Первые восемь лет Президента

      6 мая 2008 года – последний день первых двух сроков президентства Владимира Путина. Когда Путин встал во главе страны, он заявил: «Мы должны сделать Россию единой, сильной». Что в итоге у него получилось?

      НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. За 8 лет своего президентства Владимир Путин проводил в среднем за год около 145 встреч с представителями иностранных государств. В архиве официального сайта Кремля содержится 1409 выступлений президента РФ в ходе внешнеполитических контактов. Кроме личных встреч, глава российского государства часто общался с иностранными лидерами по телефону: ежегодно он проводил в среднем более сотни таких переговоров с коллегами.
Среди крупных международных мероприятий Путин чаще всего участвовал в саммитах СНГ в различных форматах - их было 64. На счету президента РФ - 17 саммитов Россия-ЕС, семь встреч в верхах с лидерами АТЭС, все саммиты «восьмерки» и «двадцатки» и три Генеральные Ассамблеи ООН.

       За 2000-2008 годы Путин совершил 192 зарубежных визита разного уровня - рабочих, официальных, государственных, - посетив 74 страны. Наибольшее число визитов пришлось на Украину (23), Казахстан (14) и Германию (13). В Белоруссию Путин приезжал 10 раз, совершил 7 визитов в Китай, 6 раз был в США.
 
       В ходе первого рабочего визита В.Путина в Западную Европу в июне 2000 года (в Италию) - глава российского государства выступил с предложением о создании совместно с НАТО системы противоракетной обороны в Европе.
По его инициативе  "Шанхайская пятерка" была в 2001 году  преобразована в Шанхайскую организацию сотрудничества.

11-14 апреля 2001 года в Москве по инициативе Путина состоялась Международная конференция по предотвращению милитаризации космического пространства "Космос без оружия - арена мирного сотрудничества в ХХI веке".
23-24 апреля 2002 года в Ашхабаде прошел первый саммит пяти прикаспийских государств - России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана по определению статуса Каспийского моря.
   
       24 мая в Москве во время официального визита президента США в Россию Владимир Путин и Джордж Буш подписали Совместную декларацию о новых стратегических отношениях между Россией и США и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. А уже 28 мая президент России принял участие в саммите Россия-НАТО, проходившем на базе ВВС Италии Пратика-ди-Маре под Римом, где была подписана Декларация о новом формате отношений между РФ и альянсом (Римская декларация), на основе которой учрежден Совет Россия-НАТО в формате "двадцатки".

     28 января  2003 года Президент России поставил свою подпись под Договором о российско-украинской государственной границе, определившим сухопутную границу между двумя государствами. Зафиксирован статус Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух стран. Вопрос о морской границе был выделен в отдельный предмет для переговоров.
 
      В Елисейском дворце в Париже 18 марта состоялась встреча лидеров четырех стран - России, Германии, Испании и Франции.

      19 июня того же года Россия стала полноправным членом ФАТФ - Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями.
 
      23 октября состоялось открытие авиабазы в Канте, Киргизия, первого после распада СССР российского военного объекта на территории иностранного государства.

      9 января 2004 года в ходе официального визита президента России в Казахстан подписан договор о продлении аренды космодрома Байконур до 2050 года. И в этом же году 2-6 августа на территории Казахстана и Киргизии прошли первые полномасштабные учения по борьбе с терроризмом "Рубеж-2004" Коллективных сил быстрого развертывания стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности.

       Насыщенным значимыми международными событиями стал 2005 год. 6 апреля в ходе встречи президента России Владимира Путина и президента Таджикистана Эмомали Рахмонова в Сочи был подписан документ о передаче в собственность России комплекса оптико-электронной разведки "Нурек". А уже 11-15 апреля в Ганновере прошла крупнейшая в мире ежегодная международная промышленная ярмарка, которая была открыта президентом РФ Владимиром Путиным и канцлером ФРГ Герхардом Шредером. Статус почетного гостя "страна-партнер" впервые получила Россия. За последние 7 лет ни одному государству не было присвоено такого статуса.

       13 апреля Генеральная ассамблея ООН приняла Международную конвенцию по борьбе с актами ядерного терроризма, разработанную по инициативе России. Конвенция была открыта к подписанию 14 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в ходе Саммита с участием свыше 170 глав государств и правительств. Первым свою подпись под документом поставил президент России Владимир Путин.
8 сентября этого же года во время рабочего визита в Германию глава российского государства подписал с федеральным канцлером ФРГ Герхардом Шредером совместное заявление о сотрудничестве в области энергетики. В присутствии лидеров государств российская компания "Газпром" и германские концерны "Басф" и "ЭОН" подписали соглашение о строительстве Северо- Европейского газопровода.
 
