца,часть и моей души осталась здесь.
Да земля и родина моего отца не отпускала его до последних дней!!!
Как же он хотел вернуться на родину,чтоб его похоронили рядом с отцом,матерью,сестрой,тетями,дядями.Мои двоюродные братья рано ушли из жизни.Царствие им Небесное!!!Сегодня нет этой деревни,нет его жителей.Умерли,разъехались.Есть дачи минчан.
И даже не верится,что здесь кипела жизнь.Такая незатейливая,простая...Так весело пели теплыми вечерами песни под гитару,гармошку на завалинках.Бегали в клуб на танцы или в кино.Никто не сквернословил.Девчат и малышей не обижали.
Люди были после войны...Мирная жизнь была такая счастливая...я не помню озлобленности или усталости.Ведь все пахали,но умели наверное просто жить просто и при этом радоваться жизни...


Рецензии