2и. Завод Нерис

                РАССКАЗЫ О РАБОТЕ
                ?-ФАНТАСТИКА-?
                I
В г.Каунасс, Боря Красик целый месяц сдавал заводской комисии, новый, серийный, двухпозиционный торце-шлифовальный станок. -Сроки работы комиссии закончились, станок "крутится", протокол составлен, нехватало только образца, обработанного на станке.
Как только абразивный круг касался детали-он "разлетался".
Усеченные конические абразивные круги  разработал и поставил ВНИИАШ  г. Ленинград. Круги прошли испытания на заводе шливовальных станков и были приняты Госкомиссией.
Так-как была израсходована вся партия кругов, а протокол необходимо было подписать(чтобы головы не полетели)- нашли Соломоново решение: подписали с особым мнением. Станок принять, а круги доработать и... назначили срок Государственной Комиссии.
Представителем от нашего К.Б. назначили Штромберга Э.С. Комиссия проверяла на               
соответствие, нормы точности, на холостом ходу, а потом в работе. Стали обрабатывать детали- круги разлетаются. Стали искать причину. Усилили направляющие, увеличили противовес. Не помогает. А пока дорабатывали станок, стали оформлять протокол приёмки.
                II
Я курировал Каунасский "Завод шлифовальных станков и был ведущим конструктором станка для доводки центровых отверстий модели 3922.
Станок был изготовлен, принят гос. комиссией и выпускался серийно. Гос. комиссия, в основном, принимает только серийные станки. У нашей семьи была небольшая перегрузка и мы решили недельку отдохнуть. Начальство всегда старалось совмещать мой отдых с работой. Отпуск мне дали при одном условии, - я должен зайти на завод и посмотреть, что там второй месяц происходит. Мне выписали командировку. Я позвонил на завод и мне забронировали двухкомнатный номер в новой гостиннице.
Приехали во второй половине дня. Устроились в недавно построенной гостиннице, перекусили и я побежал на завод. Завод был рядом. Пришёл на завод, Эрик ввёл меня в курс дела и сказал, что сегодня последний день работы комиссии.
Председатель комиссии сказал, что станок принят на холостом ходу, протокол приёмки будет подписан завтра утром, если при них обработают деталь, и что сегодня комиссия уходит.
У станка остались заводские наладчики, всё заводское руководство и мы с Эриком. Мы не отходили от станка, искали варианты, удивлялись, охали, ахали, уходили, запирали цех,возвращались и снова думали, опять уходили, опять возвращались и так до пол первого ночи. Я попросил ещё минут пятнадцать-двадцать и начал вести дознание. Эрик сказал, что круги испытаны и есть протокол испытания, ему кажется, что станок не жёсткий, поэтому появляется вибрация и круги разлетаются. На мой вопрос кто устанавливал режимы обработки, он ответил, что Боря работал на станке целый месяц. « Эрик, станок ты сдаёшь, а не Боря- ты проверил режимы?» Он уважает Борю, и доверяет ему. Эрик, мы начнём всё сначала. Доставай описание. Привод станка был простой. На вертикально установленном валу электродвигателя сидел шкив, и передавал вращение шкиву закреплённому на вертикальном шпинделе, на нижнем конце которого и крепился абразивный круг. Посмотрели обороты шпинделя- 450об/мин., обороты двигатея 900.
Я заглянул под кожух и потерял дар речи. «Быстро зови слесаря и поменяйте шкивы местами».  При проектировании, грамотный разработчик придерживается правила- делай всё на дурака. Диаметры вала двигателя и шпинделя совпадали и
по закону подлости сборщик, или умышленно, или по недосмотру перепутал шкивы- и вместо 450об/мин получил 1800об/мин.
Все настолько устали, что ничего не поняли и только спрашивали, что мы намерены делать. Переставили шкивы, укрепили шлифовальный круг, установили образец, включили станок и обработали деталь. Посмотрели чистоту обработки, молча пожали руки, закрыли цех и розошлись по домам. Зная мою порядочность Эрик попросил меня никому не рассказывать причину. На заводе был новый директор Петя-алкоголик, из русских, и ему очень важно было сдать станок Государственной комиссии.
Это было время, когда литовские кадры постепенно убирали с руководящих постов. Главным инженером завода был Шукис, который с восторгом вспоминал старые времена когда можно было на обед заказать настоящую фаршированную рыбу. Каждая сдача станка отмечалась шикарным банкетом в лучших ресторанах Каунаса. Шукис сидел рядом со мной, вспоминал былые времена и говорил, что нас обслуживает официант из прошлой жизни. Когда директор пригласил меня в ресторан, я сказал, что я не один и он очевидно не расслышал. На банкет я один не пошёл, нам было некогда, у нас была насыщенная программа- музей чертей, ресторан со стриптизом, куда в 4 часа утра прикатил весёлый, подвыпивший «Ролик» и концерт колоколов. Прошло много лет, и я встретился, случайно, на Невском, с Сашей Зетцеровым- представителем ВНИИАШ, который разрабатывал круги. После взаимных распросов,- как живёшь, где работаешь, я спросил его помнит ли он эпопею со станком. Ну, а как же- ужесточили станок. Когда я ему поведал истинную причину он мне не поверил и сказал, что я его не разыграю- Эрик ему всё подробно рассказал.    


Рецензии