        Международный вес В.В.Путина и  масштабность его достижений в решении вопросов внешней политики постоянно росли. 11 апреля 2006 года Россия стала полноправным членом Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций. С 1987 года страна имела лишь статус наблюдателя в ФАО. Закон "О принятии Российской Федерацией Устава ФАО" был подписан президентом России Владимиром Путиным 20 февраля 2006 года.

        27 июня президент РФ выступил с предложением к США начать переговорный процесс по замене Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), срок действия которого истекает в 2009 году.

        В этом же году Россия вылезла из многолетней долговой ямы - 21 августа были завершены все расчеты по досрочному погашению долга бывшего СССР Парижскому клубу и теперь она не является страной-дебитором клуба. С этого времени Россия действует в рамках этой организации как страна-кредитор.

        10 февраля 2007 года Владимир Путин выступил в Мюнхене на 43-й Международной конференции по вопросам политики безопасности, где подверг резкой критике планы США разместить системы ПРО в Польше и Чехии и жестко выступил против однополярной трактовки современного мироустройства. Речь Путина привела США и НАТО в состояние, близкое к ступору. Никто на Западе не ожидал, что президент России может сказать такие слова.

        16 мая Россия получила приглашение на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющую 30 промышленно развитых государств мира. Заявку на членство РФ подала еще в 1996 году.
В плане противодействия планам США о развертывании в Европе системы ПРО
7 июня Владимир Путин на саммите "восьмерки" в городе Хайлигендамм, Германия, предложил США в качестве альтернативы развертыванию систем ПРО в Европе совместно использовать Габалинскую радиолокационную станцию. Этот объект, арендуемый Россией у Азербайджана, входит в систему российской противоракетной обороны. 2-3 июля в ходе рабочего визита в США состоялась встреча президентов РФ и США Путина и Буша в резиденции семьи Бушей в Кеннебанкпорте, штат Мэн. Глава российского государства стал первым иностранным лидером, которого пригласил в свою резиденцию Буш. Путин предложил создать в Москве и Брюсселе центр обмена информацией о ракетных пусках и, кроме того, использовать строящуюся на юге России станцию по предупреждению ракетных пусков совместно с США.
 
       3-4 июля Владимир Путин находился в Гватемале с рабочим визитом - первым в истории отношений двух стран. 4 июля на 119-й сессии МОК выступил на презентации города Сочи в качестве столицы зимней Олимпиады 2014 года. 5 июля Сочи избран столицей Олимпийских игр.
 
       6 октября в Душанбе прошло заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. Главный итог встречи - подписание президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана соглашения о формировании единой таможенной территории.

        12 декабря 2007 года в полночь Россия ввела на своей территории мораторий на действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Россия приостановила исполнение договора до ратификации странами НАТО Соглашения об адаптации ДОВСЕ, подписанного в Стамбуле в 1999 году.
 
        Выступая в апреле 2008 года на заседании Совета Россия-НАТО в Бухаресте Путин назвал ситуацию вокруг Косово и предоставления этому анклаву независимости "в числе примеров вопиющего нарушения международного права".
 
        4 апреля того же года в Бухаресте на пресс-конференции по итогам заседании Совета Россия-НАТО на высшем уровне Владимир Путин заявил, что появление на наших границах мощного военного блока будет воспринято в России как прямая угроза безопасности нашей страны. Под весьма жестким давлением России и ее президента на саммите НАТО Украине и Грузии было отказано в присоединении к Плану действий по вступлению в Североатлантический альянс.

        ПОЕЗДКИ ПО РОССИИ.  В России Путин посетил 212 городов, населенных пунктов и географических объектов. Среди них – неоднократные поездки в Чечню и Дагестан; Ленск, который был полностью затоплен половодьем весной 2001 года и очень быстро отстроен заново; Новосибирск, где было объявлено о начале реализации комплексной программы развития информационных технологий; 17 августа 2005 года Путин наблюдал за учениями Северного флота в акватории Баренцева моря с борта тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий". Кульминацией учений стал успешный пуск МБР РСМ-54 "Синева" из подводного положения с борта АПЛ "Екатеринбург"; несколько раз он посещал Саяно-Шушенскую ГЭС и принимал конкретные меры по ее восстановлению после тяжелейшей аварии; поездки по населенным пунктам, прострадавшим от лесных пожаров; ознакомление с ходом строительства самого протяженного (4,13 тысячи км) в России нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан; Олимпийские стройки в Сочи; подготовка к председательству России на форуме АТЭС в 2012 году во Владивостоке. Все поездки президента по стране были насыщены конкретными делами, в их ходе решались вопросы развития страны, улучшения условий жизни россиян.

