4. Основание веры и субстанциальное основание
Но что происходит с таким «изолированным» человеком? Давайте представим, что мы развиваем свои отношения с Богом в ущерб отношениям с другими людьми, расширяем своё сердце, но не проявляем к окружающим внимание и любовь. Во-первых, человек станет одиноким. Мы созданы не только для вертикальных отношений, но и для горизонтальных. Ведь родители рожают и воспитывают детей не только для того, чтобы общаться с каждым из них отдельно, но также для того, чтобы всем вместе быть одной семьёй, чтобы каждый брат и сестра чувствовали родство друг с другом, чтобы они поддерживали крепкие связи и заботились друг о друге, когда вырастут. Также и Бог уж точно не для того создавал людей, чтобы они жили изолированно друг от друга. Такие люди из-за неполного раскрытия своего потенциала и неполного выполнения своего предназначения обязательно будут чувствовать определённую неудовлетворённость. А как же они преодолевают эту неудовлетворённость и нереализованность в своей жизни? Вероятно, они пытаются ещё больше делать упор на аскетизм; ведь если есть какое-то недовольство, неудовлетворённость, то это надо преодолевать, а значит, надо больше молиться, больше поститься, «умертвлять плоть», совершать больше аскетических подвигов. Но отношений с другими людьми всё равно не избежать совсем, а если сердце не направлено на другого человека, если не пытаться любить ближнего, что произойдёт? Тогда, смотря на других людей, но не любя их, естественным образом начинаешь соревноваться с ними: кто из нас более духовный, аскетический, праведный? Такое мышление приводит к осуждению, и конечным результатом такого образа жизни явится ожесточённость сердца.
Одна из причин, почему христиане, и не только они, не могут объединиться друг с другом в том, что они строят вертикальные отношения с Богом, мало внимания уделяя горизонтальным отношениям друг с другом. Как-то забываются слова Иисуса: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Определённые правила в таком случае становятся превыше любви, превыше человеческих взаимоотношений, и если кто-то нарушает такие правила, то легко может подвергнуться осуждению.
Один православный священник сказал, что аскетический образ жизни не должен быть самоцелью. Такая жизнь имеет смысл, только если ты можешь делать это с благодарностью, искренне, с целью помощи другим людям. Этого священника звали старец Паисий, он умер в 1994 году, его книга называется «С болью и любовью о современном человеке». Почти всю жизнь он вёл монашеский образ жизни, но при этом всегда старался помогать людям. Он говорит, что если слишком много аскетизма в жизни, то легко забыть цель, зачем вообще это делалось. Такое происходит с человеком, если присутствуют только вертикальные взаимоотношения.
А что происходит с человеком, если в его жизни, наоборот, присутствуют только горизонтальные взаимоотношения? Это субстанциальное основание, отношения между «мной» и «тобой». Представьте себе, что вертикальных отношений у человека нет, отношения с Богом отсутствуют, и есть только горизонтальные отношения с окружающими людьми. Это выглядит более естественно, чем первый случай, такой путь выбирает большинство. Ведь в отличие от Бога, в Которого кто-то до сих пор не верит, существование других людей не подвергается сомнению, и с ними необходимо строить отношения, так как их поведение влияет на нашу собственную жизнь.
