Учение и ученость. из книги

«Ученье и ученость»

Слова имеют собственную душу и могут возбуждать души людей к действиям и размышлениям, которые затем переходят в реальные  действия.
А самое главное состоит в том, чтобы научить человека мыслить, - именно этим он и отличается от остального живого мира. Издавна учат людей книги, учат писатели.
Учатся и сами писатели. Они учатся и тогда, и лишь тогда, когда одновременно учат: они лучше всего овладевают знаниями для себя, когда одновременно сообщают знания другим людям.
По дороге человеческой цивилизации людей вели великие пророки, мудрецы, создатели религий. Некоторым нашим современникам кажутся выдающимися достижениями огромные пирамиды Египта. Но на самом деле, гораздо более серьезным и значительным доказательством качественного изменения цивилизации стали не пирамиды, а, вначале неприметные, глиняные таблички с клинообразными значками. Первые письмена передавали всю мудрость и все знания человечества тех времен.
Когда люди научились писать, передавать свои знания другим поколениям, - вот тут и революция в цивилизации. «Полезно слушать слова предков мудрейших…» - так примерно выражается древний Египетский писатель. И древнейшие «Веды» повествуют нам мудрость. И древние знания Будды….
Сегодня так и не понятыми остаются многие учения древности, а они являются актуальными до сих пор. Как пример, - есть известный анекдот про одессита, который вернулся в город через 20 лет из лагерей Гулага. «Изменилась Одесса!» - восклицает он на вокзале, когда только что сошел на перрон из вагона поезда. А по перрону сновали люди. «Да, изменилась Одесса! А люди остались те же!» - сказал одессит, когда нагнулся за чемоданом, а его не оказалось у его ног. «Угол» его  быстро умыкнули, украли!

Меняет человек окружающий мир, меняет до неузнаваемости. Увидели люди и апокалипсические атомные грибы над Хиросимой и Нагасаки, космические катастрофы засохшего моря Арала и взрыв Чернобыля. И с гордостью за человечество, подняв глаза к небу, заметим мчащиеся космические корабли. А опустив взор к грешной, но прекрасной Земле, увидим искусственные острова, буровые вышки над океаном, гигантские плотины, оседлавшие великие реки (Енисей), и глубокие тоннели, уходящие в пучину морей (Ла-Манш).
И все-таки, люди еще не познали мудрость, чтобы изменить себя. Не приобрели достаточно знаний, чтобы не красть чемоданы и кошельки друг у друга, чтобы не убивать себе подобного, чтобы сберегать природу Земли.
Знания древности оказались «зашифрованными письменами», хотя переведены на все языки. И мудрость веков нуждается в «переводчиках» и толкователях. В разное время они (толковники) были разные. Каждый толковал для своей эпохи, для своей выгоды, под свою идеологию. И сегодня, необходимо и важно вновь переоценить знания предков. Вновь нужно (приходится) истолковывать древнюю мудрость на язык современности. Старые знания надо выразить новым, сегодняшним, языком сегодняшних современных понятий.
Вот, есть знаменитый сборник изречений, важная составляющая часть буддийского канона – «Дхаммапада», «Стезя добродетели» от 400 лет до нашей эры – передает нам так нужные сегодня простые истины, усвоив которые человек может стать намного лучше: «Одно полезное слово, услышав которое люди становятся спокойными, - лучше, чем тысяча речей, составленных из слов бесполезных, хотя и верных».

