Слепой отец

             

  Николай Сухинин 1938г.р., лишившийся зрения в раннем детстве, еще в далеком 1980 году сумел добиться того, что не под силу обычным мужчинам даже в наше демократичное время. В то время, когда дети после развода практически безоговорочно оставались с матерью, мужчина  сумел убедить суд, что 9-летняя дочь должна  расти с ним, не смотря на его слепоту.
   Сейчас Лене уже 40 лет, и самыми яркими впечатлениями в жизни, она обязана своему любимому папе Коле. Не видя солнца с 1942 года,  незрячий Николай Федорович, силой своей отцовской любви,  сделал  жизнь своей единственной дочери по-настоящему светлой и солнечной.
Недаром говорится, что настоящая любовь — это свет в душе!..


Папа, мама, я

  На момент развода  девочка уже шесть лет была фактически с папой, хотя они и жили все вместе. Молодая здоровая женщина, в 27 лет вышедшая замуж за незрячего,  и уже имевшая сына от другого мужчины, родив общего ребенка,  ни хозяйством, ни воспитанием дочки себя не  утруждала:
-Жена не пила, но была, мягко говоря, безалаберной. К трем годам Леночка переболела воспалением 14 раз! - рассказывает Николай Федорович и зрачок его единственного невидящего глаза, кажется, расширяются от ужаса, - я преподавал тогда математику в нескольких местах: в железнодорожном и монтажном техникумах, в финансово-экономическом институте. Жену Татьяну провел по документам как своего секретаря, который полагается незрячим. А сам ходил на работу один. И даже на занятиях приучил учащихся каждую цифру проговаривать вслух. И при этом жена, сидя дома, ничего не успевала. Вхожу домой вечером, а она: « Сходи-ка за хлебом!» Но самое страшное, что она за дочкой, как надо, не следила: то оденет не по погоде, то на сквозняке оставит, то ночью одеялом не укроет... Когда у маленького ребенка обнаружили признаки астмы, я понял: надо что-то делать. Мы тогда жили в двухкомнатной квартире, которую я получил, как инвалид 1 группы по зрению. В одной комнате у нас размещался сын жены, а вторую я предложил разделить пополам. В одной половине комнаты теперь была жена, а в другой — мы с дочкой. Причем я, чтобы девочке было больше воздуха, поселился в кладовке, у нее в головах. Так мы прожили 6 лет, до развода.
-Папа мне в школе даже воротнички и манжеты пришивал, - рассказывает Елена, - спрашивает в конце недели: « Грязненькие?» Я киваю. А мамы вечно дома не было, она даже не всегда приходила  ночевать.

« Мы нужны друг другу...»

 Однако разводиться с мужем-инвалидом Татьяна не спешила. Говорят, ее  очень даже устраивало, что он был прикреплен к «Детскому миру»  и к продуктовому магазину.
-Когда я приходил туда в черных очках, с палочкой, держа за руку маленькую Леночку, все расступались , - вспоминает Николай Федорович, -  мне давали дешево и без очереди все, что тогда было дефицитом.  И доходило до того, что Татьяна носила продукты своему любовнику: « Надо же мне его чем-то кормить?!»
Кроме того,  пока Николай и Татьяна были по документам вместе, оставался шанс получить еще одну квартиру: вчетвером в двухкомнатной предполагалось расширение. К тому же у Николая была машина, а Таня ее водила и ездила, куда захочет.
  Что же касается чувств...Теперь, дожив до 73 лет, Николай Федорович почти уверен, что их не было. Познакомились через одного незрячего паренька, у него была сестра, у сестры — подруга. Разговорились, слово за слово, и подумалось: чем не вариант? Татьяна не красавица, чтоб мужу ею любоваться; к тому же с ребенком. Николай же, хоть и не видит,  зато все умеет делать,  надежный, ответственный — буквально создан для семьи. Опять же с льготами,  что тоже немаловажно...
  Так и сошлись в 1969г , по причине взаимовыгодности и целесообразности. Даже на фотографиях тех лет Николай, хоть и слепой, а стоит на ногах твердо, прямо, как стена, а Татьяна - рядышком, как приложение.
Никто и подумать не мог, что в союзе инвалида и здоровой женщины  главой семьи, снабженцем, обеспеченцем, а потом и воспитателем ребенка станет ничего не видящий инвалид.