        УМИРОТВОРЕНИЕ ЧЕЧНИ. Путин был назначен премьер-министром в ситуации крайнего обострения чеченской проблемы. Решение чеченского вопроса было для него главной задачей, начиная с лета 1999 года, и осталось важнейшим вызовом в годы президентства.

       Решительные действия нового премьера в августе-сентябре 1999 очень быстро сделали его самым популярным политиком страны. Впрочем, уже той осенью зазвучали критические голоса. Одни призывали не переходить Терек. Другим вообще не нравилось, что возобновились военные действия. Третьи предостерегали, что все будет плохо и страшно…

       Но Путин продолжал гнуть свою линию: «независимая Ичкерия» должна быть уничтожена; территориальную целостность страны следует восстановить; Чечню надо сделать нормальным российским регионом.

       Успешность этой линии временами вызывала серьезные сомнения. Особенно большие нарекания вызвало то, что во главе республики был поставлен «клан Кадыровых». Временами казалось, что все равно ничего не получается.

       Однако вот результат: Чеченская война закончена. О независимости больше никто не заикается. Республику надежно контролирует лояльная по отношению к Москве группировка. Территория Чечни, разумеется, не стала совсем спокойной и безопасной. И региональный политический режим никак не назовешь демократическим.

       Тем не менее, Чечня сегодня – не «черная дыра», не «пиратская республика» и не театр военных действий. Она умиротворена настолько, насколько может быть умиротворенной территория, на протяжении полутора десятилетий либо находившаяся во власти бандитов, либо становившаяся сплошной зоной боев.

       ВЛАСТНАЯ ВЕРТИКАЛЬ. Ко времени избрания Путина президентом о существовании в России государства можно было говорить только с большими оговорками. И второй президент выбрал путь восстановления государственного механизма: «вертикаль власти».

       Речь шла о создании централизованного управленческого механизма, не подвластному прямому воздействию «групп интересов». Первым шагом в этом направлении было образование семи федеральных округов, «наместникам» которых (полпредам президента) было поручено контролировать и приводить к общефедеральному знаменателю региональных и местных начальников.

       На решение той же задачи была направлена и политика «равноудаления олигархов». На практике она означала устранение с политической арены олигархических группировок, привыкших играть самостоятельные роли. Шумное разрушение медиа-империи Владимира Гусинского, тихое выведение из оборота Бориса Березовского и демонстративное устранение со сцены Михаила Ходорковского – в результате этих действий понятие «олигарх» фактически перестало быть актуальным.

       Разумеется, крупный бизнес и влиятельные бизнесмены остались – но о прямом воздействии сколько угодно богатых деятелей на государство речи больше нет.

       Далее последовали меры по укрощению регионального своеволия: приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, реформа Совета Федерации, отмена прямых выборов губернаторов.

       В рамках «вертикальной» политики было проведено и переформатирование политического поля: приняты новые законы о партиях и о выборах, сделавшие партийную и избирательную системы более централизованными и управляемыми…
Строительство «вертикали» критиковали многие, в том числе и вполне лояльные по отношению к Путину эксперты. Однако нельзя не признать, что «вертикальный» курс привел к одному значимому результату: государственный механизм вновь начал функционировать.

       УКРОЩЕНИЕ ТЕРРОРИСТОВ. Путин приходил к власти под грохот взрывов жилых домов в российских городах. С того момента и до недавнего времени террористическая угроза оставалась для России и ее президента одним из самых главных вызовов. В первой половине «нулевых» страну неоднократно потрясали теракты, в том числе такие беспрецедентные по размаху и жестокости, как «Норд-Ост» и Беслан.

       После 11 сентября 2001 года выяснилось, что террористическая проблема актуальна не только для России. И бескомпромиссная позиция Путина в отношении террористов поневоле нашла понимание у многих западных лидеров.

       Хотя, разумеется, тот факт, что жесткие меры противодействия террористам неизбежно сопровождались жертвами среди мирного населения, вызывал – и продолжает вызывать критику со стороны правозащитников и других гуманистов. Вот только реальной альтернативы предложенной линии («мочить») никто из них предложить не в состоянии.

