Заметки на манжетке - 297. Парадокс ценности-полез
В действительности понятия ценности и полезности благ не аутентичны. Их величины иногда даже диаметрально противоположны для одних и тех же благ. В этом и заключается парадокс ценности – полезности. Большинство людей не в состоянии его разрешить.
Так из материальных благ наиболее полезным является воздух, без которого человек не может прожить и пяти минут. Но ценность воздуха для нас нулевая, поскольку мы не платим за него никакую цену в силу его нередкости. Поэтому, дыша воздухом бесплатно, люди спокойно относятся к тому, что у них под носом корпорации ради прибыли его отравляют. Они необоснованно отождествляют нулевую ценность воздуха с его якобы бесполезностью. До тех пор, пока вредные массовые последствия отравления воздуха не станут очевидными.
Аналогично - из нематериальных благ наибольшей полезностью обладают время жизни и информация (с преобладанием второго над первым). Но для большинства людей это якобы наименее «полезные» блага, поскольку люди их очень низко ценят. При этом они опять - таки необоснованно отождествляют ценность и полезность этих нематериальных благ.
В чем причина того, что парадокс ценности-полезности даже в отношении этих важнейших благ не в силах разрешить большинство людей?
- Большинство людей почти до самой смерти слепо верят в бесконечность своей жизни, то есть в нередкость каждого ее дня. Далее они отождествляют почти нулевую оценку ценности дня жизни с такой же низкой его (дня) полезностью.
- Информация в силу своей абстрактной, нематериальной сущности, что позволяет ее легко тиражировать, приобретается людьми или бесплатно, или очень дешево, что маскирует ее полезность, создавая впечатление ее доступности всем, то есть - ее нередкости. Далее низкая или даже нулевая оценка ценности (возможно, вполне справедливая), необоснованно переносится на оценку полезности информации.
Коренной причиной такого бессилия в разрешении парадокса ценности-полезности важнейших неосязаемых благ является нежелание людей думать, за которым стоит первородная лень.
Свидетельство о публикации №213122001342