Анатомическо-духовные исследования

 
СЕРДЦЕ.

От рождения в тело, по законам анатомии, было вставлено сердце –  часть всего организма.  Эта часть имела свои животные функции. Оно ни о чем не думало, ничем не было озабочено, знало только стучать да стучать: тук-тук, тук-тук, тук-тук… 
 И так днем и ночью, утром и вечером – тук-тук…
 Но однажды сердце почувствовало, что оно имеет как бы двойное дно.  «Отчего же я раньше этого не замечало?» - промелькнуло нечто подобное мысли, но мысль имеет развитие, а мелькнувшее было неким вразумлением, которое сердце приняло насторожено.
 Так все чаще и чаще сердце стало ощущать в себе это «второе дно». Вначале оно неохотно принимало в себя приходящие как бы извне вразумления, но потом стало с радостью встречать их и сообщаться молитвенными вспышками.  Для этого не нужно было подбирать подходящие слова – мысль двойного сердца рождала целые сложные понятия. Содержание этих понятий по внешним сравнениям ближе всего подходило к ассоциациям с музыкой: слова отсутствуют, а все понятно.
 Постепенно сердце уяснило этот сокровенный язык и начало охотнее сообщаться через безсловесную молитву. Сердце ожило в среде нового обитания, эта среда была переполнена Светом! Свет содержал в себе всеобъемлющую радость, всепрощение, терпение, понимание, любовь…
 Но механизм животного сердца уже изнашивался; он чаще и чаще стучал не ритмично; механизм сердца ослабевал и однажды его стук умолк навечно.
 Зато сокровенное сердце обрело в себе силу Жизни и уже могло обходиться без физической оболочки, за которую оно было благодарно Свету.

КРЫЛЬЯ.

Анатомически это рудиментарный орган. На время физического пребывания на земле крылья человеку не нужны – он и так горд, в своих взлетах, а с крыльями наверняка люди исчезли бы с лица земли.
Господь определил место и время бытия каждому человеку. Однако тот противится, думает: «Я на большее способен!» и, как всегда, завышает свою самооценку: взлетает, падает…
Но, прислушиваясь к голосу совести, к голосу Ангела-хранителя, человек реально смотрит на мир, на себя в этом мире, на свои немощи и недостатки и не унывает, ибо Ангел-хранитель поддерживает его.
Потому так важно слышать голос своего небесного друга, слышать и смиряться его внушениям; тогда духовные крылья растут и крепнут.
Человек не замечает этого роста и крепости духовных крыльев по смирению своему, но душа чувствует это тонко. Душа постепенно окрыляется, становится способнее к полету и придет время, когда она взлетит!..
Ангелы помогут ей, как неопытному птенцу, взлететь в Небо!

ЗРЕНИЕ.

Потрясающая двоякость зрения! Имею глаза, да не вижу…
Но как это? Ведь я не слеп! О, в этом то и заключается двоякость зрения.
Да и как я могу видеть свои грехи, ведь они не материальны? Как могу видеть свои недостатки, разве они есть у меня?
Оказывается – всё у меня есть: и достоинства, и недостатки; и грехи, и безгрешие; я и слеп, я и зряч; я и животное, я и человек!
Всё во мне есть, всё!
О, моё поверхностное зрение, без тебя моя жизнь была бы резко ограничена.
О, моё внутреннее духовное зрение, как богат я с тобою! Я могу рассмотреть дары, которыми меня осыпал Господь! Я имею возможность видеть Небесный Свет!
Как я нищ и богат одновременно!
Я могу различить истинную нищету от истинного богатства; правду от лжи; слепоту от вИдения; глубину от мели…
Хорошо быть зрячим, плохо быть слепым.

СЛУХ.

Созреваю, подобно бабочке в коконе, созреваю…
Слух мой обостряется к горнему и притупляется к земному.
Дивная двойственность слуха! не то чтобы стал слышать с возрастом хуже, но весь внешний мир ушел на второстепенный план. Теперь я могу сказать: имею уши, да не слышу…
Не слышу слов, меня порочащих, не слышу интриг вокруг, а может быть, их и нет? Может быть… и, слава Богу!
Я могу слышать и познавать Тебя, Господи! Конечно лишь в той степени, в которой могу на сегодняшний день, но если меня сравнить с тем младенцем, который обладал… уж и не помню, каким слухом я обладал в младенчестве.
Многое утратил я из того, что было дано изначально и многое утраченное нужно вернуть. Как это сделать? Теперь уже не сомневаюсь: что человекам невозможно, Богу все возможно.
Итак, созреваю.
Бывает, слышу настолько явное вразумление среди шумного дня, среди глухой ночи, когда внезапно пробуждаюсь от глубокого сна, что потом долго звучит свежестью это Небесное вразумление. Значит внутренний слух обостряется, приходит в свою норму. Земной лекарь, понятное дело, не обнаружит каких-либо изменений в слуховом аппарате – это не его область; эта область касается только меня – человека, и небесных владений Господа.

