Фанфикшн как вид сетературы

 Полное название: "Фанфикшн. Фанфикшн как разновидность современного писательского творчества и вид сетературы".


 Согласно официальным источникам (таким, как популярные интернет-энциклопедии или специализированные сайты для фикрайтеров), фанфикшн – это художественная литература, сочинения, написанные поклонниками какого-либо произведения искусства и созданные на его основе. То есть, фанфики – это произведения на основе произведения. Авторов фанфиков (то бишь фанатской литературы) называют фикрайтерами (от англ. fan fiction: fan - поклонник, fiction - художественная литература, writer – писатель). Все эти понятия и термины надежно укрепились в словарях молодежного сленга и средах различных субкультур.

 Так что же такое фанфикшн, и для чего он нужен?

 Фанфики обычно пишутся, чтобы «заполнить возможные пробелы» в повествовании оригинального произведения, на основе недосказанности, цепляясь за отдельные детали в оригинале, пытаясь описать либо прошлое, либо будущее, либо неосвещенные моменты жизни персонажей в «настоящем», описываемом автором оригинала. Зачастую фанфики – это продолжения популярных книг, сюжетов кинофильмов и сериалов, и построены они на любопытстве истинного поклонника: «а что, если?». Такие фанфики интересны в первую очередь фанатам оригинала, с расчетом на которых и пишутся. Фанфикшн – это всегда творчество некоммерческое.

 Считается, что фанфикшн – относительно современное явление, что пришло в нашу жизнь совсем недавно. Это не совсем верно: если следовать теории, все литературные произведения, написанные по другим литературным произведениям, есть фанфики. Под эту категорию в таком случае подпадают труды Эсхила по Гомеру, пародии (к примеру, на «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла за авторством Фрэнсис Элиза Ходжсон Бёрнетт и Эдит Несбит), и так далее, и тому подобное, вплоть до наших дней. Настоящее же пришествие фанфикшна пришлось на 1960-е: источниками вдохновения послужили сериалы «Доктор Кто» и «Звездный путь» (что сейчас относительно канонизированы). Со временем понятие было расширено и дополнено – теперь это прежде всего литературное творчество, зачастую неограниченное ни рамками фэндомов (оригинальных миров), ни вообще какими-либо рамками (примером может служить особый вид творчества фикрайтеров, известный под названием «ориджиналы» - это полностью авторские произведения, не имеющие за собой никакой основы, кроме собственно фантазии фикрайтера). Многие известные современные писатели начинали именно с фикрайтерства, «свежий» пример - бестселлер Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого» (2011), первоначально являвшийся фанфиком по не менее известному бестселлеру С. Майер «Сумерки» (фэндому весьма популярному). Сменив имена и слегка обработав готовый фанфик, автор получил оригинальную книгу и реальные доходы, не говоря уже о популярности и теперь уже собственном фан-клубе.

 Фанфики имеют присущие только им жанры, тематику и особенности, а также множество различных терминов (некоторые из них не всегда знакомы даже называющим себя фикрайтерами). И если общепринятые (в литературе, киноискусстве и пр.) понятия еще вполне массам доступны, то многие словосочетания и аббревиатуры подчас вызывают затруднения у неискушенных. Желающим в фанфикшне основательно разобраться и обосноваться придется изучать его, словно научную дисциплину, пользуясь специальными словарями, как ученые или студенты, консультируясь у именитых фикрайтеров, как у профессоров и профессионалов.

 Безусловно, отдельного рассмотрения достойны и входящие в фанатскую среду группы, сами постепенно ставшие самостоятельными: так называемые слешеры, гетщики, фемслешеры (по названиям жанров фанфиков), или авторы додзинзи (это фанатская манга или иллюстрированная фанатами новелла), и пр.

 Фанатская культура разнообразна и подчас не имеет границ: фанфильмы, фан-арт (художественные изображения), фанатские переводы (фандабы), стихи и поэмы, и даже мюзиклы, рок-оперы и театральные постановки. Фанфикшн же с некоторых пор ограничивает себя в рамках чисто литературного, и никакого другого, творчества. Сложно представить себе современную сетературу без фанфикшна и фикрайтеров. Интернет-ресурсы для фикрайтеров дают возможность не только «себя показать», но и «других посмотреть», комментарии и отзывы на фанфики (качественные отзывы называют критикой, вне зависимости от ее схожести с критикой литературной) – неотъемлемая часть фикрайтерской деятельности. Я надеюсь, что каждый из нас, пользователей сети и ее благами, найдет или уже нашел для себя что-то в фанфикшне. Авторы и редакторы могут получить реальный опыт, который, возможно, пригодится им в будущем, читатели могут просто насладиться хорошим чтивом. Ведь такой вид творчества «для всех», как фанфикшн, похож на волшебные двери в подчиняющийся своим законам мир: стоит только приоткрыть их, чтобы попасть в сказку.


Рецензии