Глава 4

Глава 4.

БУДДХИ-ЙОГА КАК ЗНАНИЕ.
В рамках освоения наследия Бхагавадгиты истинное учение Буддхи-йоги очень важно. И, видимо, по этой причине Господь дал ему ход в других близких сферах. Для того, чтобы найти буддхи-йогов, нам не нужно ехать в Индию. Этих людей мы найдём здесь. Великим буддхи-йогом является Николай Коперник. Элементом Буддхи-йоги служит перенос системы отсчёта. Феномен варьирования точкой зрения для Буддхи-йоги столь же фундаментален, как дхарана или концентрация внимания для Аштанга-йоги.
Взгляд, точка зрения, система координат, система отсчёта, убеждения, воззрения – всё это операторы Буддхи-йоги. Чтобы почувствовать глубину этого подхода, мы дадим глоссу. Стих 10 из девятой главы заставляет нас подумать о вариантном толковании. Блок «маядхьякшена» обычно переводится как состоящий из «майя» (мой) и «адхьякшена» (надзор). Однако фрагмент «дхья» (на) делает намёк на медитацию. Наблюдение как медитация. Обычно этот стих переводят так: «Под Моим наблюдением природа неживое с живым рождает, такова здесь причина, чьей силой колесо обращается мира».
Однако Свами Прабхупада видит глубже: «Материальная природа является одной из энергий Господа, действующей под Его руководством. Она приходит в движение только после того, как Господь бросает на неё Свой трансцендентный взгляд, подобно тому, как мать может забеременеть только после близости с отцом».
Этим толкованием мы побуждаем читателя сделать перепредставление знания. Обычно слово «точка зрения» или «система отсчёта» воспринимается чисто в информационном плане: система регистрации. Здесь «точка зрения – система отсчёта» обладает силой «трансцендентного взгляда». Регистрация есть принятие обратной связи. Однако система отсчёта обладает и силой влияния. В психологии есть ориентация не только мысли, но и воления, не только убеждения, но и пристрастия. Установка даёт ход и саттве и раджасу. Больше того, психологическая установка определяет не только наше отношение к объекту, но то, в каком виде этот объект должен нам представиться. Установкой мы задаём режим реализации в мире наших восприятий.
Мы уже говорили о том, что наши тела (грубое и тонкое) представляют собой устройства восприятия. Есть сам акт восприятия, а есть устройство для этого акта. При рассмотрении ССЧ темперации (старое тело/человек/новое тело) есть тенденция сведения понятия человека к понятию целеустремленной системы.
Пуруша определён желанием. Желание даёт волю. Воля ведёт деяние. Деяние определяет удел. Удел сидит в новом теле. Удел прост: 1) незнание Атмана, 2) знание Его. Атмана люди не видят из-за того, что не формируют при восприятии Его полноту. Да, есть дыхание. Да, есть речь. Да, есть разумение. Это лишь имена явлений Атмана. Надо Его воспринять как систему. Мы будем давать основу системных представлений. Зачем это надо человеку? Брихадараньяка Упанишада поучает (1.4): «И если кто-нибудь покидает этот мир, не видя собственного мира, то мир тот не принесёт ему пользы. Лишь Атмана следует почитать как мир». Мы говорим, что создание Собственного мира напоминает покупку билетов в хороший вагон. Этот вагон в составе туристического поезда идет вдоль моря. И пассажир, сидя в тепле, любуется штормом. Гештальтом называют целостное образование. Восприятие есть целостный образ предмета, который «считывается» из сенсора. Первичны не ощущения, первичны гештальты. Целостности психических образований имеют уровни. Господь Бог отдельным людям дарует талант познания целости Атмана. Мы можем зафиксировать два совместных процесса:
(новое тело/старое тело),
(собственный мир/несобственный мир).
Таким образом, заданы границы реальности. Все происходящее находится внутри этих границ, и мы Атмана начинаем почитать как мир.
Мы говорим: «Бытие есть восприятие». Мы это говорим не сами, мы следуем вслед за мыслью Бога. Великий учитель Свами Прабхупада делает такой перевод восьмого стиха (гл.15) поэмы нашего Господа: «Живое существо в материальном мире переносит из одного тела в другое свои различные представления о жизни, подобно тому, как воздух переносит различные ароматы. Так оно принимает один тип тела и вновь покидает его, чтобы принять другое».
Есть различные представления о жизни (ПОЖ). И каждому ПОЖ соответствует своя система отсчета (СО). Последняя связывается с конкретным способом восприятия.
Восприятие есть процесс, в котором связка ощущений переходит в сознание и занимает в нем свое место.
Системы отсчета бывают двух типов: 1) глобальные, 2) локальные. «Глобальность» системы отсчета определяется максимальным телом, с которым она связывается. Внутри максимального тела создаются локальные системы.
Господь Кришна задает нам максимальное тело в виде «Я». Система отсчета должна быть «положена» на «Я». Тогда из него все и будет «видеться». Обычно у людей происходит самоустановление системы отсчета на том, что «любится». Если мы любим Господа, то из системы отсчета, закрепленной на любви к Богу, мы будем видеть весь мир. Наше восприятие будет соответствовать данному способу организации опыта.
Отметим естественный способ формирования пространства для конкретной системы отсчета. Для простоты предположим, что максимальным телом нашей СО является город современного образца. Мы начинаем с восприятия пространственного сегмента на поверхности собственного тела. Затем мы мысленно продолжаем простирание нашего тела за его пределы. Так мы создаем представление о его пространстве. Мы ощущаем пространство, поддерживая мышечной системой стабильность поля восприятия. Вот перед нами наглядно воспринимаемое пространство, которое наполнено предметами. На эту систему действуют силы психической установки. Предметы видятся по-разному. Их суть меняется в зависимости от наших надежд и опасений. Этими убеждениями и пристрастиями мы определяем то, в каком виде (для нас) появятся эти предметы. На установку в порядке обратной связи влияют события внешнего мира.
