Часть 2. Откуда у мяса ноги растут...

 –







Работал я тогда в мясосовхозе: Пригородный. Должность моя именовалась – диспетчер совхоза. Хозяйство было поставлено в такие условия, что грубых кормов у нас не хватало каждый год.

Да их и не могло хватить на пять тысяч быков, если в совхозе всей земли было две с половиной тысячи гектаров? На каждого быка приходилось по половине гектара земли. А теория и практика скотоводства нечерноземной зоны России определяет угодий на одну голову крупного скота в два раза больше. Отсюда и нехватки.

Даже в самые урожайные годы директор совхоза, подводя итоги уборочной страды, объявлял о нехватке грубых кормов. И тут же публично озадачивал всю команду управленцев готовить себя к зимним командировкам на юг России, а иногда и в другие республики.

В этом месте у каждого читателя обязательно появится оправданное недоумение: «Почему такое большое стадо ютится в такой немыслимой тесноте»?
Вопрос уместный. Разгадка его в течении времени, с которым бюрократическая машина треста: «Скотопром», куда входил и наш совхоз, не  успевала или не хотела следовать в ногу. Столоначальникам проще было слать директивы по наращиванию поголовья скота и принимать отчеты хозяйств о выполнении указаний.

 А быка, чтобы он рос и хорошие привесы давал, накормить надо. И кормить его надо каждый день «от пуза», без выходных и праздников.
Директора совхозов старались выполнить распоряжения. Строили новые боксы и увеличивали поголовье. А на вопросы о кормовой базе получали, излюбленные чиновниками советы – изыскивать внутренние резервы. Кто эти резервы изыскать не умел и снижал привесы животных и показатели плана. Им оставалось пенять на себя. Так и тянулось.

К счастью или на беду совхоза Пригородный – в районном городке, с которым он соседствовал, с незапамятных времен работали спиртовый и пивоваренный заводы. Отходы алкогольных фабрик должны были существенно пополнять рацион совхозного стада.
Но отходы не могли заменить сено и солому, а трест упорно продолжал кивать на « выгодное » соседство совхоза с алкогольной индустрией. В других районах и этого нет, но живут же люди. И планы  выполняют. А этим чего не живется?

От спиртзавода на откормочный комплекс, где размещалось четыре тысячи бычков, когда-то давно были проложены подземные трубы бардопровода и по ним перегнанная на заводе брага, крутым кипятком текла в танкеры фермы и уже называлась не брагой а бардой. А на комплексе по трубам перекачивалась по всем скотным дворам.
Отходы пивоваренного завода называли – дробинкой. Наверное, оттого, что ячмень перед закваской дробили. После перегонки отходы, похожие на жидкую гречневую, кашу загружали в бочки машин и везли на две другие фермы, где размещалась еще тысяча голов молодняка.

 Когда спиртзавод работал на перегонке зерна – барда получалась питательная и быки чувствовали себя хорошо, давали хорошие привесы. Хуже было, когда завод перерабатывал картофель. Барда с его перегонки была жиже и менее питательна. Это негативно отражалось на суточных привесах и здоровьи животных.
Грубые корма заготавливали на полях и заречных лугах. Устраивали сенокосные субботники, воскресники и декады. Приглашали на сенокос детей и пенсионеров. Но все равно, как ни напрягался коллектив, сена и соломы быкам не хватало.

Тогда отдали совхозу земли угасшего от безлюдья на задворках района слабого хозяйства. Пользы от такого приобретения была, но и урону – хоть отбавляй. Шутка ли, за сорок пять километров нужно туда гонять технику и неволить людей. Да почти половину пути нужно пробиваться по бездорожью… Машины еще до места не дойдут, а их уже чинить надо.
А тут еще одна беда свалилась. Стали нашему спиртзаводу на переработку поставлять из дружественной Эфиопии корень топиоки. 

– Извините. Какой корень? – Переспросил я  рассказчика, решив, что ослышался.
– Корень, то-пи-о-ки, – повторил он по слогам. – Растение такое, африканское. При выгрузке из вагонов, пришлось респираторами пользоваться, дышать нечем было. Мне не довелось, мужики рассказывали. Корень это. Крахмал в нем есть. А сам белый. Как наш российский хрен. Кстати мужики его так и окрестили… Я как-то по телефону у девчонок-лаборантов спиртзавода о той топиоке спросил, говорят что структурных отличий мало, но крысы со склада сбежали и кочегары перестали ходить за брагой.


Рецензии
Интересно.О таком не слышала

Эми Ариель   07.03.2015 21:16     Заявить о нарушении
Привозили его из Эфиопии.

Александр Васильевич Стародубцев   08.03.2015 00:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.