       А вот силовые методы все же привели к результату. Начиная с 2005 года, террористическая волна на территории России пошла на спад. Нет, терроризм не исчез. В нашей стране еще остались «зоны риска» (в первую очередь, на Кавказе), где время от времени происходят всплески террористической активности. Но никакого сравнения с остротой угрозы, которая имела место в начале путинского президентства, сегодня нет.

       РОССИЯ СОСРЕДОТОЧИЛАСЬ. Одно из самых неприятных последствий последней русской смуты – фактическая потеря страной международной правосубъектности. В 90-х годах присутствие России в мировой политике было чисто символическим и совершенно пассивным. Путин начал пытаться изменить ситуацию с первых дней своего пребывания в Кремле.

       Надо заметить, что инструментов выстраивания самостоятельной внешней политики у него не было практически никаких. Зато тех, кому не понравилось то, что «Россия возвращается» было в избытке.

       Не считая короткого «медового месяца» 2001-2002 года, когда США и Европа радовались созданию антитеррористической коалиции с участием России, все шаги, направленные на утверждение нашей страны в качестве самостоятельного игрока в «мировом концерте» встречали жесткое противодействие стран Запада: «цветные» революции, направленные на вытеснение России с пост-советского пространства; расширение НАТО; программа ПРО; регулярные антироссийские истерики в восточноевропейских странах; косовский кризис…

        Однако Путину (а он сам был и автором, и основным исполнителем своей внешней политики) удалось выстроить курс, отличающийся непривычной для нас последовательностью и четкостью. Он внятно обозначил границы, в которых Россия действует. С одной стороны – нацеленность на сотрудничество (самой ясной демонстрацией этого был саммит G-8 в Санкт-Петербурге); с другой – готовность жестко пресекать любые посягательства на наши интересы и суверенитет (Мюнхенская речь).

        В полной мере был отыгран главный ресурс, которым сегодня располагает Россия – колоссальные запасы нефти и газа, столь нужных странам «золотого миллиарда»… И в итоге вышло, что РФ реализовала завет канцлера Горчакова, оставленный полтора века назад – она сосредоточилась. И теперь выдавить ее с авансцены глобальной политики не сможет никакой Маккейн.

        УКРЕПЛЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. При этом соизмерялись задачи России с возможностями национальной экономики, а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки.

        Усилия по военному строительству привели к серьезным изменениям в этой сфере. И во многом - благодаря консолидированной позиции основных политических сил и согласованной работе исполнительной и законодательной власти.
 
        В 1990 году государства Варшавского договора и НАТО подписали Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Если бы продолжал существовать Варшавский договор - был бы понятен смысл этого документа. Сегодня же это означает лишь то, что на территории собственной страны Россия ограничена в вопросах дислокации Вооруженных сил общего назначения. С трудом, с трудом можно себе представить, чтобы, например, Соединенные Штаты Америки ограничивали на таком основании передвижение войск на собственной территории. Вместе с тем Россия не только подписала, ратифицировала, но и на практике выполняет все положения этого договора - сокращенно ДОВСЕ.

       В рамках этих договоренностей существенно сокращено количество войск. На Северо-Западе у России не осталось ни одного управления армейского и корпусного масштаба. Из европейской части страны выведены практически все виды тяжелых вооружений. Фактически Россия - единственная страна, которая имеет так называемые "фланговые ограничения" на юге и на севере.

       А что же партнеры по договору? Они даже не ратифицировали адаптированный Договор. Это дает полное основание утверждать, что партнеры России в данном случае ведут себя как минимум некорректно, добиваясь односторонних преимуществ. Не ратифицируя под надуманным предлогом ДОВСЕ, они используют сложившуюся ситуацию для наращивания возле границ России системы военных баз. Более того - они еще планируют разместить элементы противоракетной обороны в Чехии и Польше.

       А такие новые страны НАТО, как Словакия и государства Прибалтики, например, несмотря на предварительные договоренности с альянсом, вообще не присоединились к ДОВСЕ. Что создает для России реальные опасности с непредсказуемыми сюрпризами.
В этой связи Путин предложил объявить мораторий на исполнение Россией этого договора и, после обсуждения проблемы в Совете Россия-НАТО, рассмотреть возможность прекращения обязательств России по ДОВСЕ.

       В своем предвыборном анализе В.В.Путин отметил, что начиная с 2000 года органы управления в Вооружённых Силах сокращены в два раза. Сформированы четыре укрупнённых военных округа: Западный, Южный, Центральный и Восточный. Им под управление переданы силы ВВС, ПВО и Флота. По сути, речь идёт об оперативно-стратегических командованиях. С 1 декабря 2011 года на боевое дежурство в России заступил новый род войск – Войска воздушно-космической обороны.