Господь Шри Кришна нас учит (гл.2, стих 16): «То, что есть, никогда не исчезнет, что не есть – никогда не возникнет; этих двух состояний основу ясно видят зрящие сущность». Мир созидается нашим Я. Если есть только Я, то как возникает мир? Мы должны создать темперацию (Я/не-Я). В каких пределах живет эта темперация? Она живет в пределах исходного абсолютного «Я». Индивидуальный дух присутствует в сердце вместе с Господом Параматмой. Но есть Целое Я, которое включает его. Я есть Господь Брахман, при этом Он охватывает меня, давая мне пределы. Бог есть моя сущность. Он есть мое «Я». Эти условия могут осуществиться только в том случае, когда Господь Брахман выступает в качестве ССЧ (S) темперации (Я/S/не- Я). Если наше Я созидает мир, то делает это только через участие Господа Брахмана. Так мы осознаем результат синтеза Веданты и Санкхьи, полученный Господом. «Я» создает манас (ум). В уме Я проявляет чувства. В нем же оно же ведет все действия и пожинает плоды. Кроме ума просто нет агрегата, в котором все бы это шло. Все, что мы видим происходящим вокруг себя, происходит внутри ума. Подобно Я вечно и наше освобождение. Вернее, мы уже свободны, просто наш ум хочет, чтобы мы были заняты его делами. Однако Господь нам говорит: «То, что есть, никогда не исчезнет».
Читатель должен сейчас сделать первый шаг своего коперниковского поворота. Принято считать, что причиной созидания-сохранения-разрушения мира является природа. Дело обстоит совсем по-иному. Господь Бог принимает на Себя роль Брахмы-Вишну-Шивы, созидая их в духе, и Они, созданные, ведают соответственно процессами анаболизма-метаболизма-катаболизма. Необходима метафора. Необходим образ для более ясного представления идеи.
Метафор четыре: Огонь, Пламя, Искры и Дым. В сумме они создают удивительный по силе образ. Его нужно принять в качестве основы медитационной практики.
Огонь – это Бог, Он питает все энергии, а также субстанции всех вещей, материальных и нематериальных. И в пламени, и в искрах, и в дыму огонь присутствует.
Дым есть космическое проявление.
Искры дают представление о многих духах живых существ.
Пламя представляет собой Прадхану или природу. Надо уяснить, что дым (вселенная), искры (существа), пламя (Прадхана) есть просто черты огня. Они есть «видимость» Бога.
Классическая Санкхья утверждает, что Пракрити есть источник творения. Однако мы уже сменили точку зрения: Природа не может быть отдельной от Бога! Правда, хорошо!
Читатель, по-видимому, почувствовал в наших рассуждениях значительное присутствие западного мышления. Поэтому мы спешим перейти к восточным эталонам.
Мы только что говорили о психологической установке. Сейчас речь пойдёт о концепции «даршаны». Даршана есть духовное видение, интеллектуальный взгляд на сущее, точка зрения. Одновременно Даршана есть общее имя философских систем в Индии. Эти системы оформились в середине I-го тысячелетия. Известная нам классическая Санкхья является Даршаной. Это означает, что она представляет возможную точку зрения в общем процессе восхождения к Истинному знанию.
Сделав такие заметки, мы перейдём к теме Буддхи-йоги. В предыдущей главе мы не дали определения этой системе, введённой Богом в Свою поэму. Это связано с тем, что Господь Кришна не даёт определения этой системе, но предполагает, что мы по логике вещей сами владеем её смыслом. Поэтому нужна великая осторожность и обстоятельность. Мы возьмём на вооружение тактику постепенности, и шаг за шагом будем идти к цели.
Совершенно очевидно, что Буддхи-йога возможна только при содействии Господа Параматмы. Человек должен четко сказать Господу, что он намерен посвятить жизнь созерцанию Всевышнего. Теперь человек должен видеть лишь хорошее. Это максимальный вариант системы восприятия. Господь открыл нам Свою трехчленную структуру знания через устройство текстов Поэмы. Мир «практичен» до тех пор, пока человек лишен знания Истины. Когда человек обращает взор к Господу, то он понимает, что ошибочно считал себя деятелем. Человеческая деятельность виртуальна. В уме сидят предметы вожделений. Ум выдает желания. В уме же дух меняет тела. Если желанный образ оказался в сфере чувственного опыта (любимая или любимый пришел на свидание), то происходит исполнение желаний. Человек счастлив. В противоположном случае имеет место страдание. Таким путем наблюдатель вкручивается в зависимость от образов. Если душа хочет обладать и наслаждаться, то ум ее генерирует образы вожделения. Поэтому похоть надо убрать.
СТАНДАРТ САНКХЬИ.
В уме-манасе работают пять сенсоров и пять моторов. Предмет на входе есть связка ощущений. Реагирование есть связка действий. Десять стихий (сенсоры плюс моторы) сидят внутри манаса. «Время-место-действие» есть состояния сознания, связанные эго. Господь Капила учит (Шримад-Бхагаватам кн.3, гл.26, стих 28): «Ум известен под именем Господа Анируддхи, повелителя чувств. Его иссиня-черное тело напоминает цветы лотоса, распускающиеся осенью, и, идущие путем йоги, открывают Его для себя». В чем же роль Буддхи? Господь Капила поучает, что функция последнего состоит в том, чтобы определять природу объектов, которые идут в поле зрения существа. Буддхи таким образом помогает индриям.
Господь КАПИЛА уточняет:
«Сомнение, заблуждение, верное представление, память, сон считаются функциями Буддхи».
Примечание. Мы опираемся на литературу, которая различна по своим свойствам. Шримад – Бхагаватам является комментарием к «Веданта-сутрам». Он написан широко и ясно. Литература типа «Сутр», например, Йога-сутры Патанджали, написана лаконично. «Сутры» возникли в рамках традиции, рассчитанной на устный характер обучения. «Учитель – Гуру» сопровождал чтение «Сутр» комментарием. Ученики использовали «Сутры» как путеводную нить. Слово «сутра» переводится как «нить». Можно полагать, что при создании текстов сутр применялся аппарат кодирования. Нужно декодирование, нужен ключ. Академик Б.Л.Смирнов считает, что к «Йога-сутрам» «ключ потерян». Мы всегда указываем имя автора перевода каждого конкретного текста. В том случае, если имя не дано, мы делаем перевод, базированный на знании «системы Бхагавадгиты».
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ.
Когда мы применяем слово «отождествление», то надо полагать, что речь идет об идентификации «Я – абсолюта» с тем или иным объектом.
Сказанное выше для многих непонятно. Необходимо хорошее объяснение. Надо на примерах показать, как «работает» слово «отождествление».
Обычно мы себя отождествляем с обстоятельствами внешнего мира. Для многих на первом месте стоят взаимоотношения. Мы сильно зависим от них. Многие люди говорят: «Эти отношения и есть моя жизнь». «Они есть Я сам: Я выражен в них». Мы также отождествляем себя с работой, с личными интересами, со своим телом, со своим имиджем. Мы целенаправленно формируем «свой» образ, выделяем свои ценностные характеристики. Мы желаем оказывать эмоционально-психологические воздействия на других людей и существ.
