Сказочка про уставшую девочку и доброго фея

Жила-была девочка-припевочка. Хорошая такая девочка, воспитанная. Воспитанная так, что помогала всем и каждому – маме, папе, бабуленьке, тетушке, соседскому мальчику и многим другим. Бегала она с утра до вечера, откликаясь на просьбы о помощи. Помогала по-доброму, не прося ничего взамен.
Мама часто говорила девочке:
– Девочка моя, отдыхай, пока можешь.
Бабуленька ей вторила:
– Отсыпайся, пока спится, наработаешься ещё!
– Но заботиться и помогать – это так естественно для меня. Мое сердце поет, когда вижу улыбку на лицах людей, и мне ничего не надо взамен…
– Но ты обязательно отдыхай, моя девочка, – настойчиво напоминала мама.
Девочка считала, что лучший отдых – смена деятельности. И после уборки дома шла к соседскому мальчику – помогать с уроками, потом – поливать цветы с бабуленькой в саду, после – к тетушке печь пироги, затем к сестрице – сидеть с детишками.
Пришло время, и бабуленька умерла, а вскоре – от внезапной болезни – и мама.
«Наверно, я им мало помогала, и от этого они умерли», – почему-то подумала девочка. И стала себя горько корить за это. – Теперь я буду еще больше помогать – ведь от этого я как на крыльях летаю… Да и не так грустно в процессе…»

Она всегда видела, сколько еще несделанных дел по дому, саду, огороду, у соседей, у знакомых и друзей. И она помогала, помогала, помогала…
И уже редко кто напоминал ей сокровенное: отдыхай, моя девочка, отдыхай, когда нужно, а не когда есть минутка…
Папа девочки, отгрустив после смерти жены, вернулся к прежней жизни: поискам драгоценных камней в далеких землях. Очень манили его дальние берега и страны, новые люди, реки и озера, бусины впечатлений о которых он собирал в шкатулку своих интереснейших романов и рассказов, а девочка помогала ему их издавать. Она вычитывала, редактировала и вносила правки в папины записи…
Так шли годы.

Девочка стала красивой молодой женщиной, вышла замуж по любви и велению сердца. Они с мужем жили в красивом двухэтажном доме с крышей шоколадного цвета. В доме были большие окна, дававшие много света в разноцветные комнаты.
Возле дома был красивый сад – с яблонями, вишнями, кленами, кустарниками шиповника и жасмина. Наша девочка по-прежнему помогала не только своим друзьям, но и семье мужа. Иногда она по привычке и доброте душевной помогала тем, кто ей не нравился и кто в ответ даже не улыбался. От этого ее сердце пело, но уже грустные и тихие песни…
Однажды зимним вечером девочка составляла список дел, кому чем помочь. И к ней прилетел старый знакомый – Добрый Фей.
– Девочка моя, – начал Фей. – Давно ли ты любовалась на красоту снежинок и слышала песни ветра? Замечаешь ли, что все твои желания исполняются – у тебя есть прекрасный муж, вы живете в доме, о котором мечтали – с большими окнами, желто-красной кухней и красивым садом…
– Конечно, замечаю! – воскликнула девочка. – Ведь я забочусь о саде, часто гуляю с детишками в лесу, что пропустить всю красоту природы просто не могу!.. Люблю мужа и сама – любима им.
Оглянувшись вокруг, она видела уютный дом – как на картинке желаний, собранной когда-то давно; дремлющего в кресле у камина мужа… очертания деревьев в саду… И ей почему-то стало грустно. Будто всё есть, а сердце поёт тихую песню. Песню усталости, боли и одиночества.
– Давно ли ты отдыхала, девочка моя?
– Конечно, я отдыхаю – вон сколько делаю для себя…
И пока она перечисляла, сколько делает для себя, Добрый Фей почти уснул. Он вообще любил поспать и поваляться, подремать, а больше всего – тщательно готовиться ко сну…
Девочка увидела, что Фей ее не слушает, и легонько щелкнула его по лбу:
– Эй, Фей-котофей, ты слушаешь?
– Да-да, слушаю! Слушаю и удивляюсь: откуда ты берешь столько энергии на выполнение озвученного, если я, просто слушая, чуть не заснул?!
– О, во мне достаточно ресурсов! Ведь я много отдаю, и тем становлюсь полнее. От любви к другим…
– А достаточно ли в тебе любви к себе?.. Хватает ли твоих ресурсов для самой себя?
– Какой смешной вопрос!.. Впрочем, ресурсы для себя?.. Ну, как же… Вот – спортом занимаюсь, пироги пеку, травки вкусные выращиваю – в этом ресурсы.
– Ладно, спрошу прямо… Давно ли ты просто пила чай, впитывая аромат, наблюдая, как наполняешься его теплом… Давно ли ты смотрела из окна своей комнаты, как медленно и красиво падает декабрьский снег?.. Давно ли ты радовала себя просто так в магазинах, покупая красивые коробочки и пакетики, не глядя на ценники и не думая, сколько на эти деньги можно купить другим?.. Давно ли ты спала столько, чтобы встать не по будильнику, а когда захочется. А по возможности – и не вставать подольше, а валяться в постели, прося себе то кофе, то пирожное в постель?.. Давно ли ты перечитывала любимые стихи… Вот скажи мне, какая первая строчка из любого стихотворения тебе сейчас приходит на память?..
– Еще один ненужный день, великолепный и ненужный… – неожиданно пробормотала девочка.
– … И мне во сне опять дана обетованная страна – давно оплаканное счастье… – закончил за нее Фей.
Девочка отложила блокнот со списком дел и заплакала.
– Девочка моя… Помогать другим – это хорошо. Но твоя жизнь принадлежит только тебе, и потому отказ – не значит разрыв отношений и контрактов. Иногда это просто пауза. С кем-то нужна пауза, с кем-то – стоп. Чтобы не возрождаться из пепла усталости, а предвосхищать саму усталость. Своевременным отдыхом, чашкой чая под шепот снежинок. Слушать и понимать плеск волн и щебет птиц можно только когда ты живешь своей жизнью. Ты у себя одна, и потому ты несешь ответственность только за себя… Что ты думаешь об этом?..
Девочка молчала, обдумывая слова Фея. Она еще всхлипывала, когда начала говорить:
– Я вспоминаю слова бабуленьки, которая говорила: неважно, какого размера кружка чая – важно, с какой скоростью ты пьешь этот чай. Как я могла забыть, – и, совсем успокоившись, с улыбкой сказала: – Спасибо, Добрый Фей… Прилетай еще. На чашечку чая.
– Обязательно! – пообещал Фей. – Прилечу обязательно. А пока – пока!..

Девочка еще немного посидела, вскоре проснулся муж. Она заварила им вкусного чаю, и они стояли у окна, молча смотрели на густой снегопад, медленно делая глоток за глотком из маленьких, но таких вместительных кружек…


Рецензии