       В Военно-воздушных силах созданы 7 крупных авиационных баз с мощной инфраструктурой. Модернизируется аэродромная сеть. За последние 4 года – впервые за 20 лет – капитально отремонтировано 28 аэродромов. В текущем году планируются работы еще на 12 военных аэродромах.

       Россия серьёзно нарастила возможности системы предупреждения о ракетном нападении. Уже введены в строй станции слежения в Ленинградской и Калининградской областях, в Армавире, начаты испытания аналогичного объекта в Иркутске. Все бригады воздушно-космической обороны оснащены современным комплексом средств автоматизации «Универсал-1С». Развернута полная космическая группировка системы «ГЛОНАСС».

        Обеспечена надёжная устойчивость и достаточность наземной, морской и воздушной составляющей Стратегических ядерных сил России. Доля современных ракетных комплексов наземного базирования за последние четыре года уже возросла с 13 до 25 процентов. Будет продолжено переоснащение ещё 10 ракетных полков стратегическими комплексами «Тополь-М» и «Ярс». В Дальней авиации полностью сохранен парк стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95мс, идут работы по их модернизации. Для наших «стратегов» на вооружение принята новая крылатая ракета воздушного базирования большой дальности. С 2007 года на постоянной основе возобновлены полеты стратегической авиации в районах боевого патрулирования. Начинается разработка перспективного авиационного комплекса для Дальней авиации.

       На дежурство заступают подводные стратегические ракетоносцы нового проекта «Борей». Лодки такого класса – «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» — уже проходят государственные испытания.

       Военно-морской флот России возобновил свое присутствие в стратегических районах Мирового океана, в том числе в Средиземном море. Такая демонстрация «российского флага» стала постоянной.

       С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих выросло практически в три раза. Вооружённые Силы – как работодатель – становятся более чем конкурентоспособны. Это качественно меняет ситуацию. Создаёт дополнительную мотивацию к военной службе.

       С 1   января 2012    года    повышено   денежное    довольствие в системе МВД. А с 1 января 2013 года – зарплаты существенно вырастут и во всех остальных «силовых», правоохранительных структурах и спецслужбах.

       Пенсии всех военных пенсионеров, независимо от их ведомственной принадлежности, повышены с 1 января 2012  года — сразу в 1,6 раза.

       НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ. В течение путинской восьмилетки России по большей части очень везло с экономической конъюнктурой. Сегодня еще трудно оценить, насколько точной была экономическая политика государства, а насколько все получилось само собой. Но факт налицо: экономическое положение страны, а соответственно материальное положение ее граждан, за эти годы заметно улучшилось.

       Но тут сразу возник вопрос о справедливости. Социальная политика в России противоречива: государство перегружено избыточными обязательствами, но при том всячески старается их не исполнять. Когда денег в казне стало больше, возник вопрос: как их потратить?

       Не сразу, но Путину удалось найти вариант, оптимально подходящий к сегодняшнему положению дел: национальные проекты. Конечно, красивое название во многом было лишь вывеской для банальной раздачи денег. Но форма в данном случае была как бы важнее содержания.

       Сам посыл важен не только для решения текущих социальных проблем, но для перестройки всей социально-экономической политики. Государство берет на вооружение проектный принцип, когда у каждой задачи есть свои параметры, сроки, результаты. Даже на уровне декларации это важно – а уж если есть хоть какой-то реальный выход…

       В данном случае он есть. Нацпроекты позволили встряхнуть самые неподъемные сферы социального бытия – образование, здравоохранение, сельское хозяйство. До их приведения в норму еще далеко, но шаг сделан.

       При этом Россия не впала в ересь «государства всеобщего благоденствия». Хотя и либеральный догматизм был отложен в сторону. Национальные проекты позволяют также надеяться на новый подход в экономической политике – и государственное участие в экономике станет более осмысленным и результативным.

       ВЕРНУЛ ДОХОДЫ ОТ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В БЮДЖЕТ СТРАНЫ. В 90-е годы все законодательство России, включая налоговое, было написано на иностранные гранты, даже государственный аппарат России создавался советниками иностранных дел, т.е. Америкой. Тогда же Ельцин подписал «Соглашение о разделе продукции», по которому полезные ископаемые нашей страны были даже не в нашей юрисдикции. Более 10 лет деньги от нефти оставались за границей, они становились собственностью иностранных государств с момента её добычи из земли. И только в 2004 году Владимир Путин в корне переломил эту ситуацию, закон был отменен, деньги от продажи полезных ископаемых пошли в бюджет страны в полном объеме (до этого мы получали с 1 доллара прибыли менее 20 центов). За счет ликвидации только этого закона бюджет России увеличился в 3-4 раза.


