Л. Царькова о повести Влюбленный

«Влюблённый» Сергея Казаринова
Чем привлекает повесть или роман? Талантливое произведение сразу «цепляет»: сам того не замечая, даже искушённый читатель не может оторваться. Конечно – культура автора и хорошая литературная форма, необходимые, но отнюдь не достаточные условия. Новизна и оригинальность стиля, богатство и своеобразие языка, оригинальный сюжет, открытие новых истин – всё это ценится: не развлекательное чтение, а заставляющее думать. Пожалуй, всего перечисленного – сразу вместе – в одном произведении и не найти, но посмотрим.
В повести Сергея Казаринова «Влюблённый» – незаурядные герои, с чувством превосходства, даже с заявкой на сверхчеловека. Валентин – умён, красив, превосходно владеет собой. Его кумир – Фридрих Ницше, его мать – удивительная красавица, богиня, которая озаряет всё своим присутствием: «Помехи на прямом ее пути не значилось. Она не жила, она текла рекою, орошая вкруг себя Вселенную. Ее воды ласково плескали, переливаясь на солнышке. Рядом прорастали поля, леса, и воздух был чист и прозрачен.
При всем том Ирина не прикладывала ни малейших усилий что-то делать – будь то хозяйство, или воспитание сына, или еще что. Все делалось ПОМИМО нее, ОБТЕКАЯ ее, само собою».
Студент МИГИМО, он проводит много времени среди музыкальной богемы. В начале 90-х годов Валентин отчислен: «хвосты» да ещё в это сложное время он «стал никем» – с точки зрения однокашников и преподавателей (поскольку его родители не только не урвали с «перестройкой» себе кусков пожирнее, напротив, отец остался без своего НИИ и вообще без работы).
Юноша обожает мать: «В начале века Мастер писал «Кто не верит в настоящую любовь? За мной, читатель, и я покажу тебе ее!». И вот тут, на задворках того самого века, в самом сердце ошпаренной переменами державы, она – настоящая любовь – снова себя демонстрирует, правда, в такой необычной для общества форме – любовь родственная, любовь разных поколений, любовь бескорыстная и беспредельная. Что там до школьно-студенческих «страстей»! Разве там мы подобное встретим? Такое проникновение друг другом, такое понимание и уважение.
И такая общая «новая жизнь».
Один из малоизвестных бардов того самого времени попал «в яблочко» мужской души своим диалогом двух женщин...
За той, булгаковской любовью, наблюдал Воланд. За этой же любовью - сына к матери – «наблюдал» пожилой усатый немец с жестким взглядом. Отовсюду - из неосознанного астрала, насыщенного идеями и страстями людской массы».
До призыва на службу в армию Валентин - теперь приятели зовут его Кремень - перебивается какими-то временными заработками и однажды на богемной тусовке встречает свою первую любовь. Алёна – прирождённый музыкант, этим и зарабатывает на жизнь. «Во всем облике проскальзывало нечто русалочье, девчонка представлялась сотканной на перехлесте двух стихий – воды и воздуха. Вроде как – темная от густой листвы потаенная заводь где-то в глуби лесной чащобы, непременно - глубокая, непременно - с тиной и илом… И – тайна, передаваемая будто звучащей, будто обволакивающей ее музыкой - вибрирующими переливами психаделлической трели.
Она тянула к себе, она как жаждала прикосновений и глубоких ласк – как алчет бесконечного притяжения то, что невозможно, казалось бы, насытить земными способами. Сочленилось в мертвой сцепке что-то высочайше-духовное и не менее (если даже не более) отвязно-телесное, животное, яростно-непредсказуемое.
«Девчуха – «Высший пилотаж!» - восхищенно помыслил Кремень». Их потянуло друг к другу неудержимо, автору удалось очень динамично показать эту вспыхнувшую любовь, так написать, как, возможно, ещё никто не писал… Такого не придумаешь, всё это нужно самому пережить.
Композиция книги напоминает «крутящуюся сцену». Хронологически автор начинает повествовать чуть ли не с конца (Валентин уже после армии, потерявший свою Алёну из-за вмешательства сил зла, околдовавших его женщину – оказывается в тайге, а потом, после драки с бичами, - в геологической партии на Северном Урале, нашедшей уникальнейшее месторождение золота. Но продолжение, кульминация и развязка – в конце повести. А в её сердцевине – от главы к главе – резко меняются декорации и проходит вся его короткая жизнь. Когда он пытается вырвать Алёну из лап «Учителя», который смахивает на Вельзевула (в относительно интеллигентной упаковке) и, одновременно, на адепта тоталитарной секты, появляется видение обольстительной женщины. Её имя не называют, но это сама Лилит. От этих существ веет астральным ужасом.
Тем временем в стране идёт развал «лихих 90-х», кто-то падает, кто-то поднимается. Отец героя окончательно спился, мать становится кинозвездой. Кинодива играет саму себя – с ошеломляющим успехом.
Но сын не может найти место в этом грязном мире, к тому же его Алёна исчезла неизвестно куда, её «учитель» и злой гений это скрывает.
В автомобильной катастрофе, спасая ребёнка, внезапно выбежавшего на дорогу, погибает его мать.
В тайге Валентин, которого чуть не убили бичи, встречает совсем других людей. Питерские учёные-геологи – воспитанный и знающий своё дело народ, душа… оттаивает, тем более, дочь начальника партии Елена – обворожительна и, одновременно, умна. Её духовные запросы – не красивая модная обёртка. Вполне современная девушка, которая впридачу свободно судит о философии Ницше.
«- Так ты москвич? Ой! - она прыснула в кулачок, - Что ты так испугался-то? Это мой папа, - кивнула в сторону Викентьича. – Значит, вместе работаем. Класс!!

