Ираида Ивановна

                "Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора,
                но ветер времени безжалостно сметёт его"
                И. В. Сталин.
                Сегодня, 21-12-2013 день рождения маршалов Победы
                — Рокоссовского и Сталина.


Напишу немного о своей бабушке 1891 г р и том времени. Родом она из города Оса, Пермского края. Отец был приказчиком у купца 1 гильдии, быстро спился. Её, с братьями и сестрами удочерил муж ее тетки, тоже купец 1 гильдии (была тогда такая традиция на Руси - не бросать своих родственников). В новой семье, она стала любимицей. Вскоре она сменила отчество с Порфирьевны на Ивановну. Уехала учиться в Питер, закончила Императорскую Академию Художеств – стала инженером-архитектором. Вышла замуж, в 1913 г за экономиста, опять же, купеческого сына.
Революцию они поддержали, дед стоял у истоков кооперативного движения в СССР.

По роду своей деятельности ей приходилось часто подписывать документы в Смольном, в том числе у Г. Е. Зиновьева, позднее у С. М. Кирова, когда он был жив. Это я пишу к тому, мифу, что карьеру в СССР можно было сделать, только состоя в ВКПб, или в КПСС.
В середине 30х годов ей поставили задачу: спроектировать печи, для выплавки первого алюминия в СССР, для самолетостроения. Чертежи она сделала, доступ к ним имели: печник, директор завода, она и тов. Пятаков (копия чертежей хранилась у него в сейфе, в Москве), которого впоследствии репрессировали…

«Пятаков, Георгий Леонидович
С 1930 член Президиума, в 1931—1932 годах заместитель председателя ВСНХ СССР. В 1932—1934 — заместитель народного комиссара тяжёлой промышленности СССР, а в 1934—1936 1-й заместитель народного комиссара тяжёлой промышленности СССР.
 Иосиф Бергер свидетельствовал: «Рассказывали, что в течение последнего года работы в Наркомтяжпроме он часто являлся на работу пьяным, напивался до белой горячки»[5].
 Американский инженер Джон Литлпейдж (John Littlepage), проработавший 10 лет в СССР в 1927—1937 годах, в своей книге «В поисках советского золота» приводит факты саботажа в промышленности, которые не могли происходить без ведома Пятакова[6].» (с)

Тут во французском журнале появляются ее чертежи и подпись, примерно такая:
«такие печи строят большевики, для выплавки алюминия.»
 Сначала арестовали старика печника, потом коммуниста – директора завода. А потом, моя бабушка сама пошла в НКВД и поинтересовалась – какие претензии к ней могут быть?
 Ее стали проверять и ничего антигосударственного не нашли. Свое непролетарское происхождение она не скрывала.
 Вскоре ее назначили начальником Треста учрежденческих домов города Ленинграда.
 
В 1940 году Ираиде Ивановне предложили возглавить строительство Северо-Западного ГУЛАГа.
 Ей давали сразу звание майора, но Ираида Ивановна отказалась. Она поехала вольнонаемным инженером на Колыму – строить порты для рыболовецких судов. К слову — зарплата начальника Треста учрежденческих домов Ленинграда была прилично ниже, зарплаты инженера на Колыме… Т к под ее руководством работали в том числе и зеки, о системе ГУЛАГа она знала не меньше нынешних «разоблачителей». Проработала она там с 1940, по 1943 год.
 
У нее в доме убиралась бывшая подруга Крупской, которую посадили за участие в офицерском заговоре. Она была женой царского генерала, который входил в белое подполье.
 По словам подруги Крупской, ее присутствие на собраниях заговорщиков сводилось к подаче еды к столу, т к прислугу не привлекали во время таких собраний. Но на следствии офицеры показали, что она была, чуть ли не организатором белого подполья, наравне со своим мужем…

Другой случай из рассказов моей бабушки.
В один из лагерей на Дальнем Востоке во время ВОВ отправили нового начальника лагеря. Отправили его по ЖД. По прибытии он начал наводить новые порядки – ежедневные построения и расстрелы заключенных, провинившихся накануне. Причем он их расстреливал перед строем других заключенных, как бы в назидание. Но в результате выработка в лагере не увеличивалась, а быстро начала падать… Другие сотрудники лагеря пытались сообщить о его бесчинствах наверх, но он посадил в радиорубку своих людей, которые пресекали, попытки таких сообщений, а от «стукачей» избавлялись… А зимой из лагеря далеко не убежишь… Но противники нового начальника узнали, что у него есть родная сестра, которую эвакуировали из Ленинграда. Весной они организовали ее прилет и встречу с «братом», сам начальник узнал о встрече в последний момент, когда бежать было уже поздно. Когда женщина увидела "начальника", она сказала – «это не мой брат»… Выяснилось, что настоящего начальника лагеря убили по дороге и заменили на диверсанта…

В 1943 году за хорошую работу Ираиду Ивановну хотели представить к ордену Ленина и оставить работать дальше на Дальнем Востоке. Но она опять отказалась, вместо этого, бабушка попросила, отправить ее как можно быстрее в Ленинград. После ВОВ бабушка занималась восстановлением Ленинграда, в том числе и Эрмитажа.

Еще один штрих о людях той эпохи – ее сын, мой дядя, пропал без вести в конце 1942г. Он призывался в начале ВОВ. Ей предлагали оформить документы и получить льготы. Она отказывалась – т к считала, что приняв льготы соглашается со смертью сына… Так и умерла в коммуналке в комнате в 15 кв метрах, где мы жили втроем, она, мать и я. Хотя эту 6 комнатную квартиру купил ее муж в 1913 г. Но это — несколько другая история.

 
Выйдя на пенсию, она продолжала работать в Ленжилпроекте, чертила и строила дачи, для детских садов и яслей. Умерла в 1973 году.
За свою жизнь, Ираида Ивановна воспользовалась всеми видами транспорта, кроме слона. От подводной лодки, до верблюда, от собак, до вертолета и тд.
 Когда моя мать в 1990 пришла в Ленжилпроект оформлять документы на квартиру, старый сотрудник поинтересовался, кем моя мать приходится бабушке (не однофамилица ли), та ответила, что она – дочь. Сотрудник вспомнил Ираиду Ивановну добрым словом, что то, что она делала одна – за неделю (чертежи) молодые архитекторы делали гораздо дольше…


P/S

Историю пишут победители, как правило проигравшие выступают в негативном свете, что мы и видим сейчас в различных СМИ и с экранов ТВ.
Есть Красная История и есть Белая История России, последняя сейчас «на коне»!
В Интернете можно найти воспоминания белых, о том, как они брали Осу (город в Пермском крае), обстреливали из артиллерии город, а когда вошли удивлялись, почему на улицах много трупов и поврежденных домов... Эти воспоминания доступны, а то, что в доме моего прадеда в Осе была колчаковская контрразведка, не знали краеведы, которые сейчас располагаются в этом доме (городской библиотеке).
Я им сообщил, что хозяев отправили жить в подвал, а во дворе запарывали людей, заподозренных в симпатии к красным, до смерти под барабанный бой... Ираида Ивановна после этого не могла слушать джаз - ей чудились крики умирающих...
А ее брат - участник 1 мировой, после ухода белых из Осы, вступил в Красную Армию, не смотря на то, что их отчим был миллионер и купец первой гильдии...


Рецензии
Этот рассказ - хорошая и интересная информация к размышлению, о сути жизни человеческой.

Игорь Хлебников 3   17.09.2020 16:12     Заявить о нарушении