На солнце можно жить

       -=-  -=  -               

И нет ни печали, ни зла,
ни гордости, ни обиды...
Есть только северный ветер,
  и он разбудит меня...
                БГ  «Аделаида»


'Для этого нет специального времени, нет специальной позы, места и т.д. - это может случиться в самых разных ситуациях. Это случалось в самых разных ситуациях... Всё, что нужно, - это единственный момент без желания, без мысли, без надежды. И в этот момент, как молния...'
                Ошо





---

 Северный ветер дул; дул, конечно, с севера – но казалось, что со всех сторон.  Дул северный ветер и мешал мне размышлять о тайне.. Мне хотелось чего-то необычного, таинственного, непредсказуемого и совершенно ещё неизвестного в жизни – и я давно искал уже что-то такое. Что-то находил, но это оказывалось уже чем-то знакомым, даже если сначала поражало новизной и виделось загадкой. «Нет, - думаешь ты уже через несколько минут, - такие загадки нам известны – разгадка рядом, отражённая в воде». Нам бы чего-то... Иногда мне казалось, что я близок к тому, что можно по-настоящему назвать Тайной, Волшебством и... так далее. Это не проблема – я найду слова, когда узнаю это, увижу. Но ничего, кроме этого вот чувства близости никогда не бывало – возможно, и это предчувствие было обманом; но я не спешил с ним расставаться, у меня больше ничего не было стоящего.

 В этот день чувство близости тайны появилось снова. Мне оно показалось достаточно сильным – оно почти говорило: «Ну что – почему бы тебе не взглянуть на ЭТО сегодня..?»  Я настолько поверил зову, что решил не идти на работу, а отправиться на прогулку – может, какой-то знак или просто случайная встреча... На счёт работы я не очень переживал, честно сказать совсем не переживал – мне она давно надоела, я готов был уйти по одному намёку начальства, но вот странная штука, они не спешили меня увольнять, не смотря на то, что я уже неоднократно пропускал рабочее время без какой-то видимой причины. Босс обычно вызывал меня и говорил: «Что ж, Лестер, вчера было много работы... – Он сначала смотрел куда-то вниз, под стол, потом взглядывал на меня. – А тебя не было». «Да», - кивал я; без вызова, просто соглашаясь с тем, что не обязательно было и констатировать. Просто скажите: «Уволен» и всё, - зачем эти предисловия. Но босс – вы не поверите, он улыбался и говорил: «Ну хорошо, что ты сейчас есть, – иди работай». Это меня так поражало, я серьёзно не знал, зачем они меня терпят; и я шёл работать. Было стыдно немного, и я работал, как мог..  Но иногда мне всё же нужно было уйти, вот так без причины, точней причина у меня была, своя, но я не собирался никому звонить, ничего объяснять, к тому же часто это было бы очень проблематично. Вот как бы в этот день я мог объяснить своему начальнику свою причину?.  «Дорогой господин Боруон, мне сегодня никак нельзя идти на работу – с самого утра ко мне пришло чувство (оно приходит ко мне иногда), что давно ожидаемая мной тайна, может навестить меня сегодня, – поэтому... Она уж точно не придёт на работу – там суматоха, а тайне, как известно, нужен покой. И неопределенность. Так что, как вы можете видеть, на работу, я совершенно не могу сегодня попасть». Ну что ж, отлично – а говорил неспособен объяснить. Вот интересно, что бы Боруон сказал на это?
Впрочем мне даже думать о них с их непрекращающимися делами и всеми формальностями было в это утро немного противно и тяжеловато. Я опять себе пообещал, что вечером за чаем обдумаю возможность уволиться и поискать то, что мне более подходило бы, – в конце концов, это надо обдумать и сделать настоящий шаг!. Почему нет?

 Весь же день я решил посвятить исключительно охоте за тайной, а также молчаливому её ожиданию; это надо чередовать – я ещё не был уверен в повадках тайны: подойдёт ли она сама, и нужно так затаиться, почти исчезнуть, чтобы не спугнуть её.., или, может, нужно приложить все усилия, ума, души, а то и тела – чтобы достичь её. Но это обязательно должна быть крайняя точка – либо полная тишина, либо самое большое усилие.
И я пошёл гулять – но этот ветер сразу стал мешать мне. Только с самого утра его не было, а потом задул – такой пронзительный, какого я ещё не встречал, даже в наших краях, где он не редкость. Я как раз начал раздумывать правильно ли искал тайну – всё это время... и, между прочим, о том, правильно ли я вообще жил. Но мне то и дело приходилось отвлекаться, потому что то и дело ледяное дыхание пронизывало, проходило сквозь одежду и, кажется, даже через кожу... Впрочем, если стоять на солнце, то ничего. Солнце постепенно поднималось – конечно, не в состоянии залезть так высоко, как летом (теперь был октябрь), – и только оно давало возможность моим мыслям и наблюдениям...