…Сердце доставало неровными ударами до кончиков пальцев. Резкая мигрень навалилась всей силой, проворачивает в голове дурнинные жернова, в глазах – пелена, перемежаемая тенями.
«О Господи!... Ты достал меня и здесь!! О-о-о!»

- Да, из Первопрестольной… был когда-то! – Валентин собрал остатки силы, чтоб ответить, - неужто… еще заметно?
- Ха! Да сколько же надо выпить, чтобы потерять москальский облик, - рассмеялась девчушка, - Ты столько не жил… Санкт-Петербург, - указала она на себя большим пальцем. - Нас, столичных, тут за версту разглядят, особенно москалей. Ну все. Слава Богу, хоть будет с кем пообщаться, ровесник».
Так рождается такая любовь, которую злая судьба допустить не может. Горы содрогаются от подземных толчков, река, на берегу которой раскинулся палаточный лагерь, меняет русло. Так получается, что ночью в ненастье Валентин бросается за мороком – неясным женским силуэтом, который устремляется вглубь таёжных гор. Валентин думает, что следует за Еленой, но это видение ¬ Лилит, заманивающая его на верную смерть. Есть жизненная сила художественной правды, СергейСлишком большое счастье для земных людей, силы зла это раздражает безмерно. Его увела Лилит, это её обличье, великая Блудница, прислужница Лукавого.))) А он думал, что следует за своей Еленой.
Морок, морок - ключевое слово.
В эпилоге на следующий день после главного землетрясения за геологами прилетает вертолёт. Когда разбушевавшаяся стихии утихли, спасатели начинают поиск погибших, привлекая местное население. А в далёком Петербурге через положенный срок у Елены рождается удивительный сын.
Герои получились живые. Мощная фабула на контрастах заканчивается драмой, а впереди - свет. Валентин умер, Валентин родился.

Это беглая канва сюжета. Главное во «Влюблённом», написанном в духе неореализма – протест незаурядных душ против мещанства и погони за богатством и «красивой жизнью», - ницшеанская революция духа. На этом пути Алёна попала под злые чары, а Елена (ей опорой отец) – твёрдо знает, чего хочет, воспитывая чудо-сына. Нет сомнения, что его никто и ничто не сможет сбить с пути.
Такая «закольцовка», равно как и художественная правде, даёт повести цельность. Реалистично написана панорама «перестройки» в Москве, что позволяет ощутить то время. Герои сразу запоминаются. Этот синопсис написан с одного прочтения – по памяти. Наконец, язык – современное слово нового века.

********************************************************
P.S. неореализм вытекает из неоромантизма. Это литература в ключе системы гуманизма, с отражением тонких планов бытия, реальной «мистики».
«Я думаю, что система гуманизма с ее парадоксальным смешением беспощадной критики, бескомпромиссного реализма и рациональной веры даст возможность для дальнейшего плодотворного развития здания, фундамент которого был заложен Фрейдом» (Эрих Фромм «Душа человека»).

Любовь Царькова   10.12.2013 19:12   •   Заявить о нарушении правил / Удалить


Рецензии
Спасибо! Прочла с удовольствием и всё, что для меня почти не реально. Насмешил ваш рецензент Паша...

Матфевна   18.03.2015 10:22     Заявить о нарушении
И Вам спасибо за визит и внимание.
Паша, говорите... Тут, по-моему, одно слово - ДАААААААААААААААА........ (Бывают же человеки).

П.С. Аватарка у Вас просто великолепная!:)

Сергей Казаринов   19.03.2015 07:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.