В нашем языке мало выразительных средств, которые помогли бы рассказать об этой громадной работе. На нее идет энергия. Здесь уместно понять полный смысл слова «Атман». Зададимся вопросом: «Что есть в живом существе Атман?». Мы иногда отождествляем его с телом. Однако Атман есть Я сам. Человек может связывать Атман (т.е. самого себя) со своим социальным положением, с детьми, с успехами. Атман есть критерий нашего управления реальностью. Отождествление есть средство подчинения этой реальности себе. Иллюзия живет в манасе. Реальность приходит в Буддхи. Идентификация есть установление совпадения чего-либо с чем-либо. Слово «identifiсarе» означает «отождествлять». Мы волевым порядком отождествляем две вещи. Они не обязательно абсолютно одинаковы, они могут совпадать по значению одного параметра. В более общем смысле термин «идентификация» «перерастает» в слово «моделирование». Одна вещь может «совпадать» с другой вещью в плане её моделирования или макетирования. В своем стихе (гл. 2, стих 44) Господь Шри Кришна говорит о «макетировании» Атмана на основе Буддхи. Таким путем достигается самадхи. «Сама» означает «созерцание», «дхи» - «ум». Атман сам себя видит через Буддхи. М.Говиндан считает, что «Самадхи не является объектом, и его невозможно определить однозначно». Ясное дело, что при самадхи ум остановлен. Идет процесс осознавания того, чем является осознавание. Некоторые авторы самадхи называют «поглощением сознания». Не ясно слово «поглощение».
И наш Бог предупреждает нас о необходимости «вьявасая-атмики» или решения, погруженного в твердость. Господь нам открыл наши глаза!
Очень интересно, что мудрец Патанджали дает следующее определение (1.2): «Йога есть остановка отождествлений с «вритти – процессом» сознания».
При этом он утверждает (1.6), что последний складывается из пяти подпроцессов: 1) истинного познания, 2) заблуждения, 3) воображения, 4) сна, 5) памяти. Мы можем предположить, что ход сознания (читта) в йога-даршане Патанджали идентичен процессу разумения (Буддхи) в Санкхье.
Если желаемое стало ощущением и свершилось, то душе очень хорошо. Если желаемое не свершилось, сидит в уме, то жизнь «прошла мимо». Есть локальный Наблюдатель и есть глобальный Наблюдатель. Есть два вида восприятий. Они имеют свои системы: 1) восприятия «желаний-ощущений», 2) перцепции общего хода дел.
Приведем на санскрите знаменитую (1.2) фразу Патанджали: «Йогах читтах вритти ниродхах». Б.К.С. Айенгар делает такой перевод: «Йога – это прекращение движений сознания».
Слово «вритти» означает «движение», «работа», «образ действия». Ниродхах – прекращение, остановка, контроль. Таким образом, учитель Айенгар говорит о том, что йога связана с остановкой пяти «движений» сознания: 1) истинного познания, 2) заблуждения, 3) воображения, 4) сна, 5) памяти. Учитель уточняет свою позицию: «йога – это прекращение любого колебания в сознании».
Таким образом, мы видим, что перевод Б.К.С. Айенгара не совпадает с нашим переводом.
Мастер йоги при этом слову «читта» делает такой перевод. Он говорит: «Читта есть сознание, формирующееся за счет трех факторов – ума (манас), интеллекта (буддхи) и эго (аханкара)».
Вот мы и перевели слово «читта» как «отождествление Абсолюта с объектом». Он, Абсолют или Я, является побудителем трех указанных выше факторов.
В связи с тем, что мудрец Патанджали отрицает необходимость такого отождествления (ниродхах), то в нашем переводе речь идет об остановке подобного процесса. Мы следуем научению Господа. Бог говорит, что существуют два режима жизни: высший и низший. При высшем варианте человек также видит материальную жизнь и участвует в ней, исполняя свой долг. При этом Я дистанцировано от объекта. При низшем режиме человек в материальной жизни находит объекты своего вожделения и становится удачником или неудачником.
Господь четко разъясняет (гл. 18, стих 60): «Своей собственной кармой скован, естеством порожденной, сын Кунти, ты свершишь, даже против воли, то, что делать, безумный, не хочешь».
Таким образом, мы сделали открытие: есть два вида йоги.
Первая йога, стремящаяся, согласно Б.К.С.Айенгару, «к контролированию и усмирению движений сознания йогина», базируется на четких постулатах. В этой йоге в сознании человека «вритти-процесс» не допустим. Вторая йога иная.
Мы воспринимаем достоверное знание, идет перцепция заблуждений, мы переживаем состояния воображения, сна и памяти. Йога состоит в том, что мы, вместо привычного переживания: «Я есть это ощущение», «Я есть это воспоминание», «Я есть это деяние», уже говорим: «Я есть сознание этого ощущения», «Я есть осознание этого воспоминания», «Я есть разумение этого деяния».
Становятся кристально ясны слова Господа (гл. 2, стих 38): «Уравняв с пораженьем победу, с болью – радость, с потерей – добычу, начинай свою битву, кшатрий! И тогда к тебе грех не пристанет». Господь Шри Кришна этими словами фиксирует факт следующего вида. В стихе 25 (гл. 2) Он ведет речь о том, что Атман «невообразим – неколеблем – неизменен». Господь побуждает ученика представить свой Атман именно таким. Этот Атман отделен от мира плоти, и надо рассматривать плотское через плотское. «Посмотри на себя, - говорит Господь, - ты свой Атман связываешь такими вещами как победа-радость-добыча. Освобождение состоит в безучастности: ты не должен себя отождествлять с тем, кем не являешься (стих 15, гл. 2)». Строго говоря, то, что Бог сказал ученику, является формулировкой понятия йоги. Высшее разумение не должно реагировать на вритти – процессы мирской жизни. Оно должно иметь свой отдельный план. Телесный динамический стереотип способен полностью управлять материальными процессами.
Господь дает четкое поучение (гл. 2, стих 58). В том случае, когда проблемы «победы-радости-добычи» начинают атаковать человека, ему надо свои чувства «вбирать» вовнутрь. Следует подражать черепахе: она умело свои члены прячет под панцирь. Мы своими словами передали содержание 58 стиха второй главы.
Прочтем еще раз определение функций Буддхи, данное Господом Капилой, и после этого остановим внимание на словах Свами Прабхупады (который делает комментарий).
