Котёнок, который ходил в школу
И в школу он ходил совсем не для того, чтобы учиться: по-моему, к учебе он был равнодушен. Но лучше я вам все расскажу по порядку: из меня все должно лезть постепенно, как вата из старого матраца, а то я обязательно запутаюсь.
Было это как раз в начале сентября, в 6-м классе. К тому же в понедельник – день тяжелый. Честно говоря, не хотелось идти в школу: лето еще не совсем кончилось, догорали последние деньки, вода в озере была теплая-теплая, как в ванне. В общем, что я вам буду объяснять, вы сами все понимаете. Еле-еле я проснулся, быстренько что-то съел, глядь – уже опаздываю, и пошел самой короткой дорогой, дворами.
Погода была класснейшая: яркое солнце, небо такое, будто его только что вымыли поливальной машиной, на горизонте чистенькие, аккуратненькие белые облака, тепло, но не жарко, и легкий-легкий, приятный такой, ветерок. В такую погоду быстро идти, да еще в школу, просто невозможно, вот я и шел медленно и внимательно все вокруг разглядывал. И в самом последнем дворе, рядом со школой, наткнулся на этого котенка.
Котенок был, как я уже сказал, обыкновенный, серенький, полосатый, тощенький и несчастный. Он сидел у обочины и жалобно пищал. Я с ним поздоровался: «Привет!» – говорю. И напрасно, потому что он, видно, подумал, что я его зову, и побежал за мной. Бежит и бежит, догонит, потрется о мои ноги и пищит еще жалостней. Я остановился.
Тут как раз из подъезда вышла какая-то толстая тетка, я ее спрашиваю:
- Скажите, пожалуйста, вы не знаете, чей это котенок?
Она на меня посмотрела так, как будто я ее спросил, каким троллейбусом доехать до Марса, ничего не сказала и ушла. Я дальше пошел – котенок за мной.
Подошли мы к школе, вижу: мне от него не отделаться. Да и жалко его. Я открыл сумку, она у меня была почти пустая, сунул туда котенка, а сумку оставил открытой, чтоб он не задохнулся.
Тут звонок звенит, да еще второй, - я сам не помню, как влетел на второй этаж и очутился в классе: ужасно не люблю опаздывать. Не то, чтобы я такой дисциплинированный, просто когда входишь во время урока, всегда страшно неудобно себя чувствуешь, а еще бывает, кто-нибудь с места что-нибудь брякнет, все смеются, а этому дураку даже по уху не дашь: идет урок! Неприятно.
В общем, я плюхнулся на стул, только-только отдышался, даже достать ничего не успел, как в класс вошел учитель. И что самое любопытное, учитель-то оказался новый! И очень интересный. И я, конечно, про котенка забыл.
Учитель был молодой и без ноги. Да-да, я и не думаю врать: без ноги, на протезе, с палочкой. В очках, интеллигентный такой. Вошел тихо, поздоровался с нами: половина класса встала, половина нет – он ничего даже не сказал, посадил нас и вместо того, чтобы начать что-нибудь объяснять (первый же урок!), говорит:
- Меня зовут Вадим Иванович Рутберг. Запомните, пожалуйста: не Владимир Иванович, а Вадим Иванович. Владимиром Ивановичем звали нашего замечательного драматурга и театрального режиссера, одного из основателей Московского Художественного театра – Немировича-Данченко. А моя фамилия Рутберг. Так как звали Немировича-Данченко?.. Совершенно верно: Владимиром Ивановичем. А меня как зовут?.. Ну вот, на всякий случай, учтите, что Владимир Иванович Немирович-Данченко основал МХАТ вместе с Константином Сергеевичем Станиславским, кроме того, они были друзьями, поэтому если кто-нибудь из вас назовет меня по ошибке «Владимиром Ивановичем» – всякое ведь бывает – я тому не буду делать замечания, а просто скажу: «Я вас слушаю, Константин Сергеевич!» Потому что раз я – Владимир Иванович, то тот, кто со мной говорит, - это, по всей вероятности, Константин Сергеевич. Вы все поняли?
Ну мы, понятно, слегка обалдели: никогда не видели такого учителя. И что самое странное: говорил он это все тихо, спокойно, по-домашнему, а обычно наши училки как зайдут в первый раз в класс, как заорут! – порядок наводят. А этот какой-то не такой. В общем, все притихли: и мне интересно стало.
