Пулеметы. Пулеметы и патроны 9

                Пулеметы и патроны.

Само название «ПУЛЕМЕТ» дословно обозначает всего то лишь пуле-метатель. А как метаются эти пули, по сути, уже не важно, и те пулеметы (максим, калаш, гочкинс, эрликон…), что мы обычно подразумеваем, лишь частный случай в весьма обширном семействе устройств пулеметателей. Но мы не будем особо растекаться по устройствам и истории оружия вообще, поэтому рассмотрим в основном только те привычные устройства, использующие для стрельбы (пулеметания) энергию пороховых газов.
Но сначала надо вспомнить, что в современных, огнестрельных пулеметателях сам пулемет не разделим с его патроном, а точнее, с патронами для этого пулемета. Пулемет, конечно же сложное и дорогое устройство, но всего лишь один неисправный и сравнительно (с пулеметом) дешевый патрон может все это устройство превратить в груду бесполезного железа. И до тех пор, пока не научились делать идеально похожие друг на друга патроны-близнецы, об огнестрельных пулеметах (автоматических пистолетах, пистолетах-пулеметах, автоматических винтовках и.т.д.) могли только мечтать и фантазировать.
Так как же появились патроны близнецы? А начинать надо знакомство с патронами аж со времен фитильных мушкетов и фузей. Напомню, что оружие тех времен было устроено довольно просто. Ствол (толстостенная труба) была с одной стороны заглушена казенным болтом на резьбе. Глушить ствол, скажем вечной заклепкой, было нельзя. Черный порох, которым тогда пользовались постепенно покрывал стенки довольно прочным слоем нагара и этот нагар отпаривали кипятком и усиленной чисткой. Огнестрельное оружие тогда делали на века, одной и той же фузеей или мушкетом пользовались столетиями. Казенный болт отворачивали, чтоб видеть результаты чистки ствола. Именно тогда появились первые сравнительно похожие друг на друга патроны. Но патрон выглядел и был устроен немного непривычно. Это был деревянный пенальчик с пробкой. В пенальчик закладывалась пуля, набор пыжей и прям туда же засыпался заряд пороха. Для заряжания оружия пробка вынималась, часть пороха засыпалась на (огневую) полку. Полка закрывалась специальной крышкой и остальной заряд пороха высыпался в дуло оружия. Затем большим пыжом запыживали заряд пороха в стволе,  закатывали внутрь пулю и меньшим пыжом запыживали пулю, чтоб она случайно не выкатилась из дула.
Во время выстрела основной (пороховой) пыж, подталкиваемый с одной стороны пороховыми газами и с другой стороны нажимая в упирающуюся от инерции пулю, раздавался в стороны и создавал серьезное препятствие (обтюрацию) для прорыва пороховых газов.  Пороховые газы с большей отдачей толкали пыж и пулю. Для справки КПД выстрела из любого огнестрельного оружия редко превышает 40 %, а если пороховые газы имеют возможность прорваться мимо выталкиваемого снаряда, то КПД резко падает. К примеру, пулю (или дробь) просто опустим на пороховой заряд (без порохового пыжа),  зато сверху порох с пулей (или дробью) как следует запыжуем, то соответствующей обтюрации все равно не получится и толку от такого выстрела будет мало.
