Улица в небо

    Ну, куда? Ну, чего тебе надо? Постой.
    Ну, зачем ты стремишься так рьяно
        вперёд без оглядки?
    Усмирись, оглянись,
       обрети хоть на время покой.
    Может, есть в «неизвестно куда»
       путь и более краткий?
    Может, стоит вначале понять:
       где ты есть и куда тебя тянет?
    Зачем?
    В чьей неведомой власти
        находишься ты постоянно?…
    Где ответы найти?…
    И покой не приходит…
    Его и не надо, пока есть надежда
       по улице в Небо подняться –
    Как это ни странно.
   
    В городе жизни нашей мятежной героини, как и у каждого, множество улиц. Она уже прошла по большей части из них, но так и не вышла на улицу, ведущую в Небо.
    Ощущение, что такая улица есть, присутствовало в ней всегда. Каким-то странным образом оно существовало параллельно с неверием в Бога. То, что атеистическое мировоззрение было навязано ей, не осознавалось, так же как и то, откуда в ней это необъяснимое стремление к Высокому. Ещё в детстве задавала себе вопрос: смогла бы, как Данко, вырвать своё сердце, чтобы осветить путь людям? Но рядом с готовностью пожертвовать собой всегда присутствовал практицизм: причина для жертвы должна быть значительной. Незначительный повод – и жертвы небольшие. Растрачивала себя по мелочам.
    Сердце её никому не было нужно. Она стеснялась его предлагать, а вот на советы не скупилась. По большей части их игнорировали, но отвергнутые советы – куда ни шло, а вот отвергнутое сердце – это было бы трудно пережить. За невостребованностью сердце свернулось, притаилось и долго ждало, пока стало ясно, что ждать безнадёжно.
    Попробовала компенсировать пассивность бурной деятельностью. Иногда казалось, что она уже вышла на улицу, ведущую в Небо. Обычно это происходило в состоянии влюблённости: она шла, вернее, летела в заоблачную высь об руку с любимым... Но либо попутчик оказывался неподъемным, либо тянул не в ту сторону. Облака превращались в непроницаемые тучи. Возвращение на землю было болезненным. Долго думала, что дело в попутчике: попадись более легкий на подъем – и любая улица станет улицей в Небо. Попутчики менялись, а заоблачные просторы оставались недостижимыми.
    Но ведь были и другие, искавшие улицу в Небо. И, может, кому-нибудь это и удалось. Никаких научных знаний об этом не обнаружила. Были верующие, но не было точно знающих. Ни философские, ни религиозные путеводители не помогли выйти на заветную улицу.
    Появилось подозрение, что, может, и нет такой улицы. Но почему же в ней (и она видела, что не в ней одной) присутствует это стремление оторваться от земли? Может, потому что земная жизнь людей далека от совершенства, и хочется надеяться, что где-то есть лучшая? Здесь человек как слепой, имеющий свободу воли, но не видящий куда идти, постоянно сталкиваясь с препятствиями, калечит себя и других.
    Как-то в студенческую пору зашла речь о том, кто бы себе какой лозунг выбрал. И первое, что пришло ей на ум: «Вперёд и вверх». По поводу продолжения «а там хоть трава не расти» и тогда присутствовало сомнение. С годами отношение к траве становилось всё трепетнее: хотелось, чтобы и трава росла, и цветы в ней нежились под ласковыми лучами солнца, и по воздуху плыло их лёгкое дыхание.
    Трава… цветы… дыхание…
    Будет ли это там?
    Небо!
    Земля!
    Она любила землю.
    Но иногда, когда она долго смотрела на небо, в глазах появлялась пронзительная боль, и то ли что-то с неба проникало в неё, то ли что-то из неё устремлялось в небо. Сердце наполнялось любовью, и возникало предчувствие необыкновенного, находящегося на расстоянии одного вдоха. Но слёзы останавливали дыхание.
    И всё-таки чудо произошло.
    Ей ничто не нравилось в этом совсем ещё молодом человеке. Он отвечал ей взаимностью, если ещё не большей неприязнью: очень уж она досаждала ему своими наставлениями.
    Но в один поначалу вполне обыкновенный день их глаза случайно встретились – и произошло невозможное. В его глазах она увидела то, что искала всю свою сознательную (как принято считать) жизнь.
    Она не сразу это поняла. Она просто попала в другой мир, в котором было необыкновенно хорошо и спокойно. В этом спокойствии всепронизывающей любви она узнала свой родной дом. Она так долго скиталась, что забыла его. Но теперь она уверена, что он есть. И она обязательно вернётся домой. Пусть путь будет трудным и долгим, но солнце, поселившееся в её сердце, не даст ей сбиться с пути.

2001 г.


Рецензии