 Сколько сейчас мы слышим слов бесполезных от наших властей с приставкой «надо бы сделать (так-то)»?!! Они говорят нам истину, то есть говорят правду жизни. Но ничего не делается по их словам, или делается, иногда, прямо противоположное.
    А ведь, недаром и Христос, в Свой приход к людям, проповедовал: «по делам их судите о них» и «от дел своих оправдается человек и по делам осудится», не по словам.
В тех знаниях, которые несут они к людям – все учения переплетаются. Все учения сходны меж собой. Вот, и Буддизм говорит о человеке: «Сам человек совершает зло и сам оскверняет себя. Не совершает зла тоже сам и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самим собою. Одному другого не очистить».
А пословица признанная народной вторит этому: «Свою судьбу человек делает своими руками». И, «Воспитай себя!» - звучит от Будды. И Горбачев подхватил это знание, говоря: «Перестройку надо начинать с себя». Но человек больше склонен к страстям, больше склонен к эгоизму: мне, мне, мне. И даже религия не служит спасением.
Потому что мы можем наблюдать даже за служителями религиозных культов, как их слова расходятся с их делами, которые не могут укрыться от глаз людских. Проповедуя: «блаженны нищие» - священники накапливают богатства, ездят на иномарках, которые стоят дороже, чем их Храм. О какой помощи речь, если пенсионеры отдают последние гроши, а священники только «толстеют». «Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует сам, столь же бесполезно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата или дурнопахнущий» - говорит Будда.
Многие учения сходны с оконными стеклами. Мы видим истину сквозь него, но, то же самое учение и отделяет нас от истины. Ибо между воображением человека и обретением желанного – лежит пространство, которое человеку надо преодолеть усилием со страстным стремлением своей воли.
Наши разум и страсть – это «руль» и «паруса» нашей души, плывущей по морю жизни. Если паруса порваны (от страстей остались только мелкие желания: как вместо любви, только плотское); или если сломан «руль» (разума хватает, только лишь, на «поесть и поспать), - тогда мы можем носиться по волнам жизни из стороны в сторону и/или плыть по течению (куда кривая выведет). Ибо один властвующий разум превращает человека в Плюшкина, ограничивающего себя во всякой растрате сил. А одна страсть переполняющая человека – ведет его к безумию: или маньяком он станет или покончит жизнь самоубийством, не сумев удовлетворить страсть без разума.
1.Жизнь, на самом деле – есть тьма, когда нет стремления и не видно целей. 2.И опять же, всякое стремление – слепо, когда нет знания о том, к чему стремишься. 3.А всякого знания не достичь, не приложив труда.
(Чтобы научиться плотничать, нужно хотя бы подержать в руках топор и срубить хоть один косяк для двери)
4.И всякий труд будет бесполезен, если не будет любви к тому занятию, если  дело труда не будет нравиться страстно…. Заколдованный круг получается, нужен разум – нужна и страсть.
Еще один круг. - «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя. Все, что может сделать учитель – это указать дорожки к истине, по которым человек должен пройти сам». Отчего так? А так потому, что каждый человек живет двумя смешанными жизнями, - одной явной, общественной и другой скрытой – индивидуальной. И существуют два рода воспитания и обучения: одно – по установленным правилам, другое – непосредственное, подсознательное. И оно-то почти всегда имеет гораздо большее значение. Вот это внутреннее воспитание человек приносит себе сам. И опять возвращаемся к древнему, 400 лет до нашей эры, учению Будды – «сделай себя сам!». Заколдованный круг мудрости жизни.
                2
Некоторые люди с детства имеют привычку мыслить. Но одна из целей системы образования состоит в том, чтобы избавить людей от такой привычки «вольномыслия». Неудобные вопросы – замалчиваются, и человек узнает потом о них из «уличного извращенного источника. Коллективные эмоции (командность) используются для того, чтобы привить нужные взгляды. А если коллективность не используется в воспитании, на этом играют сектанты и бандиты. У людей развивается эмоциональное отношение к действительности и отсутствует критическое мышление.
