Звезды, и лилии, и не только

    Даже камни порой бывает жалко… Особенно, когда на улице, в грязи под ногами, оказывается «нетронутый» культурный слой. «Безумие!» - воскликнул бы мудрец. «Расхитители гробниц»! – подумал бы археолог. «Вандалы!» - зазвучало бы в головах современных жителей города, если бы кто-нибудь, проходя мимо, обратил  на это внимание. И только бы, наверно, внимательный наблюдательный корреспондент, заметив на разбитых, истерзанных строительной техникой,  булыжниках, разбросанных вместе с песком на пешеходных улицах города, следы разумной деятельности, собрал бы вместе этих гордых молчаливых свидетелей самой загадочной культуры древнего человека и рассказал бы о них всему свету.

    Так неожиданно в начале декабря на посыпанных песком улицах города Одинцово появились предметы каменного века! Не камни, а именно,  предметы из камня,  приспособленные, и весьма удобно, к нормальной человеческой руке.
 
     Современному человеку нет необходимости изготавливать из камня, да еще  для себя одного, зернотерки (кофемолки), песты, орудия для охоты, каменные ложки, кремниевые ножи и топоры, незачем ему и «странные камни»,  но все эти предметы появились на улицах шлейфом вслед за техникой, которая рассыпала по пешеходным дорожкам антигололедную песчано-солевую смесь.

     Подняв, чтобы рассмотреть,  несколько разных предметов, и убедившись в том, что это артефакты, я решила отнести их в Одинцовский краеведческий музей, полагая, что эта историческая ниша потревожена  в Одинцовском районе.  Правда, вначале все-таки следовало уточнить, откуда везут песок в Одинцово, чтобы в музее четко обозначить место стоянки древнего человека.

                Как я искала «стоянку древнего человека»

     В ЖКУ №4 моего вопроса о том, откуда песочек, как будто бы испугались. Подвал с песком, закрытый на ключ, сотрудники ЖКУ открыть наотрез отказались, убеждая меня, что песок запасен еще в марте и используется для внутренних нужд, и что никаких камней в нем нет, а улицы посыпаются «живым» песком, то есть, только что привезенным. Где выгружается «живой песок» и где он смешивается с солью - не рассказали. Посоветовали обратиться к директору ДРСУ.

     В понедельник, 9 декабря, сразу после обеда, часа в два дня дозвонилась директору Одинцовского ДРСУ Владимиру Дмитриевичу Алтухову. Он не в курсе, откуда возят песок. Обещает уточнить. Перезваниваю минут через пять и получаю ответ: песок возят из Наро-Фоминского района, из карьера около деревни Василисино.
 
     В Интернете оказалось нетрудно найти карту местности, где добывался песок, привезенный на улицы Одинцово. Правда, на карте было два Василисиных - старое и новое. А карьеров целых три.

     Несмотря на то, что земля, на которой были разрыты огромные котлованы,  относится к землям сельскохозяйственного назначения, с января 2013 г. здесь полным ходом идет добыча недр - песка и гравия.

     Кто же спешит разрыть рядом с деревней Акишево большие ямы, и что он в них так яростно ищет, если не помогают ни пикеты местных жителей, ни запреты прокуратуры?

     С мая месяца нет никаких вестей от блюстителей порядка, и жители поутихли – устали… Но как только люди смирились с неприступной бюрократической стеной, как вдруг «на пикеты» вышли сами  «гости» из прошлого! Ожили окаменевшие древности и пошли по всей Московской области, предъявляя себя каждому встречному. Далеко им, лежащим на дороге, до церковных колоколов, но кричат они раздирающим душу немым криком о нашей беспечности и жестокости  друг к другу и к собственной истории. Карьеры на землях сельхозназначения - деяние незаконное. Рядом с карьерами, на полях, - не собранная с осени кукуруза. Что мы за народ такой, что давно уже не смотрим под ноги, не признаем законов природы и общества, всё продаем и строим, строим и продаем! Пошли по миру "живые камни", вопиет живая душа, поднимая этих мудрых свидетелей российской истории, старательно обработанных простым человеческим трудом и обретших в человеческой руке легкость пушинки...
    
                Доисторическая цивилизация

     Передо мной коллекция очищенных от песка и вымытых каменных предметов, подготовленная к отправке в Наро-Фоминский или Верейский историко-краеведческий музей. Под каждым предметом ярлычок с номером. Больно за нашу историю… Ведь если ковшами экскаваторов задет настоящий культурный слой, то он просто окажется смешанным с землей или снегом и утилизируется на снегоплавильных пунктах, если срочно не остановить добычу ископаемых и строительные работы на территории «василисинского» карьера. А будь в нем организованы достойные археологические исследования, - непременно нашлось бы нечто поинтереснее, чем  каменные предметы, рассыпанные по дороге…

     Эта земля, безусловно, хранит исторические реликвии и не может находиться в частном владении! Уместны были бы на месте карьера таблички, как у нас, в Одинцово на курганах, с  надписями, например, с информацией о разработчике.