Имеет место такая философия, как гуманизм. «Гуманизм» - это по другому «человеколюбие». Как здорово звучит! Эта философия зародилась в эпоху Возрождения, как борьба за права человека, и во время расцвета церковной инквизиции казалась очень своевременной. Но к чему может привести борьба за права человека без учёта точки зрения Бога в современном мире? В некоторых (к счастью, пока немногих) странах легализована проституция. А что, вполне гуманно! Девушки хотят заработать денег, продавая своё тело (это же их собственность!), и нельзя ущемлять их права, ведь они имеют право свободно выбрать образ жизни, который им хочется. А мужчины имеют полное право получать такие услуги – всё равно, что в парикмахерскую сходить. Разве плохо, чтобы такие девушки находились под защитой государства, получали медицинскую страховку, пенсию «за выслугу лет». Может, даже чеки пусть выдают клиентам, чтобы те могли показывать жёнам, отчитываясь о потраченных средствах…
Есть страны, где легализован гомосексуализм. Просто есть такие ребята, у которых влечение не к противоположному полу, а к лицам своего собственного пола. Они же измениться не могут и живут рядом с нами, а значит, их права надо защищать. Давайте будем любить таких людей, примем их такими, какие они есть, разрешим им создавать семьи и усыновлять детей! Тем более, в детских домах детей предостаточно. Кроме этого, есть страны, где легализованы лёгкие наркотики. А в некоторых странах легализовано всё вышеперечисленное…
Является ли такой подход человеколюбием? В последнее время очень модно бороться за человеческие права и свободы, но в итоге все духовные ориентиры теряются, преобладает культура индивидуализма и вседозволенности. Причём такой тип мышления характерен не только для отдельного человека, но и на глобальном уровне. Шокирующим для любого здравомыслящего человека стало признание западным миром независимости Косово – сербской области, в которую не так давно массово заселились беженцы из соседней Албании. В результате их в Косово стало больше, чем сербов, и они потребовали отделить от Сербии эту область. Вопрос был решён «гуманно»: большинство населения за независимость, а значит, имеют на это право. Очевидно, что этот прецедент может спровоцировать ещё не одну кровопролитную «борьбу за права».
Правила без любви рождают деспотизм и ожесточение сердца, а любовь без правил рождает вседозволенность.
Первые несколько лет своей духовной жизни я мало улыбался, потому что считал, что необходимо вести серьёзную жизнь, быть более аскетическим, по возможности пренебрегать всем, что не касается отношений с Богом, в том числе отношениями с людьми и своим физическим телом. Несколько лет я старался вести максимально аскетический образ жизни: мало спать, не разговаривать, делать посты и т.д. Но я стал замечать, что когда я делаю пост, прикладываю большие усилия, и вижу, как другие много едят, то во мне возникает осуждение в их адрес. Если я не разговариваю или не улыбаюсь, стараясь сохранять серьёзность, то, заметив, как другие свободно общаются и смеются, я думаю, что они несерьёзны, и тоже осуждаю их. А следом приходит гордость за себя: «Какой я молодец, какой я праведный!» Унижая в своём сердце других, я пытался возвыситься сам и думал, что строю отношения с Богом. В общем, это может дойти и до того, что человек «ради Бога» готов будет совершить какое-либо преступление, и оправдать себя. Но это большая иллюзия, в реальности такой человек не строит отношений с Богом, он просто придумывает себе «удобного» Бога, и пытается строить отношения с ним. И место Бога у такого человека вполне может занять гордыня.
Отношения с Богом должны строиться на Его правилах, а Бог любит людей, следовательно, нам надо жить так же. Человек, возможно, пытается строить отношения с Богом, но не живёт «по Божьему подобию», не любит людей. Такие отношения приводят к тому, что рождается больше эгоизма и высокомерия, появляется ожесточённое сердце, которое просто не в состоянии любить.
Первые несколько лет я строил отношения только с Богом, но когда я понял, что нужно строить отношения с другими людьми и учиться любить их, то у меня осталась привычка любое действие связывать с Богом, что сильно помогало. В результате я пришёл к выводу, что основание веры и субстанциальное основание необходимо развивать одновременно, наша вера должна проявляться в делах, а любовь к Богу – в любви по отношению к Его детям.
