Север...

из набитых смс в телефоне...:

Скорее, скорее, бумагу, ручку, да давайте уже что-нибудь!
Я должен записать всё, пока живы эмоции, пока никель, медь, платина тепленькие. Пока в глазах стоит этот немыслимый блеск руды.

В 7:15 звонок администратора, нам пора вставать. Завтрак манной кашей оборвали долгожданные фары двухсотки (LC 200). В путь. Под землю. В шахты. Словно гномы. От Норильска ехать не так далеко, километров 30, до двух рУдников (правильное ударение). На КПП охрана, нас в списках нет. Ждем. На выручку пришел директор производства. Пропустили. Краткая история о руднике, экспонаты и...нет, не в путь. В душевую. Всё белье выдали специальное, уютное и предназначенное для таких спусков.

В комплект СИЗ входили: нательное белье (кроме нижнего белья), носки, куртка, штаны, маска (респиратор), очки (отдельно поговорим), перчатки, два ремня, каска, фонарь с чипами (расскажу подробнее) и "спасатель". Очки очень запомнились, они безумно классные, аж спереть хотелось. За 4 часа носки я их ни разу не почувствовал, они легкие, безупречно прозрачные, и я вовсе забыл о них до самого подъема. Фонарь - два чипа. Первый работает как пропуск. Железная пластина, индивидуальная, диспетчер жестко контролирует нахождение человека на разных горизонтах. Второй чип-передатчик, если диспетчеру нужно связаться с работником, фонарь делает тройное мигание, это сигнал, что необходимо дойти до точки связи и выяснить, что и кто от него хочет. Иной связи быть не может: радио глушится даже на одном горизонте из-за наличия не просто горной породы, а рудных тел, т.е. порода + металлы. "Спасатель", прибор хитрющий...но его суть - снабдить кислородом индивидуальную воздушную подушку до тех пор, пока человек будет выбираться к аварийному столбу (резервные клети расположены не далее 5 километров), тяжеленный, но куда без него... И самое главное КАСКА. Нет, на нас глыбы не падали, но пока мы были в транспорте, пока нас везли по этим тоннелям, я бы точно получил сотрясение мозга, все время задевая железную крышу, поручни и т.д.

Инструктаж. Определение нашего проводника и в путь. Проходим еще одно КПП. Клеть с шахтерами уже ждет нас. Заходим. Тушим фонари. Связь с диспетчером. Спуск. Скорости не чувствую, но уши закладывает. остановка '600 горизонт', не наша...вышел 1 человек. Диспетчерская-спуск. Горизонт 800, выходим. Стартовая глубина от уровня моря 900 метров. Главное слово СТАРТОВАЯ. Идем по туннелям, чистым, светлым. доходим до вагонеток, миниэлектричка, по 4 человека в вагоне. от столба уезжаем на 1 километр, прибываем в транспортный узел, какой только техники там нет. Подрывные машины, буры, самосвалы, погрузчики, автобусы-знакомые слова, не правда ли? но не в словах дело: эти машины похожи на муравьев, несколько сочленений, низкие, но вездеходы, порой в туннеле казалось подъем не взять, но 'автобус' шел вперед, карабкался, извивался на месте как змея, но сантиметр за сантиметром брал скользкую, заводненную дорогу. я увидел все: как бурят скважины для взрывчатки, как специальная машина производит закладку зарядов, как камеру отрабатывают с нескольких направлений одновременно, свалку огромными ковшами руды в шахту для дробления через эм...мега огромную решетку, правда взрывные работы при нас не проводили...примечательно, что операторы этих машин безусловные асы своего дела. Попробуй управлять многотонной махиной в тесных тоннелях!

И так, о гномах: мы подымались вверх, пешком, метров на 10 по 800 горизонту, как вдруг наши фонари осветили "самородки", вкрапления в породу - богатую руду. Глаза засверкали от счастья, вау...как красиво, а под ногами снова руда, вперемешку с грязью. идем дальше и видим отвал, видим толщи руды, вот оно, то самое, ради чего всё это и затевалось. Срез руды напоминает цельный кусок...очень красивого металла, удивительно, но красивее свинцового тела реально нет ничего. его треугольные грани, переливались и горели от фонарей, никель, золото, платина так не умеют, не знаю почему, не умеют и все тут) нет той чистоты отблеска...хотя конечно тоже красиво)) свод шахты изнутри затянут металлической решеткой, гениальная вещь, учитывая, что глыбы породы держались только на ней... к счастью, все обошлось без травм, хотя...ну да ладно. Без травм. После осмотра подземного города нам показали инфраструктуру шахты. описывать всю ленностно, но там тааак все логично, технологично и вообще круто! при выходе из шахт мы подошли к мойке сапог, т.к. там очень грязно, эта процедура обязательна. Снова отметились на КПП, как и наверху клеть нас уже ждала и после нашей посадки диспетчеру скомандовали 'Вверх'. Я прошелся по клети, и включил фонарь, чтобы видеть скорость подъема. Безумно быструю, бесшумную. Случайно в полу клети обнаружил технологическое отверстие, через которое мог видеть, как внизу остаются огни горизонтов...и как они тускнеют и пропадают вовсе. на поверхности нас встретил директор по производству, поздравил с подъемом: "количество спусков должно равняться количеству подъемов". и мы пошли посвящаться в шахтеры. В подробности не ударюсь, но было здорово) на этом история с шахтами окончена. во время командировки я увидел всю технологию от добычи руды, до получения чистых металлов. к сожалению заводы режимные, ни говорить ни показывать нельзя. там такой жар...

<a


Рецензии