Василий Ливанов. Случайность это способ Бога остат

Для журнала "Психология для жизни" (в моей редакции)


Я мечтала встретиться со своим любимым Шерлоком Холмсом, Иваном Гермогеновичем из «Приключений Карика и Вали», автором мюзикла «Бременские музыканты» с самого детства! И вот я в гостях…   Квартира Народного артиста РСФСР, лауреата множества  премий своей страны и международных кинофестивалей дышит искусством и творчеством, согрета теплом любви и понимания. Талантов у этого человека очень много:  актер, режиссер, сценарист, писатель, драматург и художник. Его удивительно хватило и на серьезные роли царей и императоров, и на множество озвученных мультипликационных персонажей, на сценарии и руководство первым антрепризным театром. Кроме того, он автор повестей, сказок и автобиографических книг. Подхватив актерский флаг из рук своего отца – Бориса Ливанова, он продолжил династию актеров в третьем поколении. Его сыновья также люди творческие, и, похоже, очаровательная внучка Ева продолжит эту династию.

Л.В. Василий Борисович, в Вашей жизни довольно много мистики. Вы, говорят, обладаете даром предвидения, особой интуицией?
В.Л. Я бы не называл это интуицией. Это, наверное, ближе к космической памяти: где-то там наверху, есть что-то вроде банка памяти, но один человек может отправить туда запрос, а другому это не дано. Я управлять этим даром не умею, хотя действительно провидение в моей жизни не раз помогало. Даже потеря баритона и приобретение голоса с хрипотцой оказалось выигрышным билетом, потому что артист – это индивидуальный голос! Он у меня теперь как визитная карточка! Случайность? Подарок судьбы? По словам Эйнштейна: «Случайность – это способ Бога остаться анонимным!» Поэтому я лишь благодарен судьбе за такие подарки…   Были случаи, когда я предсказывал то, о чем никак узнать не мог. Например, свою вторую жену увидел в окне и сказал: «Эта девушка выйдет за меня замуж и родит мне двоих сыновей!» Так и случилось. Мой друг Кирилл Ласкари как-то был в подавленном настроении, а мне вдруг пришло неизвестно откуда, что однажды звонок позовет его к работе, замечательной и долгожданной, и сведет его с будущей женой. Утром в его квартире раздался звонок  - ему предложили стать балетмейстером «Соломенной шляпки», и на съемках он нашел свою половинку… Это какая-то тонкая материя, с этим нельзя шутить или настойчиво просить ответов на свои вопросы. Озарения приходят сами собой. Друзья иногда говорят: «С тобой страшно разговаривать!»

Л.В. Может быть, это связано еще и с тем, что в вашем роду уже много поколений – люди творческие, щедро одаренные Богом талантами и потому тонко чувствующими?
В.Л. Возможно… У меня действительно очень интересные корни. Мне доставило огромное удовольствие писать книгу о своих предках по рассказам родственников и своим воспоминаниям, а моя память хранит даже диалоги из пяти-шестилетнего возраста. И жизнь иногда подбрасывает сюрпризы.  Однажды, разбирая старые вещи, я наткнулся на свернутый тугой рулончик какого-то полотна. Оказалось, это картина, писанная моим прадедом в Тбилисси! Я отреставрировал это полотно 1886 года, и теперь моя прабабушка Изабелла, запечатленная своим мужем на полотне, всегда рядом со мной.
Отец для меня всегда был кумиром, недосягаемой величиной, и я жил с желанием ему понравиться, заслужить его одобрение. Он передал мне свою артистическую натуру. И, хотя я закончил Московскую Художественную школу, дальше жизненная дорога привела меня все-таки в  артисты. Оба сына – и Борис, и Николай – тоже люди искусства. Борис – чрезвычайно одаренный творчески человек, он мог бы и в кино многое сделать, но он более поэт, чем артист. А Николай – художник. Вот теперь подрастает Ева, моя одиннадцатилетняя внучка, очень артистичная девочка…

 Л.В. Судя по образам мудрых, ироничных и очень сдержанных персонажей, которые Вы создаете на экране,  Вы - очень спокойный человек. Мне почему-то кажется, что в Вас гораздо больше импульсивности.
В.Л. С годами это как-то снизилась эта импульсивность. А потом, я же не себя играю. Профессионализм заключается именно в том, чтобы передать героя, даже если он совсем не похож на тебя. Нужно вжиться в образ, прочувствовать его характер…  Вспомните систему Станиславского…. Хотя неправильно это называть системой, это целая русская школа! Станиславский  подытожил все знания и опыт русского актерства… По его словам, задача артиста – вытащить из себя то, что нужно именно сейчас, хотя в каждом человеке напихано очень много людей. В моей творческой биографии не было ни одного провала, не было  ролей, о которых я мог бы сказать, что они не получились. Но в жизни, конечно, я иногда мог вспылить. Как это случилось, когда наш, первый в России, антрепризный театр «Детектив» выжили из помещения. А тогда я написал заявление об уходе из театра, хлопнул дверью, и все – театр перестал существовать, без меня труппу просто выгнали на улицу.