Иисус назвал две самые важные заповеди: «Возлюби Господа Бога своего…, и возлюби ближнего своего, как самого себя». Первая заповедь – это ясно ощутить, что я являюсь ребёнком Бога, это самое важное и самое первое осознание, которое может быть у человека. Можно сказать, что жизнь в вере начинается с того момента, когда я начинаю чувствовать свою принадлежность к Богу и стараюсь быть почтительным ребёнком по отношению к Нему. Это первое – основание веры. А вот второе – субстанциальное основание – заключается в осознании, что все люди вокруг меня – это тоже дети Бога. В своих личных отношениях с Богом я чувствую, что Он меня любит, причём любит «на все сто», без компромиссов, не потворствуя моим слабостям, а направляя меня к совершенству, независимо от обстоятельств, абсолютно, вечно и неизменно. И я понимаю, что точно так же Бог относится к каждому человеку на Земле! И тогда, как мне относиться к другим людям? Конечно, я буду стараться относиться к ним точно так же, как к ним Бог относится. Ведь я не хочу причинить Богу какую-то боль, я не хочу причинять Ему страдания, я понимаю Его Сердце внутри себя самого. А, причиняя боль детям Бога, я причиняю боль самому Богу. Все люди вокруг нас – это дети Бога, и они остаются ими, несмотря ни на что. Значит, в каждом человеке можно видеть надежду и его истинный потенциал. Основываясь на точке зрения Бога, можно любить любого человека!
Но Истинная любовь – это не гуманизм. Это не означает, что нужно с лёгкостью прощать человеку всё, что бы он ни делал и как бы себя ни вёл, и просто любить его обнимающей любовью. Любовь может проявляться и через строгость.
Любить человека следует с вертикальной точки зрения. Например, если человек – алкоголик, то гуманистическая точка зрения говорит о том, что он не сможет с этим справиться, надо просто принять его таким, лишь бы он «не ущемлял права других». Такая точка зрения не даёт надежды человеку на изменение в лучшую сторону. Человек начал пить в 19 лет, и пил почти до 60, можно было бы подумать, что от этого уже нельзя избавиться, ведь большая часть жизнь уже прошла, и потом, это его собственный выбор, а выбор человека надо уважать.
Но как насчёт точки зрения Бога? Если мы любим человека, то обязательно постараемся помочь ему избавиться от зависимости, так как любая зависимость мешает человеку прийти к Богу. В любом случае, надо найти способ помочь человеку. А помощь заключается в том, чтобы он смог начать жить по Божьим правилам, так как именно это позволит начать путь к совершенству и стать счастливым. Не принимая точку зрения Бога, мы позволим человеку скитаться где-то вдали от Бога, потворствуя своим низменным прихотям и желаниям.
Точно так же и с детьми. Если разрешать им делать всё, что угодно, без определённых правил, то вырастут неуправляемые эгоисты. Необходимы и чёткие рамки, и бескорыстная любовь, причём одно из этих условий совершенно не исключает другое.
Итак, основание веры и субстанциальное основание нашей жизни необходимо строить вместе, и одно без другого делает духовное развитие человека неполноценным. Остаётся вопрос: «Как?»
Ключевым моментом здесь для основания веры является то, что оно строится через действие отдавания-и-принятия с Богом, то есть, должно быть и отдавание, и принятие, необходимо и то, и другое. Молитва – это действие отдавания, потому что мы активно произносим по отношению к Богу какие-то слова, пытаемся посвятить Ему свои мысли и чувства. Например, есть молитва раскаяния, когда мы, совершив ошибки, переживаем о том, что причинили Богу боль и просим прощения, и если после раскаяния приходит освобождение, значит, извинения приняты. Существует молитва решимости: «Я всё смогу, я не сдамся, я обязательно дойду до конца!» Или молитва утешения: «Я понимаю Твоё Сердце, и я готов утешить Тебя, поддержать, заверить в своей преданности и послушании».