Свами говорит: «Исследование природы своего «Я» начинается с сомнения. Осознав свою истинную природу, человек понимает, что отождествление себя с материальным телом является заблуждением. Это заблуждение называется «випариаса». Поняв ложность телесной концепции жизни, человек обретает способность составлять верное представление о своей природе. Правильная концепция в данном стихе определяется словом нишчайях, что значит «знание, подтвержденное опытом». Смрити – значит память, свапна – сон. Сон для Буддхи нужен. Без сна мозг не может нормально функционировать». Мы видим, что все эти вещи нужны. Больше того, Свами Прабхупада показал, что их использование приводит нас к познанию природы своего «Я». В отличие от мастера йоги Б.К.С.Айенгара, Свами Прабхупада ведет толкование сутры 1.2 из другой системы отсчета. Он связал систему координат с «телом» Буддхи. Б.К.С.Айенгар систему своего толкования связал с «телом» Читты. Ему видится другая картина.
У некоторых читателей возникло беспокойство. Мы ввели термин «отождествление», который присущ современному формализму. Не происходит ли навязывание учению идей, которых оно не имеет? Ответ: слово «sarupya» означает «ложное отождествление». Читается оно: сарупья!
В стихе 1.3 мудрец Патанджали говорит: «Видящий или Я находится в своей действительной форме только тогда, когда выполняются условия стиха (1.2)». В стихе 1.4 сказано: «В остальное время «Я» совершает ложное отождествление». Мудрец использует слово «сарупья». Мы должны понять, что в обычной жизни человек привычно отождествляет себя с вритти-процессами (ощущения, эмоции, волнения, воления). Нам предстоит работа по отделению нашего Я от низших проявлений. В теле много низших ментальных и физических феноменов. Мы не должны допускать отождествление «Я» с объектами произвольной природы. Естественно, что данная работа требует знаний. Буддхи должен иметь набор допустимых категорий.
Мы сейчас ввели понятие концептуальной системы отсчета. Ниже будет показано, что Господь Кришна применяет это понятие, характеризуя Свой метод Буддхи-йоги. Господь, в частности, показывает, что необходима остановка отождествления нашего глубинного Я с пятью базисными процессами в нашем интеллекте. После подобной остановки наступает йога. Однако для Господа это только первый шаг. На втором шаге Он переводит базисные функции в автоматический режим. Человек, владеющий подобным автоматическим режимом, уже может исполнить йогу Господа Кришны. Суть этой йоги дана в 48-м стихе (гл.2): «Оставив привязанности, будь стоек в йоге исполнения дхармы. Не беспокойся о её совершенстве или несовершенстве. Такая самотождественность зовется йогой». Йога Господа Кришны знаменует собой особый процесс, в котором мокша (освобождение) и дхарма (долг) находятся в одновременном исполнении. Самотождественность обеспечивается как непривязанностью, так и пребыванием в духе.
В 48-м стихе (гл. 2) Бог дважды употребил термин йога, с одной стороны Господь говорит: «йога-стхах куру кармани». Здесь слово «куру» означает «исполняй». Интересно вспомнить, что поэма начинается вопросом царя Дхритараштры, в котором также фигурирует слово «куру» (в содружестве со словом «кшетре»: куру-кшетре).
И в этом же стихе используется понятие «дхарма кшетра» (Кшетрам – есть «место», «точка», «поле»). В.С.Семенцов делает такой перевод: 1) поле курукшетра, 2) поле дхармы. Однако можно также представить себе вариант: «поле исполнения».
Слово «йога» в 48-м стихе второй главы идет вместе со словом стхах. Мы говорим «стхана», связывая с этим словом понятие ранга, понятие степени отличия. Это особая «позиция».
Одновременно мы знаем, что «стхаирья» есть стойкость и фундаментальность. Можно предположить, что сочетанием «йога-стхах» Господь хочет подчеркнуть, что йога является техникой, сферой деятельности. Надо исполнять свое дело, но особо, «йогически», не привязываясь сознанием к фигурантам процесса исполнения. С другой стороны, Бог ввел в стих набор «самах бхутва саматвам йогах учьяте». Здесь Он подчеркивает важность стабильности духовно- психического состояния человека.
Неотождествленность Атмана с объектом в условиях продолжения телесно-физического взаимодействия и знаменует собой истинную йогу. Человек, ведя бой, продолжает оставаться духом. Для осознания всех этих деталей важно знание Шримад-Бхагаватам. В пятой книге этого произведения (гл. 11, стих 24-25) говорится о том, что «бесы» и «плохие люди» не повинны в наших бедах и гибели близких людей. «Коренная причина рождения и смерти – Всевышний». «Он создает этот мир. Он хранит его и уничтожает, но Он не действует ни как творец, ни как хранитель, ни как разрушитель, поскольку не связан последствиями деятельности». Высший Закон правит миром. Мы должны быть самотождественны, обеспечивая духовную инвариантность или независимость от всех материальных преобразований.
В какой форме выступает неотождествленность Атмана с объектом?
Если мы свое время тратим на «работу» в области «взаимоотношений», если в этой сфере потеряно взаимоуважение, то Атман идентифицируется с данным видом объекта. Однако в том случае, когда мы осознаем факт, что Бог вечно поддерживает индивидуальное существование каждого существа, то мы начинаем постигать бытие священных связей.
Господь говорит (гл.2, стих 12): «Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или эти цари; никогда не будет так, что кто-то из нас прекратит своё существование».
В семнадцатом стихе Бог уточняет: «Это Существование неподвластно разрушению». «Знай, мечи Его не рассекают, и огонь не сжигает, Партха; не увлажняет Его вода, Его ветер не иссушает» (гл. 2, стих 23).
Дух, вечный в своем существовании, отождествляется с материальными процессами, и такое отождествление порождает «релятивистский» эффект сознания. Господь Кришна учит нас, что Атман соединен с Буддхи, а также с другими тонкими элементами.
Такое соединение образует душу. Душа имеет размеры физического атома. Подобный объект повредить с помощью материального оружия невозможно. Душа вместе с Господом Параматмой находится в сердце. Жизненный свет души поддерживает жизнь тела, подобно тому, как солнечный свет поддерживает жизнь биосферы.
Все это хорошо звучит теоретически. Для того, чтобы эту теорию признать, нужна практика. Господь дает план такой практики (гл.2, стих 20): «Для души не существует ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она – нерожденная, вечная, всегда существующая, изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело» (перевод Свами Прабхупады).
В системах автоматического регулирования под инвариантностью понимается независимость главных параметров системы от изменения других ее параметров. Эти другие параметры могут начать изменяться из-за приложенных к системе внешних воздействий. Есть еще одно понятие инварианта. Последний представляет собой некоторое выражение. Например, математическое выражение – формула. Инвариант остается неизменным при определенных преобразованиях переменных этого выражения. Например, при переходе от одной системы координат к другой.
