Знакомство заметки наспех

АВТОР: Лада V. ОДИНЦОВА               
1
            Когда в нашем "расейском"  общественном транспорте пассажиры стали  мне уступать место,  я поверила  в конце концов  в  то, что состарилась.   
            А когда по случаю 45-летнего юбилея  моей творческой деятельности Мэр Москвы  распорядился подарить мне ноутбук(которым я никак  толком не овладею), то я убедилась в том, что  я - не просто старая, но даже древняя: перенесло же меня  как-то по волнам времени из одной цивилизации ( советской, коммунистической)  в другую - компьютерную!..
           Ноутбук наводит на меня  состояние  панического страха: страшно оттого, во-первых , что я чересчур уж старая и древняя для столь волшебной игрушки!   А во -вторых, страшно от того, что мой профессиональный писательский труд, которому училась я только  как минимум  два десятилетия ради постижения  всех тайн ювелирного писательского мастерства нежданно-негаданно взял да и обесценился!..Обесценивание писательского ремесла  произошло  по причине возникновения компьютерной  графомании - особого  явления из псхиатрической области ИГРОМАНИИ, иными словами : новой формы игровой зависимости. Графомания (она же  - игромания) есть разновидность психического расстройства, как это понятие расшифровывается  Медицинской  Энциклопедией. Поэтому мне - профессиональному   Идеологу (чем являлся  специально обученный  советский писатель в 20-ом столетьи) совершенно неуютно да и неловко  вдруг оказываться  в компьютерной толпе игрозависимых графоманов, для которых Писательство отнюдь не является ни трудом,подлежащим  строгой нравственной ответственности,  ни ремеслом, требующим огромного количества  профессиональных знаний и  навыков,  ни вообще  тем магистральным  обстоятельством судьбы, которое  направляет   и формирует движение всей жизни.  Графомания есть мания  складывать из слов  фразы и абзацы подобно тому, как дети азартно и вдохновено строят  из разноцветных   кубиков свои сооружения,- т.е. графомания    отнюдь не является искусством, тогда как Литературное  Творчество есть разновидность Искусства. Но для того, чтобы заниматься искусством литературного жанра необходимо множество условий, начиная с полноценной и  добросовестной гуманитарной образованности человека, затем с обнаружения в нем талантливости , которая нисколько не совпадает с  восторженным мнением  преподавательницы русского языка и литературы , потому что КРИТЕРИИ ТАЛАНТЛИВОСТИ
  установлены  другими  специалистами - а именно выдающимися мастерами литературного жанра , о которых я повествововала в своем двухтомнике  эссеистики:  "КАМЕРТОН" и "ЭПИЗОДЫ..."   Критерии Талантливости известны исключительно литературным профессионалам - причем,  бескорыстным профессионалам старой закалки, но вовсе не новым  беллетристам  и рифмотворцам, ориентированным на  поиски популярности, славы или  на  коммерцию.По этому поводу приведу пример  из рекламных листовок, раздаваемых возле метрополитена: в листовках обещают  сделать человека ( даже бездарного от природы) Художником  за один  учебный урок! Поскольку лично я рисовать не умею (кроме  любительских  каляк-маляк), то любопытство  привело меня на такой урок, чтобы понять, как это возможно, если брат мой - профессиональный живописец академического склада - овладевал тайнами изоискусства больше  20 лет ? Халтурщик - педагог раздал ученикам  пластиковые досточки, гуашь, банки с водой и показал фокус, как надо макать палец в воду , потом в гуащь для того. чтобы  намазюкать на доске  небо, море , скалы и волны. У всех  получились  "шедевры"в 5 минут! И все стали , с позволения сказать, художниками-абстракционистами. Одна я  лишь наблюдала в сторонке эдакое шоу  для самообольщенных "живописцев" и вздыхала о профанации Изоискусства. Абсолютно то же самое  происходит сегодня и в творческом жанре  Литературы.
         А ведь еще в  начале 20-го столетья писательский труд считался  священнодейством.! Несмотря на то, что Теория Творческого Метода Соцреализма в СССР поглумилась над писательским священнодействием ( я  повествовала об этом в мемуарной книге "Писательство как миссия"), истинное писательское ремесло продолжало сохранять классические требования и традиции, которые пришлось мне  сообщить  начинающим любителям  литературного творчества в нескольких  своих литературоведческих книгах подряд. И вот появился компьютер и превратил   наше ювелирное священнодействие в машинно-бухгалтерское  бумагомарание,  а точнее сказать : превратил  писательство в  "мазюканье  словесной гуашью по пластиковой доске" -т.е. по компьютерному экрану. Таким образом писательская профессия Изящного Мышления  по сути дела  обесценилась едва ли не до уровня заборных надписей: в ней стало  нормальным явлением присутствие нецензурной брани и другого  грязного сквернословия,  сделались нормальными  антиэстетизм ,низкое бессыдство  поведения , целенаправленная дезинформация (например,  ложь о непогрешимости  Сталина  )и т.д.  и т.п.