        ВЕРНУЛ ЖИЗНЬ САХАЛИНУ.  В то время, когда российские граждане замерзали без горячей воды, отопления и каких-либо коммуникаций на Сахалине, другие государства вывозили оттуда нашу нефть. Чтобы вернуть Сахалин Владимир Путин заплатил американцам, все по тому же «Соглашению о разделе продукции» - Сахалин 2, около миллиона долларов, за то, чтобы вернуть наши шельфы, за то, чтобы они больше не вывозили нашу нефть.

        Не согласился президент и с желаниями инвесторов платить налоги натурпродуктом, "с пониманием" отнесшись к желанию "Роснефти" заниматься реализацией нефти. Отверг президент и заявление министра торговли Германа Грефа и главы нефтяного совещательного форума Глена Уоллера о том, что принято решение создать единый специальный орган и координационный центр, который бы занимался СРП. Президент посчитал, что создание дополнительной бюрократической структуры не имеет смысла. От гарантий правительства по СРП, по словам Путина, также надо уходить. Зато в законодательство необходимо внести поправки.
 
        Насчет ликвидации дисбаланса цен на энергоресурсы внутри страны и за ее пределами, которой хотели инвесторы, Путин заявил, что к этому надо стремиться. Однако он напомнил, что для достижения этой цели приходится применять нерыночные методы, да и цель сама по себе настолько сложна, что можно говорить пока только о желании ее достичь.

        ОСТАНОВИЛ ВЫМИРАНИЕ ЦЕЛЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Когда в 90-х годах американцами формировалась концепция России, в ней не было речи о развитии промышленного потенциала страны. Россия нужна была исключительно как сырьевой придаток. Вся государственная собственность была передана в частные руки, на приватизацию. Промышленность России была разгромлена в кратчайшие сроки.

        Вымирали целые отрасли: электронная промышленность, судостроение, приборостроение, тяжелое машиностроение, станкостроение, легкая промышленность. В Советском Союзе именно в этих отраслях было наше главное конкурентное преимущество, именно они нам давали технологии, с которыми мы выходили на мировой рынок и занимали лидирующие позиции по продаже продукции, именно с дохода этих отраслей и складывался бюджет нашей страны. Было разрушено 324 завода по всей стране, более 100 из которых вернул к жизни Владимир Владимирович Путин.

        ПРЕКРАТИЛ ВЫМИРАНИЕ РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. Из 90-х годов наша страна пришла нищей. В итоге реформ – от голода, от болезней, от демографической депрессии и т.д. - погибло около 12 миллионов россиян, что составляет примерно половину погибших в ВОВ 41-45 гг. Вымирало около миллиона человек в год, через 145 лет могло бы не остаться ни одного человека. Политика приходит в каждый дом в виде пенсий, пособий, зарплаты бюджетников и т.д. Все пенсии были в 3 раза меньше, чем сейчас. Именно Владимир Путин поднял уровень жизни населения нашей страны, поднял рождаемость на 26%, предотвратив вымирание российской нации.

         РАСПЛАТИЛСЯ ПО ВНЕШНИМ ДОЛГАМ РОССИИ,  которые получил в наследство после 90-х годов. 1 февраля 2007 в ходе пресс-конференции в Кремле В.В.Путин сообщил о том, что Россия, выплатив в прошлом году $22 млрд, досрочно погасила долги бывшего СССР. "…Мы заплатили и за себя, и за все республики Советского Союза. Мы досрочно погасили в прошлом году $22 миллиарда". В середине 90-х годов долг бывшего СССР составлял около $165 миллиардов".

         В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СФЕРЕ.   В 2002 году была проведена пенсионная реформа.

         Согласно    новой    пенсионной модели,     представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (статья 5, п.2), пенсия может состоять из двух частей: страховой и накопительной. Страховая часть состоит из взносов работодателя, а накопительная из личных вкладов будущего пенсионера.

        В 2000-е гг. проводилась налоговая реформа, в результате которой была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3,6 раза (с 54 до 15). Эта реформа оценивается экспертами как один из самых серьезных успехов В.Путина.