А Вадим Иваныч говорит:
- Ну а теперь я хочу познакомиться с вами. Давайте мы так договоримся: сегодня настоящего урока у нас не будет.
Тут все, конечно, заорали от радости, а учитель смеется. Подождал, пока мы успокоились, и говорит:
- Нет, кое-что я хотел вам рассказать, но это будет не урок: просто мне хочется сегодня вместе с вами выяснить, зачем же нужен в школе такой предмет – история. Но сначала вы меня кое-чему научите. Так что все-таки у нас будет урок, но: вы все будете учителями, а я учеником, хорошо?
Это всем понравилось. Все опять чуть-чуть поорали, но быстро затихли. Учитель говорит:
- Вы меня должны научить тому, как каждого из вас зовут: посмотрим, смогу ли я всех сразу запомнить. Если запомню всех, вы мне поставите «пятерку». Если одного-двух забуду – «четверку». Если три-четыре, может быть, пять имен не запомню – «тройку». Ну а если больше – «двойку». Только, чтобы мне легче было запоминать, вы не просто называйте свое имя и фамилию, но и говорите, как по вашему мнению, для чего нужно изучать в школе историю.
Ну вот и начали все что-то говорить: один говорит, историю нужно знать, чтобы не повторять ошибки прошлого; другой – чтобы быть умнее; а Юлька Сучкова – самая противная девчонка в классе, отличница, дрянь такая – встала и так торжественно заявляет:
- Историю…э-э… нужно изучать, чтобы помнить все события, которые происходили в репроспективном плане, и быть патриотами своей страны.
А учитель спрашивает ее:
- Где-где события происходили?
Эта дурочка, понятно, сама не понимает, чего она сболтнула; он – ей:
- Ты, наверное, хотела сказать, что они происходили в прошлом?
- Ну да! – говорит.
- Нет, ты ошибаешься: история – это и то, что происходит сейчас. А есть и такое понятие – «исторический прогноз», то есть попытка предвидеть будущее, так что история – это и прошлое, и настоящее, и будущее.
Этого я тоже не усек, но мне понравилось, как учитель срезал эту мымру.
В общем, так мы все сказали свои имена, а потом, очень быстро, еще раз повторили; потом Вадим Иваныч всех, кого запомнил, назвал и еще переспросил тех, кого забыл, и говорит:
- Ну, проверяйте меня!
И стал называть всех по именам и фамилиям: по партам, как мы сидели. Называет, называет, и ни единой ошибки не делает, да еще улыбается. Я, честно говоря, подумал: Во дает! Ведь только полурока прошло! У нас в пятом классе были такие училки, которые и через месяц после начала занятий нас ни в лицо, ни по фамилиям не знали, а уж имен наших они и к Новому году не успели запомнить. А тут!
Но, правда, в конце он все-таки два раза чуть-чуть ошибся. У нас были три Юльки и три Жени, причем два мальчика и одна девчонка, тоже Женя. И вот ее он назвал Юлей, и еще кого-то перепутал. И говорит:
- Ну, значит «четверка»!
Но мы все завопили, что нет, неправильно: пусть на первый раз будет все-таки «пятерка»! Я, конечно, тоже ору: еще бы, такой классный учитель! И вдруг смотрю: мой котенок, о котором я и думать забыл, подходит к учительскому столу! А там было два стула: на одном сидел учитель, а другой просто так стоял. Котенок прыгнул на этот стул, а оттуда – прямо на учительский стол. Оглянулся, видит, людей много, испугался, наверное, и запищал: да так громко!
В классе, конечно, черт знает что творится: кто вскочил, кто под стол лезет от смеха. Ну это у нас такой класс – чекнутый. А мне, признаться, не до смеха, хоть я и понимаю, что сделать мне никто ничего не может: кто докажет, что это я принес кошку в класс? Никто. Никто и не видел.
Но все-таки я сижу тихо и как-то мне немного не по себе.
А учитель сначала очень удивился, а потом говорит:
- А его как зовут?
И так серьезно сказал, как будто на самом деле удивляется, как это так: всех запомнил, а этого нет! Все опять покатились со смеху.
Учитель осмотрел котенка, погладил и говорит:
- Я предлагаю назвать его Пончиком, поскольку он очень упитанный. Кто против?.. Тогда, по-моему, его надо накормить.
