Придут другие, вас не заменив

 
 Недавно мне довелось прочесть интересный материал о школе, об учениках и учителях и о важной вещи, вытекающей из всего материала – об адаптировании  вопросов и рекомендаций учителя. И ещё о том, к каким нежелательным моментам приводит отсутствие такой адаптации.
Материал вызвал довольно обширную и интересную дискуссию. http://www.proza.ru/2013/12/12/278)Статья "Сотворение  человека" призвана сыграть роль некоего противовеса тому, что является сущностью  материала Доннерветтера (Главную мысль статьи  - выделю).

 СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Пришло время, и Фаина Давыдовна засобиралась на пенсию.
– А ведь не уйдёте, не сможете, – подзадоривала я эту бодрую, удивительно жизнелюбивую женщину. – Неужели сможете жить без своего класса? Без детей, с которыми прошла почти вся жизнь? Почти сорок лет в школе…
– Нет, всё равно уйду, – настаивала она, убеждая, по-моему, больше себя.
И вот новый учебный год.
 Погожим утром Фаина Давыдовна Кузнецова привычно возглавляла на торжественной линейке средней школы № 29 свой малышковый отряд.
Всё было как обычно, как четыре десятилетия подряд. И всё было ново: новый класс, новые дети, новые заботы.
На следующий день она свободно и безошибочно назовёт по памяти всех шестнадцать мальчишек и шестнадцать девчонок. Всех! Дав детям тем самым отличный урок внимания к человеку.
А потом пойдут уроки. Уроки математики и литературы, добра и отзывчивости. Я люблю бывать на уроках Фаины Давыдовны, когда три ряда склоненных детских головок сосредоточены в поисках решения задачи, когда завораживает и увлекает сказка…
 Когда я позвонила ей и предложила встретиться вечером, она на мгновение замолчала.
– Вам не подходит время?
НЕТ,ПРОСТО Я НЕ ВПОЛНЕ ЕЩЁ ГОТОВА К ЗАВТРАШНИМ УРОКАМ.
И это на четвёртом десятке педагогической работы! Как же надо серьёзно относиться к делу, как любить его, чтобы и через сорок лет готовиться к урокам, как к самым первым?
Не раз приходилось слышать от родителей:
– Мой старшенький начинал у Фаины Давыдовны, как бы младшей угодить в её класс? Она волшебница, умеет сделать так, что все дети в классе хотят учиться.
Спрашиваю у Фаины Давыдовны:
– Где истоки мастерства? Как пришли к профессии учителя?
– Родилась я в большой трудовой семье. Нас было пятеро детей, жилось трудно, особенно после гибели в 1942 году на Калининском фронте отца. В старших классах  школы, где я училась, заметили мою любовь к детям и склонность к работе с ними. Работала старшей пионервожатой, окончила заочно  Педучилище и получила свой первый в жизни класс.
 Я и сейчас больше люблю малышей, для них ты и учитель, и мама. Каждого хочется обнять, приласкать.
Мне интересно, как из очень разных детей рождается единый коллектив.
Звоню однажды Фаине Давыдовне и спрашиваю, что лучше прочесть из новейшей педагогической литературы.
– Я пошлю вам с кем-нибудь из ребят книгу Амонашвили, – ответила она.
Жду малыша, а приходит девушка-старшеклассница, и я понимаю: её учениками они остаются навсегда.
– У вас есть любимое время года?
– Очень люблю май, хожу с детьми в этнографический музей, за город, пытаюсь научить их слушать и слышать таинственную музыку леса.
 В непосредственном общении лучше узнаешь ребят.
– Как вы думаете, почему не хватает учителей?
– Многих пугают сложности профессии, ненормированный рабочий день.
 Не секрет, что и СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ЕМУ.
 Удручает невнимание к учителю, что привело к падению престижа профессии.
 – Многие учителя уходят из школы. А Вы не ушли, хотя долгое время приходилось одной воспитывать двоих детей.
– Вот не ушла.
– А если бы всё повторилось сначала?
– Нет, не ушла бы! Хотя была молода, здорова и у станка, вероятно, смогла бы зарабатывать больше.
– Что дала лично вам школьная реформа?
– Многое в ней несовершенно, но особенно порадовала специализация уроков музыки, рисования, физкультуры, она полезна детям, даёт облегчение учителям, не влияя на оплату. В свободные часы я могу отдыхать, но чаще прихожу на уроки музыки. Их эмоциональность – дополнительный ключ к познанию характеров детей.
– Почему младшие дети послушнее, активнее старших?
– Если учителя и классные руководители умеют быть последовательными в своих требованиях, если у них хватает сил, терпения довести задуманное до конца, то дети вырастают хорошие. Но это трудно. Нельзя себе позволять расслабляться. Ни на день, ни на час.

– На гнев имеет учитель право?
– Очень даже имеет, если это справедливый гнев. Вечная сдержанность сродни бесстрастности, а от неё и до безразличия недалеко. Страшнее же БЕЗРАЗЛИЧИЯ ничего не может быть, особенно в воспитании человека.
– Занимаетесь ли вы наставничеством?
– Обязательно. Бывало, что мои подшефные учительницы повторяли мои уроки.
 И хоть копирование не лучший способ, но для начала – приемлемый. Пока молодой учитель не найдет свой педагогический почерк.

P.S. Статья написана давно, но основные её постулаты актуальны и сегодня,
пожалуй, даже больше, чем в тот  далёкий день.

В октябре 2017 года после тяжёлой болезни Фаина Давыдовна ушла из жизни.
Считаю за благо сказать добрые слова ещё при жизни человека.
Ф.Д.частенько возвращалась к этому очерку, убеждавшему, что жизнь прожита не зря.
Пусть земля ей будет пухом.


Рецензии
Нелли, читал с комком в горле: и тема трогательная и вечная, и написано пером Мастера.
Взгрустнулось. Таких учителей, как Фаина Давыдовна, как Елена Григорьевна, которая вела первые классы в моей школе, наверное, сейчас нет, .

Сейчас "праведный гнев" учителя переходит в злость и унижение ученика (в основном), а терпения не хватает. Учеников много - они все сложные, а ты один со своими жизненными проблемами. И это тоже можно и нужно понимать. Вот такая диалектика...

Спасибо за рассказ - он остаётся в памяти.
Терпения Учителям и интереса к Учёбе школьникам!!!

С предпраздничными поздравлениями, -

Евгений Говсиевич   29.04.2018 11:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений за вашу доброжелательность и полное погружение в тему.
Фаина Давыдовна ушла нынче - онкология.
Нынче уже ощущается "диффцит" ТАКИХ кадров.

Врачи, учителя - в минусе, зато полно банкиров и экономистов, о качестве которых не ведаю: не моя сфера.
с наступающим ВАС праздником!
Нелли.

Нелли Мельникова   29.04.2018 14:49   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.