 Я не знал, как это будет (конечно,  искал же Неизвестного!), какую именно тайну я увижу – и увижу ли, как видят предметы, а может только почувствую, или просто – пойму. Но, как бы это ни пришло, разумеется, это будет что-то буквально потрясающее.. Иногда я нервничал, даже пританцовывал от нетерпения, предчувствие во мне кипело и желало хоть как-то вылиться – а я всё безуспешно его пытался усмирить, говоря: «тише! – если оно захочет явиться в тишине... что тогда? Ты всё испортишь!»  Но радость никогда не казалась преградой и я никогда не строил для себя никаких идеологий – а свою систему (пониманья мира) я кроил и переворачивал как мне вздумается, хоть каждый день. Меня можно было назвать безпринцыпным, я был согласен – даже на «бездельник», даже на «идиот» - хотя разве они знали, по скольку часов кряду я порой работал, и всё это за гроши, которых едва хватало, чтобы платить за комнату и купить какой-то еды; и разве они знали, сколько книг я перечитал и о чём я думаю обычно, о каких вещах, – уж конечно, это не колбаса и какие-то процентные вклады и чужие доходы, и свои болезни, о которых без конца думают и говорят друг с другом они -те, кто так любят нарекать других известными понятиями. Ну да бог с ними – меня ждала моя тайна..

 Я, конечно, иногда представлял её – пытался представить.. И сразу понимал: что бы я ни представил, это будет уже известное. Что же делать? Да и может ли ВООБЩЕ быть что-то соверершенно новое – а?.  Даже когда смотришь фильмы про инопланетян, и какая бы вычурная, богатая фантазия ни была у режиссёра и специалиста по специальным эфектам, всё это.. – в лучшем случае, интересное, необычное, ну захватывающее. Но не совершенно новое. Нет. Ничто из виденного доселе не могло меня удовлетворить – я ждал настоящую Тайну – и она не могла не ждать меня где-то среди известностей этого мира. Если я и верил во что-либо свято, то в это.

 А может, она и не здесь – иначе почему бы мне не наткнуться на неё случайно как-нибудь; или она могла бы однажды выйти ко мне в безлюдном месте – зная, как я симпатизирую ей... возможно, я единственный преданный Тайне в этом загрязнённом простейшими мечтами и желаниями мире – куда ни глянь, сплошая грязь!. Но только вещи я и встречал – они давно казались пустыми, бесполезными; тайна должна быть чем-то вроде... 

 Я смотрел вверх. Облака; а за ними синее небо... чистое, великолепное. На небо долго не станешь смотреть – оно не меняется, и ты вдруг обнаруживаешь, что уснул,забылся. Наверно, для того и нужны облака. Они разные по форме и размеру, они двигаются с разной скоростью – можно бесконечно смотреть на это медленное передвижение: главное – без всякой цели! (а если она и есть, она точно не нашего мирского порядка). Это красота, это даже более, чем приятно, – но Тайна должна быть ещё больше, шире.. ярче...

 Ветер донимал меня. Я шёл по тенистой стороне улицы, чувствовал, как замерзают руки – но почему-то не спешил переходить. В конце концов, у меня миссия, это не просто прогулка – и какое мне дело, мог бы это понять кто-то или нет. Я решил специально не выходить из тени – и даже остановился, дойдя до конца закрывавшей меня стены, таким образом оказавшись всецело в руках ветра. Руки мои превращались в ледышки, рёбра казалось колотились друг о друга, ветер гулял даже в короткой моей причёске, пересчитывая волосы... Я не знал, сколько мне так стоять, это была просто очередная спонтанность в такого рода прогулках, на которые я иногда отправлял себя. И вот я стоял...
На небольшой площади перед неработающим теперь фонтаном сошлись двое мужчин. Они сняли шляпы друг перед другом, потом пожали друг другу руки.
-Дует сегодня! – сказал один, дёрнув в сторону головой. – НежИсть!
Я сквозь своё трясущееся состояние невольно начал думать, что такое "нежисть".., когда второй сказал:

 -Ничего, на солнце жить можно.

 ..Потом они ещё что-то говорили, но этого я уже не запомнил. Эта фраза – совсем неожиданно – засела в сознании... нет сначала она ворвалась туда, как пуля, и там уже засела. И конечно, она разбила что-то – моё ожидание чуда.. Может, только на миг – или на больше, не знаю (сколько длятся мгновения?!), и, когда ожидания больше не было, в самый первый миг я понял, что чудо уже здесь..

 «На солнце можно жить? – переспросил я про себя. – Да кто бы мог подумать!..» - и мне стало так весело, я захотел увидеть это чудесное солнце, выйти на эту площадь, ощутить его спасительные для всех здесь лучи... И это было так просто!.  А потом было что-то ещё... (а может, и нет; может, узнав правду про Солнце, я наконец понял, куда мне нужно отправиться дальше, – и там, конечно, меня уже не будут преследовать здешние мелочные проблемы, ничего из этого! Да, вполне возможно, именно так я и поступил – полетел прямо с той площади, подождав, пока все разойдутся... Всё-таки не хорошо, если все ринуться за мной, – Землю тоже нельзя оставлять..  Ладно, ладно, я шучу – я всё ещё здесь. Но я
всегда теперь (о как эта "тайна" была близка! – и я ни на минуту не жалею, что искал её)
 
                помню про солнце..   )






  *


Рецензии