Джон Брайн. Обязанности христианина и Божественное

ОБЯЗАННОСТИ ХРИСТИАНИНА И БОЖЕСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
Джон Брайн (1750)

Совершайте свое спасение со страхом и трепетом: потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению
Фил.2.12-13

Апостол увещевает филиппийцев к смирению и предлагает им для рассмотрения великий пример Иисуса Христа, чтобы побудить их к осуществлению этой превосходной благодати: и он ценит их христианское смиренномудрие, проявившееся не только когда он присутствовал с ними, но и в его отсутствие. Они процветали в вере и святости, даже если у них не было большого преимущества его служения: "Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего и т.д.". Текст состоит из двух частей.
I. Увещевание: совершайте свое спасение со страхом и трепетом
II. Важная истина, утверждаемая для лучшего исполнения: потому что Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению.
I. В увещевании говорится, во-первых, что мы обязаны совершать свое спасение; во-вторых, совершать его со страхом и трепетом. Если учесть, что наше спасение уже совершено, то это предотвратит наше впадение во многие ошибки. Спасение святых закреплено и продвинулось далеко, ибо оно уже совершено; почему же Божьи люди должны совершать его?
1. Бог Отец назначил их не на гнев, но к получению спасения через Иисуса Христа. И это было в соответствии с целью Его свободной суверенной благодати и милости, которой Он спас нас и призвал призванием святым. Этот благородный указ является для святых прочным фундаментом, на котором надежно покоится их вечное спасение.
2. Он замыслил план их восстановления от погибели в Своем вечном совете. Трудности, сопровождавшие их спасение, были таковы, что лишь бесконечная мудрость могла разработать способ снять грех и удалить его.
Честь Закона должна поддерживаться: права справедливости должны быть полностью обеспечены; если они будут сохранены, то все духовные враги будут побеждены и святые будут избавлены из-под их власти и тирании. Как это может произойти, выходит за пределы конечного разума, но определенно, что конечная заслуга и ограниченная власть абсолютно не соответствуют такому делу. Определение способа искупления столь же воздает честь мудрости Бога, как и Его замысел совершается  Им в похвалу славы благодати Своей, ибо, здесь Он явил изобилие всякого разума и премудрости. Поэтому Евангелие нашего спасения называется мудростью Божией, тайной, сокровенной мудростью, которая явлена пред миром во славе. И многое было сделано Иисусом Христом ради нашего спасения от греха и ужасных последствий его.
Во-первых, в конце мира Он явился для уничтожения греха жертвою Своею. Совершив Собою очищение грехов наших, Он воссел одесную Бога. Вся вина народа Божьего была снята с него и перенесена на Христа Поручителя. Грех был возложен на Него и вменен Ему, и Он снял его и удалил так далеко, как восток от запада. Он закончил беззаконие и положил конец греху. И как Он совершил наше оправдание Отцом как Судией через удовлетворение закона и справедливости Своими страданиями и смертью, все обвинения по справедливости сняты со святых, как если бы они никогда не преступали закон Божий. Если неправду их и поищут, не найдут, ее нет более; не потому, что они невиновны в себе, а потому, что с них сняты их преступления и прощены они. Не видит Господь беззаконие Иакова, и Святой - бедствия Израиля.  Никто не думает, что оправданные лица без греха, или что их грехи сокрыты от познания Бога, но как бы ни придирались к ним люди, у них нет грехов с точки зрения Бога-Судии, ибо Христос омыл их Кровью Своею.
Во-вторых, Искупитель совершил мир и примирение этой бесконечно ценной Жертвой, которую Он принес Богу. Сказанным не подразумевается приобретение Божественной милости ко грешникам. Действительно, иногда говорят, что смерть Христа приобрела благосклонность Бога по отношению к нам; но это является большой ошибкой, в которую впадают такие люди. Добрая воля Бога к бедным грешникам является причиной, а не следствием смерти Христа для них. Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного. Дар Христа, таким образом, является результатом Божественной любви, а не причиной ее. Установление мира не предполагает изменение в расположении Бога к грешникам. Его расположение к ним неизменно и вечно то же;  это не может рассматриваться иначе без абсурдного представления, что Бог изменяем и подвержен страстям. Хотя некоторые, надо признать, могут высказаться по этому вопросу таким образом, несомненно, что это абсурдная мысль. Примирение через смерть Христа предшествовало Его жертве, которую Он предложил Богу за грех, дав полное и окончательное  удовлетворение правосудию за все преступления всех лиц, за которых Он отдал Свою душу в приношение как наш благословенный Господь. Поэтому справедливость уже не имеет власти помимо Поручителя над теми, кого Он обязался искупить и спасти, и ей нечего возразить против их спасения и счастья, но она обеспечивает им милость и соглашается с суверенной благодатью в обеспечении жизни и блаженного бессмертия всем тем, кто заинтересован в смерти Христа.
