Строили мы строили

Этот рассказ посвящён нескольким весёлым международным проектам, в которых мне довелось принимать участие.
Я долго удивлялся всем странным и непонятным вещам, которые происходили в процессе строительства и однажды решил, что нужно об этом написать.

ПРОЕКТИРОВЩИКИ

Проектировщики для нашего проекта были подобраны с особым изощрённым вкусом. Все они были иностранцами, при этом (как выяснилось) не все имели отношение к проектированию.
Был у нас один проектировщик (назовём его Аваро), он отвечал за строительные конструкции.
После начала строительства, в момент, когда большое количество конструкций уже было изготовлено – было обнаружено, что в чертежах имеется серьёзная ошибка.
Субподрядчик принёс Аваро чертежи и указал на ошибки. Аваро посмотрел на них и заявил: «ничего страшного, мы поправим ошибку и выпустим новую ревизию чертежей». Но большое количество конструкций уже было изготовлено с неправильными размерами (по ошибке проектировщика). На что Аваро также невозмутимо ответил: «Переделайте».
Хочу отметить, что стоило это всё больших денег.
 
Однажды Субподрядчик на монтаже столкнулся с проблемой: из-за ошибки в размерах чертежей зазоры стыкуемых элементов получались очень большие и не попадали в допустимые диапазоны стандартов по сварке элементов. Естественно Субподрядчик обратился с запросом к проектировщику (Аваро) – как быть?
Аваро долго изучал этот вопрос, потом подошёл ко мне (а я работал в отделе контроля качества) и сказал, что Субподрядчик может заварить конструкции так, как захочет. Я объяснил ему, что для осуществления данных работ должна быть обоснованная технология (соответствующая стандарту), а существующий большой зазор не позволяет соединить элементы сваркой. На что  Аваро мне ответил, что он нашёл в ИНТЕРНЕТЕ статью в журнале, предполагающую, что данные элементы с таким зазором ТЕОРЕТИЧЕСКИ заварить можно! И это был ПРОЕКТИРОВЩИК!!! Правда, его потом всё-таки уволили.

Интересный случай произошёл при согласовании изменения в проекте: Субподрядчик в своём запросе на изменение проекта указал: «прошу Вас разъяснить, какой необходимо использовать материал, не указанный в рабочем чертеже?». На что он получил ответ: «Согласовано!». Но до сих пор не понятно, что, же именно согласовано?
Другой случай был связан с запросом Субподрядчика на изменение толщины слоя краски. В ТУ на проект была указанна минимальная толщина слоёв (например: 100 мкм). Субподрядчик сделал запрос на уменьшение слоя до 50 мкм. Ко мне пришёл ГИП, посоветоваться, как быть? И говорит, что нужно согласовать изменение. Я показал ТУ проекта (Заказчика) где чётко указана минимальная толщина слоёв, на что ГИП отреагировал так: «мы изменение согласуем, а ниже мелкими буквами напишем: минимальная толщина слоёв должна соответствовать требованиям ТУ!». Вот такой ГИП!
Однажды субподрядчик запросил указать российский аналог типа трубопроводного фланца для соединения с иностранным фланцем из-за отсутствия материала. Проектировщик долго-долго искал аналоги, потом пришёл к нам в отдел и сообщил: нужно ставить вот этот фланец. Инспектор нашего отдела посмотрел на два соединяемых фланца и сообщил молодому иностранному проектировщику следующее: «всё хорошо, материал, размер, … кроме одного – количества отверстий под болты и расстояний между ними!». Оказалось, что проектировщик даже не обратил внимания на то, как фланцы должны соединяться (в его варианте – четыре отверстия, а в присоединяемом фланце – шесть!).
РУКОВОДСТВО и СПЕЦИАЛИСТЫ
Одно время руководителем строительства был прислан иностранный «специалист». Назовём его Кит.
На одном из совещаний по вопросам строительства, Субподрядчику было указано на то, что они не связывают арматуру проволокой. Субподрядчик объяснял, что в некоторых местах выполнить данную операцию трудно. И в этот момент Кит, который, как правило, молчал, берёт ситуацию в свои руки и говорит: «арматура – это же металлические штыри».
Субподрядчик: «да!».
Кит: «они устанавливаются по контуру (он увидел схему на столе), ну и обвяжите их проволокой!»
Субподрядчик пояснил: «вопрос возник по арматуре находящейся не по контуру, а для армирования внутренней части фундамента».
После чего Кит  искренне удивился: «там ещё есть арматура внутри???»
Оказалось, что Кит до этого всю жизнь занимался обувью и даже не имел поверхностного представления о технологии строительства!!! Впоследствии его уволили.

