Пионерский конвой. Части 7-10

Часть седьмая.



       Мишке достался вагон  перед штабным, что само по себе уже ничего хорошего не сулило. Он сразу понял , что расслабона не будет. Выбрав себе место поближе к проводнику он подсел к группе пацанов . Мест катастрофически не хватало , были заняты все полки плацкартного вагона и даже оттуда ,  где обычно хранятся свернутые в рулон матрасы торчали чьи то ноги. Люди сидели по трое четверо на лавке , но теснота поначалу не сильно раздражала.
 


         Не далеко от Москвы к эшелону подцепили еще несколько вагонов с пятью сотнями призывниками. Командир конвойного взвода , теперь уже командир или комендант эшелона , заметно нервничал. Но ладно еще огромное количество людей , это еще полбеды.



        Главная беда , что почти у каждого призывника, в грелках, в кульках , в банках закамуфлированных под соления оказалась водка или самогон. Кроме этого выяснилось что спиртным под завязку были забиты купе проводников и их не доступные шхеры. Такие рейсы , по традиции , являются *золотыми* для поездных бригад. Водка , стоившая в то время где то пять рублей двадцать копеек , мгновенно поднялась в цене сначала до чирика , а потом и до двадцати пяти рублей за бутылку.



        Призывники, поначалу еще слушавшиеся Мишку и внимающие его рассказам про моря и дальние походы , которые Мишка сочинял на лету , лишь бы удержать внимание, через несколько часов стали борзеть . Если поначалу они еще выходили курить в тамбур , то уже через часа три четыре курили прямо в вагоне,  посылая Мишку и отчаянно метавшихся по эшелону офицеров откровенно на... Командир матерился в штабном вагоне проклиная тот день и час когда он согласился на эту долбанную командировку . - Это какому б. гению, какому дол..у  взбрело в голову , что сорок человек охраны и это включая офицеров , смогут обеспечить порядок среди двух тысяч обезбашенных баранов...

 

         - А вы , вы куда смотрели ? Как вы их досматривали ? кричал он на Мишку и его товарищей по несчастью . - Как можно было пропустить столько пойла в поезд.? - Мы досматривали личные вещи , приказа шманать по полной - не было , угрюмо насупившись оправдывались конвойные. - Тем более, свое они уже по любому должны были выпить . Но тут , товарищ командир , засада , в виде проводников и похоже бригадир поезда  с ними заодно.



       Поезд несся на всех парах , вне расписания , по направлению к заветному Пионерску.. Мишка бегал по вагону , перешагивая через тела  и ноги , разнимая вспыхивающие то тут то там конфликты , грозящие перерасти в драки , вмешиваясь в споры и ругань пацанов . Он старался изо всех сил , А надо еще было и за проводницей приглядывать . Кроме этого приходилось выносить в тамбур блевавших и укачавшихся и держать их там за воротник между стыками вагонов , пока те не отдышаться.



       На не многочисленных остановках , по пути следования , вероятно там, где проходила смена локомотивных бригад , надо было брать автоматы и выходить наружу , в мороз. Но мороз не раздражал, а даже наоборот - радовал. Можно было отдышаться и поговорить с конвойными. - Ну как , тебе наливают ? - Да, конечно - А дерутся ?  - Да нет , ничего особенного . - А мои уже спят , угомонились вроде.



        Конвойные , после первого выхода наружу еще сдавали автоматы , а потом уже стали брать их с собой , отстегнув и положив магазины в подсумок.



        Попыток бегства из эшелона - не было . Под утро эшелон заснул и можно было отдохнуть в штабном вагоне . И там выяснилось , что увы не все из них смогли удержаться от щедрых подношений . В закрытом купе спал мертвецки пьяный конвойный , без ремня и ботинок . Но не это самое страшное , а то что бедолага  ухитрился потерять свой автомат . Слава Богу , что мичман , обнаруживший его в таком виде , догадался сразу же вызвать конвойных и досмотреть вагон . Автомат был найден на багажной полке , вместе с полным подсумком . А если бы не нашли его сразу , страшно даже представить , что могло бы произойти попади он в руки призывников...