Но в действие отдавания по отношению к Богу не входит недовольства или жалобы, когда я, грубо говоря, пытаюсь что-то забрать у Бога или в чём-то обвинить Его. Иногда складывается впечатление, что люди воспринимают Бога, как фею с волшебной палочкой, которая должна всё делать для нас, и начинают ставить условия Богу: «Я Тебе это делаю, а Ты мне взамен вот это…» Или даже просто: «Ты мне должен в этом и в этом помочь». Бог никогда не даст такого, что не соответствует Его воле, потому что, в конечном итоге, это только повредит нам, и вместо того, чтобы клянчить что-то у Бога, стоило бы понять, в чём заключается Его воля, и жить в соответствии с Ней. Это принесло бы нам больше пользы. Бог не слышит молитвы жалоб, или молитвы, направленные против кого-либо. Значит, время на такого рода молитвы можно не тратить. Всё, что не соответствует точке зрения Бога, не помогает в строительстве Царства Небесного - а значит, бесполезно или вредно.
Молитва благодарности – это тоже хорошая молитва. У одной моей знакомой маленькая девочка на вопрос: «Как дела?», отвечает: «Хорошие дела!» И когда пытаются выяснить, почему они хорошие, то она говорит просто: «Солнце светит, небо голубое», – и начинает перечислять очевидные истины, про которые взрослые в повседневной жизни забывают почему-то. Нам всегда есть, за что благодарить Бога. Иногда мы фокусируемся на трудностях и проблемах, но обязательно есть что-то хорошее. Надо учиться это хорошее в жизни замечать.
Итак, я в молитве что-то сказал Богу, но теперь нужно услышать Его ответ. Необходимо погрузиться в тишину и прислушаться – ответ может возникнуть внутри нас. После молитвы не стоит сразу куда-то бежать, а надо просто посидеть в тишине, прислушаться – возможно, Бог хочет сразу ответить на молитву. Мы стараемся погрузиться в тишину, очистить свой разум от мыслей и услышать ответ от Бога. Медитация – это действие нашего принятия от Бога - Его любви, когда мы можем «наполниться до краёв». Для медитации необходимо очистить свой разум и сердце от разных мыслей, чувств, эмоций и стать чистым объектом перед Богом. Тогда внутри себя можно найти неиссякаемый источник энергии. У каждого из нас есть такой источник – частичка Бога.
Изучение Слова Бога, конечно, относится к действиям принятия: мы получаем Слово, мы наполняемся Им. Однако иногда наступает такой момент, когда его становится слишком много, оно переполняет нас и возникает чувство, что больше читать мы не можем, «не лезет», сколько можно читать одни и те же слова. Такое происходит оттого, что не хватает практики Слова, то есть, нет действия отдавания. Само по себе Слово Бога не меняет жизнь, постоянно читать Слово без его практической реализации невозможно. Без практики Слова у человека начинается духовный застой, и он теряет интерес к жизни в вере. Если я начинаю практиковать Слово, я начинаю отдавать. А способов отдачи существует множество. Если я держу Слово в своём сердце, и пытаюсь жить в соответствии с ним, то процесс отдавания-и-принятия во мне происходит постоянно, я принимаю и отдаю, принимаю и отдаю. Только в этом случае происходит постоянное развитие. Знаете, когда больше всего приходит осознаний, разных переживаний и даже откровений от Бога? Когда происходят опыты, пройти через которые было очень нелегко, и которые кардинально меняют нашу жизнь. В моей жизни это происходило тогда, когда необходимо было много отдавать, например, проводить много семинаров или читать много лекций за короткий период времени. Конечно, физически много отдавать сложно, и иногда просто падаешь от усталости, не дойдя до кровати, но на душе в такие моменты бывает особенно хорошо: приходит множество разных осознаний.
Бог в нашей жизни активно начинает проявляться в тот момент, когда мы начинаем отдавать. Бог будет давать тем больше любви и истины, и заботы Своей, чем больше мы будем делиться всем этим с окружающими нас людьми. Без свидетельствования сложно иметь живую жизнь в вере. Почему? Да просто потому, что начинается застой Слова. Это как с детьми: если вы хотите, чтобы у них был интерес к учёбе, и они хорошо всё усваивали, то позвольте им, вернувшись из школы, рассказывать вам всё, что там происходило. Они запомнят материал лучше, и у них появится тяга к учёбе. Так же и с нами: когда мы рассказываем, то мы сами лучше это понимаем, и интерес к Слову возрастает многократно. Застой начинается тогда, когда Слово не отдаётся, не течёт дальше. Бог даёт нам осознания, чтобы мы делились ими с другими. Если же мы не делимся, то через некоторое время Бог перестаёт их давать. Что может принести большую радость Родителю, чем забота о Его потерянных детях?
