От Фукуямы до Фукусимы

Что общего между Фукуямой (Фрэнсисом) и Фукусимой? С точки зрения здравого смысла – почти ничего. Кроме имен собственных явно японского происхождения.

Человек, которому, – такие то ли образование стартовое, то ли жизненный опыт, – доступен уровень интеллекта – рассудок, скажет: «Фукуяма – это какой-то американский писатель, то ли политолог, то ли философ. Он еще написал в своей книге «Конец истории» что коммунизму – кердык, всем и всеми – до скончания века, – теперь будет рулить Америка. Ну, а Фукусима-1 – это атомная электростанция такая в одноименной японской префектуре (ну, типа, области, по-нашему), на которой, – в результате землетрясения и последовавшего за ним цунами произошла техногенная катастрофа, сравнимая с чернобыльской».

Тот же, кто «достроил» свой интеллект «доверху» – до разума, т.е. сделал его полноценным мышлением, способным быть адекватным мыслимому, т.е. на уровне сущности, т.е. являющийся субъектом диалектического мышления, подумает, – первая мысль при соотнесении этих имен собственных: в СССР в 1986 г. сначала рванул (лично я полагаю, что его – «рванули». Но это – лишь моя версия: пока), – 26 апреля, – ядерный «чернобыль», затем – еще много, много «чернобылей» прочих: политический, экономический, социальный, духовный etc. Что, кстати, и наталкивает меня на мысль о «глубоко продуманном» и вполне рукотворном характере катастрофы на 4-м реакторе Чернобыльской АЭС…

А вот в случае с Фукусимой все обстоит наоборот: сначала «рванула» духовно-историческая «фукусима» (в 1992г. становится известным, – сначала в узком кругу очень ограниченных лиц, а затем, благодаря невиданному, беспрецедентному хитованию и PR на государственном уровне, – своей книге («Конец истории и последний человек»), а затем «посыпалась» Фукусима-1.

Вы скажете: какая здесь связь? Даже так: какая здесь связь?!

На Фукусиме-1 произошла катастрофа сугубо естественного рода: в результате действия природной стихии (даже двух: землетрясения и цунами), над которыми человек (полагаю: пока) не властен. Да и Ф. Фукуяма кроме имени и фамилии японских ничего почти общего с Японией не имеет. Давно натурализованный, (родившийся 27 октября 1952г. в Чикаго) американец. Да, выходец из Японии (дед его еще в 1905г. рванул, – подальше от русско-японской войны, – в США). Так из таких «рванувших» вся эта страна состоит. Коренные там, – как и бизоны, – очень большая редкость… Может потому и страна такая «подорванная», что из одних «рванувших» (кто раньше, кто позже) состоит. Ну, да Бог с ними … Я нынче – о другом и об ином. И, я полагаю, инвалиды духовного труда, основательно инфицированные ими же производимым, очень тухлым, – постмодернистским, экзистенциальным, неофрейдистским, герменевтическим etc. – у глупоты, у лжи, в отличие от истины, от правды, от разума – пределов нету, – «философским» продуктом, не будут ко мне в претензии, а тем более – в обиде.

А будут – так это сугубо ихние, убогих, подробности. Им в символическом мире, в мире знаков без референта, в мире «философских» и т.п. глюков и фэнтези жить – не привыкать. Это совершенно привычная для них среда обитания. Сами пишут, сами читают, сами тащатся. Ну, и других пытаются «подсадить» на такую писанину и чтиво. И – тащить. И – подсаживают. И – числом немалым людей. Повертите головой окрест. Нынче – каждый второй нотариально заверенный «философ» – из этих. Из «обчитанных». Да, есть уколотые, есть обкуренные, и есть – обчитанные. Впрочем, факультативщиков там мало, хотя и попадаются. В основном – профи, истово и неистово выполняющие социальный заказ предыстории, трудящиеся на фабриках неспонтанного мифотворчества.

Так что, полууважаемые несогласные, не спешите возмущаться. Символика – это ваша среда обитания, это ваш мир, это ваша «субстанция». Правда, – что очень удивительно и даже где-то подозрительно, – хлеб вы жрете (и все, что до хлеба) вполне несимволический. Да и в сибаритстве вкупе с гедонизмом вам трудно отказать. Что-то мало среди вас я наблюдал субъектов строгой аскезы, а, равно, и пуритантства. Это все – для «другого», для «иного» … Для «шлангов», «лохов», «совков» etc. А вы ж «не лохи», как искренне, хотя и абсолютно безосновательно, – полагаете… Хотя, если начистоту, именно ими, – рафинированными лохами, – и являетесь. Почему? Скучно объяснять, да и не поверите. А тем более – не поймете.

Так, что господа нехорошие (хороших господ просто по определению не бывает), вы уж маленько потерпите и позвольте, – чисто символически, – провести несколько параллелей и меридианов.