 Часть восьмая.



        Следующий день и наступивший за ним вечер , прошел без происшествий. На призывников вдруг напала похмельная тоска , были не слышны громкие разговоры , и только изредка кто то нырял в купе к проводнице,  за спасительной дозой . По слухам стоимость водки дошла уже до полтинника . Затем вдруг начался приступ необъяснимой нежности и интереса к конвойным . Пацаны стали подсаживаться к Мишке и другим старшинам сами и расспрашивать их о службе , о доме и конечно же о *дедовщине*.




       Надо было что то рассказывать и он говорил , говорил с ними . Рассказывал о корабле , о порядках , как писанных так и не писанных . Объяснил , что на корабле не *дедовщина*, а *годковщина* , но она не так ужасна и ее можно пережить. Памятуя договор с другими конвойными он не рассказывал всей правды , а многое и приукрашивал. И пацаны успокаивались . Почему то всем хотелось Мишке что нибудь подарить , они снимали с себя часы и совали их в Мишкины карманы , совали какие то брелки, зажигалки . Кое кто добровольно отдавал грелки с не допитым спиртным . - Бери товарищ военный , нам не жалко..все равно все отберут .




      В штабном вагоне шел активный обмен подарками , некоторые даже раздобыли себе полный комплект постиранной , модной *гражданки*. Изредка заглядывали офицеры и со словами - Что , трофеями хвастаетесь, мародеры ? уходили , понимая , что это уже не доказуемо , да и не обязательно было пылить из за каких то там старых часов .

Часть девятая.



        В Пионерск эшелон прибыл поздним вечером. Шел неприятный снег с дождем , было ветрено и зябко. Конвой построил пацанов в последний раз и сдал их , дважды пересчитав , комендантскому взводу, состоящему сплошь из морпехов. Морпехов было намного больше  взвода конвойных. И были они какие то огромные и совсем не добрые... Эшелон разбили на коробки , по сто человек и повели пешком в сторону , так и хочется написать концлагеря ... Настолько увиденный местный сборный пункт не напоминал уютный Железнодорожный . Даже Харьковская Кацарская пожалуй была в разы привлекательней . Морпехи не стеснялись уже дать пинка отстающим или толкнуть в спину . Возможно здесь так было принято.

 

        Может быть просто наступившая темень и снежная метель не позволила разглядеть местные красоты , но почему то у Мишки навсегда осталась в памяти не приглядная картина из забора , старой казармы , вероятно еще немецкой , времен войны  и навеса , без стен , куда загнали всех вновь прибывших. Снег хлестал озябших пацанов , они жались друг к другу пытаясь согреться . И помочь им было уже невозможно.



        Взвод опоздал на ужин , так что оценить местную кулинарию так и и не пришлось , наверное к счастью. У конвоя осталось много сухпая так и не начатого в поезде и уехавшего вместе с проводниками своеобразным многотонным довеском к их и без того не хилому , алкогольному барышу. В казарме, которую выделили взводу пацаны согрелись , выпили по немного водочки из спрятанных под бушлатами грелок и расслабились.



        Отогревшись Мишка вышел покурить в широкий коридор казармы . Там напротив лестницы, лицом к ней , навытяжку , стоял дневальный . В мешковато сидевшей на нем черной шинели и огромной шапке ,явно не по размеру головы. Лицо его было бледным и каким то загнанно испуганным. Срок службы был написан , что называется , на лбу. Спрашивать было не надо и Мишка не стал ни о чем его спрашивать , а только отметил про себя , в очередной раз , как нелепо смотрится шинель . То ли дело удобный , красивый бушлат . Не любили на флоте шинели , как не любили и не носили теплое белье и всякие там солдатские  тренчики для робы. Даже поздней осенью  , в  холод , никакой уважающий себя *гражданский* не сошел бы домой на дээмб в шинели . Только в бушлате. А даже если бы и сошел, то домой в шинели и зимней шапке , он точно бы не появился.

