Светское православие

В связи с Турцией явилось словосочетание «светский ислам». Эврика! Именно такого соединения слов до сих пор в обиходе и не хватало. Мы вступаем в эпоху, когда все религии мира должны сбросить свои церковные одежды и стать светскими, то есть современными, и не пугать начинающее общую жизнь человечество рясами, сутанами, клобуками и  хиджабами, этими мрачными приметами давнопрошеших времен. Это втройне относится к тем конфессиям, которые тесно связаны с государством. Иначе пророчество мыслителей столетней давности о нашем погружении в «новое средневековье» сбудется слишком буквально и запылают костры новых инквизиций. И полыхнет, да уже и полыхает, серия прорелигиозных революций-войн, одна из которых три года тлеет в Каире, другая – те же три года пылает в Дамаске, а прорелигиозная война Талибана длится уже более десяти лет. Мы обвиняем Америку и Запад в том, что они, рыская в поисках удовлетворения своих национальных аппетитов, растревожили этот регион. Это так, но все же они сработали лишь как детонатор – силы местных напряжений, которые они, как джинна, выпустили наружу, выросли и изготовились к драке до них. Эти напряжения  – результат, кроме всего прочего, и мирового противостояния систем, завершившегося падением Советов. Россия несет свою долю вины за то, что там творится. Мы помним ее советское влияние, помним, что студенты многих из этих стран учились в наших вузах. Падение атеистической империи полумира неизбежно спровоцировало восстание церковно-религиозных сил нашего полушария, как спровоцировало оно и церковную реставрацию у себя дома, в русской метрополии…
Итак, светское православие. Что это за зверь?  Не выдуман ли он? Отнюдь. Это то, что нам давно пора о себе осознать. Светское православие – это символы и константы российского общественного духа, усвоенные отечественной культурой из мировой культурной традиции в ее западном, христианском, варианте и разработанные в наших исторических условиях. Максимальной высоты своего проявления оно достигает в русской классической литературе и религиозной философии. Эти две тесно между собой связанные и переплетающиеся сферы духа есть ядро нашей оригинальной культуры, изнутри освещающее жизнь. Это настолько жизнетворная сила, что даже большевицкому вандализму, желавшему в культуре видеть лишь обслуживание своих интересов и изгонявшему всё, что пахло ненавистным ему «абстрактным гуманизмом», и тому не удалось вытоптать все следы внеклассового гуманизма русской классики. Если не слепы, то вдвойне вредны нелепые вздохи нынешних властей-политиков о «поиске национальной идеи», тем более, под затхлыми церковными сводами  – ясно, что, в случае успешного завершения «поиска», то есть обретя очередную церковно-партийную жвачку государственных дазцыбао, власть катастрофически упростит задачу национального просвещения и  создаст почву для дальнейшего шествия мракобесия по стране, преградив доступ населения к культуре даже и без прямого введения цензуры. Ибо главным врагом светского православия, без которого в России нет и не может быть настоящего гуманитарного образования, является православная церковь, желающая быть вечным монополистом в области духа.   
18 – 19 декабря 2013


Рецензии