Дети блокадного Ленинграда в Сибири

               
            В сентябре 1941 года фашистская армия захватила город Шлиссельбург, и кольцо блокады вокруг Ленинграда замкнулось. В городе, в котором проживало более двух  миллионов человек, ввели продовольственные карточки..
                Эвакуация населения началась лишь осенью 1941 года. В январе 1942 года появилась Дорога жизни. На лед Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой дороге пошли грузовики.  Ее назвали  военно-автомобильной дорогой № 101. Эшелоны с ленинградскими  детьми  и женщинами в Зауралье  начали поступать в декабре 1942 года.
                В нашем, Армизонском районе, существовало несколько детских домов и интернатов для детей-сирот, эвакуированных из блокадного Ленинграда. В июне 1945 года, после расформирования  некоторых детских домов, и у нас,  в  с. Южно Дубровном   появились маленькие ленинградцы.
                Одним из воспитателей  в д. доме, работала Мария Кузьмовна Шевелёва. Директорами  были Ермил Тимофеевич Киприн, Пётр Алексеевич Зарубин, Дмитрий Петрович Артюхов.  За пределами села детскому дому была выделена земля. На 6 гектарах ребятня, вместе с работниками детдома, выращивала зерновые культуры – пшеницу, овёс, ячмень,  на 2,5 га — картошку, капусту, морковь,  свёклу. Кроме этого, при детском доме  держали  несколько дойных коров, телят, свиноматку, лошадей и быков. Для животных заготавливали сено на специально отведённых угодьях. Для этого набирались внештатные работники. Помогали подняться ленинградцам и наши рыбаки, которые поставляли на кухню детского дома недорогого карася. На берегу поджильного озера стояла для детей и сибирская баня. Ее топили три раза в месяц. Три раза в месяц меняли и постельное белье.
                Бывший воспитатель ленинградцев Мария Кузьмовна жила   на улице Молодежной, напротив моего дома. Она говорит, что в 1950 году детский дом был расформирован. Девочек сопроводили  в Уктуз, мальчиков в Истошино, а кому то из приезжих из города на Неве уже предстояло трудоустраиваться. Но были и печальные случаи. В соседнем Упоровском районе, в селе Емуртла, тоже был детский дом, в котором жили 150 эвакуированных ленинградцев. Это были дети творческих работников. Голод, долгая дорога в Сибирь так  истощили защитные силы этих детей, что 14 из них умерли уже у нас, в Зауралье.
           Мария Кузьмовна еще долго получала благодарные письма от мальчишек и девчонок,  которым она  заменяла их матерей.
Ленинградцам, умершим в Емуртле, поставлен памятник.
На снимке: 1 мая 1949 года.
.


Рецензии
Родные рассказывали:
В их деревне на Южном Урале разместили детский дом с Москвы. Родные взяли девочку на воспитание. Она выросла, вышла замуж. А после войны уже её нашла мать, связалась с деревней. Но молодая женщина отказалась родную мать признать, сказала, что у неё есть родители, другой матери не нужно. Она так и продолжила считать моих родных за своих истинных родителей.Мама училась в войну. В их классе и дети с Москвы, и дочь директора детского дома. Она и дети эвакуированные -голодные! А дочь директора на переменах ест дефицитные продукты!!! Воровали у детдомовцев! Тех хорошо бы кормили, да директриса воровала! Было и такое.

Татьяна Немшанова   07.10.2023 06:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.