 

         По лестнице поднялся какой то сержант - морпех, не спеша снял сапоги и кинул их прямо в дневального , ни сколько не смущаясь Мишкиного присутствия. Дневальный поймал сапоги и мгновенно нырнул в свою тумбочку, где лежали сапожные щетки и еще какое то барахло . Сержант сказал что то не приятно грубое и пошел в свою комнату , в носках. Дневальный принялся начищать сапоги старательно орудуя щеткой.




        Мишка закурил, стараясь не смотреть в сторону дневального. Не буду тут врать , распинаясь дифирамбами, про прекрасную корабельную жизнь .
Конечно не все было в шоколаде , были и тычки и подзатыльники и скворцы в грудь. Ну а уж грубых слов в свой адрес и матов Мишка наслушался вдоволь. Но ,почему то  именно в этой плохо освещенной казарме , с покрашенными в казенную краску стенами , он вдруг пронзительно остро , всем сердцем , ощутил разницу между берегом и кораблем.




        Не смотря на все обиды и пинки, не смотря на все оскорбления и подзатыльники , на корабле это было как то не так унизительно , как то даже оправданно. Заснул на дежурстве, плохо сделал приборку , покурил в неположенном месте , не спросил *добро* при спуске в кубрик. То есть говоря совсем грубо - хорошего пинка еще надо было заслужить... Но никогда , за все полтора года своей *карасевки*, Мишка не драил ничьи ботинки, не стирал ничье белье , это было табу . И только пару раз , получил по уху не заслуженно, просто не удачно попавшись под руку какому то *подгодку* или *годку*... Возможно кто то сейчас скажет , что ему повезло, возможно, но это чистая правда.



        Из комнаты , с полотенцем через плечо , в тапочках, вышел тот самый сержант морпех , и не спеша направился в сторону Мишки доставая из за уха сигаретку. - Ну что земон , покурим ? спросил он щелчком выбросив погашенную спичку мимо ведра для окурков. - Покурим , но вообще то я из Харькова , а ты? ответил Мишка вопросом на вопрос. - Да какая тебе разница , усмехнулся морпех . - Откуда духов пригнали ? - Из Подмосковья , ответил Мишка.. - А Москва столица , это гуд , смотрю упакованны они не плохо . Мишка подумал и ответил - Да нормально упакованы, тебе то что ? - Не скажи браток, это как раз большая разница откуда народ .  - Тут бывает , целый месяц, только голь перекатная валит , поживиться - нечем. Мишка понял . И не много поколебавшись спросил , а ты вообще то где служишь и сколько ? - Да тут и служу уже полтора года как , но нас тут не много , когда народ прет , как сегодня ,  то и прикомандированные помогают.
 Разговор не клеился . Морпех докурил и пошел в свою комнату , походя громко щелкнув дневального по уху , тремя пальцами .



        Мишка смотрел в след не спешно удаляющемуся сержанту и думал. Вот придет это ЧМО домой, в красивой морпеховской форме , весь , как елочка увешанный значками и будет рассказывать сказки о дальних походах и о том , как он прыгал в акваланге с парашютом прямо в Бермудский Треугольник. И почему то , в первый раз за всю командировку ,Мишка  пожалел , что не было под рукой автомата...

Часть десятая.



        Утром взвод погрузился в автобус и поехал в сторону вокзала. Погода так и не наладилась , все тот же снег с дождем и пронзительный ветер. Под навесом , все так же стояли их вчерашние попутчики , но в их глазах уже не было видно той вчерашней , бесшабашной смелости и задора. А было только одно отчаяние и пустота. - Неужели вот так , под этим хлипким навесом , они так и простояли всю эту мерзкую ночь ? подумал Мишка и вероятно не только он один. - Смотри , а у комендантских то рожи , сплошь протокольные , заметил кто то из пацанов . - И на морпехов то они не похожи , если честно, прямо скажем зондеркоманда какая то.