Однажды к нам прислали ещё одного иностранного «специалиста», который разговаривал исключительно на итальянском языке (как у нас говорили только на языке своей мамы), хотя по условиям контракта и по указанию руководства сотрудники компании должны были разговаривать на английском. Так вот этот человек долго ходил по коридорам и со всеми разговаривал по-итальянски. Люди внимательно его слушали, и извиняясь говорили, что не понимают его, но на следующий день он опять подходил ко всем и всё равно что-то оживлённо рассказывал на итальянском.
Когда же настал момент узнать, чем же он будет заниматься (через другого итальянца) – он пожимал плечами и говорил: начальник механических работ, а может быть строительных, а может электрических или любых других, пока я ещё НЕ РЕШИЛ!». Вот так! Хорошо, когда есть выбор!

Квалификация некоторых иностранных «специалистов» вызывала очень большие сомнения: так по запросу о предоставлении деталировочного чертежа соединения элементов, российским специалистом был предоставлен чертёж, выполненный по всем правилам ЕСКД (единой системы конструкторской документации) и международным нормам. После долгого изучения данного документа иностранным «специалистом» он попросил лишь одно: «а можно чертёж разукрасить разными цветами, чтобы было понятно?». Чертёж этот «специалист» прочитать не мог без разукрашки!
Вообще любовь иностранных «специалистов» к разноцветию удивляла. Так, например, после запроса о подготовки пакетов документации на  гидравлические испытания (который опять-таки был выполнен российским персоналом) иностранный «специалист» после детального (более месяца!) изучения документации (20 листов) принёс откорректированную редакцию пакета, в которой акты были разукрашены в разные цвета (и всё!!!).
Также заслуживает пары слов одна сотрудница (иностранка Лия), занимавшаяся получением сертификатов и сопроводительных документов от поставщиков и которая, на мой взгляд, не могла выполнять эту работу ввиду того, что просто не понимала ни принципа, ни содержания документов (они были без перевода на английский), но исправно писала ответы на запросы.
Так, например, строительный отдел запрашивает у неё сертификаты, скажем на болты, она тут же высылает сканированную версию сертификата, … но на ГАЙКИ! И тут же информирует высшее руководство, что сертификаты на запрашиваемые материалы предоставлены.
Был ещё случай (с ней же): Субподрядчик просит предоставить Разрешение Ростехнадзора на применение оборудования на объекте (в соответствии с требованиями норм и правил), на что Лия пишет ответ, что Разрешение Ростехнадзора на применение оборудования на объекте – НЕ ТРЕБУЕТСЯ! (и всё тут!). Её потом уволили.

СУБПОДРЯДЧИКИ

Субподрядчики для нашего весёлого проекта также были подобраны весёлые.
Так, например, перед началом работ к нам пришла представительница ПТО субподрядной организации (ИНЖЕНЕР) с целью проконсультироваться по вопросам подготовки проекта производства работ (ППРа). Я, было, приготовился объяснять, что ППР должен быть разработан на основе рабочих чертежей, должен содержать технологические карты на отдельные виды работ; карты (схемы) на контроль качества работ; мероприятия по охране труда и безопасности и т.д., но она спросила меня только об одной вещи: «Я слышала, что у вас в отделе есть один документ для осуществления работ по строительству, …., мммм, как же он называется, ……., мммм?».
Я стараюсь помочь: «рабочие чертежи?»
- Она: «да нет, они вроде бы есть».
Я: «Генплан?».
Она: «да нет, он вроде бы тоже есть».
И тут кто-то из нашего отдела, разговаривавший в данный момент по телефону упомянул СНиП. И тут она закричала: «Вот-вот, мне нужен СНиП!».
Повторюсь что это ИНЖЕНЕР ПТО!
База нормативной документации у меня была хорошая, и я решил ей помочь и спросил: «Какой СНиП ей нужен?». На что она быстро выпалила: «Первый! СНиП номер один!».
Для справки: СНиПа с таким номером не существует и никогда не существовало!
После этого весь отдел был под столом и потом смеялся целую неделю!