Л.В. Вы играли в кино, создавали фильмы по своему сценарию, писали сказки и озвучивали мультики, сейчас пишете книгу… Зачем всего так много? И что Вам все-таки ближе?
В.Л. Что такое творческий человек? Кто главный творец? Бог! А люди, наделенные какими-то способностями, должны быть ответственны за свой талант. Им дано многое, значит, они должны работать, оправдывая подарок от Бога . Нужно все время расти в профессиональном плане, развиваться, и при этом иметь здоровые амбиции и уметь отстоять свое мнение. Когда я пришел озвучивать мультфильмы, нас, артистов озвучки, было всего пять человек. Считалось зазорным для артиста мяукать, лаять и петь в мультиках. Но я создал образ Карлсона, и актеры потянулись в мультипликацию. Нужно все делать профессионально, с полной отдачей и сил и творчески. У меня нет нелюбимых ролей, каждая – как ребенок – выращенная, созданная… 
На одном из своих мастер-классов я посадил студентов на сцену и спросил, кто считает себя гением в самые тяжелые свои дни? Не сразу поднялось несколько рук. «Вот из вас получится толк!» - ответил я. Это не моя установка, это формула Чарли Чаплина. Он в трудные моменты жизни убеждал себя двигаться дальше таким аутотренингом. Потому что артист не имеет права сдаваться, не работать над собой. Сейчас мне эта установка уже не нужна, я – признанный международно мастер своего дела. За роль Шерлока Холмса я награжден Орденом Британской империи, по словам английской прессы мы с Виталием Соломиным вернули англичанам их национальных литературных героев. Это признание дорогого стоит.
 
Л.В. Наверное, для совершенствования своего профессионализма нужны особые условия?
В.Л. Отнюдь! Мой сын Борис сейчас находится в колонии, отбывая наказание за преступление, которое он, я убежден, не совершал. Но он не опустил руки, не захныкал жалобно. В таких непростых условиях жизни он заочно заканчивает Гуманитарный университет, создал там студию «Свеча», снимает фильмы. Я помог издать книгу его стихов и прозы, потому что ему это сделать в заключении трудно. Он – очень одухотворенный человек, и очень талантливый.

Л.В. Та неприятная история с сыном Борисом тяжело далась вашей семье?
В.Л. Да, это больно и неприятно. Такая организованная травля в СМИ моей семьи, фамилии… Я уверен, что Бориса осудили несправедливо, что он никого не убивал, но сын запретил проводить еще одно расследование. Он понимает, что мы с женой – пожилые люди, и нам тяжело проходить через все круги ада по-новой. Нас очень поддерживали наши друзья – с некоторыми из них я прошел через всю жизнь. Например, Геннадия Гладкова я знаю уже почти 70 лет. И все они потрясены тем, как велся этот процесс, как ужасно все сложилось. Борису осталось до условно-досрочного освобождения полгода. Думаю, что потом все сложится по-другому. Сейчас эта пьющая женщина – бывшая жена Бориса - Катя, которая так вцепилась в нас ради размена квартиры Бориса, ограничена в родительских правах. Ева вернулась к нам на законных основаниях – моя жена Лена стала ее опекуном. А у Кати всегда есть шанс исправиться, найти работу, перестать пить. Жаль, что она никак до этого не дойдет. Семья строится на любви и уважении друг к другу.

Л.В. Двум творческим личностям уютно вместе под одной крышей?
В.Л. Лена – художник, я по первому образованию – тоже художник, так что разговариваем на одном языке. Но я не вмешиваюсь в ее планы, а она - в мои.  Только если я попрошу ее что-то прокомментировать, Лена дает свои оценки, иногда резкие, но всегда справедливые. Мы любим друг друга, поэтому нам многое по плечу. Мы надеемся, что скоро, дай Бог, отметим полувековой юбилей совместной жизни!

Л.В. Какие планы у Вас на будущее?
В.Л. Сейчас я пишу вторую автобиографическую книгу. К сожалению, кино сейчас переживает продюсерский этап. То есть, восемьдесят процентов времени и сил уходит на поиск денег. Это мне неинтересно. Но ни я, ни Лена никогда не сидели без работы. Планов еще много!


Рецензии
Во-первых, можно позавидовать,
что Вы встретились с таким прекрасным человеком и замечательным
актёром.
А во-вторых... ещё раз позавидовать белой
завистью.
С уважением
КАРИН

Карин Гур   25.07.2015 17:31     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.