Босфор

В конце ноября после ремонта мы вышли в Средиземное море. Тогда я первый раз увидел Босфор. Я уже был арсенальщиком и стоял на юте с автоматом. Разглядывал в мощный бинокль красоты заграницы и был готов отразить любую провокацию против корабля. Выполнял функции пограничника, так сказать.

При заходе в Босфор со стороны Черного моря тебя встречают высокие холмы, обрывающиеся скалами в море. Такие же холмы, густо поросшие лесом, тянутся на восток и на запад. Просто удивительно, что в таком рельефе остался узкий длинный проход, соединивший два моря.

На входе в пролив волнение успокаивается. Вода мутнеет и приобретает грязный зеленоватый оттенок. По берегам появляются невысокие трех-четырех этажные южные дома с большими окнами и лоджиями. По мере приближения к центру Босфора и Стамбула домов становится все больше, а жизнь оживленнее. Рассекая мутную Босфорскую воду, покрытую беспорядочной рябью, снуют пассажрские паромы, увешанные пестрыми спасательными кругами. После постройки гигантского моста через Босфор, соединившего западную и восточную части Стамбула, работы у паромщиков поубавилось, но судя по количеству паромов, не намного.

В некоторых местах в небольших заливах устроены якорные стоянки судов. Среди прочих стоят в ожидании разрешения на проход и советские суда - танкеры и сухогрузы.

Вот вдали показался знаменитый мост, перекинувшийся не только между частями города, но и протянувшийся серой бетонной полосой из одной части света в другую. Мост вантовый, подвешен на тросах к двум опорам. Снизу он совершенно гладкий и похож на гигантскую линейку, висящую на сотнях натянутых нитей. Кстати, толщина главной "нити" около одного метра, а в центральной части и все полтора!

К югу от моста по берегам стоят настоящие дворцы со светлыми колоннадами и причудливыми башенками. Некоторые из них как будто заброшены и полуразрушены, другие охраняют гвардейцы в белых касках и с автоматами "на караул".
В грязной, с радужными пятнами разлитой солярки воде ловят рыбу рыбаки с десятков пестро раскрашенных фелюг. У тех, кто побогаче, на лодках установлены стационарные моторы, рыбаки победнее обходятся навесными. На некоторых лодках устроены целые "ходовые мостики" - башенки. На каждой в обязательном порядке на флагштоке развевается красный флажок с белым полумесяцем.

Еще издалека становятся видны минареты и купола величественных стамбульских мечетей - бывших христианских церквей древнего византийского Константинополя.

После мечетей на западном берегу располагается огромное длинное здание, обращенное к проливу задним фасадом. Можно только догадываться что это - дворец или казарма. На дороге у въезда стоит полосатый КПП. Сейчас в Турции республика и, даже если это дворец паши, то его хозяина давно там нет.

Постепенно город заканчивается, Босфор расширяется и при выходе из его узкой части ближе к восточному берегу лежит на грунте остов сгоревшего огромного танкера. Он горел в октябре, когда мы шли с первой половины боевой. Тогда у нас на юте построили аварийную партию, чтобы обезопасить себя от пожара, если танкер вдруг взорвется и какая-нибудь раскаленная металлическая головня упадет на корабль. К счастью, все обошлось.

Теперь танкер лежит бурый от ржавчины и окалины, напоминая своим видом дохлого, полуразложившегося гигантского ящера. Жалкое и страшное зрелище.

В широкой части Босфора по берегам разбросаны небольшие городки, тесно уставленные домиками, с торчащими кое-где среди них минаретами.

Еще одна достопримечательность Проливов - это крепости, стоящие одна на подходе к Стамбулу со стороны Черного моря, другая на изгибе пролива Дарданеллы со стороны Средиземного моря. Сложенные из ровного, правильной формы камня, очевидно, с очень толстыми стенами, эти крепости были когда-то хорошими стражами пролива, и пушки в их бойницах были надежной гарантией безопасности города со стороны моря. Возможно, и по сей день в казематах установлены и поддерживаются в боевой готовности грозные орудия.

