Неизвестный художник
( Окончание повести «Светотень»)
Курсовую работу, которую Виктор выполнял в прош-
лом году, пришлось делать вновь – так распорядился
Солодовников; он – кумир художественного училища –
заставлял, порой силовыми методами, работать каждого
Молодого художника, не давая им никаких поблажек,
даже если это и любимый студент. И вот, в тёплый май-
ский день, в самый благоухающий миг яблоневого цве –
тения, Потеряев уверенно входил в знакомое здание
Музея изобразительных искусств. Он быстро миновал
экспозицию каслинского литья, направляясь в зал
западно – европейской живописи, на привычное место,
напротив портрета неизвестного художника «Молодой
человек в шляпе с красным пером». В углу, при входе
в зал, передёргивая вязальные спицы, сидела Клеопатра
Федоровна.
- Здравствуйте, тетя Капа, - Весело и бодро, с
небольшой долей озорства обратился к смотрительнице
музея молодой художник.
- Ах, это ты – Виктор…- Не проявляя эмоциональной
восторженности в голосе и поведении, ответила пожи –
лая женщина. – Твои друзья уже не заглядывают сюда…
А ты вот пришёл…
- Повторение – мать учения… Остался на второй год;
вновь буду рисовать этот портрет, над которым мучился
в прошлом году. Может, найду другую глубину изобра-
жения,- интересно будет сравнить…
- Рисуй… Нового – то ничего нет.
- И посетителей нет.
- Ещё меньше стали посещать музей… Правда в зал
русского изобразительного искусства начали ходить
экскурсанты гораздо чаще, у них там появились новые
картины, особенно хороша одна из них… Да, ты, веро –
ятно, помнишь, как в прошлом году ко мне приходила
студентка Педагогического института – Лариса; недавно
она приезжала с детьми – учениками своей школы в
Екатеринбург; участвовали в телевизионном экологи –
ческом шоу «Радуга». Она вместе с учениками заходила
в музей… Так вот, на этой картине девушка – богомолка
удивительно похожа на неё. Как такое может быть?
Да ты сходи в этот зал … Посмотри…
Виктор установил мольберт возле знакомого портре-
та, положил на пол возле складного стульчика пакет с
палитрой, кистями, красками и не без любопытства и
лёгкой тревоги в душе, отправился в соседний зал.
Возле картины М.Нестерова «Два лада», в самом на-
чале русской живописи, находилась большая группа
экскурсантов, более двух десятков человек, которым
экскурсовод – сотрудник музея Светлана Александров-
на (Виктор знал в музее почти всех сотрудников) о
чём – то увлечённо рассказывала Потеряев подошёл
поближе и увидел собственную картину «Кондак 8.
Тебе поём песнь: Аллилуйа!» Такого сюрприза Виктор
не ожидал, и некоторое время был в растерянности,
и когда он опомнился, то услышал ровный методически
выверенный голос экскурсовода, - Эта картина,-
повествовала она,- появилась у нас конце прошлого
года; она была передана музею неизвестной девушкой.
Что её побудило сделать подобный шаг – нам нужно
только гадать. Картина, как Вы видите, написано
совершенно недавно, в наши дни, когда народ вновь
обретает утраченное религиозное чувство. На картине
изображается молитвеница или иначе молельный дом.
Все действующие лица,кроме девушки – центральной
фигуры, и двух детей уже в пожилом возрасте, но
как они молоды! Совершенно не видно тягот обрушившихся
на людей экономических реформ. Все действующие
лица картины живут единовременно в вечности, и все,
как мне кажется,одного возраста; у них нет тяжести
прожитых лет.Всё полотно выдержано в золотистых тонах,
в тех тонах, в каких выполнена известная картина
А. Иванова «Явление Христа народу». Очень точно, с
педантической достоверностью выдержана игра света и тени.
Все до одной фигуры смотрятся монументально, цель-
но. Все персонажи картины держат в руках свечи,
помимо светильников и свечей у иконостаса. Множест-
во центров освещения, и уловить в точности силу
света в разных точках зала чрезвычайно сложно. И если бы
автор этого не смог сделать, то мы увидели бы иска –
жженные лица, гримасы… А здесь благолепие на лицах
читающих молитву. Автору картины удалось сделать
почти невозможное. Это – большой мастер. Девушка
в центре картины не уступает по исполнению мастерам
эпохи Возрождения; наша – Уральская мадонна.
- Скажите, пожалуйста, а кто художник,
рисовавший эту картину? – Обратилась к экскурсоводу
полненькая дама в очках, с большой чёрной шалью на
плечах и маленькой сумочкой в руке.
- Художник неизвестен; по всей видимости, он решил
остаться в «тени». Если у него появятся ещё картины,
разумеется – хорошие, то по манере их письма искус –
ствоведы со временем дадут нам ответ на ваш вопрос.
А пока это одно из самых замечательных приобретений
музея за последние годы, которое по достоинству укра-
шает нашу экспозицию. А сейчас, господа, перейдём к
следующей картине известного русского художника
Саврасова.
- Вот уж действительно: « лучше блоха в бороде, чем
журавль в небе».- Неожиданно громко, вслух, подумал
Виктор.
- Вы что – то хотите спросить? – Обратилась к нему
Светлана Александровна.
- Нет… Это я так: про себя…- Смущённо ответил
Потеряев, почёсывая рукой бородёнку.
Вся толпа посетителей двинулась за экскурсоводом,
а возле картины остался только Виктор, которого одо-
левали самые противоречивые мысли. В первую очередь
он хотел знать: «Почему Лариса так поступила: отдала
картину в музей?» И сам же дал ответ : «Хотела, види-
мо, как лучше – дать мне стимул для дальнейшего
творчества!» Теперь он точно знал: где лежит его сча –
стье, и как к нему идти, и уж коли случился « подоб-
ный казус» в его жизни, то следующую картину нужно
писать не хуже той, которая находится здесь в музее.
Постояв ещё немного возле собственной картины, он
отправился назад, к мольберту.
- Ну, как похожа на Ларису? – Репликой встретила
его Клеопатра Фёдоровна.
- Здорово.- Ответил Виктор.- Как две капли воды,-
начиная доставать палитру и краски с кистями из пакета.
Свидетельство о публикации №213121700645
очень благородный человек.
Спасибо Вам, Павел! Замечательное
произведение, но почему-то хочется
продолжения. Творческих успехов Вам!
Эльвира Гусева 17.12.2013 14:38 Заявить о нарушении
вывод через несколько лет Виктора на Ларису. Но, в реальной жизни, как пра-
вило, счастливого конца нет. (Вспомним Ремарка). Да, и сможет ли Лариса
утешиться с ним, попирая свои принципы. Лучший конец повести для Виктора - это
творческий подъем.
С уважением Павел Патлусов
Павел Патлусов 18.12.2013 14:26 Заявить о нарушении