ГОРТАНЬ.

Гортанью я извлекаю звуки, вкушаю пищу, дышу и это только общеизвестные её функции. Какие же еще возможности гортани скрыты в анатомическом ракурсе, в духовном отношении?
Первый свой вдох я сделал младенцем, тогда гортань освоила свою функцию – дышать. Потом мать дала мне свою грудь, из нее я добыл себе молоко и впервые принял пищу через гортань. Это было открытие второй ее функции. Затем, посредством гортани я выражал свои желания или нежелания. Но скрытые качества, например, гортанобесие, что это? По слову святых отцов, это – угождение своим лакомым чувствам, а по народному – обжорство, опивство, смакование…
Мой друг, медик по профессии, признавался мне в том, что любит острое и сладкое и не видит в этом ничего страшного. Я же усмотрел это страшное в себе уже тогда, когда почувствовал последствия этой «любви»: первые признаки диабета, гастрита, а потом услышал вразумление своего Ангела-хранителя, что любая самая малая страсть проникает в глубины души и прячется там до времени. Время же это роковое – смерть; и, если я не обнаружу и не выковырну из себя эти, даже «малые страсти», то унесу их с собой в вечность. Тело материальное, оно вскоре сгниет в земле, а душа духовная, но страсти, имеющие свойства гнездится в ней, будут мучить душу невозможностью их удовлетворения. Поэтому ничего страстного до смерти не должно остаться во мне – НИЧЕГО! 
"Ничто нечистое не войдет в Царство Божие", - утверждает Писание.

ВИРУС-ГРЕХ.

Сознание моей души – разлажено; я как расстроенный механизм, в который попал инородный предмет. В меня попал вирус – грех; он разладил механизм тела и души, мою двойственную человеческую сущность. Потому я и прошу в сердце своем: «Порази и исцели меня» (молитва святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского). Ибо прежде я должен претерпеть поражение всей своей сущности, чтобы во мне был убит грех – он живет во мне и жалит, он ходит в моем сознании и возбуждает болезни души. Порази, порази, Господи, током Твоей любви! Проникни во все клетки моей двойственной сущности. Мне будет больно расстаться со своими привычками, пороками и страстями, но ради любви к Тебе я переживу эту боль. Без этого поражения я буду оставаться в сознании мнимого здоровья и не обращу к Тебе своих взоров  упования и надежды. И только когда будет поражен последний самый скрытный вирус-грех я буду исцелён Твоей Любовью!

БОЛЕЗНЬ.

Болезни теснятся в твоём теле, они незримы и проявляются только на пике их развития. Что-то болит: то ли почки, то ли печень, то ли спина… да можно ли перечислить всё, что может болеть у человека? И разве это не тяжкий труд – болезнь?
Сколько терпения и усердия, чтобы перенести их требует этот труд!? Сколько сосредоточенного внимания: вовремя принять лекарства, приготовить с точностью отвары, если они требуются; процедуры, которые нужно провести по режиму…  О, сколько постоянных хлопот! И при этом всегда содержать в себе благодарность Богу! У тебя что-то болит, а ты, как панацею – «Слава Тебе, Боже»; у тебя болезненный зуд, а ты – «Слава Тебе, Господи»; у тебя очередной приступ с нестерпимой, как тебе кажется, болью, а ты – «Слава Тебе, Господи, за все!»
Болезни, как радость, как цветы от самого Господа, Он осыпает тебя их благоуханием; в них смирение и кротость, в них отрадный взгляд, поддерживающий тебя.
Когда-то я не любил болезни, но вот пришло время, и я полюбил их, ведь они от Бога – моего создателя и терплю я их ради любви к Нему. Он продолжает создавать меня, а болезни играют огромную роль в моем перевоплощении.
Слава Тебе, Господи! Я – болен!

Ноябрь - декабрь 2013 год.


Рецензии