Другое дело если саму пулю прямо над пороховым зарядом как-то увеличить в диаметре и упереть боками в стенки ствола, тогда пыжи уже будут не нужны. Пуля сама не пропустит пороховые газы мимо себя и не выпадет из ствола. Такой способ зарядки, без пыжей, был нужен для нарезных стволов. А как это сделать? Способов придумали много. Сначала пулю просто заколачивали-забивали в ствол до пороха. Вы не забыли, что в казенной части ствола была дырка (огнепроводное отверстие) для воспламенения заряда пороха? Через эту дырку выходил лишний воздух и лишь поэтому пулю можно было заколотить до порохового заряда. Потом придумали казенный болт делать с толстым штырем по оси ствола. Пуля свободно опускалась в ствол и упиралась в штырь (над пороховым зарядом вокруг штыря). Легкими ударами шомпола пулю насаживали на конический штырь и пуля раздавалась в ширину. Потом пули стали снабжать колпачками в донной части. От давления пороховых газов конический колпачек влезал в специальную полость (юбку) пули и пуля становилась чуть большего диаметра, как раз по стволу…
Но нас в этой истории интересует только то, что пока оружие заряжалось с дула, для повышения скорострельности и большего удобства уже применялись так называемые патроны. Патроны применялись не только военными, но широко применялись и невоенными стрелками, например, охотниками. Действительно, намного проще зарядить патроны заранее и во время заряжания оружия на охоте не отмеривать каждый раз (на морозе, ветру, под дождем…) необходимый заряд специальными мерками. Охотники, стреляющие дробью, придумали свои патроны. Они порох отмеривали в отдельные патроны, обычно в бумажные трубочки-пакетики, а отмерянные по весу снаряды дроби по номерам тоже распределяли по трубочкам-пакетикам. На охоте в дуло ружья засыпался заряд пороха, бумажкой от порохового патрона запыживали ствол, затем брали патрон с дробью нужного номера и тоже засыпав дробь в ствол запыживали бумажной оберткой от патрона-пакетика. Получается, что заряжали каждый ствол двумя патронами. Пороховым и дробовым. Это потом пороховой заряд, пыжи и дробовой снаряд объединили в один патрон и стали заряжать ружье с казенной части ствола.
Кстати, охотникам приходилось стрелять намного чаще военных, поэтому они первыми придумали применять для патронов дешевую бумагу. Военным стрелять приходилось реже и их вполне устраивали постоянные патроны-пеналы из дерева, кости или металла. Вспомните «гозыри» кавказских горцев, это тоже патроны для дульнозарядных ружей (винтовок), но из серебра, постепенно ставшие украшением национальной одежды (и временным хранилищем табака, сигарет и спичек...).
Бумажные патроны в армиях стран появились, когда солдат стали вооружать однотипным оружием за счет государства. Военачальники уже рассчитывали не на отдельную меткость своих стрелков, а на реально возможный урон наносимый противнику от коллективного залпа, например, роты солдат. Понятно, что чем дальше можно было поразить противника, прицеливаясь по примитивному прицелу, мушке и прорези, тем было лучше. Ружья, созданные с расчетом на века, выдерживали чуть ли не любые заряды и количество заряжаемого пороха было таким чтоб не разорвало ружьё и стрелок смог выдержать отдачу.
Для справки: Рекомендуемый заряд черного пороха для современного охотничьего ружья 16 калибра равен 5 граммам, а ружье солдата в войне 1812 года примерно такого же калибра заряжалось по уставу 15-20 граммами пороха. Когда вы видите старинную гравюру, где красавец мушкетер перед стрельбой из своего мушкета кокетливо отставляет одну ножку далеко назад, то это не столько для красоты, сколько из опасения после выстрела оказаться  на попе или даже пару раз перековыркнуться через назад. Охотники сами определяли количество пороха необходимое для стрельбы, а вот солдаты отмеряли уставное количество заряда и не крупинкой меньше.
В армиях средних веков все было расписано в уставах вплоть до непонятных мелочей. Вспомните, что Петр 1 расписал в уставе где на рукавах мундиров пришивать пуговицы: «Дабы солдаты во время караулов не вытирали сопли рукавом…» В уставах было расписано, даже какой рукой и как конкретно держать член и сколько раз его надо встряхнуть во время и после оправления малой нужды. Ничего смешного. Штанишки были белыми, в обтяжку и неуставное поведение (и положение члена в штанинах тоже) может сказаться на внешнем виде военнослужащего, от рядового до генерала, и внешнем виде всего подразделения. А вы думали, что по уставу только кровати и тумбочки  равняют, да кантики на одеялах набивают и петлички с погонами на развешанных шинелях в одну сторону  правят?