За папу, за маму

-Я  лишился глаз в 4, 5 года, живя в деревне. Шла война, взрослые пахали на коровах поле, подцепили из земли какую-то интересную штучку. Она на пестик была похожа, какой мама картошку толкла, только с крылышками. Я эту диковину незаметно поднял, отнес в ближайший окоп и бросил в костер. Она и рванула...
 Очнулся Коля только через двое суток: одного глазного яблока не было вообще, другой глаз  вытек частично и не видел. С тех пор жизнь и погрузилась для ребенка во мрак.Несмотря на увечье Коля закончил сначала спецшколу, потом специнтернат, а затем и математико-механический факультет ВГУ.
-Считается, тому, кто раньше видел, легче. Он хоть что-то помнит из своей зрячей жизни. Но я тогда был совсем маленьким. И своими глазами видел только маленькие деревенские домики, поля да избу, а жить привелось в большом городе. Поэтому до всего доходил интуитивно. А тут еще жена, за которой фактически нужен был глаз да глаз!
 На момент развода все вокруг уже знали, что Николай Федорович в семье и за папу, и за маму. На суд, где разводили родителей и решали дальнейшую судьбу ребенка, пришли не только сами супруги, но и представители разных организаций. Классный руководитель рассказала, что незрячий отец делает с дочкой все уроки и ходит на родительские собрания; участковый врач сообщил, что опять же отец семь раз побывал с ребенком в санатории, благодаря чему проблема с легкими практически снялась; работник РАЙОНО  доложил, что тот же самый отец искал для дочери школу с определенным уклоном, спрашивал про кружки и секции в районе..
Ну, а соседи, взахлеб, рассказали про то, что « слепой Николай и шьет, и вяжет, и готовит, и стирает лучше любой женщины». В итоге мать встала и сказала: « « Я дочь только родила. Все остальное ей дал отец. Пускай и дальше растит, а я буду платить алименты».
- В специнтернате нас всему этому учили: и столярничать, и матрасы пружинные делать, и вязать на машинке, и пуговицы пришивать..., - объясняет Николай Федорович,-я  до сих пор наощупь отличаю черную катушку от белой — черная более рыхлая; и запросто вставляю нитку в иголку.
 Уже женившись, Николай узнал, что жена его — выросла в детдоме. Ничего делать не умела,  привыкла получать чистое белье раз в неделю и тарелку три раза в день, не задумываясь, из чего и как все готовится.
-Я и сына ее поначалу воспитывал, как родного. Но однажды поставил в угол, а жена и говорит: « Это потому что неродной! Своего бы не наказывал!» Мальчик и догадался, что я — не папа. После развода он остался с матерью, был трудным подростком; потом  оказался в тюрьме.

Дочь своего отца

 Зато Лена, воспитанная незрячим отцом,  закончила медучилище, работает медсестрой.
-Папа получил квартиру на ул Кирова. И мы стали жить с ним вдвоем, - расссказывает Елена, - он все багеты, полки сам в доме прибивал,  сам  люстру вешал, унитаз новый устанавливал. Я папе разложила керамическую плитку в две стопочки: однотонная и узорчатая, и он сам ванную и кухню выложил:  все гости поражаются, какие на стенах — орнаменты! Кто у меня в доме не бывал, думают, что тут беспорядок, раз я со слепым отцом живу.
Но у нас, наоборот, порядок идеальный, каждая вещь на своем месте И папа из дома выходит только в костюме-тройке, старая преподавательская привычка.
-Я с детства люблю порядок и гармонию, - улыбается отец, - бывало, подмету в избе глиняный пол, расставлю в избе чугунки по размеру, гляжу с печки  и радуюсь: какая красота получилась!  Сейчас хоть и не вижу, а все равно кожей чувствую прекрасное! Всегда прошу, чтоб Лена подобрала мне галстук под цвет рубашки.

 Кроме  ремонта в квартире, Николай Федорович осилил строительство гаража и даже погреб сам вырыл: 3, 5 метра глубиной. Набирал в ведро землю, потом карабкался с ведром по лестнице, высыпал и обратно вниз...А еще  250 -килограммовые рельсы перетащил, чтоб потолок  в гараже понадежне подпереть. Методом переката к гаражу доставил, как в Египетские пирамиды в древности строили. Нужда заставит — все освоишь! Было бы желание!

Замуж Елена вышла, но прожила с мужем всего год:
-Невозможно было смотреть, как здоровый мужчина ничего не делает в доме! Все время сравнивала его с папой, - вздыхает Елена, - я же с детства привыкла, что папа сказал —  сделал, а с тем человеком  не чувствовала ни заботы, ни любви.
 Всей своей жизнью Николай Федорович доказал, что во-первых, по-настоящему любящий отец все же может заменить ребенку мать; а, во-вторых, наглядно показал, что исключения из судебной практики бывают:  главное доказывать свою любовь к малышу не на словах, а конкретными поступками.
 Вообще, общаясь с этим, казалось бы,  незрячим человеком, заряжаешься светом! И понимаешь, что у него есть особое, внутреннее зрение, которое — в душе, и которое совсем не зависит от наличия глазных яблок. Можно быть с глазами — слепым, а можно, как в этом случае, видеть то, что другим не дано: цель жизни, смысл отцовства!..
-Мне соседи сколько раз говорили: « Ты ж Ленку свою и не видел ни разу, с самого рождения! Она ж — вылитая мать!»-  вздыхает Николай Федорович, -
а мне и не надо ее видеть глазами. Я видел ее всем сердцем, всей душой, и просто хотел, чтобы она была счастливой!


Рецензии