Мир с Богом возможен лишь через непосредственное влияние смерти Христа, которая есть искупительная жертва за грех; от этого нельзя отказаться, не подорвав  фундамент  всей надежды нас как христиан и не отказавшись от премудрости Бога, Который замыслил этот способ нашего прощения и спасения. Поэтому, конечно же, мы должны быть убеждены, что Бог примиряется с своим народом, прежде чем Его люди примирятся с Ним; хотя некоторые могут с уверенностью утверждать без объяснения, что Его намерения не таковы. Если правосудие Божье не удовлетворено за наши грехи ради смерти Христа, оно никогда не будет таковым, ибо ничто, на что оно направлено, не  может способствовать даже в наименьшей степени удовлетворению правосудия за наши преступления; но то, что удовлетворение дано - это основание того, что мы получаем благодать от Бога, с помощью которой мы становимся способны исполнять дела, приемлемые для Него через Иисуса Христа, и поэтому вера как таковая не есть причина нашего примирения и мира с Богом.  Вера получает искупление, как то, что существовало до нее самой, и, следовательно, ее наличие  зависит от той благодати, что предшествует ей; и это не противоречит никакой из истин, содержащихся в законе либо в Евангелии Христа, и вера сама по себе не дает нам того, что следует усвоить Святому Духу, Его природе и работе.
В-третьих, смерть нашего Спасителя была адекватной ценой искупления, тем, что было заплачено  в руки Бога, нашего праведного Судии, за нашу свободу от осуждения, и избавление от этого несчастья, повинными которому нас сделал грех. Мы не принадлежим себе; мы куплены дорогою ценою. Мы искуплены не тленным серебром и золотом, но драгоценной кровью Христа. Он искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою. Он отдал душу Свою для искупления многих. Эта цена столь велика, что она не только равна той, что необходима для нашего искупления, или той, чтобы мы могли наслаждаться свободой от наказания, хотя Бог, Которому она была уплачена, и удержал Свою справедливость, поскольку не может быть второй кары за то, за что пострадал Христос. Это фактическое и полное освобождение всех лиц, для которых Он умер , от всякой  вины, от всего осуждения, и от страданий наказуемого зла. Оно и понятно: страдания Христовы были карающего характера, ибо Он понес наказание, которому подлежали мы и, следовательно, наше освобождение от этого наказания является надлежащим возмещением Его смерти. От нас не может требоваться ничего иного, чтобы избежать Божьего гнева и мести, ибо справедливость Божия требует уплаты только такой цены.
В-четвертых, Он принес нам вечное благо. Христос, наш Поручитель, стал субъектом завета дел. Он в нашей природе сделал все, чего требовал закон, будучи абсолютно свободным от всякой греховной скверны и нечистоты, святой, непричастный злу, непорочный, обладающий совершенной святостью и чистотой в Своем сердце и делах, Он был таким, как того требует Закон: он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Так что Его послушание было настолько широким, насколько обширны заповеди этого закона, и в Нем была найдена вся праведность, которой ожидал Божественный Законодатель. И бесконечное достоинство Его Личности придает огромное значение Его послушанию, ибо сколь велика Его Личность, столь большую цену и действенность имеет Его послушание, и, следовательно, оно дает вечное оправдание тем многим, чьим Поручителем Он стал и за кого Он оказал все послушание, требуемое заветом дел.
В-пятых, Отец принял это послушание Христа, и любезно вменяет его нам; это дает нам право на жизнь вечную. Это благоволение Господа ради Его праведности. Так "мы, получая оправдание даром, по благодати Его, сделаны наследниками в надежде вечной жизни". Бог, наш праведный Судия, не перестает требовать от нас послушания Его святой воле во всех вещах; Он не избавляет нас от обязанностей, но требует от нас дел послушания ради нашего принятия Им, как основания нашего притязания на будущее блаженство: "Христос есть конец закона, к праведности всякому верующему".
Опять же, Дух Святой, который открывает и применяет то, что Отец замыслил для нас и что Сын совершил для избранных, начал в нас Свое доброе дело. Апостол принимает это как должное, будучи уверен, "что Тот, Кто начал в вас доброе дело, будет совершать его даже до дня Иисуса Христа". Филиппийцы не были поэтому ни в состоянии смерти и тьмы, ни под властью греха и сатаны, лишенными благодати и святости,  но, наоборот, они были субъектами духовной жизни, способными выполнять духовные действия. Они были сделаны светом в Господе, и им было дано знать и понимать, что такое правда. Благодаря небесному свету, явленному им, они различали духовные вещи. Благодать  царствовала в их сердцах, в противоположность греху, и будет царствовать в них через праведность к жизни вечной, ибо Иисус Христос их Господь. Они были переведены из царства сатаны в Царство драгоценного Сына Божьего. Одним словом, они были счастливые обладатели веры, надежды, любви, покаяния, терпении, кротости, смирения, призванные к участию в наследии святых во свете, ибо они были возрождены, обращены и освящены Духом Божиим.  Так как все эти вещи были в них, от Отца, Сына и Духа, ничто из этого не безразлично для того увещевания совершать свое спасение, которое дает им апостол. Они не призваны, чтобы получить интерес к любви к Богу, или придумать способ их восстановления, ибо они были объектами Божьей вечной любви, и замысел их искупления был создан в Его вечном совете. Они не обязаны искупить свою вину, ибо Христос очистил их грех.