Другой случай также был связан с оформлением ППРа. Представительница отдела ПТО (тоже ИНЖЕНЕР) другого Субподрядчика зайдя в наш отдел, сразу с порога заявила: «Почему Вы требуете с нас какой-то ППР?», а после того, как мы объяснили ей требования норм, договора и Заказчика о необходимости предоставления ППР, она потребовала: «тогда выдайте мне МЕТОДИЧКУ на составление ППР!». Профессионализм -  страшное дело!

При запросе о необходимости предоставления сертификатов на материалы (а мы строили стационарный завод на территории города), Субподрядчик предоставил сертификат о возможности использования материала на речных судах от Речного регистра. На вопрос: «куда поплывёт наш стационарный завод», представитель субподрядчика ответил: «А вдруг!».
Весёлые ребята.
Сечение строительных конструкций на исполнительных чертежах выполнялось весьма причудливым образом: указывались не только разрезы конструкций, но и разрезы, изображённых рядом стропальщиков (человечков, с ручками, ножками, но без голов). Но самое интересное, что эти документы были подписаны руководителями компании (очень серьёзными людьми)!
Иногда секретари некоторых Субподрядчиков, бездумно составляя приказы о назначении ответственных лиц, вставляли приказ в заготовку письма, которые также бездумно подписывались руководителями Субподрядной организации, и получалось следующее:
Приказ.
Назначить ответственным за производство строительно-монтажных работ, начальника участка «такого-то».
С УВАЖЕНИЕМ, директор ООО…
Печать, подпись.
Некоторые работники субподрядных организаций обладали пуленепробиваемым интеллектом.
Был такой случай:
При сдаче законченного объекта Субподрядная организация должна сдать оригиналы рабочих исполнительных чертежей с отметкой ответственного производителя работ о соответствии выполненных работ требованиям проекта, или о внесённых изменениях.
Так вот, приходят работники от Субподрядчика и спрашивают, как оформить рабочие чертежи.
Я объясняю, что по требованию Заказчика должна быть запись или штамп: «Выполнено по проекту», подпись ответственного представителя исполнителя, расшифровка подписи и печать. На всякий случай делаю копию.
Внимательно слушают, благодарят, уходят…
Приносят чертежи с какой-то закорючкой.
Спрашиваю: «Где отметка о соответствии, о чём я рассказывал и давал образец (копию)?»
Говорят, что закорючка – это и есть отметка, а мой образец они потеряли и ничего не помнят.
Ладно, объясняю, что такой вариант не прокатит и технадзор Заказчика его не примет (так как у нас было по этому поводу совещание).
Объясняю всё по новому, делаю новую копию.
Внимательно слушают, благодарят, уходят…
Приносят чертежи: около закорючки надпись: «Без изменений».
Спрашиваю: «без изменений чего?»
Говорят: «Вообще без изменений!»
Думаю - ладно! Объясняю: Заказчик официально передал перечень приёмо-сдаточной документации (также официально переданное им), где конкретно указано, что должна быть запись или штамп: «Выполнено по проекту», я же давал копию образца ДВА раза!
Говорят: «А мы подумали, что так пойдёт». Забирают чертежи, уходят.
В это время получаем от других работников этой компании Журналы общих работ и Акты.
Начинаю их проверять и обнаруживаю, что подпись ответственного работника, скажем Хорошева, типично начинается на «Х». Вспоминаю закорючку – не похоже вообще!!!   
На следующий день, приносят КОПИЮ чертежа с надписью «Выполнено по проекту» и с той же кривой закорючкой. Молча, показываю журнал и акты с подписью их работника (ответственного). Переглядываются, говорят: «Да, чего-то не похоже!». Ещё говорю им, что нужен ОРИГИНАЛ чертежей.
Забирают чертежи, уходят.
На следующий день приносят чертежи (оригиналы), написано: «Выполнено по проекту», подпись, как в журналах и актах! У всех слёзы!!!
Хотелось бы также отдельно отметить, что зачастую на позициях инженера (т.е. специалиста с высшим техническим образованием) оказывались переводчики, библиотекари, учителя музыки и даже один раз я встретил боксёра и балерину (но это были блатные детки).
Но самым недосягаемым в этом вопросе был один субподрядчик, у которого в ПТО (производственно-техническом отделе) работали: школьница, шиномонтажник, массажистка и ... как бы помягче сказать, ..... бывшая фея. Причём не зубная, а ночная. При этом на позиции ведущего инженера была ШКОЛЬНИЦА!