Итак, Фукусима и Фукуяма – это чистая символика. И – случайность чистейшей воды.

А, вот, несимволика начинается там, где приходит понимание (ну, хотя бы – сознание) следующего: если в голове – ложь, то в сердце – рознь, а в руках – резня. Проще говоря: чем дальше от истины – тем ближе к крови. Конечно, в этих выводах и утверждениях есть доля фигурала. Может быть, даже – изрядная.

Но вы же, хотя бы на уровне подсознания, должны «рубить»: если ты долго, тупо, регулярно, на индустриальной основе сеешь зубы дракона (зла, уродства, ненависти, господства, алчности, лжи, вреда etc., etc.) не забывай, что не каждый год бывает ни них неурожайный. Окстись. Хотя бы – вздрогни, и испугайся, для начала. И уж, во всяком случае – не выпускай из виду одну морально - полит экономическую максиму: «за все надо платить. Если не вовремя, то – расплачиваться».

…При чем здесь Фукуяма? Совсем ни при чем. Но в нашем честном бандитском деле, – философском, – ты, если уж вышел на какие-то выводы и обобщения всеобщего масштаба и характера, должен давать себе отчет (бути свідомим того) в том, что твое детище, твои мысли (а дело философа, и «философа» тоже – это его слово) тебе уже не принадлежит. И ты, – абсолютно независимо от твоих личных желаний, либо же нежеланий (неважно: благих или гнусных) – несешь за него пол-ну-ю ответственность. Ответственность очень серьезную, следует заметить. Значительно более серьезную, чем политическую, или, там, скажем – уголовную.

...Тут я маленько отвлекусь, и даже повторюсь: где-то я уже об этом писал, не обессудьте.

Однажды, много лет тому назад, мне на глаза попалась мысль великого русского и немного – советского, ученого, Ивана Петровича Павлова. Звучала она так: «Врач лечит человека, ветеринар лечит людей».

Она поразила меня своей глубиной и изяществом.

И в первую очередь – благодаря своей лапидарности, лаконизму. Ведь добре же известно: чем больше у человека есть что сказать, тем меньше для этого надо времени. И бумаги. И – наоборот.

Тут же, как водится, потянуло: совершенствовать, обогащать, дополнять.

И вот что из этого вышло. Цитирую. Себя. «Хороший врач лечит человека. Плохой врач калечит человека.

Хороший ветеринар лечит людей. Плохой ветеринар калечит людей.

Хороший философ лечит человечество. Плохой философ калечит человечество».

Не знаю, – да мне и пофиг, откровенно говоря, зная уровень (интеллектуальный, моральный, эстетический etc.) значительной части современной активно читающей публики, – как вам, а мне – нравится.

Поэтому разговор мой – об ответственности. Даже за неумышленное, – не говоря уж об умышленном, предумышленном, злоумышленном, – не к месту, неуместное и уж того более – заведомо злопыхательное и враждебное, намеренно сказанное, слово. Особенно же – человеком, называющим себя и рассчитывающим, чтобы его иные называли и воспринимали: философ.

Не: «философ», но – философ. Уж больно высоки они в современных условиях: цена и ставки неправильного, ложного, злого слова, упакованного в философскую облатку. И – пущенного в жизнь. Оно делает ее либо Жизнью, либо «жизнью».

…В далекие теперь уже 70-е г. прошлого ст., в бытность мою студентом философского факультета КГУ им. Т.Г. Шевченко, курс современной ненаучной, – а, по существу – антинаучной, философии, – назывался: «критика современной буржуазной философии». В общем-то, вполне правильно и справедливо назывался. Правда, приходилось в оценке критикуемых авторов, «измов», доктрин и философем (а их было – море разливанное: что поделаешь, концептуальный плюрализм) ограничиваться либо «видением» лектора, либо комментирующими материалами 7-й свежести (и примерно – такой же компетентности) в методической литературе (учебниках, пособиях, справочниках, методичках etc.). К первоисточникам, тем более в русском, – не говоря уж украинском, – переводе доступ был жестко ограничен, находились они в спецхранах библиотек, да и, строго говоря авторов, творивших (вытворявших) в ХХ веке, в этих спецхранах было – кот наплакал. Но: ведь знали же иностранные языки! Замечу, что в 70-е гг. в СССР учителей и преподавателей только английского языка было на порядок больше, чем в США – тех, кто мало-мальски «рубил» по-русски… Ну это так, к слову. В контексте: кто у нас светлый, а кто затюканный… Да, так вот, доходили слухи о работах Камю, Сартра, Хайдеггера, Пирса, Уайтхеда, Ясперса, Витгенштейна, Фейерабенда, Поппера. Но ведь: «низь-зя!». Ну, как нельзя. Без фанатизма. И уж совсем не так, как нынче за гонорар малый с придыхом рассказывают садо-мазо: «страдальцы и терпилы от Советской власти по профессии». К слову, практики 20 последних лет показали: лучше б мы их, этих «философских» шедевр и вовсе не знали. Как, впрочем и всех прочих. Шедевр. Пусть бы они продолжали себе «лежать на полках».

