Ночь перед свадьбой. Часть вторая

       начало http://www.proza.ru/2013/12/17/321
               
                Когда мне невмочь пересилить беду,
                когда подступает отчаянье,
                я в синий троллейбус сажусь на ходу,
                в последний,
                в случайный.
                ...........
                Полночный троллейбус, мне дверь отвори.
                Я знаю, как в зябкую полночь
                твои пассажиры - матросы твои -
                приходят на помощь.

                Булат Окуджава.



       
                Повествование от автора.

        Если у Вас недавно состоялась «Золотая свадьба», то легко подсчитать, что женились Вы в начале шестидесятых. Что это было за время? Как мы жили тогда? Каким воздухом дышали?

Я хорошо это время помню до малейших деталей. Я в 1961 году закончил школу и поступил учиться в институт в Москве.   Недавно многие смотрели многосерийный фильм «Оттепель». В фильме происходят события тех далёких лет. И некоторые, кто жил в те годы, а большинство совсем молодых,всезнающих,кто родился позже, критиковали авторов за искажение действительности. Были и согласные со всем, что увидели на экране.

Я себя отношу к последним. Смею утверждать, как свидетель: за исключением мелких деталей, в фильме всё показано достоверно. Почему же тогда такие споры? А очень просто - правы все. Тогда, как и сейчас, у каждого была своя жизнь, своё прстранство, свой круг общения и свои интересы.

Жизнь в столице,как сегодня, так и тогда, тоже, значительно отличается от жизни областного города или глубокой провинции. Жизнь рабочего, сельского жителя всегда отличается от жизни человека умственного или творческого труда.

Студенты тоже жили по-разному. Но главное, что было тогда в моих сверстниках, это желание изменить все устои, вырваться из родительских оков, самостоятельно мыслить и действовать.

Главные события совершались по ночам. И в этом жизнь студентов приближалась к жизни столичной богемы, хотя материальных средств всегда не хватало. Но мы собирались не в ночных клубах, ресторанах, барах и дискотеках. Мы собирались в квартирах, на кухнях у друзей, чьи родители были в отъезде в командировках или на даче. Ночами готовились к сдаче зачётов и экзаменов. Ночью слушали песни Окуджавы,Галича, Визбора и Высоцкого. Говорили, спорили, влюблялись. Много пили водки и курили.
У нас всё было так, как показано в фильме. А у других,возможно,всё было иначе.

Большинство студентов материально зависили от родителей, хотя, кроме стипендии,были возможности заработать деньги летом в стройотрядах, целинных совхозах, геологических партиях. Всегда хотелось есть, но голодом не страдали: как раз в эти годы во всех столовых лежал на столах бесплатно серый и чёрный хлеб. Появилась в продаже импортная (финская, югославская, чешская) одежда и обувь. Если на прилавке в магазине пусто, это означает, что в подсобном помещении припрятали дефицитный товар. Давали пять рублей продавцу и он приносил в примерочную несколько костюмов на выбор. Так что взятки и тогда давали и брали.

                * * *
Кажется, я несколько отошёл от сюжета задуманного повествования. Но это только на первый взгляд. Это моё отступление послужит маленькой иллюстрацией  к рассказу моего собеседника.

В процессе нашей многочасовой беседы я редко перебивал Марка, но как-то я спросил его:

      -    Послушайте, зачем ВЫ мне открываете такие подробности вашей семейной
           жизни? Не думаете ли Вы, что я смогу помочь советом. Я не психиатр.
           Я могу только посочувствовать.

На что он, несколько подумав, ответил:

      -    Я не знаю, но от Вас я почувствовал душевное тепло, как от пассажиров "Полночного троллейбуса". 
           Возможно я не современный, сохранил в себе некоторую юношескую сентиментальность и доверчивость.
           Я расскажу Вам, с самого начала, как мы с Беллой познакомились и как я в дальнейшем способствовал 
           её недоверию и разладу наших близких отношений.
               
             Продолжение следует. http://www.proza.ru/2013/12/22/1910
 
          
 

 


Рецензии
Мы с Вами, Леонид, современники, но каждый из нас время 60-х переживал по-своему. Причём и здесь всё индивидуально. Мне тоже неизвестно, чтобы кто-либо из моих друзей по школе или институту посещал ночные клубы, рестораны, бары и дискотеки. Всё это пришло к моложёжи значительно позже. И, к сожалению, я не знаю, слушали ли мои знакомые по ночам песни Окуджавы, Галича, Визбора и Высоцкого. Тогда мы тоже по ночам на кухне общей квартиры готовились к экзаменам, потому что времени на подготовку всегда не хватало. Для меня явилось откровением, что уже в то время давали и брали взятки. У нас всё было строже, хотя нас с Вами разделяют всего несколько лет. А оказалось, что целая эпоха! А вот песню "Синий троллейбус" все мы знали и любили.
Сейчас мне особенно приятно читать про годы моей юности, так что спасибо Вам за напоминание о них.
С уважением,
Алла.

Алла Валько   18.10.2017 22:58     Заявить о нарушении
Спасибо, всякий раз, вспоминая шестидесятые годы в Москве, убеждаюсь в том, что это было время духовного возраждения интеллигенции. Поэты выступали во дворце спорта, а на Таганку и в Современник можно было попасть с огромным трудом. Мои студенческие годы с 1961 по 1966 были переполнены восторгом и творчеством. Этому способствовал и круг общения: я всегда выбирал себе друзей достойных и стремился не отставать от них. А про взятки и коррупцию просто напомню, что все знали, но не осуждали. Слово КУПИТЬ часто заменялось словом ДОСТАТЬ. Хороший костюм, обувь и продукты питания припрятывали для нужных людей, способных переплатить или оказать ответную услугу. Хорошие были времена, когда мы были молодыми. С дружеским приветом, Леонид.

Леонид Наумович   19.10.2017 15:02   Заявить о нарушении