Не является нашим долгом приобрести мир с Богом,  ибо мир был заключен кровью креста Христова, в искуплении за грех Его совершенной жертвой. Наше искупление от проклятия, гнева и Божественной мести не должно совершаться; это уже совершено по бесконечно ценной цене драгоценной кровью Христа. Не является частью нашего дела также выработать оправдывающую праведность перед Богом, и тем самым приобрести право на вечное блаженство, ибо правда вечная достигнута для нас нашим дорогим Искупителем; она благодатно вменяется нам, чтобы мы были в Нем приняты Богом, и имели право на вечную жизнь. Более того, если имеются в виду лица возрожденные, обращенные и освященные благодатью Божией, не может рассматриваться так, что апостол требует от них, чтобы получить благодать веры, надежды, или любой другой благодати духа. Его целью не является приобретение для них права на неба, ибо он уже считает их обладателями этого права. Но если некоторые услышат эти вещи, они, вероятно, спросят: что же осталось делать филиппийцам?   Если все эти вещи делаются, то, что остается для христиан делать? Я отвечаю: я боюсь гораздо больше, чем некоторые, кто обнаруживает это беспокойство, не осталось ли для них работы большей, чем они  действительно готовы сделать; я боюсь, что это не труд, к которому они имеют какую-либо большую склонность, ибо они беспокоятся только о вознаграждении. Если сказанное верно, то, что мы делаем в послушании воле Божией, не может быть причиной нашего спасения, не может быть надлежащим условием этого. Это неприятно и раздражает людей. Если они сосредоточились на делах и ожидают от них, такие принципы будут неугодны им. Евангелие никак не молчит о нашем служении и обязанностях, но не они позволяют нам ожидать неба в качестве награды или из-за нашего послушания; и это то, что так оскорбляет людей.
Этот призыв, несомненно, включает в себя весь наш долг как христиан, а именно противостояние вожделениям во всех их проявлениях; осторожность, чтобы избежать всех соблазнов греха; умерщвление мира своих удовольствий, почестей и преимуществ; терпение  и подчинение воле Бога среди страданий; готовность к кресту; самоотречение; усердие в практике религиозных обязанностей; молитву; чтение и серьезное размышление о духовных вещах; благоговейное отношение к Евангелию и христианскую ревность к нему; торжественное празднование евангельских таинств и добросовестное исполнение всех обязанностей по отношению к святым, такие как сочувствие, сострадание, терпение, братская любовь, доброта, милосердие, и всего, что составляет наше духовного преимущество и поведение по отношению ко всем людям, делающее верующего доброжелательным, скромным, кротким и дружелюбным.
Кроме того, во всех наших обязанностях благодать действует через  веру, надежда, любовь, страх, смирение и рвение к славе Божьей. Эти вещи, как правило, служат спасению души от греха, и ее совершенствованию в святости, и, без сомнения, к ним следует увещевать как к любому другому христианскому долгу. Тот, кто примет их надлежащим образом, не сочтет, что святые не делают достаточно из того, что предназначено для них. Если бы люди не довольствовались своим трудом и не оспаривали у Бога награду как просроченный долг, они не могли бы иметь причины жаловаться за неимением ничего своего;  но повод их ссоры с Евангелием в том, что оно не позволяет им  ожидать вечного блаженства, как воздаяния за труд по долгу, но представляет его как свободный, незаслуженный дар суверенной и отличительной благодати. Это то, что является настолько неприятным большинству людей, что они не имеют ни малейшего желания даже представить себе, что Творец не воздаст им просто за исполнение их обязанностей, и что если они к чему-то обязаны, то им не заработать жизнь делами. И поскольку они управляются эгоистичным характером, они думают, что другие тоже таковы, и что причина, почему кто-то верит в Евангелие благодати, состоит в том, что он не хочет исполнять свои обязанности и надеется быть счастливым в этом и будущем мире, не будучи святым здесь, что является большой ошибкой. Но, признаюсь, этому не следует удивляться, ибо без принципа Евангелия люди всегда будут держаться за закон и его дела и противостоять Евангелию истинной благодати Божией.
Смысл увещевания работать над своим спасением, то есть исполнять те обязанности,  которые сопровождают спасение, и духовное исполнение которых есть часть нашего спасения, означает, что это действие по своей природе стремится к нашему спасению от греха и совершенству в святости, которая является целью благодатного принципа в сердцах святых, хотя эта цель и не достижима в нынешнем состоянии.
