Первые шаги офицерской службы..

 Первые шаги офицерской службы мне предстояло сделать в небольшом авиагородке Кречевицы, под В. Новгородом.

В. Новгород - город древнерусской вольницы, форпост русского государства, город, в котором на памятнике "1000-летия России" навечно застыли все видные политические и общественные деятели России.
 
 
                *************** 

  Из штаба 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии, который располагался в г.Витебск, нас, молодых лейтенантов, выпускников Балашовского авиационного училища лётчиков, после беседы с командиром дивизии, автобус доставил на аэродром. Здесь выпускников ожидал штабной Ан-12.
 
Через час полёта, самолёт приземлился на аэродроме Кречевицы. (Посёлок Кречевицы находится в 15 км от города В. Новгород).

  Свою историю посёлок ведёт с поселений Екатерининских гусар. После войны с французами в 1812 г и возвращения из Франции они обосновали здесь свой гарнизон. Казармы были построены, в честь государыни, в виде буквы "Е".
 
 В этих, сохранившихся до нашего времени казармах, и располагались штабы и учебные классы авиационных частей. Между корпусами этого сооружения была асфальтирована площадка, на которой происходили все утренние и торжественные построения. В центре площадки, сохранился памятник командиру полка гусарского эскадрона, который погиб, якобы здесь, при падении с коня.
 
 Военный городок состоял из жилых и казарменных зданий 2-х и 4-х этажной застройки. Располагался городок на берегу большой реки Волхов, по которой регулярно курсировали речные суда.
Как и во всех таких военных гарнизонах, в городке были: Дом офицеров, гостиница, стадион, магазины, школа, баня и два десятка жилых домов. Непосредственно к военному городку примыкали частные дома небольшого посёлка.

 Все основные дороги в городке вели к большому аэродрому, где располагались самолёты двух авиационных полков. Аэродром своё развитие получил после Великой Отечественной войны и активно использовался авиацией разных ведомств. В 1970 году, на нём располагались авиационные части военно- транспортной авиации и буксировочный авиаотряд Ленинградского военного округа на самолётах Ил-28.

 Посёлок, в то время, жил своей размеренной авиационной жизнью. Ритм этого распорядка определялся  плановыми полётами. День и ночь шум самолётных двигателей оглашал окрестности.
 
 110-й военно-транспортный авиационный полк(втап), созданный в послевоенный период, возглавлял, в то время, полковник Новиков И.Н. Это был командир старой авиационной закалки. Волевой, бескомпромиссный, решительный офицер, взявший на себя, как старший начальник, все жизненно важные проблемы авиагородка.
 
 К нему, с докладом о прибытии для прохождения дальнейшей службы, мы прибыли сразу после размещения в гостинице.
Разговор был коротким. Перед предстоящими задачами полка, мы должны были в короткое время освоить самолёт Ан-12 БП, сдать зачёты и войти в состав экипажей.
 
 После беседы, все молодые офицеры были распределены по эскадрильям.
 Я был назначен в 3-ю авиационную эскадрилью на должность помощника командира корабля. Моим командиром экипажа стал заместитель командира эскадрильи майор Веселов В.И.

 В то время, военно - транспортная авиация(ВТА) была на пике своего развития. Взаимодействую с воздушно - десантными войсками, экипажи ВТА отрабатывали новые виды боевого применения, формировали сокращённые боевые порядки для воздушного десантирования, осваивали современные комплексы навигационных систем.

 В авиационных полках шла активная подготовка лётного состава. Для молодых офицеров сразу определилась главная задача, максимально быстро, войти  в строй подготовленных экипажей в качестве помощников командиров кораблей. Для нас, выпускников БВВАУЛ, эта задача была не сложной. На выпускном курсе училища мы изучали конструкцию самолёта Ан-12. Теперь, требовалось сдать зачёты и приступить к практическим полётам.
 
 Для размещения нам были предоставлены места в новой гостинице. Мне, вместе с лейтенантом Задыхиным Ю., достался номер с видом на реку Волхов.
Волхов - это большая и полноводная река. Она катит свои воды на север из озера Ильмень. По преданию, по ней проходил древний путь "из варягов в греки". Несколько малых речушек этой окрестности представляют разветвленную сеть водного бассейна Приильменской низменности.
 