        В 2003 году в своем Федеральном послании Владимир Путин ставит задачу добиться конвертируемости рубля по текущим и капитальным операциям. К 1 июля 2006 года эта задача была выполнена.

       В 2005 г. проводится реформа монетизация льгот. Часть льгот стала заменяться денежной выплатой. Это нововведение вызвало волну возмущений среди населения. Потом в реформу были внесены некоторые коррективы.
В целом такое большое количество одновременно проводящихся реформ в социальной сфере нада признать неудачным. Но об этом я расскажу позже.

       В этом же году было объявлено о начале реализации 4-х приоритетных национальных проектов в социально-экономической сфере: “Здоровье”, “Образование”, “Жилье”, “АПК”. Позже, в 2008 г. В. Путин заявил, что реализация национальных проектов более эффективна, чем другие государственные программы. По его мнению, этого удалось добиться путем концентрации административного и политического ресурсов.

        В 2006 г. в очередном послании к Федеральному собранию В.В. Путин объявил о мерах по стимулированию рождаемости в России: увеличении детских пособий, введении “материнского капитала” и т.д.

        В экономике    наблюдалось    значительное увеличение иностранных инвестиций: с 11 млрд. долларов в 2000 г. до 120 млрд. долларов в 2007 г. В 2002 г. в российской экономике закончился этап восстановительного роста и начался инвестиционный этап.

        В 2007 г. американский журнал Time признал Владимира Путина человеком года, аргументировав это тем, что “Путин проявил исключительное мастерство в руководстве страной, которую он принял в состоянии хаоса и привел к состоянию стабильности”.

        С 1999 г. Владимир Владимирович Путин является самым популярным политиком в России. По данным социологических опросов, число россиян, поддерживающих Президента Путина, выросло с 14% в 1999 г. до 79% в 2007 г. Данные ВЦИОМ говорят, что в 2005 г. деятельность В. Путина одобряли 68% населения, а в 2006 – 87%. По данным Левада-Центра, уровень одобрения деятельности политики В. Путина на посту Президента в 2007-2008 гг. колебался в пределах 79-87% жителей России. Не одобряли деятельность В.В. Путина от 12 до 19 % населения России.

        В декабре 2007 по заказу ВВС (государственное телевидение Великобритании) социологическими компаниями Globescan и PIPA в 31 стране, в том числе в России, был проведён опрос общественного мнения с целью выяснить, как граждане оценивают влияние президента РФ Владимира Путина на развитие демократии в России. В опросе приняло участие более 16 тыс. человек. Согласно опроса 56 % респондентов в странах G7 (“Большой семерки”) заявили, что
В.В. Путин отрицательно повлиял на права человека и развитие демократии в России, и лишь 26 % придерживаются обратного мнения. В России ситуация обратная — 64 % оценили роль В.В. Путина в этой сфере положительно и 12 % — отрицательно. Также, задавались вопросы о влиянии В.В. Путина на поддержание порядка и безопасности в мире; о надежности России как поставщика энергоносителей в период правления Путина; о качестве жизни в России с 2000 по 2008 годы. В целом, более половины граждан стран Большой семерки негативно оценивают влияние президента РФ Владимира Путина на ситуацию в мире, в то время как в большинстве остальных стран — позитивно.

        По данным опроса общественного мнения, проведённого британской компанией BBC в 2008 году, 77 % российских респондентов заявили, что качество их жизни в годы президентства Путина значительно улучшилось.
 
        СОЗДАЛ МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ. Материнский (семейный) капитал – это форма государственной поддержки российских семей семей, воспитывающих детей. Осуществляется с 2007 года при рождении (усыновлении) второго (третьего или последующего ) ребёнка.

        В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, родившая (усыновившая) второго или последующих детей; мужчина, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей; несовершеннолетний ребёнок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребёнок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).

        В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдаётся сертификат государственного образца.

        Материнский капитал может быть потрачен на следующие цели: улучшение жилищных условий, получение образования, пенсионные накопления матери.

        По общему правилу материнский капитал можно использовать после достижения ребенком возраста трех лет. Для защиты семейного капитала от неоправданной растраты родителями, обналичивание государственных сертификатов запрещено законом.

        В 2007 году размер материнского капитала составлял 250000 руб. Он индексировался ежегодно и в 2014 году должен будет составить 440000 руб.

        ЕДИНАЯ РОССИЯ. Попытки создать политическую базу для власти предпринимались в России в течение всех 90-х годов. Разнообразные движения поддержки президента Ельцина в 1991-1993; блок «Выбор России» в 1993-1994; «Наш дом Россия» в 1995-1999; «Отечество – Вся Россия» в 1999… Но получалось как-то криво.