Встанем неподвижно в центре земли головой на север и спиной к солнцу. Мы увидим, что экваториальная поверхность бежит справа налево со скоростью 1.6•103 км/ч. Экватором считается линия, которая делит земной шар на два полушария. Однако человек на поверхности земли не склонен считать себя движущимся. Больше того, во время поездки на теплоходе по реке он обедает то на берегу, то в каюте. При этом все наши действия остаются привычными. Выпавший из рук предмет падает на пол каюты так же отвесно, как и на берегу.
Получается, что законы физики одинаковы для любого наблюдателя. Важно только, чтобы эти наблюдатели двигались друг относительно друга с постоянной скоростью. Такие системы получили названия инерциальных. Вид уравнения движения при переходе от одной инерциальной системы к другой не меняется. Это свойство называется инвариантностью закона по отношению к преобразованиям Галилея. Господь Бог мудро подготовил природу к обитанию в ней человека и других живых существ. Птица летит с большой скоростью. Изменился режим работы, и она села в гнездо, но уравнения сохраняют свой вид.
Подобно тому, как тело человека хорошо может пребывать как в каюте теплохода, так и на берегу реки, его душа может находиться в разных телах. При этом все наши действия остаются привычными. Вопросы продолжения рода мы мастерски решаем в любых телах. Управляющие алгоритмы при переходе от тела к телу не меняются: они имеют модульную структуру. Наши медитационные практики основываются на принципе постепенности. Если человек осознает все лучше и лучше связь духа и души, то он переходит в систему отсчета души. Душа работает с пятью энергиями: прана, апана, вьяна, самана, удана. Душа пребывает в сердце и свою «власть» с помощью праны передает окружению. Йогины с помощью поз управляют режимами пранической системы. Они таким путем открывают для себя особую йогу Господа Кришны – Буддхи-йогу. В этой йоге идет работа с системами отсчета. Мы выходим на понимание, что тела существ есть особые космические системы отсчета, угодные нашему любимому Господу. Есть четырнадцать видов существ и есть четырнадцать конструкций систем отсчета.
Если мы переносим свою систему отсчета с теплохода на пристань, то ее конструкция может остаться прежней. В том же случае, если подобная система переносится при переходе Атмана из тела человека в тело полубога, то, видимо, «технологически» необходима смена конструкции СО.
Мы должны понять (вид существа – человеческий) разницу между координатной системой и системой отсчёта. В геометрии система координат – это способ регистрации точек или на одной оси, или, если точки лежат на плоскости, на двух осях. Если точки занимают пространство, то их можно регистрировать с помощью трёх осей. Каждая точка имеет проекцию на оси. Три числа с трёх осей дают «номер» точки, чётко указывают область её расположения. В геометрии не интересуются движением тел, ибо движение их есть предмет физики. В описание движения обязательно входит время. Однако, для того, чтобы описать движение, надо выбрать координатную систему в геометрическом смысле. Кроме координатной системы надо иметь часы. Соединение координатной системы с часами называют системой отсчёта. Мы глядим, как движется тело, и координаты его центра тяжести фиксируем как функцию времени. Это мы рассматриваем движение в физике. Однако понятие Движения охватывает всякое изменение. Координатная система может представлять не только пространственные переменные, но и любые параметры состояния объекта.
Следующим классом координатных систем являются такие комплексы, в которых используются концептуальные орты. Поясним это на примере. В книге рефератов может встретиться такое сообщение: «Истина в Своих проекциях иногда приобретает невероятные формы. Чтобы вернуться назад к Ней, нужно знать направления взглядов. Мы будем смотреть на реальность вдоль категориальных ортов: «Единое-множественное», «идеальное-материальное», «цель-причина». И мы увидим, что целенаправленный (через усложнение организации) процесс мирового развития есть результат взаимодействия усилий, порожденных целью, и сил сопротивления, порожденных стохастичностью. «Изменчивость», «наследственность», «отбор» - вот категории этого конфликта. Изменчивость – это будущее и телеологический вход, наследственность есть прошлое, противостоящее будущему, а потому обратная связь, отбор – это решение приводящее прошлое в соответствие с будущим. Итак, есть координатные системы трех типов: 1) для описания перемещения, 2) для описания изменения состояния системы, 3) для превращения субъективной связки представлений в общезначимую. В последнем случае в качестве координатных осей используются опорные понятия. Концептуальные системы отсчета нами отождествляются с теми функциями, которые дают единство представлений в сознании. Те наши перцепции, те наши восприятия, которые не подчиняются категориальным правилам связывания представлений, не могут быть осознаны нами!
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА АТМАНА.
Теперь с восхищением изучим концептуальную систему отсчета, введенную Господом Кришной в Своей поэме. В 13-ой главе Бог дает концептуальную схему реальности: Он связывает понятия объект управления и субъект управления. Господь говорит (стих 4, гл.13): «Многовидно веденье это в гимнах Вед воспевали риши, а затем его в Брахмасутрах изложили строго и точно». (Перевод В.С.Семенцова).
Веденье человеческое идет в двух формах: 1) знание (Буддхи), 2) со-знание (Читта).
Категориальные орты – элемент знания,
Категории конфликта – элемент со-знания.
«Единое-множественное», «идеальное-материальное», «цель-причина» - строительные леса знания.
«Изменчивость», «наследственность», «отбор» - технологическое оборудование сознания.
Господь описывает в Своей тринадцатой главе оппозицию (субъект/объект). Эту оппозицию Господь по методу аналогии переводит в пару (познающий поле/поле). Господь Шри Кришна разъясняет, что Он покажет то, какова эта кшетра (поле), откуда она, каковы ее виды, в чем сущность. И, конечно, Бог собирается рассказать о кшетраджне – о познающем поле. Господь скажет кто он, в чем его сила. Задумаемся: кто такой кшетраджия? Ответ: он является абсолютным субъектом знания и непознаваем. Поэтому Господь показывает нам невидимое строение посредством видимых строительных лесов. Мы следуем переводу В.С.Семенцова. В нем дается описание объекта (стих 5-6, гл. 13) и описание субъекта (стих 7-11, гл. 13).
Примечание. Видимо, у В.С.Семенцова и у Свами Прабхупады были несколько отличающиеся оригиналы Поэмы.
Описание объекта: «Непроявленное, орган мысли, аханкара и пять элементов, чувства, коих одно и десять, и пять сфер – точно пастбища чувствам».
«Страсть и ненависть, боль и радость, также тело, сознанье и стойкость – таковы разновидности кшетры, если их перечислить кратко.