Для рыбалки и охоты - лучшего места, не найти, думалось мне, при осмотре открывшегося пейзажа из окон гостиницы
После четырёх лет казарменной жизни в училище, полном ограничений и лишений, новое место жизни казалось счастливым раем.
Правда,о рыбалке нам было думать рано.
 
Напряжённая учёба и служба началась, буквально, на следующий день.
 Только утром, из окна, можно было полюбоваться красотами природы. 
   
 Могучий Волхов, с темным простором водной глади, медленно катит свои воды. У горизонта поблескивают голубые зеркала дальних озёр. Утренний туман плывёт вдоль русла рек, накрывает тенистые берега, растворяется на солнечной стороне.   

  Рабочий день продолжался до темна. Изучение района полётов, инструкций аэродрома, зачёты по авиатехнике, тренажи в кабине, получение лётного обмундирования, - все эти заботы навалились в ежедневных заботах. День был заполнен с утра до позднего вечера.

 В первые же выходные, отправились знакомиться с городом Новгородом.
Центральная часть города с историческим Софийским собором, опоясанная высокими  кремлёвскими стенами, - привлекла своей древней историей.
 
 В центре, возвышался величественный памятник "1000-летия России". В годы Великой Отечественной Войны город был сильно разрушен. Сейчас он восстановлен и, только фотографии в музее, напоминают о разрушениях.
 Посетив все музейные экспозиции, мы зашли в ресторан "Детинец". Здесь фирменными угощениями, в то время, была медовуха и блюда в глиняных горшочках. Это было вкусно, но не дешево. Финансовые возможности наши были ограничены.

  Последующий ритм повседневной жизни не располагал к отдыху.
Первые полёты были полны впечатлений. Каждый полёт открывал новые возможности, новые знания, новые навыки в управлении самолётом. Дневные полёты сменялись ночными, на смену воздушному десантированию приходили полёты в "боевых порядках", перевозках военного груза и людей по разным аэродромам. Полёты чередовались с предварительной подготовкой и парковыми днями.
Войсковые наряды, дежурства, в калейдоскопе будничных дней, втянули нас в ритм войсковой службы.
 
 Завершив программу подготовки, мы вошли в состав экипажей 110 втап.
Полк, к тому времени, был полностью укомплектован авиационными специалистами и принимал участие в крупных учениях на самолётах Ан-12 БП. Многие экипажи выполняли специальные задания по всей стране.
 
 В авиационном городке располагались несколько воинских частей. Это создавало немало бытовых трудностей. Остро не хватало жилья. Магазины, детский сад, школа, - работали в напряжённом ритме.
 Трудоустройство гражданских членов семей возможно было только в Новгороде. Транспортная связь с городом обеспечивалась автобусами, но была не ритмичной. В зимние месяцы, заносы снега, иногда, вовсе останавливали движение транспорта по дорогам.
 
   Не смотря на все трудности, моя семейная жизнь, постепенно, приобретала  устойчивый характер. В конце года, мне предоставили комнату в квартире  на 2-х хозяев. Нас, с женой и маленьким сыном, она вполне устраивала.  Мы радовались первому своему настоящему жилью. Вскоре, и жена устроилась на работу, сын пошёл в детский сад.  Так началась моя офицерская служба.

 Через год, я  был подготовлен в полном объёме, как помощник командира корабля.
После зачётных полётов с командиром полка мне была присвоена квалификация "Военный лётчик 3 класса".

 Учёба продолжалась в постоянных полётах. Сначала в экипаже м-ра Веселова В.И, затем в экипаже к-на Кирилловского Г., к-на Масленникова Ю., - я выполнял свои обязанности, участвуя в различных учениях, командировках, групповых полётах и заданиях по десантированию и перевозкам войск.
 Учения "Щит-72", проводимые Министром Обороны на территории Чехословакии, стали первыми для меня заграничными полётами за пределами СССР. Впереди была целая жизнь...


Рецензии
Скупо, но по военному точно и исчерпывающе написано.
Ввод в строй и повышение уровня подготовки, до того,
который требовался в летных подразделениях схож с нашим.
Некоторые вторые пилоты уже через год-два становились
командирами вертолетов. Спасибо, Эдуард Алексеевич!

Степаныч Казахский   08.01.2018 13:43     Заявить о нарушении