За Босфором расстилается Мраморное море. Море так назвали за месторождения мрамора, из которых черпали материал вдохновенные греческие и римские скульпторы и зодчие. Но в тихую погоду с рассветом вода в море кажется белесой, приобретает розоватый оттенок и становится похожей на мрамор. Так что еще не окончен спор чье авторство в названии моря - физиков или лириков.

Перед выходом из Дарданелл на Европейском берегу стоит огромный обелиск, выполненный из серого бетона. Колоссальный, метров пятьдесят в высоту, бетонный "стол", опирающийся на четыре толстенные "ножки". Смысл его я так и не смог понять.

Чем ближе к Средиземному морю, тем заметнее вода меняет свой грязно-зеленый оттенок на чистый глубокий ультрамарин. Уже от одной прозрачной синевы становится ощутимо свежее. Кажется, что это синее небо стало плотнее и превратилось в море, полностью сохранив свои качества прозрачности и легкости.

***

Сразу за Дарданеллами произошла встреча нашего корабля с СКР "Сдержанным". Корабли свободно маневрировали друг возле друга и командиры по верхней громкоговорящей связи переговаривались, называя друг друга по имени: "Витек, Коля". Был вечер, море абсолютно гладкое. Корабли казались темными и грозными монстрами переговаривающимися о своих житейских делах. "Сдержанный" шел на отдых и ремонт в Севастополь, а мы заменяли его на службе в Средиземке.


Рецензии
Идёт наш эсминец "Совершенный" через Босфор. Катерок турецкий рядом крутится. На нём фотограф.
Матрос Попов приносит на ГКП зеркало из кубрика и пускает солнечного зайчика турку в объектив. Турок машет кулаком, а катерок переходит на другой борт корабля. Сюда, мол, зайчика не пустите.
Но матрос Попов приносит второе зеркало и системой двух зеркал опять засвечивает турку глаза. Тот машет уже двумя кулаками и что-то кричит.
Голь на выдумки мудра.
----------------------------------------------------------------------------
У Вас хорошая память и наблюдательность. Столько подробностей о Босфоре!
А "шапку" из трубы пустили под мостом?
Сейчас там три моста и два тоннеля. И канал собрались вырыть параллельно проливу.
Ай да турки!

Сергей Збродов. (74-77)

Валентина 7   23.07.2022 01:04     Заявить о нарушении
Шапку не пускали. На "Разительном" ГЭУ состояла из двух газовых турбин. От них дым сизый и прозрачный, да ещё сама труба была сделана для рассеивания струй газов и смешивания их с холодный внешним воздухом. Все для уменьшения заметности в инфракрасном диапазоне.
Так что, не было технической возможности для "шапки"

Дмитрий Кашканов   25.07.2022 15:21   Заявить о нарушении
Ваш "Разительный", оказывается, был в то время суперсовременным кораблём. А я сразу не разобрался. Теперь прочёл в интернете. Да жаль, что и его уже нет.
Ваш двигатель был готов к походу за две минуты, а на нашем пароходе за два часа. Пока вода не превратится в пар. Но всё равно я доволен, что удалось послужить на "старинном" флоте. Ретро!
А кто нас спрашивал? Куда послали, там и служили. Наш третий взвод из "учебки" традиционно должен был идти на подлодки, но писарь ошибся и мы оказались надводниками. Судьба? Или чья-то "лапа"?

Сергей Збродов

Валентина 7   25.07.2022 20:18   Заявить о нарушении
Насчёт современности, то именно так. По системам вооружения мы "удельно" шли впереди проектов 1134 и обогнал нас лишь "Слава" в 1982 году.
Вообще, проект Буревестник оказался удачно и живуч. По его стопам до сих пор фрегат строят.

Дмитрий Кашканов   28.07.2022 15:02   Заявить о нарушении