Во-вторых, речь идет о манере, в которой верующие должны совершать свое спасение, а именно "со страхом и трепетом". Этот страх - не рабский страх и ужас ума перед Божественным возмездием, которое может пасть на нас за грех. Этот страх не даст ни малейшей степени реальной святости в сердце, не создаст и не продвинет ее, ибо он ведет только к рабству и отторгает наш разум от Бога.  Мы никогда не будем любить, радоваться и держаться Того, Кого мы так боимся, но наоборот, будем стремиться бежать от Него, как бежал Адам, под влиянием страха такого рода и в силу отступничества, когда Бог приблизился к нему. Его поведение просто показывает, как мы всегда будем склонны действовать под чувством вины, гнева и мести, без определенной степени надежды милосердия и прощения. Этот же страх является святым почитанием Бога, возникающим при восприятии Его славы во Христе, нашем милостивом Посреднике. Он возникает в душах как трепет Божественной благости: они будут благоговеть пред Господом и благостью Его. И они дорожат видением прощения грехов через кровь Христа: Твой страх, и у Тебя прощение. Люди не могут быть виновны в большей ошибке, чем представить себе, что надежда на прощение грехов исключает святой страх Божий, и страх греха против Него. Там, где такой расклад правит умом, воображение обязательно предполагает, что вся реальная религия не зависит ни от исповедания, ни от характера человека. Тот, кто не имеет хотя бы некоторого благодатного, духовного опыта святого страха Божия, появляющегося в его душе с чувством прощения, через кровь завета вечного, совершенно не знакомы с действием той веры, которая является делом Божиим, и которое абсолютно необходимо для спасения душ человеческих. Насколько в верующих работает вера в свободную благодать и милость,  настолько больше будет их почитание Бога, и их ненависть ко греху. И кто мыслит иначе, тот не христианин. Принцип благодати исходит от милостивого Бога всякой благодати, и влияет на нас, чтобы мы могли служить Ему приемлемо для Него, с благоговением и страхом.  Благословен Бог!
Некоторые из нас могут засвидетельствовать, из собственного счастливого опыта, что чувство прощения, мира и вечного искупления, будучи получено и обеспечено жертвой Христа, обязывает нас к свободному, благому и духовному послушанию всем заповедям Бога и к святому почитанию Его бесконечной величия. Пусть же другие будут упрекать учение о свободном и полном прощении грехов через кровь Сына Божьего, как им заблагорассудится. Опять же, это служение должно совершаться с трепетом, не с ужасом, который бросает ум в замешательство, и, следовательно, не является делом плодотворного послушания, но с надлежащим благоговением и смирением, знающим, Кто видит нас и пред Кем мы ответственны, и заботящимся о Его славе во всех наших делах.
Бог, чистым очам Которого не свойственно созерцать беззаконие, в глазах Которого и небеса не чисты, усматривает недостатки и в Своих ангелах.  Некоторые возражают против слов "служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом" как необычных и странных, но это несомненная истина, что именно таково надлежащее чувство величия Божия, благодаря которому мы только и можем убедиться, что самое глубокое смирение, наибольшее самоуничижение и самое высокое почтение вполне совместимы с духовным миром и дают высокую и святую радость о Боге, что всегда подобает христианам. Некоторые скажут, и на самом деле они будут правы, что они никогда не чувствовали такой трепет пред Богом, как тогда, когда они ясно видели по вере славное явление Божественных совершенств в замысле и устроении спасения бедных грешников через Иисуса Христа.  Это создает в них величайший гнев против греха, ненависти к себе и отвращения к нему, и трепет в Божественном присутствии, который всегда возрастает в святых   при  полном убеждении, что  их души могут иметь благословенный интерес к прощению, миру и всякому духовному благословению.
Противоположное мнение является печальным свидетельством об отсутствии святого и духовного опыта славы, сладости и силы истинной религии в тех умах, в которых оно процветает, даже если в них есть чувство греха, страх гнева и забота избежать адских мук. Почитание Бога бесконечного величия, унижение под чувством Его великой чистоты и трепет при мысли о Его несравненном и непонятном величии прекрасно совместимы с высочайшей степенью радости, которую наши умы могут получить вместе с интересом к вечному пути примирения с Богом и Отцом через славного Посредника, Иисуса Христа. Если эти вещи должным образом рассмотрены, мы увидим, что нет никаких оснований жаловаться на евангельское откровение, как на то, что якобы уменьшает наши обязанности; на самом деле оно увеличивает их, хотя и не как дополнительные предписания нового закона, но с дальнейшим раскрытием Бога во всем совершенстве Его природы возрастает и наш долг, в силу авторитета нравственного закона, который является вечным стандартом и правилом праведности пред людьми.
II. Важной истиной, утверждаемой для обеспечения соблюдения этого наставления, а также для поощрения святых к нему, является то, что "Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению».
