Юность

Юность

 Закончив 8 классов средней школы, большинство ребят нашего класса решило стать железнодорожниками.  Вместе с друзьями я поступил в Вологодский железнодорожный техникум на отделение "энергоснабжение железных дорог." Учёба шла успешно. Занятие спортом, участие в технических кружках, - давали возможность успешного развития во многих сферах.
 
 Мечта дальних дорог и путешествий была привычна для молодого поколения 70-х годов. Бурное развитие авиации и Гагаринский полёт вдохнули в молодые сердца стремление к небу.
 
 Первые шаги в авиации мы сделали вместе с другом в Вологодском клубе ДОСААФ. Занятия в группе пилотов и прыжки с парашютом открыли для нас возможность познакомиться с небом.

 Незабываемые впечатления остались от первого шага с парашютом в воздушное пространство.
 
 Ох, не простым был этот шаг! Инстинкт самосохранения в человеке заложен на генетическом уровне. Чтобы преодолеть страх перед открытой пустотой - требуется огромное самообладание. Сомнения терзали меня каждый день. Как же сложно было преодолеть себя!

 Первые прыжки состоялись на лётном поле учебного аэродрома.
 Небольшой самолёт Як-12 брал в кабину 2-х человек и поднимался в небо. У разложенных на земле парашютов, все ожидали своей очереди.
 
После очередной выброски, самолёт подрулил к стоянке. Теперь моя очередь на прыжок.
У инструкторов давно известно о сложных психологических ощущения перворазников. Поэтому выброску практикуют в паре с опытной девушкой. Она контролирует действия новичка, потом прыгает сама. Непросто скрыть все свои переживания перед глазами молодой особы, которая смотрит на тебя "с высока". Холодок сверлит внутри до полной опустошённости тела.
 
 Самолёт несколько минут набирает высоту 800 метров. Открытая кабина позволяет наблюдать за удаляющейся землёй. Вот уже и привычные птицы летают, где - то там, далеко внизу. Как сделать этот шаг в пустоту?
 
Выходим на курс выброски.
 - Пошёл! - даёт команду пилот.

 Окоченевшие ноги не слушаются меня. Ухватившись за ручки на подкосе крыла, с трудом вытаскиваю тело на подножку. Тяжёлый парашют и ветровой поток опрокидывают меня на спину, руки срываются, кубарем лечу вниз.
 Через несколько секунд, купол парашюта наполняется воздухом, я зависаю над землёй в своём торжестве преодоления собственного страха.
 
 Ощущение опасности и величественность свободного полёта, - незабываемые чувства. Преодолев страх, радостью наполняется сердце после открытия парашюта. Ты, как птица, в бескрайнем небе! Ты можешь летать!

 Усевшись поудобней на лямках парашюта, попробовал управлять куполом. С осторожностью, подтянул стропы парашюта - купол медленно стал разворачиваться. Попробовал потянуть с другой стороны - развернулся в другую сторону. Парашют ПД -47, медленно, но реагировал на мои действия.  По земле определил направление движения, развернулся в сторону  набегающей на меня земли. Она быстро приближается. Вот она понеслась мне навстречу. Подтянулся на лямках, ноги вместе.

 Глухим ударом встретила меня поверхность, опрокинула набок. Опустившийся рядом купол парашюта и тишина, постепенно, наполняли сердце ликованием.
 -Есть! Я смог! Я Человек, который преодолел собственный страх!
 Собрав парашют, направился к пункту сбора. В душе был невероятный подъём чувств.
 Значок на груди с маленьким парашютом, стал для меня, первой, самой ценной наградой в жизни.    
 
 Вскоре, закончен техникум с профессиональной квалификацией "техник-энергетик".
 Жизненная дорога была открыта, но предстояла служба в армии.
 
 Армия круто повернула судьбу. Здесь молодые люди становились мужчинами.
 В звании рядового, не просто было войти в воинский коллектив, который жил по своим правилам. Здесь воины разных призывов и национальностей взаимообогащали и дополняли друг друга. Это потом появилась "дедовщина". Для меня, старослужащие были главными учителями и помощниками в становлении военного специалиста.
 
 Военный распорядок, боевая подготовка, выезды на учения, - давались нелегко. Характер креп и закалялся. Появлялась уверенность в собственных действиях и поступках. Постепенно сформировалось решение - поступать в военное училище лётчиков.

 Балашовское высшее авиационное училище лётчиков, которое я выбрал, открывало дорогу в большое небо.
 Неплохие знания учебных предметов и хорошее здоровье позволили успешно пройти приёмную комиссию и поступить в училище.
 Опыт воинской службы пригодился для помощи молодым ребятам из гражданки в освоении азов воинской службы.
 