        Путин к этому вопросу подошел более основательно. Под его непосредственным присмотром во время предвыборной президентской кампании было создано движение «Единство» - и он лично способствовал его электоральному успеху. Затем при его активном участие произошло преобразование «Единства» в партию «Единая Россия». Благодаря имиджу «партии Путина», ЕР добилась большого успеха на выборах 2003 года.

        В течение второго президентского срока Путина – и опять же при его непосредственном участии - «Единая Россия» стала настоящей партией большинства. Решение Путина возглавить список кандидатов ЕР привело партию к сокрушительной победе на выборах 2007 года. А в промежутке между выборами и инаугурацией нового президента Путин согласился стать лидером своей партии. Это же стало и причиной многолетней оголтелой атаки на «Единую Россию» по всем фронтам.

        Тем не менее, власть в пост-советской России впервые получила серьезную политическую опору. То есть, не просто высокий уровень популярности лидера, а внушительный институт, этого лидера поддерживающий.

        Опять же, тут есть ряд оговорок. «Единая Россия» все еще не стала партией в полном смысле слова; она слишком привязана к административной вертикали; она не очень сильна в пространстве публичной дискуссии; она избыточно зависит от личности своего основателя… Это все так. Но так же верно и то, что партия Путина прошла огромный путь от «мешка с голосами», каким было «Единство» в 2000 году, до нынешнего своего состояния.

        Верно и то, что у строящейся партийно-политической системы России появилась по крайней мере одна опора. Система, правда, выходит не столько многопартийная, сколько полуторапартийная – но она уже есть.

        ОЛИМПИАДА.  О Сочинской Олипиаде 2014 года уже сказано очень много. Говорилось и о том, что решение МОК провести Олимпиаду в России важно для международной легитимации нашей страны – и о том, что Олимпиада может слишком много стоить. О толчке для развития Юга России – и о коррупционных рисках. О том, что страна могла бы прожить и без такого счастья – и о том, что это «Олимпиада, которую мы заслужили».

       Во всем этом самый главный, на мой взгляд, фактор – психологический. На исходе президентства Путина нужен был символ. То, что зафиксирует в общественном сознании успешность или не успешность последнего «царствования». Таким символом и стала Олимпиада.

       Совершенно не случайно президент сам занимался сочинской проблемой, лично представлял кандидатуру «летней столицы» России на статус столицы зимней Олимпиады. И добился победы.

        Тем самым «президент Надежды» конвертировал звание, данное ему в начале правления, в титул «президента Победы». Тем самым он не только забронировал себе почетное место в русской истории, но и помог переломить синдром неудачника, преследующий нашу страну уже не одно десятилетие.
«Владимир Владимирович, нам с Вами везет», - воскликнул паролимийский чемпион Александр Терентьев на съезде «Единой России». И это точно можно считать одним из самых главных итогов «эры Путина».

        К успехам В.В.Путина можно отнести и решение р проведении в России чемпионата мира по футболу 2018.

        ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. Уникальная черта путинского президентства – устойчиво растущая на протяжении всех восьми лет популярность главы государства. Одним пиаром ее не объяснишь – тут сработали все факторы, перечисленные выше. Не удивительно, что ко времени истечения дозволенного Конституцией срока почти все российское общество возжелало третьего срока.
Здесь Путин оказался в непростой ситуации. Остаться на третий срок для него означало нарушить конституционный принцип – а на это он идти не мог категорически. Отказ мог повлечь нарушение стабильности, которой он добивался все восемь лет.

        Путин нашел компромисс. Он нашел человека, в чьей приверженности намеченному курсу не сомневается – и в чьих способностях справиться с работой президента уверен. Он приложил все силы, чтобы Дмитрий Медведев победил на выборах.
При этом, чтобы никто не сомневался в преемственности политики, Путин согласился стать главой правительства при Медведеве (а заодно и формальным лидером своей партии). Так что, у «партии третьего срока» есть утешение: «Путин с нами!»ъ

        В действительности же главная победа Путина здесь в том, что он не поддался искушению – и поддержал традицию легитимной смены власти. Без обычного нашего «до основанья, а затем».

Примечание: написано по материалам, опубликованным в печати и интернете к 2010 году. Материал, очевидно, не полный, но процессы, происходившие в 2000-2008 годы, отражает достаточно. Поэтому перед публикацией внес только небольшие статистические правки, а в остальном оставил, как было написано первоначально.


Рецензии