1. Верующие являются субъектами Божественного действия; они находятся под непосредственным, положительным влиянием Бога. Это ясно выражено в различных местах в Писании. "Мы творение Бога, созданы во Христе Иисусе на добрые дела". "Он родил нас снова к упованию живому". "Ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились". "Никто не может прийти ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его". "Бог, что повелел свету воссиять из тьмы,  озарил наши сердца познанием". "Вам дано знать тайны Царствия". "Сокрыл от мудрых и разумных и открыл младенцам". "Слышавший, и научившийся от Отца, приходит ко Мне". "Все будут научены Богом". Эти выражения и обилие других, которые можно привести, являются полным доказательством, что Бог непосредственно и положительно работает с умами людей, чтобы сделать их святыми и духовными, и побуждает христиан к духовным действиям. Это влияние действенно и производит то, для чего оно предназначено, ибо если Бог будет работать, кто отменит? Бог либо замыслил через Свое благодатное действие сделать Своих людей святыми, либо нет.  Если нет, то в чем цель Его действий? Если кто может, то пусть объявит это намерение. Если у Бога действительно есть цель сделать людей святыми к их вечному спасению, через Свое доброе дело в них, то эта цель безусловно должна быть достигнута, ибо Бог всегда исполняет Свои собственные замыслы, или же Он действует способом, который будет заведомо неэффективным. Если предположить это, то окажется, что  сила Божия не равна Его благости и милости, или он не бесконечен, как и Его благодать, и Он ограничен в том, чего Он хочет, и стремится сделать то, что находится за пределами Его силы, а это абсурдно даже представить. Если же мы предположим последнее, то Бог будет разочарован в Своих целях, ибо Он захотел и не сделал того, что будет иметь смысл, но это не меньший абсурд, чем предыдущее предположение.  И следовательно, невозможно допустить, что благодатное  влияние Бога на людей для их оживотворения и освящения не будет действенным.
Освящение грешника включает в него святой принцип, и осуществление этого принципа. В том, что Бог может создать этот святой принцип в человеческом разуме, я полагаю, никто не сомневается; единственная вещь, таким образом, что может быть поставлена под сомнение в связи с этим вопросом - это то, даст ли Бог существование такому принципу таким образом, чтобы природа человеческого разума признала его.  Это не является невозможным для человеческого ума - развить хорошие привычки, и большинство людей согласятся, что он способен приобрести такие привычки с Божьей помощью. Так разве Бог не может, на основании действия Его всемогущей благодати, дать этому совершиться в свое время? Несомненно, может. И так как это благое дело, Бог приложит к нему все усилия. Для человека по самой природе неразумно не усвоить Ему эту работу, ибо она не предполагает никакого насилия над волей в этом влиянии на наш ум, чтобы добиться его согласия; и следовательно, такое действие Божие несомненно может сделать разум плодотворным и святым, производя в нем духовное начало без малейшего ущерба для внутренней природной свободы. И, когда такой принцип производится в сердце, и Божественное влияние на него побуждает его к определенным действиям, совершенно не может быть разумным думать об этом как о разрушении свободы воли, потому что это не более чем побуждение воли к таким желаниям и действиям, которые согласны с волей Божией, и это есть реальное освящение благодатью Божией. И соответственно будет разумно сделать вывод, что Бог делает людей святыми не иначе, как работая в них Своей благодатью именно таким образом. Сомневаться в этом значит сомневаться в Его способности или воле сделать то, что важнее всего для Его славы. Кроме того, употребленное здесь греческое слово энергон означает буквально "работать с силой и энергией". Что касается возражений против его использования, основанных на том, что оно же выражает влияние на умы неверующих со стороны сатаны, действующего в сынах противления, то они не имеют никакого веса вообще, ибо дьявол не в состоянии выполнить все возможное из того, что он хочет осуществить, даже когда он прилагает всю свою силу, так что нет никаких оснований думать, что Бог может не уверенно и безошибочно исполнить цели Своей благодати, когда Он могущественно работает в этом направлении. "Энергия" не выражается и не подразумевается как всегда действенная, если она относится к действиям конечной власти, но из этого не  следует, что в Божественном действии она недостаточна, чтобы достичь цели.
Мы уже сказали о том, что предшествует возрождению, и о том, что эта работа началась в святых не сейчас.  И по отношению к этой работе, мы можем наблюдать, что это привычное расположение к святости, так же как развращенность нашей природы является привычным расположением ко злу, так что воля обычно склонна к добру в соответствии с возрожденной частью человека, как она обычно склонна ко греху в соответствии с его невозрожденной частью. Бог создает в нас волю к святости за счет благодати возрождения, но я думаю также, что  Его влияние на нас состоит и в том, чтобы произвести святые акты воли. До того, как человеческий разум станет предметом этой привычной склонности к святости,  абсолютно невозможно поднять в нем любые святые, духовные желания, ибо даже самые яркие и разумные мысли, которые могут быть представлены перед ним, не превозмогут злую природу греха и его ужасные последствия и не дадут превосходства святости. Наше благо и счастье состоит в соответствии нашего интеллектуального существа воле Божией, и в наслаждении привязанностей Его расположением.  Некоторые скажут, что это чрезвычайно странно!  Так в чем причина? Неужели люди совершенно неразумны, чтобы так погрузиться во зло?