Практика Слова, конечно, также связана и с построением субстанциального основания. Мы живём на благо других и одновременно делаем приношение Богу, вся наша жизнь – это приношение Богу. Пожертвования в Церковь также являются приношением Богу, это самое простое, что можно сделать. Самое интересное, что если я больше отдаю, то я могу больше и получить; если же я не отдаю, то я не могу ничего получить. Если мы зарабатываем средства, и они все уходят на еду, на повседневные заботы, если не нашлось средств для приношения Богу, то всё теряет смысл. Мы ничего не вложили, и тогда Богу нам и дать что-либо обратно становится сложно. С внешней точки зрения кажется, что если мы что-то отдаём, то мы это теряем, но в отношениях с Богом действует совсем другой закон – духовный, и работает он по-другому: чем больше отдаёшь, тем больше приобретаешь. Любое приношение помогает развивать наши отношения с Богом, приношения можно делать на разных уровнях: всё сущее, наше физическое тело, душа, сердце.
Построение субстанциального основания – это отношения «я» – «ты». Что я могу сделать по отношению к другим людям? В первую очередь, это свидетельствование и всё, что с этим связано, это любая моя жизнь на благо других. Здесь тоже может быть предметная молитва, молитва за какого-то конкретного человека. Я молюсь не о себе, не о своих отношениях с Богом, а за другого человека, чтобы у него всё было хорошо. Это тоже выражение жизни на благо других: своё время, свои мысли я посвящаю другому человеку. Как в Библии говорится, многое может молитва праведника. Кроме этого, можно взять ответственность за какого-то человека и заботиться о нём, встречаться, свидетельствовать ему. Когда предметно молишься о людях, то сразу приходит определённое вдохновение и видение пути, которым этот человек мог бы прийти к Богу. Этому можно позвонить, к этому сходить, кому-то цветы подарить, мы начинаем видеть, какой подход применять к тому или иному человеку. Если мы не молимся за человека, свидетельствуя ему, то когда видим, что человек «трудный» и не принимает какие-то моменты, то становится сложно преодолеть свои ограничения в любви. Но если я за него молюсь, то могу продолжать вкладываться в него.
Когда я что-то отдаю на любом уровне, то делаю вклад в развитие субстанциального основания. А что мы можем получать от других людей? У каждого человека есть свобода выбора, поэтому не стоит на этом фокусироваться. Может быть, человек что-то вернёт нам, а может, и нет. Но это и не важно: черпая энергию в отношениях с Богом, я могу отдавать, даже не получая ничего от людей. Ну а самое интересное – это то, что если я проявляю истинную, бескорыстную любовь по отношению к человеку, то рано или поздно он откликнется! Бывает такое, что люди откликаются сразу, тогда можно сразу почувствовать стимул от этого, а бывает, что человеку требуется определённый вклад с моей стороны, прежде чем он откликнется, вот тогда и понадобится источник энергии, который есть внутри нас – это наши отношения с Богом. Я делаю приношение Богу, и в Боге я черпаю энергию, я чувствую тем больше сил, чем больше строю отношения с Богом. Ко мне приходит вдохновение, и я могу отдавать, отдавать и отдавать.
Самый главный вопрос заключается не в том, когда же человек, наконец, ответит мне на мой вклад, а в том, есть ли вообще в моём сердце Истинная Любовь. Если я её не чувствую, то надо продолжать вкладываться, а когда появится, то любить станет естественно.
Свидетельство о публикации №213121901348