Про свинину и табу

Как религиоведа, меня часто спрашивают, нет, совсем не том, верю ли я в Бога, и в какого именно Бога я верю, это, как правило второй вопрос. Чаще всего спрашивают: «Почему мусульмане не едят свинину?». Этот вопрос больше всего и мучает соотечественника в нашем краю. Хотя у нас в крае, благодаря капитализму, извели всех домашних свиней с помощью мифического свиного гриппа, для того, чтобы пара столичных бизнесменов могла спокойно выращивать свиней на пищевых добавках, вопрос должен был уже давно потерять свою актуальность. Но вопрос, как не странно, будоражит умы сограждан.

Ну, так вот, анализ специальной литературы, как правило, дает крайне уклончивые и примерные ответы на этот вопрос. От концепта, что свинья в иудаизме - «грязное животное», поедающие даже собственные экскременты и мусульмане переняли этот иудейский концепт, до утверждения, что в древности у иудеев свинья была тотемным животным, поэтому потреблять ее мясо в пищу было «табу». Потом этот культ свиньи был вытеснен Яхве, но «табу» осталось и позже было перенято мусульманами. Так что единого мнения нет.

Но мало кто знает старую курайшитскую легенду, рассказывающую, что когда пророк Мухаммед еще водил караваны, однажды он увидел, как пустынный лев напал на дикую свинью с детенышем. Раненая самка из последних сил защищала детеныша и тогда Мухаммед  отогнал пустынного льва. Пророк взял выжившего детеныша с собой, завернул его в плащ и нес на руках, прижав к груди. Но неблагодарное животное, повинуясь воле демонов пустыни, испачкало плащ пророка своими экскрементами. Так свинья попала в раздел «грязных животных». Так вот в этой легенде и говорится, что мусульманин может есть один бок свиньи, который был прижат к груди пророка, а другой – нет. Но вот какой именно бок был прижат к груди Мухаммеда, этого никто не знает.  Так ли это было на самом деле, или история эта была сильно переработана исламом, как и другие, относящиеся к периоду «невежества», я не знаю.

История эта находиться в сборнике древних арабских легенд, относящихся к джахилийскому и переходным периодам. Текст есть на английском в Библиотеке Конгресса. Но разве сейчас кто-то читает книги?


Рецензии