Во-первых, наша природа является и всегда будет разумной, но в ней есть неразумное тяготение к земным вещам, которое  неизлечимо без благодати Божией. То, что противостояние Богу и выбор зла неразумны, несомненно, является истиной, но отступившее разумное существо само никогда не отойдет от этого противления и не отступит от своего выбора ни под какими аргументами и даже насилием.  Хорошие люди, думаю, должны быть убеждены, что это факт, на собственном опыте, хотя иногда они могут проявить себя при увещевании грешников таким образом, который предполагает обратное.  Мы не можем заключать от разумности долга к склонности и силе поврежденного грехом разума соблюдать его, даже когда она представлена в лучшем свете и считается, что любой человек способен это делать. Если фактическое причинение наказания за грехи не меняет естественное расположение грешника, то нет никаких оснований думать, что угроза наказания, оказывая давление на совесть людей, может когда-либо изменить растленное направление их развращенной воли. Если это реальный факт, что человеческий разум является отчужденным от жизни Божией, и враждующим против Него, то даже самые убедительные представления вечного блаженства, которые слово может представить воле, не подвигнут ее выбрать Бога. И то, что это именно так, как свидетельствуют Священное Писание и опыт, нельзя разумно пререкать.  Отсюда мы должны сделать вывод, что привычная склонность к святости не может быть приобретена нами самими даже с Божьей помощью, но что это сверхъестественное действие, которое совершается только бесконечной силой Божией и что нет актов святой, духовной природы, которые может возникать в уме  человека, до такого расположения, что создается в нем. И, следовательно, Бог есть один Автор всех святых желаний и поступков у людей. В возрождении Он создает расположение, которое является корнем и источником всех актов послушания Его святой воле, то есть святость человеческой воли радикально вытекает из освящающего влияния Божией благодати, которое и созидает в человеке эту святость.
Во-вторых, необходимость благодатного и небесного влияния на волю христианина, чтобы привлечь его к делам святого послушания, явится, если мы поймем, что он является предметом закона греха. Я осмелюсь сказать, что никто не будет субъектом благодати, если он погнушается понять, что грех живет в нем. Все, кто есть дух, знают также, что они есть плоть. Ветхий и новый человек существуют во всех святых. Сердце каждого верующего имеет в себе источник растления, а также пружину и источник чистоты. И это не горький источник, подслащенный благодатью. Его природа как была мерзкой и нечистой, так и осталась. Ничто, вытекающее из этого растленного и злого начала и соответствующее ему, по своей природе не отличается от того, чем оно было, пока принцип благодати не вошел в душу. Все фантазии плоти являются злом, и злом постоянным. Мысли, которые обычно произрастают в уме от него, являются беспорядочными, тщетными и полностью недуховными.
Ее воления также имеют греховную природу. Предметы, которые они преследуют, являются плотскими, тщетными и пагубными. Тенденции и страсти, возникающие под ее влиянием, вредоносны и по большей части сопровождаются губительными следствиями. Ветхий человек всегда готов к действию; он никогда не готов служить Богу. Наши умы никогда не унывают от греховных удовольствий. Пока эти удовольствия исполнимы, зло в нас возрастает.  Власть, обольщение, предательство, и жестокость закона греха в сознании святых, являются поразительными, страшными и крайне опасными. Насколько пребывающий грех исполняет свою роль, настолько он нарушает добрые принципы и препятствует их реализации; насколько ум находится под влиянием ветхого человека, он не может действовать под влиянием нового. Два противоположных принципа могут обитать в одной груди, но воля не может быть определена в своих желаниях разными принципами в одно и то же время. Если она делает выбор, приятный плоти, она не может в то же время определить себя на стороне духа.  Теперь, если мы примем эти вещи должным образом во внимание, особенно в их отношении к развращенной части верующего, конечно, мы должны будем убедиться, что Божественное влияние абсолютно необходимо для открытия воли к духовному благу даже при наличии любых добрых наклонностей, ибо противодействующая похоть всегда чинит большие препятствия для действия благодати в душе.
