Детский сад на отдыхе в Манглиси. Очерк

       Это был первый послевоенный год. Несмотря на все возможные трудности, командование базы сумело найти средства на организацию летнего отдыха для сотни дошколят. Отдых малышей был разбит на три потока, каждый из которых продолжался около одного месяца.

       Ежемесячное посещение родителями своих чад было организованным, на тех же военных грузовиках, на которых доставляли в Манглиси детей. Группы детей разместились в арендованных на лето одно- и двухэтажных частных домах манглиссев. Обычно хозяева не позволяли входить  на территорию их приусадебных участков, где зрели помидоры, росли лук, редиска, огурцы       и прочие овощи и зелень.

        В одном из домов размещалась кухня, из которой доставляли пищу      в каждую из групп. Прием пищи проходил в помещениях или на просторных верандах домов. Перед домами справа на пустыре, поросшем колючкой, была церковь, построенная, как и большинство строений в Манглиси, из местного камня (булыжника и ленточного песчаника).

        Метрах в ста от дач была прекрасная сосновая роща, высаженная русским генералом во второй половине ХIX века. Саженцы, которые он заказал  в Сибири, были доставлены в Манглиси за счет этого щедрого военного. Так были заложены на нескольких гектарах земли рощи, ставшие гордостью манглиссцев, усилившие притягательность этого поселка в качестве горного курорта.  В 50-е годы ХХ века возраст сосен достигал примерно 80-100 лет.
   
       Вблизи дач находились склоны гор, на которых нам устраивали воздушные ванны и загорание. С этих высот хорошо просматривались пшеничные поля и прекрасная перспектива гор, покрытых лесом и кустарником.

       Встреча на летнем отдыхе с воспитателем Лидией Дмитриевной Кудрявцевой для меня была большим событием в жизни, которое я оценил много лет спустя. Был июнь 1946 года. У детского сада собрались родители с детьми, которых готовили к отправке на дачу в Манглиси – несколько групп старших    и одну младших детсадовцев. В это раннее, прохладное солнечное утро, наполненное сладковатым запахом цветущей белой акации, родители волновались. Не была спокойной и детвора. Им объявили, в какой из автомашин будет ехать их ребенок. Все сразу  засуетились.
 
       Не помню, кто из родителей провожал меня и моего брата на летний отдых, но, подойдя с ним к машине мы узнали, что мест больше нет и кто-то из работников детского сада предложил посадить меня в машину с детьми младшей группы, где находился мой младший брат. Но это была не моя группа: здесь были малыши, пяти-шестилетки. А мне уже исполнилось семь лет. Со слезами сказал, что с малышами не поеду.

     Увидев рёву, с машины (это была грузовая крытая тентом машина) спустилась уже немолодая, по моим детским понятиям, женщина, подошла ко мне, взяла за руку и попросила у моих родителей разрешения поговорить со мной. Отвела меня в сторонку и, как бы извиняясь, сказала: “Трудно с  малышами ехать. Они такие непоседы. А у меня нет помощника. Помоги мне. А когда приедем, если не захочешь остаться с нами, пойдёшь в свою группу”.

      У меня сразу высохли слёзы: ведь ни один взрослый меня никогда ни     о чём не просил. Эта тётя попросила. А я ведь почти взрослый и могу помочь.   И тетя повела меня к машине, помогла подняться и усадила около себя. Родители были удивлены тем, что я так быстро согласился.

       В машине тетя представилась всем ребятам: “Меня зовут Лидией Дмитриевной, я ваш воспитатель”. Зачитала список группы, убедилась, что все находятся в машине, и объявила: с нами едет мой помощник. И показала на меня.  Я был горд оказанным  доверием.

      Ехали мы в посёлок Манглиси, находящийся в 62 километрах от Тбилиси,  в известный на всю Грузию курортный район в горах, где воздух чист как хрусталь, где сосновые рощи, река Алгети (мы все её называли Алгеткой). Там растут чинары, грецкий орех, яблони, лещина,  кизил, алыча, ежевика, малина. В лесах растёт и дикая груша – панта, которая очень хороша  в августе-сентябре.

       В дороге под руководством Лидии Дмитриевны мы не только пели песни, но и слушали рассказы нашей воспитательницы. Тент, покрывавший кузов машины был без окон, поэтому мы видели лишь дорогу и деревья. Несколько раз останавливались на привал. Наконец мы остановились и услышали команду: “Приехали. Выходите из машин”.