Заряжание оружия тоже было строго по уставу. Сначала зубами рвали бумажную обертку патрона и из образовавшегося кулька сыпали немного пороху на полку, остальное высыпали в дуло ствола. Вытряхивали из кулька пулю и в зависимости от оружия и вида пули либо пустой кулек заталкивали в ствол в виде пыжа, вкатывали пулю и остатками оторванного кулька, тем что еще не выплюнули изо рта, запыживаем пулю. Либо пулю забиваем шомполом в ствол, а бумажную обертку патрона выбрасываем. Впоследствии, когда появились капсюльные образцы оружия, к бумажному патрону стали привязывать капсюль-воспламенитель.
Стрелять столь мощными зарядами, мягко говоря, не всем солдатам нравилось. Синяки на плечах и разбитые скулы были нормой. И когда была возможность, порох из патронов во время заряжания оружия сыпали мимо полки на землю, чтобы в ствол попало меньше пороха и отдача была менее болезненной.
Для того чтоб пороху в патронах было строго по уставу, патроны повсеместно стали изготавливать специальные мастера-патронщики. Количество патронов тоже предписывалось уставом. Столько-то на одного бойца, столько-то на складе и столько-то в обозе роты (полка и т.д.).
С появлением капсюльного воспламенения выстрела в ружейном деле наступил некий перелом. В середине 19 века кроме капсюлей были придуманы более совершенные прицелы, включая оптические, что в свою очередь позволило уверенно попадать в более удаленные цели меньшими зарядами пороха и оружием меньшего калибра. Появились первые револьверы и револьверные ружья пригодные для реального боя. Каждая камора барабана револьвера снаряжалась по-прежнему с дульца барабана и снабжалась собственным капсюлем. Но по сравнению с однозарядными ружьями и пистолетами, существующими и стоящими на вооружении армий в то же время, это уже был прорыв в скорострельности.
Изменилась тактика ведения боя. В обороне один солдат вооруженный револьвером мог запросто противостоять нескольким, вооруженным холодным оружием противникам. Применение револьверов в атаках вообще первоначально приводило к панике среди обороняющихся.
Для примера, кавалерийская атака проходила по правилу. Нападающие кавалеристы с дальней дистанции и на всем скаку стреляли в цепь обороняющихся пехотинцев сначала из (дульнозарядных и однозарядных) карабинов, затем вложив карабины в седельные чехлы и проскакав параллельно строю обороняющихся, стреляли в них из пистолетов. Два выстрела из пистолетов и один из карабина, итого три выстрела. А дальше надо было прорывать цепь обороняющихся пиками врагов с помощью сабель. За строем солдат с пиками обычно стояли стрелки, которые стреляли в кавалеристов и могли зарядить заново свои ружья-винтовки чтобы потом спокойно отстреливать вооруженных одними саблями кавалеристов. А вот вооруженные двумя револьверами кавалеристы уже сами могли с близкой дистанции расстреливать пикинеров и стрелков как ошалевшее от страха стадо баранов. Видите, как разительно отличается и оборона, и атака со скорострельным оружием, но если скорострельное оружие есть только с одной стороны.
Сделанные на века кремневые пистолеты, ружья и винтовки ближе к середине 19 века в самых передовых армиях стали срочно переделывать в капсюльные. Переделка была не особо сложной. Заменялось и убиралось всего лишь несколько деталей. Все остальное: ствол ложе замки и накладки оставались прежними. В середине 19 века промышленность многих стран освоила выпуск унитарных патронов, состоящих из пули, заряда пороха и капсюля, объединенных в цельнотянутой, металлической гильзе. Капсюльное оружие стали переделывать в казнозарядное оружие под унитарный патрон такого же калибра. Многие образцы капсюльного оружия некоторых стран позволяли и такую переделку. Если 6-10 выстрелов в минуту из кремневок или капсюльных ружей был подвигом, то такое же количество выстрелов из казнозарядного, однозарядного оружия стало нормой. Вдобавок оружие стало всепогодным и стреляющим под любым углом к горизонту. Но главное, появился реальный повод для создания оружия с большей скорострельностью.