Для действия плоти в верующем ничего не требуется, кроме сохранения деятельности ума; но дух христианина для его фактического упражнения зависит от влияния благодати, которая и дала ему существование. Святые могут действовать  грешным образом и без особых усилий, выявляющих развращенные наклонности, но они не в состоянии действовать святым и духовным образом, если только благой принцип в них не будет дан свыше, извлечен и упражняем. Развращенный ум может действовать  незаконным образом сам по себе, но существование духовного начала требует поддержки Божией силой, особенно когда оно подвергается давлению. Плоть во всех ее движениях действует без любого положительного воздействия на нее от Бога; но дух зависит от Его помощи и благодатного влияния в своем фактическом осуществлении. Даже освященные люди могут мыслить и выбирать злое  сами по себе, но они не являются достаточными сами по себе, чтобы мыслить доброе и святое. И, следовательно, все святые мысли, все святые желания и небесные движения в их сердцах, обязаны своим фактическим ростом влиянию благодати Божией в их духовной части, которая во всей своей реализации, зависит от этого влияния, как и по отношению к ее удержанию в существовании она зависит от постоянного притока Божественной силы, что поддерживает ее. Последнее является общим для нее со всеми сотворенными существами; первое свойственно только духу с его особой и своеобразной природой. Естественная тварь происходит от Бога как Автора природы, и Его влияние в этом качестве является достаточным для ее действий;  а духовное существо является производным от Него, как Бога всякой благодати; и влияние Его благодати необходимо для действий этого существа.
В-третьих, именно в силу Божественного влияния христианин выполняет то, что хочет творить его духовная часть. Духовность и святость есть принципы в природе, определяющие все действия ума, вытекающие из них. Как наша растленная часть имеет склонность ко злу, так и благодать является склонностью к святости, и в своем фактическом осуществлении она дает волю к универсальной чистоте и желание оказывать идеальное и непрерывное послушание воле Божией.  Нечестивые желания, естественно, возникают от плоти, и она способна добиваться своего и делать то, что хочет, и много раз мы с большим трудом боролись с ней и убеждались, что не можем избежать преследующего нас греха. Но наша возрожденная часть зависит от внешнего влияния в своем фактическом осуществлении, и она не в состоянии совершать регулярные дела святости без небесного влияния, которое позволит развивать и упражнять ее.  И поскольку плоть постоянно противится Духу, действующему в верующем, мы часто не делаем того, чего хотим, из-за этого противостояния нашей растленной части. О, сколько восхитительных, сладких и духовных размышлений были вполне испорчены и смолкли благодаря этому действию плоти! Как печально для бедного верующего, что его ум так часто выходит из святых и небесных рамок и серьезных обязанностей к плотской холодности и беспечности!  Как скоро его ум отвлекается от самых славных вещей, которые наполняли его такой радостью, на бессмысленные и суетные вещи, через силу растления и слабость действия благодати, и само по себе это дает святым полное убеждение в необходимости благого и постоянного укрепления духовной силой от Бога, чтобы они продолжали послушание Его праведным заповедям! Они хотят этого, но чтобы сделать, того не находят.  И, следовательно, они полны решимости идти в силе Господней , и быть сильными в благодати , которая во Христе Иисусе , не в зависимости от их врожденной способности, ибо они знают, кто и что они есть, но в духовности и святости, в принципе и действиях они целиком зависят от милости Божией, так что уже не они живут, а Христос живет в них , так как они являются христианами, и  все, что делается ими для святого послушания, не они делают, но благодать Божия, которая с ними. Они могут свободно признать, что они ничто, и что без Христа они не могут сделать ничего , что они не в состоянии даже думать хорошее, поднять любые святые желания в их умах, и не способны выполнять любые обязанности святым и приемлемым способом, без укрепления в благодати Христа, и влияния их Главы, наполняющего все во всем. Они знают, что все, что они делают без Него, есть ничто, и что духовности и реальной святости во всех их размышлениях, молитвах и других обязанностях, которые они выполняют, не больше, чем того, чем они наполнены от Него, Источника всей их жизни и чистоты.
Следовательно, мы можем увидеть, какой глупостью и злом является гордыня. Какие основания у нас могут быть для самодовольства, если мы можем иметь не больше святости в своих принципах и делах, чем то, что происходит из источника благодати, и  через что мы подвержены влиянию Духа Христова? И отсюда мы можем спокойно сделать вывод, что мы настоящие святые, если есть что-нибудь из истинной святости в наших сердцах, и хотя мы можем иметь много поводов для скорби и самоуничижения из-за пребывающего в нас растления, это не мешает нам благодаря Бога призвавшего нас к участию в наследии святых во свете. Давайте также поощрять надеяться и твердо верить, что в то время как мы боремся с нашими сильными и яростно бушующими похотями, что Бог позаботится о нас больше, чем мы сами,  и будет совершенствовать то, что касается нас, ибо Он, конечно, намерен дать нам славу, если Он дал нам благодать. Это, несомненно, является также и достаточным, чтобы убедить нас, что спасение не дается условно. Опыт каждого христианина является свидетельством тому, хотя некоторые, за неимением должного внимания к этому, могут судить иначе.
В-четвертых, Бог совершает Свою благую работу в умах людей по Своему благоволению.