Описание «строительных лесов» субъекта:
«Нрав негордый и нелицемерный, неврежденье, терпенье, честность, чистота, почитание гуру, также твердость, себя обузданье»,
«Отрешенность  от внешних предметов, в себе самости устраненье, созерцанье умом пороков боли, старости, родов и смерти»,
«Непривязанность, неустремленность к сыновьям, жене, дому, богатству, постоянная ровность сознания в обретеньи благого иль злого»,
«Пребывание в уединеньи, отвращение к сборищам шумным и всем сердцем Меня почитанье, порожденное практикой йоги»,
«В знаньи Атмана – непрерывность, устремленность к познанию сути – таковы здесь приметы знанья; а незнанье – все то, что иное».
Какой вывод следует из всего сказанного?
Бог ведет нас путем Буддхи-йоги. Последняя дает человеку важные «прозрения».Мы кратко опишем некоторые из них. Вопрос: на основе какого высказывания Господа мы можем посчитать, что Он ведет нас путем Буддхи-йоги? При этом, как мы можем убедиться в том, что Господь Бог считает Читта-йогу альтернативой пути Буддхи-йоги. Ответ. В 4-ом стихе (гл.7) Господь говорит: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – все вместе эти восемь частей составляют мои отдельные материальные энергии».
В составе материальных энергий Господь не представил сознание. Среди них первые пять включают в себя пять объектов чувственного восприятия. Они являются проявлениями того, что физически воздействует на органы чувств. Ложное эго, связанное с понятиями «Я есть» и «Это мое», выражающими принцип существования, включает в себя десять органов чувств. Господь также указывает ум и разум. Разум связан с высшим принципом материального творения (Махат-таттва). Из восьми материальных или внешних энергий Господа проявляются не 24 элемента, а только 23 элемента материального мира. Это прямое отклонение от обычной схемы философии Санкхьи. Однако как мы уже видели, Господь (действуя в форме мудреца Капилы) включил в состав категорий Санкхьи также «сознание».
Ниже мы даём 11-й текст 26-й главы 3-й песни  (книги) Шримад-Бхагаватам. «Совокупность пяти грубых и пяти тонких материальных элементов, четырёх внутренних способностей, пяти познающих чувств и пяти действующих чувств называют прадханой». В 14-м тексте Господь Капила пишет: «Внутренние тонкие способности проявляются в четырёх формах: в виде ума, разума, эго и материального сознания (читтам)». В поэме Господь Кришна поместил сознание в качестве «элемента» Манаса. В шестом стихе (гл. 13) Бог дает описание структуры этого органа. В числе его компонентов указывает сознание (четана). В связи с тем, что Бог посчитал нужным не включать сознание в число факторов Своей природы, мы можем полагать, что путь, изложенный мудрецом Патанджали является важным дополнением к Его методу. Здесь развертывается гибкая темперация, отличная от оппозиции
(читта–йога/буддхи–йога).
В десятом стихе (гл. 7) Господь говорит: «В существах же Я – вечное семя, ясно знай и об этом, сын Притхи; сила разума Я – в разумных, Я – величие великолепных».
В заключительной сцене поэмы (гл. 18, стих 73) Арджуна говорит: «С ослепленьем покончено, Вечный! Твоей милостью разум вернулся! Все сомненья исчезли. Тверд я. Я готов совершить Твоё слово». (Перевод В.С.Семенцова). Два последних стиха могут создать у читателя впечатление, что тематика разума (буддхи) имеет перевес по сравнению с проблемами сознания. Однако превалирование не имеет места. В других стихах Бог сообщает нам важные вещи уже про сознание.
МП-4.
Для освоения на практике нового знания нам будет полезно понятие категориально-телеологической системы (КТС). КТС включает передатчик и приемник. Иногда говорят, что КТС состоит из производителя и потребителя. В приложении дан вариант КТС, в котором приемник и передатчик совмещены. Мы при помощи этих терминов выполним толкование той схемы, которую Господь дал нам в 13-й главе поэмы. Герменевтика, или искусство толкования древних текстов, имеет свой опыт. Наш прием поможет более легким путем дать интерпретацию. И, самое главное, получив таким путем предваряющее знание, мы сможем оценить и величие и могущество представления, данного Богом. Такая работа является задачей и целью нашей книги.
Категориально-телеологическая схема (КТС) включает четыре элемента:
1) производитель (генератор),
2) устройство восприятия,
3) система отсчета,
4) потребитель (приемник).
Теперь мы должны перейти к рассмотрению текста, который Господь дал стихами 5-6 в главе 13. Мы уже знакомы с этими материалами.
Примечание. Источники поэмы, которыми пользовались Свами Прабхупада и В.С.Семенцов несколько различаются. Мы используем текст по книге В.С.Семенцова. То, что в этой книге дано в качестве стихов 5-6 в переводе Свами Прабхупады значится под номерами 6-7.
Мы даем полностью эти стихи, поэтому проблем не будет. Итак, в стихах 5-6 (гл. 13) Господь говорит: «Непроявленное, орган мысли, аханкара, и пять элементов,чувства коих одно и десять, и пять сфер – точно пастбища чувствам, страсть и ненависть, боль и радость, также тело, сознанье и стойкость – таковы разновидности кшетры, если их перечислить кратко».
Разрисуем схему этого описания. Слово «телеологическая» в имени схемы имеет большое звучание. Господь нам дал понять, что все в мире (действия человека, исторические события, природные явления) целесообразны.
В Своей поэме Бог показал, что всякое развитие является осуществлением предопределенных Им целей.
Категориально-телеологические схемы являются стандартными описателями блоков Глобального процесса. Эти схемы носят абстрактный характер и могут служить моделями феноменов из самых различных уровней иерархии.

(Развёрнутую схема на верхней странице)

 Процесс познания завершается нематериальным взаимодействием преданного служения. Идет приближение к Абсолютной Истине.
Примечание. Один и тот же Атман создает систему отсчета, связанную с теплоходом, и тут же может привязать ее к земле. В первом случае берег «бежит» назад, во втором – теплоход идет относительно неподвижного берега.
Господь раскрывает устройство подсхемы «4». Бог говорит, что «приемник» имеет сложную конструкцию. Мы можем поместить систему отсчета на теплоход, но можем ее же поместить на разум. Бог вводит понятие «тела», к которому привязывается система отсчета. Внутри динамического стереотипа нашего бытия мы выделяем «тело», относительно которого теперь будем судить о состоянии реальности. Господь объявляет категориальные орты. Буддхи знает их и организует процесс так, что эти манифестации превращаются в нормы и допуски.