Сначала были созданы магазинные винтовки. Наибольшую популярность получили трубчатые, подствольные магазины (где пуля одного патрона упирается в донышко другого) и коробчатые (где патроны расположены в ряды). Коробчатые магазины оказались более удачными, их можно было сделать съемными и такие магазины меньше влияли на смену центровки оружия во время ускоренного расхода патронов при стрельбе.
Для ускоренного заряжания несъемных и съемных магазинов винтовок были изобретены обоймы. Это «П» образная жестянка на несколько патронов в один ряд. Обычно в обойме патроны удерживалось за проточки или ранты  на донышках гильз, а края обоймы со стороны крайних патронов были подпружинены, чтобы патроны из обоймы не выпадали. В обойму патроны вставляли заранее сами стрелки или патроны в заводской упаковке были уже снаряжены в обоймы. Для зарядки магазина не надо было в него вставлять патроны по одному. Достаточно было вставив обойму в магазин и нажав на самый верхний патрон, загнать сразу все патроны в магазин одним движением пальца. Пустую обойму можно переснарядить, но обычно её выбрасывают за ненадобностью.
Гонка за повышенную скорострельность оружия началась во всех странах. Как было видно на примерах, даже незначительное преимущество в скорострельности могло помочь выиграть бой, а в итоге и войну. Попытки создать сверх скорострельное оружие предпринимались неоднократно и ранее, но именно в середине  19 века создались конкретные предпосылки для этого. Были изобретены сами патроны, магазины для запасных патронов в оружии и был приобретен некоторый опыт в эксплуатации оружия с ручной перезарядкой. Были ли в то время попытки создания скорострельного оружия использующих для перезарядки энергию выстрела лично мне неизвестно, но создать скорострельное оружие с ручной перезарядкой пытались неоднократно. Скорострельные образцы оружия с ручной перезарядкой назвали «КАРТЕЧНИЦА». Иные удачные образцы выпускались серийно и были взяты на вооружение во многих странах. Но тут нужна маленькая оговорка. Применять столь скорострельное оружие как картечница для отстрела европейцев считалось дурным тоном и поэтому картечницы в боевых условиях применялись в основном для отстрела коренного населения в странах Азии, Африки и Северной Америки. Нравы в те времена были для современного человека непонятные. В войнах между европейцами высоко ценилось благородство. Военачальники воюющих сторон от самых высших чинов и вплоть до командиров взводов устраивали регулярные, совместные пьянки и чаепития. На нейтральной полосе между воюющими ставили туалеты, куда ходили бойцы с обеих сторон. На нейтральной же полосе в перерывах между боями были сходки по обмену и продаже всевозможных товаров. Именно в это же время появились специализированные стрелки снайперы, стали применять на нейтральных полосах заграждения из колючей проволоки и устанавливать противопехотные мины. Непонятно, как одно не мешало другому.
Картечницы по устройству были весьма разнообразны, но обычно это были многоствольные (от 3 до 12 стволов)  устройства с механической перезарядкой. Электромоторов тогда еще не придумали и приводили механизм в движение руками, в основном крутили ручку привода. Сверху из коробчатого магазина под тяжестью собственного веса сыпались патроны и они укладывались перед стволами. Затем патроны вставлялись в патронники ствола, происходил выстрел и выброс пустой гильзы. Затем весь цикл повторялся, если приводную ручку стрелок продолжал крутить. Темп стрельбы от одиночного до четырехсот в минуту и в основном зависел от скорости кручения приводной ручки.
Картечницы были только в стационарном исполнении. Ими вооружали боевые корабли и крепости. Передвижные образцы ставили на лафеты похожие на орудийные, с большими колесами и специальным сидением для стрелка. Стрелок запросто справлялся с картечницей в одиночку, но второй, третий номер помогал с засыпкой в магазин дополнительных патронов, разворотом всей установки в нужном направлении и с чисткой. Стреляли-то черным порохом и чистить картечницу после стрельбы приходилось долго, долго.

          Продолжение  http://www.proza.ru/2014/04/15/1653


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.