1. Внедрение духовного начала в возрождении есть свободное и суверенное расположение Бога. Ничто в людях не может вызвать его к ним, ибо их природа полностью растленна и все их поведение является продолжением их бунта против Него, пока этот принцип не создается в них. Они находятся под властью греха и полностью подвластны похотям в своем уме, пока эта благая работа не начата в них.
И, следовательно, благодать, что сообщается в возрождении - это благоволение Божие, суверенное, свободное и полностью незаслуженное. В его субъектах нет ничего большего, чем просто природная способность  получить благодать от Бога; на это способны и величайшие грешники. В расположении и устроении наших умов нет никакого сродства с благодатью, которое позволяло бы сообщить ее. Максимум, что мы можем сказать о себе - это то, что наши души по своей разумной природе способны к тому, чтобы на них воздействовал Бог, Отец духов. И, следовательно, это был акт чистой милости и благодати, чтобы возродить нас снова к упованию живому воскресением Христа из мертвых. Как мы жили, так мы призваны званием святым, не по делам нашим, но по изволению и благодати Божьей. Это единственная причина тому, без всяких мотивов в нас. И это славный пример богатой милости, что мы были оживлены, когда были мертвы по преступлениям и грехам. Это плод любви к нам лично, да, великой и безграничной любви в сердце Бога по отношению к нам, когда мы были столь отвратительны и не содержали в себе ничего, что не было бы Богу ненавистно. Его благодать вселяется обильно с верою и любовью, которые во Христе Иисусе, и является причиной всего в нас, что хорошо и угодно Богу. Не может быть никаких других причин, почему Бог создал нас для Себя, чтобы мы могли бы явить Его похвалу, но Его собственная богатая благодать. Он помиловал нас, потому что помиловал, и ни по какой другой причине. Поэтому давайте отдадим Ему всю славу, и сказать всегда, не нам, Господи, не нам, имени Твоему дай славу. Мы сами не больше способны иметь интерес к этой благодатной работе в наших сердцах, чем наши похоти способны лелеять и совершенствовать этой святой принцип, которому они полностью противоречат по своей природе, и во всех случаях, более или менее, выступают против его действия.
2. Влияние этого принципа, сохранение его и действие является Божьим благоволением. Как мы были приведены в состояние благодати суверенной добротой и милосердием, так мы остаемся в этом состоянии по той же причине. Это прочная основа нашей безопасности. Если мы считаем, что у нас много недостатков, если мы видим наши многочисленные и большие прегрешения через силу греха в нас и силу искушений вне нас, если мы видим, как мало мы чтим Бога, и сколько мы позорим Его неверием, гордостью, алчностью и любовью к мирским тленным вещам, если мы слишком часто считаем себя независимыми не только от Бога и Его славы, но и от наших собственных интересов (а это происходит всегда, когда мы пренебрегаем прославлением нашего Небесного Отца и смиренным, тесным и духовным хождением  пред Ним), если учитываем, что мы по сути ничем не угождаем Богу в нашем расположении и поведении, если, я говорю, мы рассмотрим все эти вещи, то, конечно же, мы полностью убедимся, что только Божия добрая воля и Его служение нам есть причина того, что мы остаемся в состоянии благодати, и только благодать оживляет в нас веру, надежду, любовь и все остальное к  невыразимой радости наших душ. В чем же может наставить нас эта важная истина? Если Бог производит в нас по Своему благоволению все дела благодати и все духовное исполнение наших обязанностей, весь страх, благоговение и святой трепет, то мы должны постоянно сосредотачивать наши умы на этих делах христианского послушания!  Бог обитает в наших сердцах не как безразличный зритель, наблюдающий со стороны, что мы делаем, но как точный Наблюдатель наших мыслей, желаний, удовольствий и всех тенденций наших привязанностей; и следовательно, сколь бдительными, святыми, смиренными и духовными мы должны быть в своем хождении пред Ним! Опять же, какое поощрение дает эта драгоценная истина нашей вере и надежде! Хотя мы сознаем свою величайшую никчемность, которая провоцирует Бога уйти и оставить нас,  мы можем заключить тем не менее,  что Он не будет так делать, ибо все Его благие и благотворные влияния совершаются по Его благоволению, как неизменной причине, и, следовательно, все их следствия всегда и неизменным образом зависят от этой причины. Бесконечные благодать, которая дала нам жизнь, когда мы были мертвы во грехах, безусловно поддерживает, возрождает и украшает принцип жизни и вечной славы, к которому Бог всякой благодати призвал нас.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии
Иисус, покаявшись в грехах и окрестившись Святым Духом о Огнём, в Свою очередь стал крестить покаявшихся в грехах Святым Духом и Огнём. (Ев. от Матфея 3.11). Ибо душу, не крещенную Христом, Херувим и пламенный меч обращающийся в Эдем её не пропустят.
В чём же заключается крещение Святым Духом и Огнём?
С уважением

Анатолий Карапыш   18.12.2013 08:52     Заявить о нарушении