Часть 9. Степные дороги

 


Главное дело командировки постепенно продвигалось вперед. Бригада работала споро. Мужики вилами подкидывали в пресс солому из огромного каравана, сгруженного тракторами на меже бескрайнего поля. Не редко площади полей достигали пятисот гектаров. А караваны соломы на их меже тянулись скирдами по двести шагов в длину.

 Договорившись с директором совхоза о выделении тракторов для перевозки очередной партии кормов, нужно было заказывать на станции вагоны. Все это надо было делать загодя. А еще в канун назначенного дня грузить телеги соломой. Плотно укладывая пирамидой штабель, чтобы далекий путь не расшевелил воз и не выпучил его бока грыжей, не развалил кипы по полотну дороги. И вот уже в густых сумерках зимнего утра караван степных гигантов вытягивается за околицу поселка. Впереди каравана стелется зимняя дорога, все сто километров. Крохотной стежкой кажется она в огромной Тургайской степи. На середине пути, чуть в стороне, повстречается ему один-единственный поселок – Жекеколь. А потом опять степь. А за нею – тоже степь, до самой чугунки.

В спокойную погоду по степи ехать удовольствие. Пой песню, какую знаешь, а не знаешь – мычи чужую и езжай на здоровье. Встречные и попутные машины тебя не неволят, не теснят, не вынуждают броситься на обочину. Только ты и дорога. И степь. И небо.
Оно сливается с землей намного дальше чем в Европе. Горизонты в степи широкие и бесконечные. Снег белый. Небо голубое. Горизонт в дымке потерялся. И порой, не поймешь где еще земля, а где уже небо.

А вот когда налетят метели, заскулят колдовскими пащенками – страшно тогда в степи. Ни земли, ни неба, ни горизонта не найдешь. И потеряешь дорогу. А это – беда. А имя ей – смерть человеческая.
Даже если дорогу не потеряешь, можешь попасть в ту же беду. Заметет дорогу. Сугробы и заструги путь закроют. И вперед не поедешь и назад не вернешься. Будешь буран пережидать. Переждешь. Если сил хватит. Зверь степной меньше опасен. Метель в степи – опаснее зверя.

И вот наконец над капотом трактора, в синеватом мареве зимнего дня стала угадываться  башня водокачки. Это Челгаши. Но не торопись радоваться. До нее еще доехать надо, а это около десятка верст. Еще всякое может случиться… И если пурга поднимется, покажутся тебе эти километры длиннее всей дороги. А если воз расползется, не выдержав тряски, промаешься с ним столько времени, за какое половину бы такого пути одолел. Да и трактора – не эскадрилья новых самолетов, некоторые давно в почетных ветеранах числятся.


Рецензии
Алексанр Васильевич, спасибо за эту главу. Зарисовка в меру лаконичная, в меру обстоятельная. Я видел зимнюю степь в Восточном Казахстане, Кулундинские просторы. Ощущения-переданы правильно. Лишними показались почти-штампы "завоют шакалами, заголосят ведьмами". У вас другой стиль: мужественный, лапидарный, крепкий.
Всего Вам доброго.
С уважением, Евгений Прокопов

Евгений Прокопов   19.12.2013 10:53     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание, Евгений.
События старины глубокой... Скольких нервов, энергии и здоровья отхватили эти хождения за "тридевять земель".
Да, минуло все. А степь, широкая и вольная Тургайская степь - разве ее забудешь...
Теперь вижу редко. Во сне.
За подсказку - спасибо. Поправил.
С уважением,

Александр Васильевич Стародубцев   20.12.2013 00:12   Заявить о нарушении