Мастер спорта СССР Гурам Моргания

Фотоколлаж автора. Репортаж из книги "Всплески ярости"http://www.proza.ru/2012/12/15/64
Нет желания писать сухой репортаж, хочется раскрыть добрый отзывчивый характер моего друга, ученика, моего первого мастера спорта СССР.
1962 год. Первый, сложный для меня, молодого тренера, чемпионат Всесоюзного общества Минатома в Москве. Здесь борется мой брат Николай.
Полная драматизма схватка исключительно волевого, но абсолютно неопытного в борьбе брата с могучим мастером спорта из Москвы, вес которого превышает вес брата на 15 кг.
Коля — штангист, только что по моей рекомендации перевелся с очного отделения Ленинградского института физкультуры на заочное и приехал ко мне в Озерск. После двухнедельной подготовки  худого, изможденного студента, весившего 80 кг, я выставил в интересах команды в весе от 87 до 95 килограммов.
Нам требовалось войти в шестерку сильнейших команд общества, это задача  архисложная, но в наше время пробиться в спорте иначе было невозможно.
Или я заставлю город вкладывать в мою работу народные деньги, или буду сидеть дома и развивать оздоровительную физкультуру.
Это сейчас, имея мешок спонсорских денег, можно устроить какой-нибудь чемпионат мира, скажем, по версии ИКС и выиграть его. А в наше время приходилось пробиваться в национальную сборную СССР, и только тогда появлялась возможность выступления на чемпионате мира.
Мы пробивались в сборные команды, беспощадно относясь к собственному организму. Я, к примеру, в интересах команды, часто сгонял по восемь килограммов веса.
Коле в тот раз пришлось выпить семь литров воды, чтобы вес соответствовал норме, и он получил право выступать в категории до 95 кг.
Мастер из Москвы беспощаден, бросает Николая в партер и буквально месит его своим весом, но положить не может.
Его друг, мастер спорта Хрибков неистово кричит ему: «Да положи ты этого трупа, чего ты с ним возишься!».
Слышать такое мне пришлось впервые.
Был бы ты в моем весе, уж я бы тебя... подумалось мне. И вдруг слышу голос моего ученика Гурама Моргании: «Ну, Хрибков, я тибэ покажу, я тибэ отомщу за Николяя, мы с тобой скоро встретимся на ковре!».
Коля проиграл по очкам, но на лопатки не лег.
И вот уже выпускаю Гурама бороться с мастером спорта Хрибковым.
Это была фантастика. Я знал, что Гурам способен и должен выиграть, но так?
Нет, реально получилась фантастическая схватка.
Словно на тренировке с манекеном, Гурам захватывает правое плечо Хрибкова левой рукой, мгновенно подшагивает под него и, захватив туловище Хрибкова правой рукой, отрывает противника от ковра.
Теперь Хрибков может болтать своими ножками сколько угодно, Гурам не выпустит его из мощных объятий.
Он отступает на три шага, его красивое тело мощно прогибается назад, превратившись в звенящую стальную пружину.
Хрибков описывает огромную дугу, переворачивается в воздухе и падает на мост, предохраняя свои лопатки от прикосновения с ковром.
Гурам цепко держит напрягшееся тело, жестко вдавливает голову Хрибкова в ковер.
Мои ребята кричат: «Делай мастера, клади на лопатки, не упускай!».
— Уходи, уходи! — орут неистово друзья Хрибкова.
Гурам легко удерживает Хрибкова на мосту и вдруг спокойно отпускает.
Дружный общий вздох сожаления, я даже не могу его описать, вырвался у наших ребят. А Гурам встал и улыбнулся.
Я понял, что он задумал. Он решил преподать урок Хрибкову, вот до чего мой ученик был уверен в себе.
Но этого я и добивался, когда заставлял его в тренировке выполнять по триста бросков манекена, сериями с максимальным напряжением.
Десятки тысяч коронных полусуплесов выполнил Гурам за восемь месяцев тренировки.
Стоило им сойтись снова, Моргания мгновенно повторил тот же бросок только в другом направлении, в своем белом трико он был необыкновенно красив.
Снова Хрибков на мосту в диком напряжении, а Гурам, слегка отпустив, резко усиливает давление, причем повторяет это несколько раз.
— Кажется, он играет с ним, как кошка с мышкой! — слышится за моей спиной.
Наши ничего не понимают, напряглись, ждут. И снова вздох сожаления: Гурам отпускает Хрибкова.
Но это уже изможденный Хрибков.
Гурам дал ему чуть-чуть приподняться и тут же запустил его своим коронным полусуплесом в третьем направлении. Все собравшиеся у ковра москвичи поникли.
Гурам не дал Хрибкову больше ни одного шанса, он буквально сломал мост противника, припечатав его лопатками к ковру.
Судья вскинул руку Гурама в честь победы.
При рукопожатии Гурам жестко, с грузинским акцентом произнес: «Это, Хрибков, тибэ за Николяя!».
Наши ликовали, я молчал, потрясенный благородством моего ученика. Гурам блестяще выиграл чемпионат и выполнил звание мастера спорта СССР.
P. S. Он вернется на родину в Грузию, но через 40 лет приедет на открытие мемориальной доски в честь трагически погибшего Николая. Затем через три года приедет снова в таинственный атомград Озерск.
Мы будем бродить по нашему Бродвею, пить чай и вспоминать искрометные схватки на ковре. Тренер и ученик, разве может разделить наши души искусственная граница.


Рецензии
22 февраля 2023 года ушёл из жизни основатель школы борьбы самбо и дзюдо города Озёрска Челябинской области Владимир Сергеевич Мусатов. Светлая память Педагогу и Тренеру.

Константин Семынин   10.03.2023 19:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.