      Дачный  городок, если его так можно назвать, размещался в нескольких частных домах, которые хозяева сдавали каждое лето для отдыха детей из детского сада. Каждая группа имела свой дом. Кухня была одна на все группы  и размещалась в соседнем с нами доме. В каждой группе были выделены комнаты-столовые, куда и  приносили пищу из кухни. Иногда ветер доносил до нас запахи из кухни. Вероятно, с тех пор я люблю запах манки и саму кашу.

      После размещения группы в комнатах дома, Лидия Дмитриевна спросила, хочу ли я остаться здесь или пойду в свою группу. Мне нравилась воспитатель, в группе я уже был за старшего. И я остался в  её младшей группе.

       Лидия Дмитриевна находила нужные слова каждому из нас. Она организовывала занятия в огороде, обучая нас распознавать растения на ощупь. Но перед этим она рассказывала и показывала нам помидоры, огурцы, морковь, кабачки, тыкву, лук. Многие из нас впервые видели,  как растут эти овощи.
Через два-три занятия мы почти без ошибки могли отличить одно  растение от других на ощупь и по запаху.

        Мы всей группой ходили в один из соседних дворов, чтоб восстановить упавшее гнездо ласточки с птенцами. Сколько было радости, когда на следующий день мы увидели, что ласточка не бросила своих птенцов. Слушали в пшеничном поле, расположенном за околицей нашего посёлка,  рассказы о полевых мышах, рассматривали их норы. Узнали о том, для чего они собирают осенью так много зерна и где  его  хранят.

        Она нас учила рисовать не только карандашами, но и акварелью, обучала пользоваться  кисточками. Причём для рисования она специально выбирала время: утреннюю или вечернюю зарю, предгрозовое время или время после дождя, когда из-за туч выглянет солнышко. Она внимательно рассматривала наши творения.

        Казалось бы  ничего особенного. Но мне уже почти 68 лет, а я  до сих пор помню своего воспитателя детского сада. Воспитателя, в общении с которым провёл одно единственное лето. И думаю о том, что со встречей Лидии Дмитриевны у меня проявилось любопытство к природе, желание познать мир растений и животных.

        Вторая встреча с Лидией Дмитриевной состоялась через пятнадцать лет. Она уже работала в  другом детском саду. Окончив училище, я получил назначение в город моего детства. Ко мне, новому непосредственному финансовому начальнику пришла познакомиться и рассказать о своих проблемах Амалия Тиграновна Амирханова, заведующая этим детсадом.

        От неё узнал, что бывший начальник экономил деньги, предусмотренные не только на ремонт помещений детского сада, но и на приобретение игрушек, бумаги и  красок для детей. Пообещал  приобретать на все выделенные средства всё необходимое и своевременно.

        Как бы в подтверждение своих слов она рассказала об одном педагоге, который за свои деньги покупает для детей игрушки,  краски, бумагу, карандаши. Вот недавно приобрела красивую немецкую куклу за 27 рублей при её зарплате 65 рублей в месяц. И  рассказала, как это было. В магазине “Детский мир” на центральной площади города продавали немецкие куклы. Когда педагог-воспитатель увидела прекрасную куклу, попросила выписать счёт, чтобы перечислить деньги через банк. Но ей ответили, что пока вы перечислите деньги, кукол уже не будет. Их распродадут сегодня же.

         Тогда она попросила продавца отложить товар, съездила домой за деньгами и купила понравившуюся ей куклу. Это была лучшая кукла из всех, когда-либо приобретённых для детей этого детского сада. Но не выписала товарного чека или счёта. Когда Амалия Тиграновна рассказала об этой истории начфину и просила каким либо образом оплатить эту покупку, начфин ответил, что все покупки свыше 25 рублей обязательно должны быть оплачены безналичным порядком через банк. Таким образом, педагог-воспитатель приобрела для детей куклу за свой счёт. А это около половины её месячной зарплаты.

         При подготовке ведомости заработной платы я обнаружил выплачиваемую ей 10-процентную надбавку к должностному окладу (6 рублей с копейками). Она, оказывается, стала заслуженным педагогом Грузинской Советской Социалистической Республики. Когда она пришла за зарплатой, к моему счастью, я узнал свою любимую воспитательницу – Лидию Дмитриевну Кудрявцеву.

         В доброй памяти о себе она прошла через всю мою жизнь.


Рецензии