Память. За победу ч. 3
Многие снимали с картошки глазки вместе с коринкой, клали в золу, чтобы сохранить до посадки. Остальную часть клубня использовали в еду.
Многие семьи после войны умерли от голода, особенно в деревне Кашкино. Мы даже не мечтали, что доживём до времени, когда можно будет сытно поесть чёрного хлеба.
Как не вспомнить тех девушек и молодых женщин, которые были на оборонных работах. Рыли окопы под Ленинградом, Вытегрой. Сколько они пережили? Возвращались домой еле живыми. А Е.И. Смирновой пришлось 4 года трудиться на заготовке торфа под Ленинградом.
Заработки колхозников были мизерными. На один трудодень причитывалось по килограмму зерна, каким – то граммам картофеля. Иногда давали понемногу льносемян. Несмотря на это колхозники были обложены налогами, денежными и натуральными: по 320 литров молока, 30 кг мяса, 30 яиц, по 150 кг картофеля, по 1 кг шерсти.
С 1941 по 1957 год были введены государственные займы на восстановление и развитие народного хозяйства СССР. Рабочие и служащие подписывались на двухмесячные заработки, колхозники – кто, насколько мог. Многим приходилось продавать свой скот на базаре, копить яйца и молоко. Ведь за недоимку уполномоченные делали опись имущества.
Всё же голод пережили. Стало несколько легче. В июне 1950 года у нас из 8 колхозов был организован один, имени Ленина. Уполномоченным по объединению был И.С. Соснин, работающий тогда начальником Белозерского РОВД. В марте 1959 года снова произошло объединение колхозов Гулинского, Рыбницкого, Агашинского сельских советов. В начале 1960 года в колхоз вошла часть деревень Перховтского сельского совета.
Как же жили и работали животноводы колхоза имени Ленина в первые годы после объединения?
В каждой бригаде имелся коровник. Нагрузка на доярку составляла 12-15 коров. Полов на дворе не было. Коровы стояли, утопая в грязи и навозе. Доярки не знали, с какого бока к ни подойти, чтобы подмыть вымя и подоить. Водогрейки были холодными, доярки подогревали воду сами, чтоб помыть посуду после доения. Сухих дров не было. Растопку носили из дому. Коров поили из колод, поставленных возле стаек. В них по отдельности стояла каждая корова. Содержание коров было беспривязным. Были на коровниках и специально построенные стойла для отёлов.
Работа доярок была очень трудоёмкой. Для примера приведу такой факт. Дояркам АА Смирновой и П, Войновой почти за 3 км приходилось таскать обрат в вёдрах на коромыслах для телят (из Ершова со сливкопункта до фермы Горочка с. Зубово).
А как не вспомнить таких доярок, как ЕМ Пеункова, НМ Чекалёва, НА Иванова, АФ Костромина, А Иванова, АА Данилова и многих других. Женщины, почти оборванные, в рваных сапогах, полуголодные, вставали в 4 утра и по заснеженным тропам пробирались к фермам. А что досталось МВ Смирновой, ОА Афанасьевой и АИ Ивановой, отработавшим в животноводстве по 20 с лишним лет, трудно представить. Сколько труда, сил здоровья вложили в животноводство ЕВ Зверева, НА Богатина, ЗП Козырева, ЕВ Семечкова, ЛИ Козырева, ТГ Павлова, НА Костромина, ФФ Гришина, АН Смирнова, ЗО Мудрова, НВ Смирнова, ЕН Мурашева, ЗМ Данилова.
Женщины Ершовской бригады, пока живы, никогда не забудут бездорожье 40-50 гг. По 20 – 30 ушатов воды за 200 м по кочкам и грязи носили они на коровник, падали, вставали и снова несли.
А кто не помнит нашу Спорную или Иваньково в 25-30 градусный мороз. Как мучились в дороге женщины, отправлявшиеся за сеном, когда падала лошадь, опрокидывался воз, рвалась супонь.
Крепко запало в память, как отправлялись в Белозерск, чтобы сдать продукты государству. Из дома выезжали на лошадях с гружёными телегами, вечером. Домой возвращались тоже вечером, на другой день. Уходили на это целые сутки, много нервов, а получали мизер – по три трудодня. Чтобы прибыть в город раньше других, многие обгоняли обозы. Случалось, что телеги с сеном кувыркались, воз разваливался. Да разве всё опишешь?
Механизации в колхозе было очень мало. Почти все работы выполнялись вручную. Но как умели работать! ИФ Швецову и ВК Орелёву удавалось засевать по 5-6 га в день. Иными словами они проходили по 25 км в день по свежевспаханной почве, когда сапоги тонули в земле. А ИА Костромин скашивал в день до 1 га травы. Мужчины бригады Ершово на паре лошадей боронили в три следа до 3-х гектаров. До 90 – 95 гектаров сжинали яровых на жнейках – лобогрейках за сезон АВ Аксёнов, АИ Смирнов, АН Полыгалов, ВА Смирнов. Тогда, как сейчас нагрузка на комбайн – 50, 60 гектаров. До 70-80 соток пахали на лошадях НА Семечков, ВП Каштаев, ИГ Большаков, БА Каштаев и многие другие. А вот АН Морозова из Гулино в отдельные дни пахала по 90 соток. В то время она была ещё девушкой. Добросовестно, с полной отдачей сил, трудились, не зная отдыха, семьи Бабарыкиных, Либровых, Большаковых. А также НА Озерова, ЕМ Иванова, ЕА Смирнова, АМ Пеункова, ЕА Мылова, ПИ Ильина, ЕВ Богданова, ЕА Полыгалова, АН Крайнова, ЕИ Смирнова, МФ Богданова, АН Костромина, МА Войнова, ПА Пеункова, АА Смирнова, ФА Иванов, ЗП Козырева, АД Костромин, ВА Семечкова, ЕГ Каштаева, МВ Костромина.
Свидетельство о публикации №213121800750
При жизни памятник таким и слава!
Зайдите на страничку Кандидыча
Ко Дню Победы он собирает материал
На спектакль. Возможно у Вас
Есть что-то необходимое.
Спасибо!
Понравилось!
Варлаам Бузыкин 07.02.2025 16:58 Заявить о нарушении
С признательностью,
Нина Радостная 11.02.2025 15:09 Заявить о нарушении