Господь положил (гл. 13, стих 7): «Нрав негордый и нелицемерный, неврежденье, терпенье, честность, чистота, почитание гуру, также твердость, себя обузданье».
В том случае, когда Арджуна начал связывать свой Атман с такими вещами как «победа-радость-добыча», Бог запретил это действие. Сейчас же Господь велит Арджуне сделать отождествление. «Пусть твой Атман, - говорит Бог, - будет связан с режимом негордого нрава». И Господь развивает Свою мысль: «Тебе должно быть страшно подумать о том, чтобы кому-либо повредить или проявлять нетерпение».
Это наша трактовка. Здесь уместно сравнить с йогой. В ней яма есть средство развития непривязанности (вайрагья). Яма также есть аппарат отличения Наблюдателя от Наблюдаемого. Господь вводит новый мощный оператор этой системы: «нрав не гордый и не лицемерный».
Кроме первого набора манифестаций Бог тут же дает второй. И если для читателя эти манифестации кажутся просто проявлениями или характеристиками субъекта, то для Атмана они есть психическая установка. Предмет меняет вид в функции изменения взгляда на него.


Господь перечисляет (гл. 13, стих 8):
«Отрешенность от внешних предметов,
в себе самости устраненье,
созерцанье умом пороков
боли, радости, родов, смерти».
Психическая установка «стоит» в разуме. Она есть новая духовная ориентация мысли и воления, надежды и ожидания, склонности и опасения. Работает Буддхи-йога. Мы определяем не только наше отношение к предмету, событию или факту, мы определяем то, в каком виде они нам представляются. Мы сообщаем для тонких механизмов стереотип реализации объектов в пространстве нашего восприятия.
 А Бог продолжает сообщать нам то, что для нас должно стать светочем жизни (гл.13, стих 9): «Непривязанность, неустремленность к сыновьям, жене, дому, богатству, постоянная ровность сознанья в обретеньи благого иль злого».
Бог поучает (Ш-Б, кн. 3, гл. 28, стих 43): «Подобно тому, как разные виды дров горят по-разному, Атман и его душа, попадая под влияние сочетания гун, проявляет себя в теле тоже по-разному».
Мы постигаем категорический императив Господа Шри Кришны: «Тот, кто осознает Брахмана, автоматически принимает участие в Его деятельности». До этого мы работали алгоритмами ложного отождествления. Мудрец Патанджали произносит это слово (1.4) как «sarupyam», нам это известно. Мы начинаем осознавать свою природу и переходим на уровень Брахмана: решительная смена системы отсчета. В стихе 54 (гл. 18) Бог ясно дает понять: «Ставший Брахманом, ясной душою, не скорбит он, не вожделеет; кто ко всем существам одинаков, тот достигнет Моей высшей бхакти». И мы готовы к работе своего нового проявления (гл. 13, стих 10):
«Пребывание в уединеньи,
отвращение к сборищам шумным
и всем сердцем Меня почитанье,
порожденное практикой йоги».
Господь поучает (Ш-Б, кн. 3, гл. 27, стих 3): «Находясь под влиянием гун, обусловленная душа переходит из одного тела в другое. Она подвергается этой процедуре до тех пор, пока не потеряет психическую установку на деяние в мире (карма-дошаих)». Карма-доша означает работу, которая осквернена материальной установкой.
Дух человека не имеет общей основы с миром, однако в разуме сидит доминанта «карма-доши». Для её ликвидации Бог дает верное средство (гл. 13, стих 11):
«В знаньи Атмана – непрерывность,
устремленность к познанию сути –
таковы здесь приметы знанья;
а незнанье – все то, что иное».
Бог нам говорит четко (Ш-Б, кн. 3, гл. 25, стих 40): «Тот, кто непоколебим в переходе в Мое Субъективное Мироздание, кто отбросил надежды обрести счастье в мире, кто расстался с мечтами о богатстве, доме, детях, тот по Моей милости, пройдя сквозь стену бытия, окажется по другую сторону закона рождения – смерти».
Без ведома человека Бог заботится о том, чтобы при оставлении тела он сразу пошел в Его трансцендентальную область. Обычный человек, умирая, готовится для вхождения в чрево своей новой матери. Господь Параматма сообразно карме дает ему «нужное» тело.
Санкхья-йог Бхагавадгиты попадает в мир духовный и получает тело духовное. Однако там, в мире духовном, йог должен быть готов к общению с Господом. Человек должен любить Бога, он должен обладать могучим интересом познать Его и созерцать Его же.
Свами Прабхупада в своем комментарии к 41-му стиху (гл. 25, кн. 3, Ш-Б) сообщает важные мысли. Он обращает наше внимание, что «Гордецы, которые считают, что обрели освобождение, не служа Богу, лишены разума».
Знания о том, что человек есть Брахман, недостаточно для новой формы нашего бытия. Существо заскучает и пойдет назад в мир. Мы должны иметь психическую установку, в которой Господу придается высшая ценность.
Под небом Буддхи-йоги живут три других йоги: 1).карма-марга, 2). джняна-марга, 3). Бхакти-марга. Только система этих трех учений сможет дать нам истинное продвижение. Слово «марга» означает «путь». Перейдём ко второму этапу нашей медитационной практики. Рассмотрим внимательно рисунок (рис.1). На нём представлены две системы отсчёта.

                B                A
            z2                z1                Q
                V                H
                і           у1
                y2
x2                x1


Рис.1. Изображение двух систем отсчёта.