        И вот  воля Божия  перенесла меня по волнам времени  из 20-го столетья в 21-ое: из советской цивилизации в компьютерную; а по случаю 45-летнего юбилея  моей творческой деятельности  московский Мэр  распорядился наградить меня ноутбуком, за которым я  сейчас с прилежанием первоклассницы  учусь писать первые электронные тексты. Это и есть мое знакомство с волшебным прибором. Такое занятие  внутренне оскорбляет  сложившееся за четыре с половиной  десятилетия  мое  представление  о писательстве как о священнодействии. Происходит насильственная ломка  в душе; и я испытываю  от  своего предательства Принципа Писательского  Священнодействия  стыдливое чувство ,сравнимое с  юношеским потрясением от потери целомудрия. Я задаюсь вопросом: почему же  никто из старых мастеров, кроме меня  да  нескольких коллег-лауреатов, не   страдает от  взаимодействия с электронной машиной? И  отвечаю на вопрос: потому, что  изменились времена, и  времена изменили людей. Хочу ли я  остаться  прежней  классической  писательницей, аккуратно переписывающей  исчерканные черновики  за черновиками ручкой  и с душевным содроганием  доверяющей  компьютерный набор  произведений  Машинистке либо хочу хоть как-то приспособиться к новому времени и к новому способу  письма? Пожалуй,  в силу    компромиссного характера я  и пойду по пути компромисса:  буду  писать  заявления в ЖЭК насчет коммунальных  платежей  на этой сияющей, но бездушной машине, вторгающейся в тайну моего внутреннего мира, а литературному творчеству  предоставлю  исконное художественное право  священнодействовать...
                2
    Мой старинный приятель Владимир Личутин (автор исторического романа о старообрядчестве) однажды с профессиональной трибуны  изрёк думу о массовой графомании, обгаженной (цитирую) компьютерными « мышами»…Живой  старо-советский  литературный классик Личутин выразил общее мнение профессионалов Старшего Писательского Поколения о компьютерной беллетристике и о компьютерном рифмотворчестве. Это и  понятно: за  качественный писательский труд платить нам перестали, - графоманы сделали писательское ремесло дармовым. Т.е. произошла подмена духовного хлеба  кормовым жмыхом, причем, несведующие массы  Пользователей абсолютно не способны заметить разницу между тем и другим.
      Итак, профессиональный писательский труд обесценился  в графоманском потоке, сделался дармовым, и старые добросовестные советские классики оказались  не у дел, затерялись  в графоманском скопище, словно никогда  не существовали .От невостребованности многие из нас умерли – почти все: осталась жалкая горсточка. И только лишь  огненная советская закалка понуждает еще чудом уцелевших  энтузиастов  завершать каждому свою миссию, данную от Бога: миссию по воспрепятствованию превращения «подшефного» нам народа в самообольщённых варваров.
     После Второй Мировой Войны, когда я родилась, школьники изучали такой предмет, как чистописание, или Каллиграфия, которая всегда напоминала мне графическое рисование пером. Для Каллиграфии требовались перьевая ручка и лиловые чернила. До самой старости сохраняется у меня каллиграфический   почерк, как в  прописях, обретённый вследствие детского изумления перед красотой начертания букв на бумаге. Тогда же в киевском отрочестве сделалась я страстной филокартисткой – коллекционером художественных открыток. Мать подсовывала мне мудрые книги с афоризмами великих людей, я переписывала афоризмы на художественные открытки и раздаривала друзьям. Это увлечение составляло смысл моего детского существования.
     В июне 1967 года судьба занесла меня в Москву к моей дальней родственнице, обитавшей в частном доме на Палихе. Она происходила из той почтенной фамилии Максимовичей, среди которых прославился Жрец Наук, чей образ на Манежной площади  украшает  центральный фасад здания МГУ. С бабушкой Юлией Казимировной Максимович справила я 5-го августа своё 17-летие, поступила в Литературный институт, когда был там невероятный творческий конкурс : одно студенческое место на 2 тысячи претендентов, закончила ВУЗ и после многолетних мытарств  поселилась на Филях. Помнится, как впервые посетил мой творческий кабинет на Филях Юрий Кузнецов – звезда русской национальной поэзии, заметил на письменном столе деревянную ручку со стальным пером, лежавшую возле хрустальной  чернильницы, и воскликнул: «Я тоже привык писать только такой ручкой!»
     Литературный институт им.Горького при советской власти  обучал студентов всех творческих жанров  по законам коммунистического времени в духе создания из нас будущей опоры Кремля и делал из нас Литературных Комиссаров, пропагандистов, идеологов, воспитателей многонационального советского  народа. Самые ушлые из нас пробирались к вершинам власти, а самые добропорядочные  избирали путь народного просветительства.  Впрочем, талантливы были и те, и другие, как правило; но талантливость и тех, и других служила различным общественным целям. Об этом я писала в Седьмом Авторском учебнике «Школа Гармонии», в  мемуарно-литературоведческой книге «Писательство как миссия», затем в юбилейном 2-хтомнике («Камертон» и «Эпизоды из послевоенной истории советской литературы» -  издано в Праге: 2011 и 2012 годы). Мои 20 книг хранятся в Ленинской библиотеке и вполне могут поспособствовать любителям литературного творчества в задаче освоения академических основ Писательского Священнодейства.
         Ваш друг Лада В. Одинцова, сентябрь 2013 года    


Рецензии
Удивительно интересно! И замечательно хорошо написано. Иногда будто видишь...
С благодарностью...

Николай Серый   26.06.2017 13:12     Заявить о нарушении