Искусство обучения есть искусство будить в душах людей естественную человеческую любознательность. И в этом огромная роль просвещения (литературы, в частности). Если мы хотим воспитать в людях честность, если хотим научить людей делать добро, подталкивать нерадивых, искоренять зло или исправлять недостатки – просвещение, широкое всестороннее просвещение – вот единственное, что требуется для общества. А то уже кроме Дона Педро и Марии из сериалов люди ничего не знают. Нужен новый поход – «Ликбез», ликвидация безграмотности.
Ученье – свет, по народной пословице, но оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание.
Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу. Знания рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух человека.
Важно не количество знаний, а качество их.
Можно знать очень многое, не зная самого нужного. Учится никогда не поздно. Можно найти и литературу и найти время учиться тому, чему не доучился в молодые годы. Учение украшает человека в счастливую пору, а в несчастии служит прибежищем и поддержкой. « Лучше век учиться, чем пребывать незнающим» - так считал Суворов, полководец-генералисимус. Он собирал народные пословицы и поговорки и щедро рассылал их в письмах. А великий ученый Ломоносов, продвинувший своими знаниями науку, так говорил о знаниях:
        «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богослов-учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии».
     Так знания имеют различные качества и относятся к разным областям жизни. И человек волен самостоятельно выбирать свою дорогу и учиться тому, что ему нужно.
Не следует ложиться спать прежде, чем не скажешь себе, что за день ты чему-то научился. Под словом «научиться» - это стремление раздвинуть границы своего познания мира.
В человеке есть разные стремления и задатки, а также и знания помогают развить эти задатки по мере возможности. Кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. А кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
                3
Истина не открывается всем. Только когда очищено сердце от скверны, можно найти в изучении древней мудрости истину. И это не случайно, что каждому не открывается мудрость. Потому что, узнав про один добрый поступок, - захочешь извлечь из него пользу для себя (корысть), а услыхав одно умное слово, захочешь оправдать им свои пороки. Учиться с такими мыслями в голове опасно. Вот и не открывается нечистым сердцам истина древняя.
Встречались мне сектанты, или из баптистов или из иеговистов – наизусть знающие Библию и не видящие простых истин перед собою, хотя Библия может дать огромные знания. Моисей учил свой народ всему, как должен жить человек, 40 лет водил их по пустыне: начиная от того даже, как надо ходить в туалет по нужде, как надо кушать, что можно кушать что нельзя (о пище чистой и не чистой), и конечно как себя вести в человеческом обществе. Он вывел рабов, с рабскими понятиями, грубо – как животные питались рабы и как животных их подгоняли работать плетками. И Моисей преподал народу своему такую мудрость, что общество до сих пор следует этому учению. Все множественное учение в книге Библии.
Вообще книги – это инструмент насаждения мудрости. Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными. Извлечение мудрости приносит прекрасную пользу, причем, всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в кровь и плоть.
Известна особенность людей: до того, как будет сделано открытие, они удивляются – как это может быть, так не может быть?! А после того, как открытие войдет в жизнь, люди удивляются – как это оно не было открыто раньше, все кажется так просто.
Ничто истинное и полезное, все, что стало достоянием человечества, не пропадает даром. И хотя бы отдаленное потомство открыло бы этот кладезь мудрости и научилось им пользоваться.
Последняя высшая цель общества – это полное согласие и единодушие со всеми возможными его членами. Назначение человека (цель) вообще – предполагает достижение абсолютного совершенства. И то и другое недостижимо без знаний! И пусть умный и ученый человек не останавливается и не думает только над тем, что уже сделано – но пусть постоянно думает о том, что он еще должен сделать, что еще не сделано.
Конец.


Рецензии
Истина не открывается всем. Да! Бог говорит только когда его внимательно и почтительно слушают. Но бывают у "лицедея" и свои методы "воспитания" ;)

Ядан Авиш   09.01.2015 09:40     Заявить о нарушении
Положительно. Однако. Цель человека в познании и это заложено в его природе, в генах что ли. Вот и познаем и надо познавать: и мир и себя в том числе, свой разум бесконечный как вселенная!

Сергий Чернец   09.01.2015 10:00   Заявить о нарушении