       Уж кого кого , а морпехов то они насмотрелись в Балтийске . На настоящих , злых , худых , подтянутых , в выцветшей от тропического зноя форме , приходящих с боевой , не видевших берега месяцами.. Они видели как те проводят свои утренние зарядки, как  чеканят шаг на парадах . Попасть на губу , когда туда заступила морская пехота - было верхом корабельного невезения , поверьте. Эти ребята вызывали уважение и даже зависть. И как не похожи были на тех красавцев , эти упитанные , наглые , хомячки, расхаживающие сейчас у навеса ,перед испуганной , замершей толпой пацанов , еще и не военных даже, но уже и не гражданских..



       - Товарищ капитан лейтенант , спросил кто то у командира взвода , а куда наши попадут ? - Не знаю , честно ответил командир, но похоже в основном в морскую пехоту и пойдут , кто по здоровью подойдет. - Зато в Афган - точно не попадут . - В Афган нет конечно , а вот в Анголу - легко . Начали прикидывать возможные варианты конвойные. Да мало ли куда еще могли уйти Наши пацаны ... Страна была сильная , Флот - мощным , корабли не ржавели у стенок . Мы  ходили в Гвинею , Сирию , Ливию , Индию , Вьетнам , Кубу. Шла Ирано - Иракская война и наши тральщики тралили мины в Персидском заливе. Мишке оставалось служить еще полтора года и чисто гепотэически он мог еще встретить Своих пацанов . Куда занесло вас братишки??

         СССР оставалось быть сверхдержавой еще целых шесть лет .



         В Калининграде взвод оставил в воинском зале автоматы , под охраной и командир отвел их в кино. Они поели мороженное , попили лимонада . Погуляли по городу совсем не долго. Город  был очень красив , просторный , старинный , весь пропитанный свежим морским воздухом.
 


        Затем, в Риге , тоже не много прогулялись . Командир , хоть изрядно уставший и издерганный за эти дни , не жалел для пацанов своего времени , прекрасно понимая , что возможно больше никогда , многие из этих ребят не увидят Прибалтику. На рижском вокзале, почти полвзвода,были задержаны какими то патрульными солдатами за нарушение уставной формы одежды и за не отдание чести. Но командир и тут выручил , убедив солдатского старлея отнестись к матросам снисходительно и пообещав ему , что лично займется воспитанием каждого из задержанных . И конечно же не выполнил своего обещания..



     В Таллинской Минной Гавани,  взвод сдал чехлы от автоматов и не спеша покурил, под не большим деревцем .. Провинившегося старшину увели в рубку дежурного.


       - Ну все , не повезло пацану , прокомментировал кто то этот факт. - Сейчас его там расстреляют , ответил кто то из бывших конвойных . - Да нет , не расстреляют , хуже , под *елочку* дээмб сыграет , Дедом Морозом будет по коробке шариться... Было ясно , что пацану прийдется уйти на дээмб последним и уж точно не старшиной , а как призывался матросом с чистыми погонами так и сойдет на берег . Причем поговорка * чистые погоны - чистая совесть* была в данном случае не верна , особенно во второй ее части..



       Из рубки вышел  Командир взвода и скомандовал - Становись , но не скомандовал  - Смирно .. Отдал им честь и сказал спокойным голосом - По кораблям, разойдись...


        В Минке лежал уже первый снег , тральщики тихо покачивались у стенки , скрепя на кнехтах заведенными , промерзшими концами . Забросив вещмешок и автомат  за спину , Мишка пошел на корабль , доложил о прибытии дежурному офицеру и не спеша покурил на юте , возле обреза.



       Затем спокойно , не мухой, a как и положено *полторашнику* спустился в свой первый кубрик .  Вытряхнул на рундук содержимое  вещмешка  , достал из за пазухи красную грелку с теплой водкой и сказал - Налетай Братва. Затем улегся в свою коечку на цепях и постарался заснуть. - Пацаны послали кого то на камбуз за кружками, честно разлили водку, стараясь не греметь посудой и выпили. - Миха, слышь химон, расскажи, как оно там на *гражданке* - Отвалите пацаны, завтра расскажу , буркнул засыпающий Мишка.

Вот и рассказываю...



   Сергей Бонд . Таллин 1984 -2013 г.г.
 


Рецензии