…А оно ж: запретный плод – сладким кажется. И самый верный способ подогреть к чему-либо интерес и даже довести его до ажиотажа, до фанатизма – это … запретить. Кого-то, либо что-то. И все – на утро ты – знаменит. Ибо: мученик, страдалец, страстотерпец. Причем, касалось это в равной мере всего: жвачки, «Машины времени», прослушивания «голосов», «Доктора Живаго», битлов, «Бегства от свободы», длинных причесок, «Проверки на дорогах» etc. И эту особенность психики людской, – особенно наших, добросердечных и сочувственных, всегда «болеющих за слабых», людей, – умело оседлала босота с экзотичным тогда для нашего уха погонялом: «диссида». А там ловцов духа и душ человеческих – валом. Несогласные. И им, к слову говоря, какое-то время – сочувствовали. Да и – верили. Досочувствовались…

Ну, ничего. Тоже наука. Впрок. Правда, чересчур дорогой ценой за такую «науку» нами уже заплачено, платится и еще какое-то время платиться будет.

Да, так вот, ходил в нашей, – философской, – песочнице: в среде преподавательской, аспирантской, студенческой etc. слушок, что есть, де, такой автор, Карл Поппер зовут (Поппер Карл Раймонд, 1902-1994), британский «философ» австрийского происхождения. Изучал математику, физику, пошел в краснодеревщики – облом: не с того места руки выросли, пытался профессионально музицировать, ничего путного не достиг на указанных поприщах и … решил осчастливить человечество. Философией…

В 1937 г. эмигрировал в Н. Зеландию, где и ваял свой труд, пока человечество купалось в крови 2-й мировой. Как говорится: «там, на Таити, вдали от событий». Разумеется – философией его обозвал. И – конвертировал свой, почти зоологический антисоветизм и антикоммунизм в теоретическую двухтомную шедевру, тут же, повторяю, названную «философией». Под названием: «Открытое общество и его враги» (1945 г.). Заметьте, СССР спас человечество, – и Поппера, – от коричневой чумы, а он объявляет его, СССР – «тоталитарным». Ханна Арендт вскорости предложит «фашизм - коммунизм» через дефис писать… А еще, уж совсем приглушенным тоном, в упомянутой песочнице утверждалось, что работа эта, что опус сей: ни много, ни мало: «Библия антимарксизма». И что в момент ее появления на свет Божий пришел марксизму и философии его – кердык мгновенный. На сей раз – окончательный и бесповоротный. Такой вот храбрый философский портняжка: одним махом Маркса с Энгельсом побивахом.

Понятно, что при такой превосходной характеристике (а ведь марксизм знать и понимать нас учили очень добротно, и пили мы из первоисточников незамутненных – запоем). Ну, кто Маркса, а кто «биомицин»… Но это вопрос 14-й. Не буду за иных. За себя скажу. Очень уж мне захотелось припасть губами к такому целительному и могущественному источнику.

Да как же прильнешь: аглицкого не знаю, русского перевода нет, партком смотрит хмуро, КГБ не приветствует, юные библиотекарши у виска пальцем крутят в ответ на вопрос: «есть ли у вас Поппер?».

Грянула перестройка. На Петровке можно было купить, – и продать, – все: от полного сборника матюков до «Mein Kampf». От Родины до «калаша», от чести до. Появился там, – правда, в довольно неряшливом, ибо поспешном, переводе, – и означенный шедевр.

И хотя стоил он недешево: треть моей доцентской зарплаты (а, может и поболе, уже запамятовал), я его купил. Два, среднего объема, полутома. Но, памятуя, что чем больше у человека есть что сказать, тем меньше для этого надо времени и бумаги, купил, не задумываясь. В предчувствии предстоящего духовного пиршества. Экстаза. Катарсиса! Нирваны!! Чего там еще?

…Как и следовало ожидать – попался. Кинули, с… С тех пор сформулировал и ввел (для друзей, для коллег и студентов) правило: чем больше рекламы чего-то (кого-то), тем категоричнее требование – обходи это «кто-то», либо «что-то» десятой дорогой!

Настоящее в раскрутке, пиаре, хитовании – не нуждается.

Ну буду пересказывать подробно (передавать гамму чувств), как читал, что переживал, чем аргументировал и контраргументировал. Во-первых: доступны. И Маркс-Энгельс.

И: Поппер.

Во-вторых: у нищих слуг нет. Ручками, ручками. В смысле: извилинами, извилинами… Иного пути – нету. Категорически.

