Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ
Факультативное обучение


I. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАКТИКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ.
В материалах Всемирного философского конгресса (XIX World Congress of Philosophy, Moscow 22-28 August 1993) опубликовано резюме к докладу Л.Н.Сучкова, В.И.Разумова, А.О.Тимофеева. Доклад назывался «О некоторых категориально телеологических схемах ноосферологии». Ниже приведен текст резюме.

О НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИАЛЬНО ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИХ
СХЕМАХ НООСФЕРОЛОГИИ.

Истина в Своих проекциях иногда приобретает невероятные формы. Чтобы вернуться назад к Ней, нужно знать направление взгляда. Мы будем смотреть на реальность вдоль категориальных ортов: «Единое – множественное», «идеальное – материальное», «цель – причина». И мы увидим, что целенаправленный (через усложнение организации) процесс мирового развития есть результат взаимодействия усилий, порожденных целью, и сил сопротивления, порожденных стохастичностью.
«Изменчивость», «наследственность», «отбор» - вот категории этого конфликта. Изменчивость – это будущее и телеологический вход, наследственность есть прошлое, противостоящее будущему, а потому обратная связь, отбор – это решение, приводящее прошлое в соответствие с будущим. Вот кратко черты категориально телеологической схемы, которую мы стремимся связать с Ноосферологией. А сделав это, задумаемся: реальны ли предупреждения эсхатологии?
Может ли ответить на подобные вопросы Ноосферология – учение о целенаправленном изменении биосферы?
ПОЯСНЕНИЕ.
Категориально-телеологическая схема (КТС) является вариантом ССЧ в темперации (восприятие/отсчет). Восприятие есть способность создать образ при воздействии предмета на органы чувств. Однако мы считаем, что человек обладает скрытой системой восприятия (ССВ) и через нее предмет также влияет на процесс создания его образа. Под словом «отсчет» мы понимаем процесс санкхья-медитации, который помогает делу завершения образа. Система пяти элементов (земли-воды-огня-воздуха-эфира) с этой точки зрения есть просто категориально телеологическая схема. Речь идет относительно локального исследования темперации (эго/сенсор).
Исследуя элементы, мы фактически изучаем наше переживание их. Но переживание не может быть вне переживающего, вне «Я». Поэтому КТС пяти элементов есть целевая схема, как переживания, так и отождествления Атмана. Отметим, что в КТС, как в обобщающей структуре, роль аханкары закреплена за комплексом «усилий, порожденных целью». Поэтому набор средств описательной структуры дополнен: введен комплекс «сил сопротивления, порожденных стохастичностью». В простейшем случае он моделирует противодействие, создаваемое гуной тамас.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ВАРИАЦИОНННОГО МЕТОДА.
КТС обощает через упрощение. Простота дает нам шанс познать элементы.
Ведь наш Господь говорит (гл. 7, стих 8): «Я – вкус воды, Я – свет солнца и луны, Я – слог «ОМ» в Ведах, Я – звук в эфире». Если наш взгляд устремлен от единого к множественному, если наша осознанность реализует переход от идеального к материальному, если мы потеряли цель и видим только причину, то мы направлены на сансару. Если же Видья устремилась к Единому-Идеальному-Целевому, то начинается нирвана. В зависимости от того, объединяем мы свое переживание с недвойственной Видьей или вошли в процесс вычленения себя как субъекта, воспринимающего внешние объекты и существа, мы будем стоять или в нирване или в сансаре. Однако, встав на путь к Нирване, важно провести исследование реальности. Вариация есть видоизменение второстепенных элементов при сохранении того, что является Основой.
Материальное тело человека берет начало в желании, в половом контакте. Провидение, осязание, касание, взаимодействие пранических энергий и состояние ума, порожденное эфиром, формируют тело существа. Это тело создается в соответствии с кармой, поэтому дается Провидением.
Господь дал в наши руки инструмент исследования реальности. В тот момент, когда Он перевел таттвы системы санкхья в состав Своей широкой структуры, Он показал нам как применять метод погружения. Санкхья стала частным Его категориально телеологической схемы (стих 4-5, гл. 7 и стих 16-17, гл. 15)
Провидение, Господь Параматма правит работой пранических энергий над нашим умом. Система восприятия и система отсчета, отпущенные нам Провидением, определяют конструкцию нашего тела. Наши будущие действия предопределены судьбой. Они есть исполнение замыслов, которые индуцированы в уме под влиянием действия пран. Особенно важным удобством, введенных Господом категориально-телеологических схем (КТС), является возможность, с их помощью, осуществлять созерцание замкнутости подобных схемных образований. Простой пример. Мы находимся в системе земля           луна. Полная система:
                луна   
  (                /     (Восприятие/отсчёт)).
                земля

Вот мы расположили свои три оси на земле, приняв ее в качестве системы отсчета. Вот запустили часы. При этом мы ясно осознаем тот факт, что нельзя указать, как движется луна вообще. Мы можем только определить ее движение по отношению к земле (или солнцу). Выбор системы отсчета зависит от целей исследования. Мы здесь исследуем, как работает «передаточная функция» (восприятие/отсчет).
Функция Пракрити (R(;)) вступает в дело только при наличии Воззрения Пуруши – U (;), - которое несет в себе квазитриггерное управление. Триггер может сколь угодно долго находиться в одном из двух состояний устойчивого равновесия и переключаться из одного состояния в другое скачком по сигналу извне. Функция Пуруши U (;) представляет собой триггер с многими состояниями. Если мы создадим устойчивое состояние U (;) = (медитация духовного мира), то сможет включиться «йога запряжения «Я» на духовные объекты». Пример. Человек произносит священный звук ОМ. При этом он думает об объекте как о звуковом представителе Ишвары. Учитель Дешикачар напоминает ученикам в своей книге, что «при пении ОМ следует давать уму время на осознание Истинного Значения этого звука. ОМ требует одновременного повторения звука (джапа) и наличия в духе его значения.
Теперь пусть триггер сменит свое состояние, и пусть мы получим материалистическое воззрение. В этом случае человек не сможет «принять» реальность ОМ. Здесь в дело включен иной бинарный объект, в котором совсем иная система отсчета (вишеша-даршанам). «Материальный» человек должен работать с материальными органами чувств.


Рецензии