 Первый курс училища был посвящён образовательным учебным программам. Высшая математика, аэродинамика, физика, тактика, физическая подготовка и др. предметы, - значительно расширяли кругозор, способствовали повышению знаний.
 
 Второй курс - добавилось изучение авиационной техники. Самолёт чехословацкого производства Л-29 стал первой "ласточкой" в познании его устройств. Наземная подготовка приближала нас к небу. Парашютные прыжки, тренажи в кабине самолёта,  запуски двигателя, - стали основными ступенями для подготовки к полётам.
 
 Практические полёты начались на полевом аэродроме под Сердобском.
 Первые подъёмы в небо и первый инструктор, - запомнились навсегда.
 
 Вначале, мозг воспринимает полёт, как чудесное путешествие в небо.
Затем, управление машиной становится главной заботой в полёте.
От простых элементов к сложным, постепенно осваивая каждый этап, ученик закрепляет навыки, овладевает принципами управления.
Повторение опыта инструктора постепенно переходит в собственные привычки.
 
 На первоначальном этапе подготовки, главное внимание сосредоточено на выполнении взлёта и посадки. Определяющим элементом для самостоятельного полёта является правильное определение лётчиком высоты начала вывода самолёта в предпосадочное положение. С этой высоты начинаются все действия для выполнения посадки. Действия эти никогда не бывают одинаковыми. Темп "выравнивания" самолёта, так называется этот этап, зависят от скорости самолёта, встречного ветра, температуры воздуха, давления на поверхности аэродрома, положения РУД(рычагов управления двигателем) и т.д. Все эти условия, в полной мере, может учитывать только мозг человека.

 Научиться вовремя "добирать" ручку управления, при приближении земли, или "задержать", при зависании над землёй, - не простая наука!
Овладев правильными действиям на этапе посадки, можно рассчитывать на самостоятельный полёт. Вывод делает инструктор. Его решение, в контрольном полёте, проверяет командир отряда. Только после этого, курсант допускается к самостоятельному полёту.

Первый самостоятельный полёт - это незабываемое событие на всю жизнь!

  Закрыт фонарь кабины и ты уже живёшь в другом мире. Парашютные лямки и привязные ремни соединяют лётчика с самолётом. Самолёт и человек становятся единой  системой. В руках у пилота машина, которая повинуется каждому движению руки.
 РУД на взлётный режим - самолёт начинает разбег. Через минуту, самолёт в воздухе.
 
 Внизу привычные очертания полей и рек. Там жизнь совсем в другом измерении. Люди живут обычной жизнью, которая не соизмеряется с выбором: "живёшь -пока летишь".

 Выдержи все заданные параметры, управляй машиной по предписанным правилам, и ты будешь жить в небе!
 В небе, ты свободен, как птица, но ты можешь летать, только повинуясь лётным законам!
 Теперь только от тебя зависит, жизнь этой крылатой машины и твоя жизнь.
 
   Полёт требует постоянных действий,- выпусти шасси, закрылки. Строго, по линии заданного пути проведи свой самолёт.
Сумей привести машину на землю: вход в глиссаду, снижение, проход дальнего приводного маяка, ближнего привода, земля всё ближе. Она ускоряет свой бег под крыло самолёта. Посадочная полоса рядом, ручку - на себя, ещё чуть чуть, посадка!
  - Ура! Ты на земле.!!!

 Открыт фонарь, выключен двигатель.
 Здесь привычно поёт в небе свою песню жаворонок. Ты счастлив, потому что получил ещё одну возможность для человека - ЛЕТАТЬ.

Полёты на самолёте Л-29 приносят огромную радость. Приходит сознание того, что Человек может поднять в воздух стальную птицу, и она послушна его воле.

Дальнейшее совершенствование лётного дела в стенах училища проходило на самолёте АН-24т и АН-26.
 Курсанты получили хорошие навыки в пилотировании этого самолёта и были подготовлены к полётам днём и ночью в качестве командиров воздушных кораблей.
 
 Общий налёт в училище составлял 250 часов.

 В августе  1970 года состоялся выпуск нового отряда авиаторов.
3 ноября 1970 года был подписан приказ МО СССР Маршала Советского Союза Гречко А.А. (номер 02108) о присвоении воинского звания лейтенант 228 выпускникам Балашовского ВВАУЛ.
 Впереди была вся жизнь!
 
 Моё назначение - в военно - транспортную авиацию.

 


Рецензии