Скажу лишь, к какому окончательному выводу, – после знакомства, прочтения и зрелого размышления, – пришел. А вот к какому: Даже – трём. Выводам.

Первый. « Есть Карл, и есть карлики». Много, неисчислимо много, карликов. И Поппер – один из них!

Второй. «Поппер, на кого ты попер?» Ну, в смысле: на что?

Третий. Хотя утверждают, что именно он ввел в обиход понятие фальсифицируемости, но упомянутая работа – образец фальсификации. Ну, просто эталон ее.

Все. О Поппере – ничего или хорошее. Хорошего – ни грамма. Значит – все.

Упомянул я о карлике «философском», – ведь им несть числа: это истина одна, а у глупости (как и у ее субъектов) предела нету, – единственно с одной целью: подойти к разговору о Ф. Фукуяме. Ведь на одну колодку кроились и шились! Так вот, несколько слов о «философском» фукуямчике.

В 1989 году уже даже слепым было ясно, что СССР и «соцлагерь» в Восточной Европе – обречены. Приговорены. Результат стечения очень многих факторов, – ну конечно же, и невиданного вероломства и предательства, – и много чести всю вину за развал (развал, а не распад!) возлагать на одно лишь это пятнистое ничтожество: «кляксу». Сказано о том уже немало и будет – не меньше.

Сейчас я о другом. Мальчик-фукуямчик очень чутко уловил направление ветров предистории… в свои теоретические паруса. Ну, ветры (не ветер!), они ветры и есть. Опорная (главная, козырная etc.) идея: торжество, – безраздельное, – либеральной и демократической идеи в ее буржуазной, исключительно буржуазной форме; гаплык (теперь уже окончательный и бесповоротный) социализму, и, понятно, коммунизму; торжество однополярности, или, иными словами – торжество идеи Pax Ameriсana. Все. Конец истории. Торжество «постистории». Чепчики в воздухе. Эйфория. Экстаз. Триумф.

…А всего-то и было: временная ремиссия траста «предыстория», сумевшего положить себе в качестве еды на стол – СССР и страны Восточной Европы. Подхарчиться. Оч-чень основательно и сытно. Продлить свою агонию (системный кризис, если в эвфемизмах изьяснятся) на пару десятилетий. Все!

…Прошли годы. Жив-здоров и еще вполне румян Ф. Фукуяма. Мобилен. Вот, пару месяцев тому назад в Киев с публичными лекциями визитировал. Видимо, поиздержался малехо. Обошлось без ажиотажа, и даже – без аншлага. Приехал. Уехал. Как и не было. Да его и не было, по большому счету. В философии. В культуре культурной.

…Разумеется, не становился на колени и не просил у публики интересующейся прощения за то, что лоханулся. В лужу сел. Лапшички на уши «обчитанным» очередную порцию навешал. Отбирал у людей самое ценное, что у них есть – время.

…А сколько же вместило это последнее двадцатилетие. Горя, нищеты, страданий, крови, смертей. Спросите: а при чем здесь Ф. Фукуяма? Очень даже при том. Помните: про плохого врача, ветеринара, философа? Уже нет? Возвратитесь к началу этой нашей статьи.

Таким плюнь в лицо – Божья роса. (Впрочем есть лик, ест лицо, есть личина. А еще – рожа, морда лица etc. Есть). Так что спорить с подобными (экземплярами) на поле теоретическом – здоровья надо больше, чем ума. А откуда ж оно, здоровье. Тем более – лишнее.

…Непотопляем теоретик (хотя и потомок самураев. У тех, к слову, в чести было понятие о чести).

…Тут, днесь да намедни, он в inoСМИ.Ru статейку наваял. Опять пророческую, как водится. Иных не пишет. Под очень характерным названием: «Упадок американских политических институтов». См. «The American Interest», декабрь, 2013 г. Тут он, как вы, вероятно, догадались, уже пророчествует полный кердык… своему родному отечеству. И хотя я искренне разделяю его выводы и дурные предчувствия, «разбора полётов», т. е. разбора статьи – не будет. Пусть с ним работодатели разбираются. Полагаю, за этим дело не станет. Там ведь – сплошные демократы и либералы. Ну, просто валом на каждой стрит и авеню… Очень быстро апологета предыстории на ноль умножат.

…Вы спросите: а при чем здесь Фукусима? Ни при чем. Так, для красного словца. Впрочем, были бы умные философы – не построили бы АЭС в цунами - опасном районе. Это, что: сложно было просчитать? Оно ж так: какие философы, такая и философия. Какая философия – такая и жизнь. Каждого, многих, всех. Спасибо.


Рецензии
" Какая философия - такая и жизнь" - прочитала и онемела. Моя любимая фраза, сколько раз ... Рада встрече, буду Вас читать. С уважением

Галя -Галина   21.12.2013 20:05     Заявить о нарушении