А однажды у нас появился один парень, который сразу заявил, что его пристроил папа, а сам он закончил какой-то кулинарный институт и в строительстве ничего не понимает, поэтому делать ничегл не будет!
Хотя бы честно.
Его потом уволили.
Хочется отметить, что некоторые иностранцы приезжали просто отбывать номер. Был у нас такой случай: каждую неделю мы осуществляли обход строителной площадки с инспекцией работ, куда вызывался Менеджер по строительству Подрядчика. В назначенное время все собрались, а этого менеджера нет. Ну ждём 15 минут - его нет! Ждём полчаса - его нет. Звонили в офис, узнавали. Говорят минут 40 назад ущёл на площадку. Проходит почти час, все уже забеспокоились и послали за ним гонца. Оказалось, что этот начальничек просто заблудился, так как даже не знал, где идет строительство, а работал он уже почти год. Вот так вот!

РУКОВОДСТВО

Это такие ребята, которые достигли высшей степени некомпетентности и попадались двух видов: блаженные шизофреники и мастера стиля "орут дебилы-дауны".
Так, яркий представитель первой группы, собрав нас на таунхолл, спросил: "А вы видели вертолёт?".
Ну мы все переглянулись, но подумали: вроде бы человек на позиции проджект менеджера ерунду не скажет, Ну и закивали все: мол да, видели!
Он не унимается и заявляет: "Ведь это же настоящее волшебство!"
Его потом уволили.
Типичный представитель второй группы постоянно так орал и брызгал слюной, что было непонятно: припадок у него или это он что-то хочет сказать.
Таких почему-то у них любят.

ПРОВЕРЯЮЩИЕ

Проверяющие были тоже класса фёст (первого)!
Приходит к нам проверяющий инспектор технадзора и представляется:
Владимир Пупкин, аттестованный специалист сварочного производства, аттестованный специалист неразрушающего контроля, эксперт, бла, бла, бла….
Покажите исполнительную документацию по сварке.
Говорим, пожалуйста, вот вам папки с отчётами, заключениями по неразрушающему контролю, журналы по сварке и т.п.
Говорит – я проверю.
Долго, долго изучает документы (а мы то, знаем, что в данный момент информация не полная – объёмы контроля ещё не выполнены – в работе, некоторые журналы на исправлении и т.д.). Ждём соответствующих замечаний.
Приходит, говорит: «Я всё проверил, в целом – всё ХОРОШО! Только в заключениях по неразрушающему контролю сварных соединений трубопровода стоит отметка «ДНО». Это мне понятно! Но мне не понятно, почему не проверены стенки и потолочная часть трубопровода?»
Для справки: когда по результатам контроля сварного соединения не обнаруживается дефектов, то делается отметка: «ДНО» - что означает: Дефектов Не Обнаружено!
После чего, на протяжении получаса, в нашем офисе (а все работники – действительно аттестованные специалисты) – стоял гомерический гогот!
Парень ушёл с глубоким убеждением, что имеет дело с недоумками.
Был случай, когда после проверки и приёмки большой партии материала, например: высокопрочных болтов, мы обнаруживали, что к ним шёл сертификат, подтверждающий, что болты сделаны из СТЕКЛА! Так что поставщики тоже иногда веселяться!
А один раз в сдаточное досье вложили сертификат, который состоял исключительно из значков (смайлики, символы). И ведь куча народа до нас это "проверяла".

СДАЧА ПОСТРОЕННОГО ОБЪЕКТА В ПУСКОНАЛАДКУ

После завершения строительных работ осуществляется передача построенного объекта на другой этап, например в пусконаладку.
При этом осуществляется трёхсторонний обход с оформлением дефектной ведомости, в которую заносятся недоделки. Например: подкрасить повреждённые места, повесить таблички и т.п.
А когда строительство находится в финальной стадии и все сроки вышли и деньги потрачены, то доделка становится серьёзной проблеммой.
Так вот наш хитро...опый Подрядчик придумал такую штуку: написать в дефектной ведомости "Доделать объект".
И вуаля!


Рецензии