Первая из них обозначена буквой А, вторая – В. В системе А (x1,y1,z1) покоится электрический заряд Q. Он создаёт электростатическое поле. Такое поле мы можем представить как сияние, изливающееся по радиусам из центра. Система отсчёта А – неподвижна, а В – подвижна. Назовём первую НСО, а вторую – ПСО. Вторая система движется относительно первой со скоростью V. Вектор  V изображён на рисунке, он параллелен осям z1 и z2. Теперь пусть читатель представит, что ПСО закреплена на аэростате (например, она связана с кабиной этого воздушного судна). Аэростат поднимается с постоянной скоростью вдоль оси z2. Аэростат движется вверх мягко, без толчков. Наблюдатель в кабине воздушного судна чувствует себя уютно. Мы хорошо знаем, что все феномены протекают одинаково в системах отсчёта, которые продвигаются прямолинейно и равномерно друг относительно друга. Наша медитация продолжается. Пусть читатель вообразит, что он присутствует в кабине воздушного судна. Надо закрыть глаза и представить это чётко. Кабина напоминает каюту корабля. Она не круглая. Сейчас, во время нашего эксперимента, мы вначале не будем смотреть в окно кабины. Хотя аэростат поднимается, мы не ощущаем своего движения. Вы  сидите в позе полу лотоса на коврике на полу кабины: ничто не выдаёт движения аэростата. Поднимите руку и уроните мячик: он отвесно упадёт на пол. Только резкий рывок или торможение могут напомнить нам, что мы находимся на борту летательного аппарата. Сейчас мы породим у себя смысл, искомый в этой медитации. Надо осознать, что в тот момент, когда вы связали себя с системой отсчёта В(x2,y2,z2), вы превратились в аэронавта. Это означает, что центр мира соединился с вашей кабиной. Теперь она неподвижна и константна, а всё остальное движется. Посмотрите в окно кабины. Воображаемо взгляните вниз через широкое окно кабины. Вы сидите в позе медитации и, конечно, глаза ваши закрыты. Всё делает воображение. Ощутите: кабина стоит неподвижно, окружающий мир самоизменяется. Вы смотрите в окно и видите, как люди уменьшаются в размерах и превращаются в точки. Вы видите: дома стали кубиками, а горы – пригорками. Ваше дыхание спокойно и равномерно.
Система А (x1, у1, z1) медленно «уплывает» вниз. Мы понимаем: она жёстко связана с Землёй. Однако в этой системе находится заряд Q: вы его видели на рисунке в составе системы А. Итак, ваша кабина неподвижна, земля уходит вниз, заряд уходит вместе с Землёй. Направленное движение заряда есть электрический ток. Ток сопровождается магнитным полем. На рисунке ток обозначен буквой i, поле – символом Н. Наше сознание во время практики было направлено на сцену, на которой был аэростат, мы сами и другое. В этой практике мы должны были испытать возможность такого  мышления, что реальностью было не то, что существует независимо от сознания, а то, на что наше сознание было направлено (дхьяна). И мы увидели эту реальность. Мы должны испытать, что работа эта неслучайна. Все в мире (действия человека, исторические события, природные явления) целесообразно. Всякое развитие дел есть осуществление предопределенного (карма). Если мы построим механизм, который показывает устройство изученной реальности, то мы вправе его назвать категориально-телеологической схемой. Каждая деталь механизма в уме представлена категорией. В этом смысле и теория И. Фихте и модель санкхьи являются категориально-телеологическими  схемами. Конец медитации.
ПЛОД МП-4.
Арьяварта – имя страны ариев. Реальная территория, соответствующая этому наименованию, занимает Северо-Индийскую равнину от западного моря до восточного. На севере страна прилегала к Гималаям, на юге к горам Виндхья. На северо-западе в Иране была вторая страна ариев.
Арийские племена перешли в Индию в конце второго тысячелетия до рождения Христа. Люди этих племен знали Видью или Абсолютное сознание. Поэтому, в тот момент, когда Арджуна потерял мужество, Господь Шри Кришна ему сказал четко (гл.2, стих 2): «Почему эта слабость овладела тобой? Она не ведет к высшим планам (сварга). Она ведет к позору (акирти). Ты есть ариец и для тебя такое поведение недопустимо». Арджуна мог бы сказать, что он выходит из боя из-за почтения к Деду, из-за великодушного отношения к родственникам. Однако он, видимо, понимал, что по арийским законам такое великодушие есть трусость. Такое поведение не соответствует предписаниям шастр. Чтобы понять Бхагавадгиту, мы должны понять арийскую психологию. Мы обязаны уразуметь душевный склад, стоящий на знании Видьи, познать темперацию (Авидья/Господь/Видья).
Душевному складу арийцев противостоит подобный феномен современного человека. Видья реализуется установкой системы отсчета на Я. Авидья осуществляется переносом СО из Я на объект.
Знаменитый специалист по аюрведе Д.Фроули проводит аналогию между пятью стихиями и уровнями ума:
Эфир – высшее Я.
Воздух – внутреннее сознание.
Огонь – разум.
Вода – чувственный ум (внешний ум).
Земля – Эго.
Однако, посмотрим как вводятся функции уровней ума. Ученый говорит: «Внешний ум – коридор, по которому впечатления из внешнего мира входят в наше сознание через врата пяти чувств. Разум или промежуточный ум, - привратник, который определяет какие из впечатлений могут войти. Внутренний ум – комната, в которой допущенные внутрь энергии откладываются в форме воспоминаний и наклонностей». При этом Д.Фроули поясняет: «Глубинные чувства восприимчивы и ранимы. Потревожить или возбудить их может все, чему мы позволяем войти внутрь». Ученый развивает свою мысль: «как только мы приняли что-то на уровне сердца, мы начинаем это считать своим личным достоянием и теряем способность к объективной оценке, как мать неспособна критично смотреть на своих детей». Однако ничего подобного не может увидеть человек, чья система отсчета на духе. Арийское восприятие реальности требует другого описания. Этим вопросам мы посвящаем последующие главы книги. Здесь отметим, что ученый подходит очень мудро: он описывает срединную систему, в которой присутствуют как черты арийского склада, так и проявления авидьи. Ученый дает такое определение сознанию: «Сознание – это вибрирующее с большой частотой поле тонкой энергии, которое является основой всех материальных проявлений». В другом месте своей книги «Аюрведа и ум» Д.Фроули отмечает, что с помощью глубинного сознания мы непосредственно чувствуем несчастие другого человека.
Теперь обратимся к поэме. Господь поставил колесницу между армиями. «И тотчас сын Притхи увидел пред собою отцов и дедов, также дядей, наставников, братьев, сыновей, и друзей, и внуков, и товарищей давних, и свекров, разведенных по ратям враждебным. Всех их рядом – весь род свой увидел, род, сам себя истребить готовый» (гл.1, стих. 26-27).
Господь Шри Кришна в поэме приводит описание состояния человека (гл.1, стих 28-29): «Потрясенный скорбью великой, сокрушенный, сказал Арджуна: «Когда вижу я родичей этих, что сошлись сюда, Кришна, для битвы, мои члены никнут бессильно, рот от ужаса пересыхает, сотрясается дрожью тело, волоски подымаются дыбом».
Ясное дело, что Господь Кришна не приветствует это проявление. Он указывает четко: «Только жалость твоя напрасна; ни умерших ни здесь живущих мудрецы никогда не жалели» (гл.2, стих 11). Если система отсчета нашего восприятия установлена на «Я», то вид совсем иной. Материальное сознание становится помехой и лучше оперировать разумением.


               


Рецензии