     Исследователь XIX в. Богданов А.П.в своих "Материалах  для антропологии курганного периода в Московской губернии", изданных в 1867 г., отмечал, что под Вереей остаются неисследованными многочисленные курганы дославянского происхождения. И теперь, не успев даже выяснить, кто населял территорию русских земель с  древнейших времен, их новые хозяева варварски раскидывают исторические свидетельства по дорогам столетий. Одно только замечание директора Верейского историко-краеведческого музея Ю.В. Комаровского в книге "Памятные и самые красивые места Наро-Фоминской земли", изданной в 2012 году, о том, что "по всему Наро-Фоминскому району, если присмотреться к полотну дороги, можно найти окаменелости..." показывает, как стремительно исчезает надежда познать таинственное прошлое родной страны.

     По тем предметам, которые из глубины веков оказались передо мной на письменном столе, разложенные в ряды, с ярлычками, можно было многое узнать о культуре в доисторической Руси. Во-первых, здесь жили очень смекалистые и находчивые люди. Да-да, самые настоящие люди, а не какие-либо человекообразные существа. По утверждению А. Богданова, у них были самые что ни на есть настоящие человеческие носы. Эти люди очень любили рисовать и тщательно заботились о своем здоровье.    

     Среди  каменных предметов на моем столе больше всего оказалось так называемых «карандашей» для правой и для левой руки, и таких, которые было удобно держать как в правой, так и в левой руке.  Эти предметы, возможно, предназначались  для письма на глине. Несколько белых, подобных известняку, небольших камней, иногда с сиреневыми прожилками, внешне напоминающих молочные зубы. Эти реликтовые камни были похожи на лечебные массажеры. При трении о сухую кожу «массажер» электризовал ее, а кожа источала запах, как эбонитовый диск. Возможно, древние обладатели камней таким образом использовали статическое электричество для избавления от боли в суставах.

     Директор Верейского историко-краеведческого музея  Ю.В. Комаровский на своей страничке в интернете упоминает исследование Е.А. Ивановой, опубликованное на страницах журнала «Московский краевед» №4,1928 г. и обращает внимание на присутствие в древних известняках фтористых соединений. При том, что известняки в большинстве случаев остаются белыми. Исследователь отмечает, что «присутствие фтористого кальция в морских отложениях, в известняках несколько загадочно...». Роль фтора в них остается невыясненной.   

                Странные камни

     Очевидно, что люди в те времена были весьма изобретательны. В том, как они осуществляли огранку поверхностей различного вида каменных «помазков», усматриваются зачатки интеллигентности, инженерной мысли. Предметов, искусно приспособленных для распределения кремов и масел по поверхности кожи,  оказалось тоже несколько.  Все их отличала гладкая глянцевая поверхность для распределения крема и удобно расположенные выступы на рукоятке (для пальцев).

      Конечно же, наши предки охотились. Не только на птиц и диких животных. Миниатюрные каменные «топорики» могли использоваться для удержания ускользающих насекомых и свидетельствуют о том,что их обладатели не брезговали и этим видом пропитания.

     Гранитные и кварцевые плоские с одной стороны камни, возможно, использовались как зернотерки*, которыми легко измельчалось в муку пшено, другие не слишком твердые зерна. Огонь добывался, по всей очевидности, посредством трения лучины об отверстие в камне, предварительно заполненное пучком сухой травы.

     Среди находок были и абсолютно «странные» камни. С виду камень - и только. Сфотографируешь - на фотографии проявляются новые, не видимые ранее черты (http://proza.ru/2014/12/16/1587 руны, руевит на фотографии справа). Откуда, из какой исторической ниши явилось всё это в наш современный мир? Найти ответ помогли бы добросовестные археологические исследования в Наро-Фоминском районе Московской области в окрестностях города Вереи, но там, где на землях сельскохозяйственного назначения  был раскопан  Василисинский песчаный карьер, уже ничего нет, кроме ямы, которую в скором времени местные власти обещают обратить в спортивный объект.

*жерновки

На снимке: странный камень.               

Текст вместе с другими фотографиями опубликован 19.12.2013 года в газете г. Одинцово "Диалог. Слово - Дело" № 49 (148), с.3 под заголовком "Даже камни порой бывает жалко".


Рецензии
У нас делали дорогу и раскопали древнее кладбище. Огородили, археологи начали работу, дороге пришлось подождать.
Очень жаль, что местные власти у вас этого не сделали.
Ваша тема про камни очень интересна.

Алла Динова   11.01.2021 10:40     Заявить о нарушении
А у нас власти всё почистили, что разрыли, археологи даже "не понадобились".

Лариса Студеникина   12.01.2021 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.