Тут полкласса повскакали с мест и каждый что-то протягивает: кто котлету, кто пирожок – в общем, нашли в шкафу какую-то тарелку, накормили котенка, стал он действительно похож на Пончика.
Учитель его посадил на свой стол и стал рассказывать о том, для чего нужна история. И не столько нам рассказывает, сколько котенку. Так смешно: тот сидит и ушками шевелит, а учитель ему пресерьезно объясняет.
Я даже не заметил, как звонок прозвенел: так быстро урок кончился.
Вот, думаю, повезло: какой классный учитель попался! Интересно, наверное, будет с ним!
Да вот беда: второй урок мне все подгадил. На перемене я, конечно, котенка взял к себе на парту: мой ведь он все-таки – а эта кикимора, Юлька Сучкова, пищит:
- Жорка, ты почему Пончика взял?
Вообще-то меня Георгием зовут, но чего с этой дубины возьмешь? Ну, я ей вежливо отвечаю:
- Сучкова, не воняй! Ты что думала: он сам в школу пришел? Это я его принес.
Напрасно сказал!
На втором уроке была Зинаида Аполлоновна , она у нас русский ведет. Мы ее зовем между собой Мальвиной, потому что у нее волосы фиолетового цвета, крашеные, конечно.
Вошла она, как всегда, будто железную палку проглотила: спина прямая, руки прямые, ноги прямые и двигаются, как на шарнирах: раз-два, раз-два. Начался урок. Стали спрашивать то, что проходили в 5-м классе, я заскучал, сунул руку в сумку и погладил Пончика. А он вдруг как пискнул! Удивительно, как это у такой козявки такой голос!
Наша Мальвина остановилась и говорит:
- Кто это сегодня не позавтракал?
Это она не разобрала: думала, что кто-то из нас специально пищит – у нас такое бывает иногда. А мне смешно: я книжку раскрыл и лицо туда спрятал, чтобы не видно было, что я смеюсь.
Пока я отсмеивался, Пончик вылез из сумки и побежал по проходу – прямо к училке – и опять-таки: ну вот как же это так? Сам маленький, а топает, как слоник: туп-туп-туп-туп!
И вот тут наша грозная Зинаида вдруг как испугалась! Схватилась за сердце, взвизгнула, как подскочит – я думал: она в окно выпрыгнет! Котенка испугалась! – вы видели такое?
А потом разобрала, что к чему – некоторые в классе, конечно, ржут, как кони, чего им сделается – она как разозлилась!
И все бы ничего, если бы не эта стерва, сучок ей в бок! Недаром же у нее фамилия «Сучкова».
Мальвина, конечно, пристала:
- Кто принес кошку в класс?
Подумаешь, преступление: если б я змею в класс принес, ну, я еще понимаю!
И никто, конечно, не сказал, а Сучкова сказала. И сидит довольная! Рот до ушей. А ее стол, как на грех, прямо возле моего – через ряд. Ну я и не выдержал: взял учебник и треснул ее по голове, так что книжка чуть пополам не сломалась.
Что было! Нет, лучше не вспоминать. И из-за чего? Из-за какого-то паршивого учебника. Ну ладно, купят мои родители новый учебник, подумаешь.
В общем, скверная история. Пришлось мне даже с директором познакомиться. И честно говоря, не очень хочется возобновить знакомство.
Знаете такой стишок?
Давно я не встречал гадюки.
Но что-то не скучал в разлуке!
В общем, ребята, я вам дам один совет: если хотите узнать, кто у вас в школе чего стоит, принесите на уроки котенка. Сразу каждый становится виден, как на ладони.
Вот Вадим Иваныч – человек. И между прочим, у него, единственного, в нашем классе дисциплина. Хотя он на нас не кричит. Но строгий оказался. И работать у него надо, и уважают его. И интересно: помню, когда изучали партизанскую борьбу, так мы летом не вылезали из лесу, все искали места партизанских стоянок; по пещерам лазили – в общем, классно было. Я даже полюбил историю.
А Пончика я отдал, взяла одна девчонка из нашего двора. Так он у нее и живет до сих пор, только она его зачем-то перекрестила – назвала «Максимилианом». Вы слышали когда-нибудь, чтобы у кота было такое имя?
А что с нее возьмешь? Вы же знаете, какие они, девчонки – дуры!
Свидетельство о публикации №213122002301